ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 159.316.6.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННЫХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
© Л. А. ГОЛЕНКОВА Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе, кафедра социальной работы и психологии e-mail: [email protected]
Голенкова Л. А. - Социально-психологические характеристики семьи, детерминирующие выбор профессии современных выпускников школы // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 920-926. - На материале практического исследования рассматриваются социально-психологические характеристики родительской семьи, детерминирующие выбор современных выпускников школы. Установлено, что в качестве таких детерминант выступают: социально-экономический статус семьи, система семейных ценностей, эмоционально-поведенческая сплоченность семьи и стиль родительского воспитания. Доказательно представлены результаты, свидетельствующие о том, что выделенные характеристики оказывают различное влияние на выбор профессии в зависимости от позиции единственного, старшего или младшего ребенка.
Ключевые слова: социально-психологические детерминанты выбора профессии, социально-экономический статус семьи, система семейных ценностей, эмоционально-поведенческая сплоченность семьи, стиль родительского воспитания.
Golenkova L. A. - Social and psychological family characteristics determining the professional (career) choice of the high school graduates today // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 920-926. -
The results of the study on social and psychological family characteristics determining the professional (career) choice of the high school graduates today are presented in the article. The estimated determinats prove to include: social and economical family position (status), family values system, emotional and behavioral family unity (integrity) and the parental style of bringing up (education). The characteristics considered have different influence on the career choice made in the position of the only, the elder or the younger child in the family, as the results testify.
Keywords:socialandpsychologicaldeterminatsoftheprofessional(career)choice,socialandeconomicalfamilyposition (status), family values system, emotional and behavioral family unity (integrity),the parental style of bringing up (education).
В XXI веке проблема процесса профессионального выбора требует нового подхода в научном исследовании, что обусловлено трансформациями социально-экономической, социокультурной, нравственной и других сфер жизнедеятельности общества, которые инициируют изменение существующих и возникновение новых факторов, детерминирующих выбор профессии современных выпускников школы.
Проблематика профессионального самоопределения и выбора освещалась многими представителями зарубежной, отечественной психологической науки. Крометого,феноменпрофессиональноговыборавдан-ных теориях, логически связан с научными представлениями о факторах, детерминирующих этот процесс.
Среди разнообразных условий, определяющих эффективность либо неэффективность выбора профессии, особая роль отводится родительской семье,
так как именно она, в первую очередь, обуславливает специфическое развитие личности, особенности ее деятельности [4].
Существующие исследования в большей степени касаются влияния на профессиональное самоопределение отдельных сторон жизнедеятельности семьи, преимущественно имеющих отношение к образовательному, профессиональному статусу родителей и их экономическим возможностям [2]. Вместе с тем, недостаточно изучены такие социально-психологические детерминанты выбора профессии, как система семейных ценностей, а также характеристики семьи, обуславливающие ее функционирование как малой группы: семейная сплоченность, лидерство, эмоциональная близость членов семьи.
Проблема взаимосвязи сиблинговой позиции ребенка и специфических особенностей его профес-
сиональноговыборатакжеподробнонеисследовалась. Исследования в данной области в большей степени касаются вопросов влияния сиблинговой позиции ре-бенканаразвитие:егообщихспособностей (Р. Зайонц, X. Маркус, М. Рунко, М. Баледа, И. В. Равич-Щербо и др.) [3] и личностных особенностей (А. Адлер, А. Фрейд, А. Фромм, Р. Ричардсон, У. Тоумен и др.) [1]. Однако связь семейной позиции ребенка и специфики его выбора профессии остается за рамками исследовательской деятельности.
