DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-22 УДК 376.0; 378.0
© Скуратовская М. Л., Манохина Н. Н., 2018
Скуратовская Марина Леонидовна
Доктор педагогических наук, доцент, Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: marinasku@yandex.ru
Манохина Надежда Николаевна
Старший преподаватель, Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: nadezhdmanokhin@yandex.ru
Skuratovskaya Marina Leonidovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: marinasku@yandex.ru
Manokhina Nadezhda Nikolayevna
Senior Lecturer, Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: nadezhdmanokhin@yandex.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN HIGHER INCLUSIVE EDUCATION
Аннотация. Статья посвящена анализу социально-психологических факторов, влияющих на успешность учебной деятельности студентов с инвалидностью, определяющих эффективность их социальной и образовательной адаптации в условиях высшего инклюзивного образования. Выявлено, что студенты с инвалидностью обладают как общими, так и специфическими ценностно-смысловыми ориен-тациями, которые определяют формирование у них мотивационной основы успешности учебной деятельности в условиях инклюзивного образования. Социально-психологическими факторами, определяющими успешность учебной деятельности студентов с инвалидностью, являются преобладающие целевые установки, ценностно-смысловые ориентации, во многом определяющие мотивацию учебной деятельности, социальное взаимодействие со сверстниками и преподавателями.
Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, со-
Abstract. The article is devoted to the analysis of socio-psychological factors affecting the success of educational activities of students with disabilities and determining the effectiveness of their social and educational adaptation in terms of higher inclusive education. It is revealed that students with disabilities have both general and specific value-semantic orientations that determine the formation of their motivational basis for the success of educational activities in inclusive education. Thus, socio-psychological factors that define the success of educational activities of students with disabilities are the prevailing target settings, value-semantic orientation, largely determining the motivation of learning activities, social interaction with peers and teachers.
Keywords: higher inclusive education, students with disabilities, social interaction, learn-
200 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
циальное взаимодействие, учебная деятель- ing activities, motivation of learning activities, ность, мотивация учебной деятельности, соци- social and psychological factors ально-психологические факторы
Введение
Система высшего образования в России уже в течение ряда лет претерпевает серьезные изменения. Одним из таких изменений является развитие высшего инклюзивного образования. И это, несомненно, очень позитивный процесс, направленный на создание условий доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Но в то же время - процесс очень сложный и длительный.
Основная часть
Сложность процесса становления высшего инклюзивного образования отражают, в частности, данные статистики, согласно которым студенты-инвалиды составляют всего 0,38 % от всех студентов России, при этом четверть из них не заканчивает обучение. Если среди молодых людей до 30 лет, не имеющих ограничений по здоровью, каждый пятый становится студентом вуза, то среди инвалидов только каждый тридцать третий инвалид поступает в высшее учебное заведение [3].
Такая ситуация обусловлена целым рядом факторов, среди которых важное место занимают особенности социального взаимодействия инвалидов с педагогами и студентами, определяющие успешность их социальной адаптации в образовательной и социокультурной среде вуза, а также особенности развития учебной деятельности, ее мотивации у студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Эти особенности связаны с имеющимися ограничениями по здоровью, а также с характером формирующихся у них ценностно-смысловых ориентаций.
В свете обозначенных тенденций одной из важных задач современного образования становится формирование у индивида привычки постоянно учиться и совершенствоваться, развитие мотивации учебной деятельности. Модель «образование на всю жизнь» должна быть заменена моделью «образование через всю жизнь», позволяющей обеспечить адаптацию человека с ограниченными возможностями здоровья к изменяющимся социально-экономическим условиям, повышающей независимость и качество его жизни.
Реализовать такую модель возможно, если у человека сформировано понимание значимости образования как важнейшего условия профессионального становления. Эффективное участие студента-инвалида в учебном процессе, обеспечивающем его подготовку к профессиональной деятельности и социализации в обществе, зависит не только от наличия устойчивых нарушений здоровья, но и от социально-психологических и средовых барьеров [2], [6], [7], [10].