В этой связи целью нашей работы стало изучение социально-психологических характеристик родительской семьи, детерминирующих профессиональный выбор современных выпускников школы с учетом их семейной позиции.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе эмпирического исследования, которое проводилось в школах г. Пензы и Пензенской области, приняли участие три группы респондентов: семьи, где одиннадцатиклассники являлись единственными детьми; семьи, вкоторых одиннадцатиклассники занимали позицию старшего сиблинга из двух имеющихся детей; семьи, где одиннадцатиклассник - младший си-блинг из двух детей. В итоге были получены данные, свидетельствующие о том, что в качестве семейных характеристик, определяющих содержание выбора профессии, выступают:
1) социально-экономический статус родителей, включающий их образовательно-профессиональный уровень и субъективное восприятие родителями и детьми элементов статуса;
2) системасемейныхценностей,представленная ценностями, характеризующими родителей как само-актуализированных либо как несамоактуализирован-ных личностей; терминальными ценностями детей, семейными традициями и семейными девизами;
3) эмоционально-поведенческая сплоченность членов семьи, и ее составляющие: лидерство в семье; эмоциональная близость ребенка с членами семьи; уровень семейной сплоченности;
4) стиль семейного воспитания, который может быть представлен как отклоняющимся, так и не отклоняющимся поведением родителей.
Выявленные особенности профессионального выбора выпускников школы позволяют сделать вывод о том, что выше обозначенные характеристики родительской семьи оказывают различное влияние в зависимости от семейной позиции ребенка - единственного, старшего либо младшего.
I. Исследование влияния социально-экономического статуса родителей на выбор профессии одиннадцатиклассников проводилось с помощью специ-альноразработанныхсоциально-психологическихан-кет для родителей и детей. В ходе анкетирования были установлены общие и специфические особенности вы-борапрофессии единственных, старшихимладших детей, обусловленных влиянием данной составляющей семейной системы.
Количество выбравших и не выбравших профессию выпускников школы в группах единственных, старших и младших детей практически одинаково (соответственно выбравших и не выбравших профессию одиннадцатиклассников в первой, второй и третьей выборке - 84 % и 16 %; 90 % и 10 %; 90 % и 10 % ).
Число единственных, старших и младших детей, намеренных получить высшее образование в два раза превышает количество родителей с высшим образовательным уровнем. При этом старшие сиблинги чаще ориентированы на профессии, относящиеся к типу «человек-человек»,тоестьсвязанныеактивнымвзаи-модействием (50 %).
Среди единственных, старших и младших детей есть группы детей, которые выбирают такую же профессию, что и родители (единственные дети - 24 %; старшие дети - 23 %; младшие дети - 15 %). Однако в каждой выборке реализация основных компонентов выбора у детей, наследующих родительскую профессию, имеет отличительные особенности.
Единственные в семье дети, наследующие профессию родителей, более активны (фэмп =2,15, для р<0,05) и уверены в выборе профессии (фэмп=2,78, для р<0,01) по сравнению с детьми данной выборки, предпочитающими другие профессии.
Старшие дети, выбирающие профессию, аналогичную профессии отца или матери, чаще признают, что мнение родителей оказалось основным фактором, повлиявшим на выбор (фэмп=1,93, для р<0,05).
Младшие дети, выбирающие профессию родителей, менее ориентированы на собственные интересы по сравнению с теми, кто предпочел другие профессии
(Фэмп =2,8, для Р<0,01).
Отметим, что младшие дети, которые намерены получитьтакоежепрофессиональноеобразование,что и их старшие сиблинги, более информированы о выбираемой профессии, по сравнению с группой детей, выбирающих иное образование (фэмп=2,715, для р<0,01), но менее активны (фэмп=3,17, для р<0,01) и, выбирая профессию, реже ориентируются на свои интересы, склонности (фэмп=2,87, для р<0,01).
Оценка родителями элементов своего статуса находитотражениевследующихособенностяхвыбора профессии детей:
1) У единственных детей в группе желающих по-лучитьпрофессию, аналогичнуюродительской,значи-тельно больше тех, чьи родители демонстрируют положительную оценку оплаты своего труда, по сравнению с группой одиннадцатиклассников, выбирающих иные профессии (фэмп=3,2, для р<0,01) или группой одиннадцатиклассников, не выбравших профессию (фэмп=2,34, для р<0,01).
2) У старших детей такой вариант выбора профессии более выражен, во-первых, в группе одиннадцатиклассников из семей, где родители положительно оценивают оплату своего труда по сравнению с группой одиннадцатиклассников, не выбравших профессию (фэмп=3,37, для р<0,01); во-вторых, в группе одиннадцатиклассников из семей, где родители положительно оценивают содержание работы по сравне-
нию с группой одиннадцатиклассников, не выбравших профессию (фэмп=4,32, для р<0,01) и группой одиннадцатиклассников, выбирающих иные профессии
(Фэмп=3,31, для р<0,01).
У младших детей положительная оценка родителей своего социально-экономического не оказывает существенного влияния на желание детей получить такую же профессию.
Оценкаэкономическогоблагополучия,которую дают сами дети, реализуется в их профессиональном выборе:
1. У единственных детей с положительной оценкой экономического благополучия семьи значительно чаще присутствует чувство уверенности по поводу выбора профессии по сравнению с детьми, оценивающими отрицательно экономические возможности семьи (Фэмп=2,03, для р<0,05).
2. Старшие и младшие дети, негативно оцени-
вающиеэкономическиевозможностисемьи,чащепро-являют активность, (Старшие дети: отрицательная оценка и положительная оценка фэмп=2,73, для р<0,01; отрицательная оценка и нейтральная оценка ф =1,72, для р<0,05. Младшие дети: отрицательная оценка и положительная оценка фэмп=1,935, для р<0,05, отрицательная оценка и нейтральная оценка фэмп=2,57, для р<0,01). эмп
3. Кроме того, старшие дети, позитивно воспринимающие экономический уровень семьи более уверены в выборе профессии (положительная оценка и отрицательная оценка фэмп=1,99, для р<0,05,) и чаще демонстрируют соответствующие выбору интересы и склонности (положительная оценка и отрицательная оценка фэмп=2,57, для р<0,01, нейтральная оценка и отрицательная оценка фэмп=2,2, для р<0,05).
4. Негативное восприятие экономических возможностей семьи способствует ориентации выпускников школы на определенные мотивы выбора профессии. Для единственных детей с отрицательной оценкой экономического благополучия семьи по сравнению с детьми, оценивающими положительно экономические возможности семьи более значимы престижные мотивы профессионального выбора (^кр=3,062, для р<0,01); длястарших- социальные мотивы (^кр=3,038, для р<0,01) и для младших - творческие мотивы (^кр=2,975, дляр<0,01), что рассматривается нами как способ компенсации чувства неудовлетворенности, связанное с низким экономическим уровнем семьи.
Выше обозначенные особенности позволяют говорить о том, что психологическое содержание соци-ально-экономическогостатусаопределяетсодержание различных компонентов выбора профессии единственных, старших и младших детей, но в качестве
наиболее значимой детерминанты профессионального выбора выступает для старших детей.
II. Содержание системы семейных ценностей, определяющейспецификупрофессиональноговыбора единственных, старших и младших детей, исследовалось с помощью Самоактуализационного теста ( CAT) Ю. Е.Алешиной,Л.Я.Гозмана, М.В.ЗагикаиМ. В. Кро-
за [5]; Опросника терминальных ценностей И. С. Се-нина [6]; социально-психологических анкет для родителей и детей.
Ценности родителей, характерные для самоак-туализированной личности, не оказывают влияния на ситуацию определенности с выбором профессии ребенка, но способствуют большей ориентации на эмоциональный аспект профессионального выбора, что подтверждают следующие результаты:
1) Единственные дети самоактуализированных
родителей значительно чаще демонстрируют соответствующие выбору интересы, склонности (фэмп =2,40, для р<0,01) и более уверены в выборе (фэмп = 2,51, для р<0,01). эмп
2) Старших детей самоактуализированных родителей чаще характеризует чувство уверенности в выборе (фэмп = 3,16, для р<0,01).
3) Младшие дети самоактуализированных родителей в большей степени ориентированы на свои интересы и склонности, выбирая профессию ( фэмп = 2,71, для р<0,01).
Самоактуализированность родителей влияет на формирование ценностно-мотивационной основы профессионального выбора одиннадцатиклассников, что подтверждается различиями, выявленными в распределении ценностей, жизненных сфер, мотивов профессионального выбора и ценностно-мотивационных корреляционных отношений в группах детей из семей самоактуализированных родителей, с одним самоак-туализированнымродителем,несамоактуализирован-ными родителями.
В соответствии с критерием Крускала-Уоллиса наиболеесущественноевлияниесамоактуализирован-ность родителей оказывает на формирование ценностной структуры единственныхдетей,что подтверждают достоверные различия практически по всем ценностям, кроме ценности высокого материального положения (собственный престиж - 7,112, для р=0,029; креативность - 9,939, для р=0,007; активность - 6,875, для р=0,032; развитие себя - 9,292, для р=0,01, достижения - 7,719, для р=0,021; духовное удовлетворение -13,902, для р=0,001, сохранение индивидуальности -9,192, для р=0,01).
В выборке старших детей значимые различия выявлены в предпочтении ценностей духовного удовлетворения (6,366, для р=0,041) и сохранения индивидуальности (8,941, для р=0,011).
В выборке младших детей существенные отличия наблюдаются в распределении ценностей высокого материального положения (6,905, для р=0,032) и духовного удовлетворения (7,032, для р=0,03).
Достоверные различия были выявлены у единственных детей практически по всем жизненным сферам, кроме сферы образования, которая одинаково значима для всех выпускников (профессия - 8,48, для р=0,014, семья -7,55, дляр=0,023, общество -9,28, для р=0,01, увлечения - 10,255, для р=0,006).
В выборке старших детей отличие в распределении жизненных сфер актуально только для сферы
профессиональной жизни (8,23, для р=0,016). В выборке младших детей - для сферы увлечений (7,89, для р=0,019).
Отличия в распределении мотивов выбора профессии наиболее ярко проявляются в выборке младших сиблингов (социальные - 6,31, для р=0,043, эстетические - 6,444, для р=0,04, познавательные - 8,993, для р=0,011 и престижные - 6,191, для р=0,045) и менее выражены у единственных (социальные - 9,193,
для р=0,01) и старших детей (материальные - 6,888, для р=0,032).
При распределении одиннадцатиклассников на группы детей самоактуализированных и несамоактуа-лизированных родителей установлены корреляционные отношения между терминальными ценностями и мотивами выбора профессии, характеризующие ценностно-мотивационные особенности каждой группы (табл. 1).
Таблица 1
Ценностно-мотивационная основа профессионального выбора у детей самоактуализированных и несамоактуализированных родителей в исследуемых выборках
Терминальные ценности Мотивы Выборки
Единственные дети Старшие сиблинги Младшие сиблинги
Значения корреляции
ДЕТИ САМОАКТУАЛИЗИРОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Собственный престиж социальные 0,311* 0,439* 0,610**
Высокое материальное положение познавательные 0,330* 0,323*
Креативность эстетические 0,483* 0,407**
творческие 0,293* 0,478**
Активность познавательные 0,271* 0,438**
эстетические 0,414* 0,465**
Развитие себя социальные мотивы 0,461* 0,528**
моральные 0,406* 0,539**
Достижения социальные 0,274* 0,490**
Духовное удовлетворение эстетические 0,374** 0,429*
Сохранение индивидуальности эстетические 0,447* 0,501*
ДЕТИ НЕСАМОАКТУАЛИЗИРОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Собственный престиж эстетические 0,425* 0,580*
престижные 0,584** 0,759**
Высокое материальное положение познавательные 0,465* 0,626*
Активность социальные - 0,656** - 0,677*
Примечание: * значение превышает критическое на уровне р<0,05;
** значение превышает критическое на уровне р<0,01
Ценностно-мотивационные связи больше представлены в группах детей самоактуализированных родителей.
В выборке старших и младших детей из семей, где родители могут быть отнесены к типу несамоакту-ализированной личности, наличие таких корреляций незначительно, а терминальная ценность активности имеет обратную связь с социальными мотивами, т. е. реализация в профессиональном выборе данной ценности у таких детей не предполагает общественной направленности.
3. Изучение содержания семейных традиций, выявленных у респондентов, позволило подразделить их на две основные категории: первая категория - это традиции, направленные на активное взаимодействие семьисокружающим миром(активные,открытые,экс-травертированные); вторая категория - традиции, ха-
рактеризующиесемью,какдостаточноизолированную систему(пассивные, закрытые, интровертированные ).
Влияние семейных традиций на поведенческий аспект профессионального выбора отмечается у единственных и старших детей - детям из семей с экстравертированнымитрадициямичащесвойственна активность, способствующая эффективному выбору профессии (табл. 2).
В выборке младших детей такого влияния семейных традиций на поведенческий аспект выбора профессии не обнаружено (фэмп=0,498; фэмп =0,485).
4. Совпадение содержания семейных девизов у родителей и детей соотносится с высоким уровнем информированности о выбираемой профессии. Остальные компоненты профессионального выбора в семьях с совпадающими семейными девизами реализуются в зависимости позиции ребенка.
Таблица 2
Виды семейных традиций и активность в процессе профессионального выбора одиннадцатиклассников
Выборка Активная стратегия профессионального выбора ребенка
Тип личности родителей Традиции Достоверность различий Ф т эмп
ЕДИНСТВЕННЫЕ ДЕТИ оба или один родитель обладают ценностями самоактуализированной личности активные 2,74**
пассивные
СТАРШИЕ ДЕТИ оба или один родитель обладают ценностями самоактуализированной личности активные 1,73*
родители не обладают ценностями самоактуализированной личности активные
Примечание: * фэмп превышает критическое значение на уровне р<0,05;
** фэмп превышает критическое значение на уровне р<0,01
В группе единственных детей наличие общесемейных девизов соотносится с информированностью (фэмп=2,9, для р<0,01), активностью (фэмп=2,21, для р<0,05) и чувством уверенности в выборе (фэмп =2,02, для р<0,05).
В группе старших детей, одиннадцатиклассники из семей с совпадающими девизами, демонстрируют значимые отличия только в отношении информированности о профессии (фэмп=6,14, для р<0,01).
В группе младших детей помимо информированности о профессии (фэмп=2,76, для р<0,01), в качестве компонента выбора, более характерного для одиннадцатиклассников из семей с совпадающими девизами, выступает чувство уверенности в своем выборе профессии (фэмп = 1,93, для р<0,05).
Результаты, свидетельствующие о взаимоотношениях между ценностями родителей, видами семейных традиций, семейными девизами и выделенными компонентами выбора единственных, старших и младших детей, позволяют рассматривать систему семейных ценностей как основную детерминанту выбора профессии единственных детей и отчасти - старших и младших детей.
III. Основные элементы эмоционально-поведенческой сплоченности членов семьи - вид сплоченности, лидерство в семье и эмоциональная близость ребенка с членами семьи - изучались на основании ответов респондентов на вопросы социальнопсихологических анкет и теста Семейной адаптации и сплоченности Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса [7].
Было установлено, что среди единственных, старших и младших детей из семей с оптимальным уровнем семейной сплоченности - связанным уровнем - не оказалось тех, кто не осуществил профессиональный выбор.
В целом уровень семейной сплоченности оказывает различное влияние на рассматриваемые компоненты выбора профессии единственных, старших и младших детей.
У единственных детей связанный вид сплоченности положительно коррелирует с уровнем актив-
ности, способствующим профессиональному выбору (г8=0,263, для р<0,01) и инициирует формирование чувствауве=ренностиввыборе ( фэмп=2,01, дляр<0,05).
Старшие дети из семей с таким видом сплоченности в большей степени демонстрируют соответствующие выбору интересы и склонности (фэмп =3,2, для р<0,01). эмп
В группе младших детей из семей с разными видами сплоченности существенных различий по основным компонентам профессионального выбора не выявлено (информированность: г8=0,020; активность: г =-0,073; уверенность в выборе: ф =0,23; соответ-
8 7 7 " г Г Т эмп 7 7
ствие интересов и выбора: фэмп =1,31).
В ситуации наследования родительской профессии вид сплоченности, лидерство в семье и эмоциональная близость ребенка с членами семьи играют различную роль в зависимости от семейной позиции ребенка.
В выборке единственных детей выше перечисленные составляющие эмоционально-поведенческой сплоченности семьи не соотносятся с ситуацией наследования родительской профессии.
Для старших детей факторами, оказывающими положительное влияние на данный вариант выбора, выступают связанный уровень семейной сплоченности (фэмп=1,95, для р<0,05); эгалитарный тип семьи (фэмп=2,485, для р<0,01) и эмоциональная близость с родителями (фэмп = 3,44, для р<0,01).
Для младших детей основным фактором, инициирующим стремление выбрать профессию родителей, оказывается эмоциональная близость с ними (фэмп =2,66, для р<0,01).
В этой связи можно отметить, что влияние высо-когоуровняэмоционально-поведенческойсплоченно-сти на стремление получить профессию, аналогичную родительской, более всего выражено у старших детей.
IV. С помощью опросника Анализ семейного воспитания (АСВ) для подростков Э. Г. Эйдемилле-ра были выявлены семьи со следующими стилями родительского воспитания: не отклоняющийся (гармоничный) стиль, доминирующая гиперпротекция,
потворствующаягиперпротекцияигипоопека,осталь-ные стили (повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и эмоциональное отвержение не были выявлены либо были представлены в единичных случаях, поэтому не рассматривались) [7]. Установлено, что исследуемые стили родительского воспитания такжереализуютсяпо-разномувпроцессепрофессио-нального выбора ребенка.
В целом стиль гипоопеки оказывается самым неблагоприятным в ситуации определенности с выбором профессии, так как среди детей из семей с таким стилем более всего тех, кто не выбрал профессию на момент исследования (гипоопека - гармоничный стиль фэмп=3,39, для р<0,01; гипоопека - доминирующая гиперпротекция фэмп=4,46,для р<0,01; гипоопека -потворствующая гиперпротекция фэмп = 2,91, для р<0,01). эмп
Для старших детей особенно характерны результаты, свидетельствующие о неэффективности стиля гипоопеки в процессе выбора профессии, это выражается в низком уровне информированности (гипоопека -гармоничный стиль ф =2,1, для р<0,05; гипоопека - доминирующая гиперпротекция фэмп=2,87, для р<0,01; гипоопека - потворствующая гиперпротекция фэмп=2,14, для р<0,05); активности (гипоопека - гармо -ничный стиль фэмп=2,15, для р<0,05; гипоопека - доминирующая гиперпротекция фэмп=2,23, для р<0,05; гипоопека - потворствующая гиперпротекция фэмп=2,14, для р<0,05); несоответствии имеющихся интересов, склонностей и выбираемой профессии (гипоопека -гармоничный стиль фэмп=3,2, для р<0,01; гипоопека -доминирующаягиперпротекция фэмп=2,23, дляр<0,05 ); отсутствии уверенности в выборе (гипоопека - гармо-
ничный стиль фэмп=2,966, для р<0,01; гипоопека - доминирующаягиперпротекция фэмп=3,54, дляр<0,01;ги-поопека - потворствующая гиперпротекция фэмп=2,92, для р<0,01).
2. Для единственных, старших и младших детей из семей с гармоничным стилем воспитания характерны близкие результаты по основным исследуемым компонентам профессионального выбора: (соответственно единственные, старшие и младшие дети: информированность - 37 %, 46,7 %, 33,3 %; активность -
46.3 %,
56,7 %, 53,3 %; соответствие интересов - 73 %,
64.3 %, 71,4 %; уверенность в выборе - 66,6 %, 60,7 %, 60 %).
3. Выбор профессии единственных, старших и младших детей из семей с доминирующей и потворствующей гиперпротекцией характеризуется неоднородностью полученных результатов.
Для единственных детей из семей со стилем доминирующая гиперпротекция значительно реже, по сравнению со старшими и младшими детьми, характерно соответствие имеющихся интересов и выбираемой профессии.
Младшие дети из семей со стилем воспитания доминирующая гиперпротекция отличаются от единственных и старших детей низким уровнем информированности о профессии и активности.
Младшие дети из семей с потворствующей гиперпротекцией более информированы, активны и чаще демонстрируют соответствие интересов выбираемой профессии по сравнению с единственными и старшими детьми из семей с таким же стилем воспитания (табл. 3).
Таблица 3
Основные отличия между исследуемыми выборками в реализации компонентов профессионального выбора детей из семей с доминирующей и потворствующей гиперпротекцией
Информированность Активность Соответствие интересов
Достоверность различий фэмп
ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ
Единственные дети / Младшие дети Старшие дети / Единственные дети
2,43** 1,75* 2,36**
Старшие дети / Младшие дети Младшие дети / Единственные дети
3,14** 3,54** 2,22*
ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ
Младшие дети / Старшие дети
1,67* 1,79* 1,67*
Младшие дети / Единственные дети
- - 3,01**
Примечание: *фэмп превышает критическое значение на уровне р<0,05;
**фэмп превышает критическое значение на уровне р <0,01
Такое неоднозначное содержание полученных результатов говорит о том, что влияние на выбор профессии стилей родительского воспитаниядоминирую-щая и потворствующая гиперпротекция опосредовано семейной позицией ребенка.
4. Исследование влияния различных источников на выбор профессии выпускников школы (родители, друзья, учителя, сам, другие варианты ответа) позволило установить, что существенных различий по данному компоненту выбора у единственных, старших и младших детей из семей с одинаковыми стилями не наблюдается (гармоничный стиль - 0,707; доминиру-ющаягиперпротекция -0,994; потворствующаягипер-протекция - 0,161, гипоопека - 0,686).
Однако воздействие данных источников на выбор профессии детей с разной семейной позицией имеет специфические особенности в зависимости от стиля семейного воспитания.
Единственные дети из семей с доминирующей гиперпротекцией значительно чаще указывают на родительское мнение как на фактор, оказавший решающее воздействие на их выбор, по сравнению с детьми из семей с потворствующей гиперпротекцией (фэмп=2,35, для р<0,01) или детьми из семей с гармоничным стилем (фэмп=1,79, для р<0,05).
Среди старших сиблингов из семей с гипоопекой родительское мнение оказалось более существенным фактором влияния на выбор профессии, по сравнению с детьми из семей с гармоничным стилем ( фэмп=4,525, для р<0,01), доминирующей гиперпротекцией (фэмп=4,54, для р<0,01) и потворствующей гиперпротекцией (фэмп=2,1, для р<0,05).
Среди младших детей таких существенных различий между группами детей из семей с разными стилями воспитания не выявлено.
5. Установлено, что стили родительского воспитания отражаются в предпочтении некоторых мотивов профессиональноговыбораодиннадцатиклассниками являющихся старшими и младшими детьми (Старшие дети: моральные - 9,7, для р=0,021; познавательные -9,123, для р=0,028; содержание труда - 9,545, для р=0,023; материальные - 21,116, для р=0,00. Младшие дети: содержание труда - 8,349, для р=0,039; материальные - 19,644, для р=0,00). У единственных детей существенных различий в выборе мотивов выбора профессии не наблюдается.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Выявленные результаты эмпирического исследования позволяют говорить о том, что работа по оптимизации профессионального выбора современных выпускников школы должна проводиться в контексте выше обозначенных особенностей влияния семьи, а также с учетом семейной позиции ребенка. Социально-психологическое сопровождение должно включать комплекс следующих направлений:
1. Профессиональное просвещение, нацеленное на изменение когнитивной структуры семьи, в частности, неэффективных родительских установок по отношению к ребенку, связанных с его семейной позицией.
2. Мониторинг, опирающийся на диагностику, ориентированную на выявление индивидуального потенциала старшеклассника и общесемейных ресурсов, способствующих эффективному выбору профессии;
3. Разработка и внедрение социально-психологических программ, представляющих собой комплекс занятий, объединенных общей целью, тематикой и реализуемых, преимущественно в форме групповых, практических занятий, в том числе, тренингов.
4. Индивидуальная консультационная и коррекционная работа специалиста с родителями и детьми, нацеленная на активизацию семьи и самого оптанта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб.: Речь. 2004. 244 с.
2. Дементьева И. Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологическиеисследования.2008.№9.С.102-109.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2007. 304 с.
5. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. М.: Эксмо, 2008. 992 с.
6. Сенин И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей» // Психология и практика: Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 2. С. 287-288.
7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.