П. В. Романов и Е. Р. Ярская-Смирнова отмечали значимость социально-психологических факторов доступности профессионального образования инвалидов, обеспечивающих успешную адаптацию к условиям обучения в вузе, положительное личностное становление студента-инвалида, формирование опыта социального взаимодействия, уверенность в своих возможностях. Именно эти бесценные для студента с ограниченными возможностями наработки способны помочь ему в дальней-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
201
шей жизни реализовать все свои потенциальные возможности, быть полезным для решения общих задач [5].
В исследовании Е. В. Воеводиной данная мысль получает развитие [1]. Автор определяет в процессе социальной адаптации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья такие факторы, как организация и содержание образования (образовательный), создание доступной пространственной среды (пространственный) и среды социально-психологической (социально-психологический фактор). Особое значение Е. В. Воеводина придает социально-психологическому фактору, который, по ее мнению, позволяет наиболее адекватно сформировать мероприятия по адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ к условиям инклюзивного обучения в вузе [1].
Становление социально-психологического компонента во многом определяется таким фактором, как социальное взаимодействие студентов с ОВЗ в образовательной среде вуза. В этой связи интересными являются полученные Е. В. Воеводиной данные о том, как воспринимают студентов-инвалидов их однокурсники. Это отношение определяет особенности социального взаимодействия со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Студенты с нормативным развитием определяют ряд качеств, которые характерны для студентов с инвалидностью. К их числу относят неуверенность в своих силах, замкнутость, зависимость от окружающих, связанную с трудностями в самообслуживании и выполнении трудовых функций, также отмечались такие особенности, как недружелюбие, закрытость.
Определены и положительные качества личности, присущие инвалидам. Среди них были названы ответственность и старательность при выполнении заданий, отмечались характерные для студентов с инвалидностью и ОВЗ открытость к общению, способность к сопереживанию, умение переносить трудности и добиваться поставленной цели. Несмотря на то, что сокурсники выделили ряд положительных качеств у студентов с инвалидностью и ОВЗ, при ответе на вопрос о более предпочтительной форме обучения большая часть из них обозначила обучение в отдельной группе или в специальном образовательном учреждении, обосновав такое мнение проблемами со здоровьем данной группы студентов. Следует отметить, что мнение самих студентов с ОВЗ и инвалидностью было противоположным - они предпочитали учиться в общем потоке [1].
Воспринимаются эти трудности студентами-инвалидами по-разному, что связано с оценкой студентом-инвалидом своих возможностей и перспектив, с его смысло-жизненными ориентациями. Так, в исследовании М. Ю. Сусловой названы четыре социально-психологических типа, определяющих успешность социальной и образовательной адаптации и интеграции в среде вуза [9].
Первый, который автор определил как активно-позитивный тип, наблюдается у студентов-инвалидов с достаточно высокой самооценкой, обладающих самостоятельностью суждений и действий, пытающихся самостоятельно находить решения трудных жизненных ситуаций и не теряющих при этом энергичности, оптимизма и благоприятного внутреннего настроя.
Для второго типа, который М. Ю. Суслова определила как пассивно-позитивный, характерна низкая самооценка, отсутствие нацеленности на активное изменение существующей ситуации, которая в целом устраивает студента-инвалида.
202 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
Пассивно-негативный тип, как отмечает автор, также наблюдается у молодых инвалидов с заниженной самооценкой, отсутствием активности и инициативности в отношении преобразований жизненной ситуации, которая не удовлетворяет студента. Психологическое состояние таких обучающихся характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне и в своих силах, настороженным отношением к окружающим, преувеличением последствий даже незначительных жизненных трудностей.
Наконец, последний, активно-негативный, тип присущ студентам-инвалидам, которые, с одной стороны, хотят изменений ситуации в лучшую сторону, но, с другой стороны, ничего для этого не делают [9].
В сочетании со спецификой ограничения жизнедеятельности, обозначенными социально-психологическими особенностями, проблема социального взаимодействия приобретает достаточно существенное значение и влияет на успешность учебной деятельности, уровень ее мотивации.
Названные особенности эмоционально-личностной сферы, проявляющиеся в пассивности, низкой мотивации учебной, а затем профессиональной деятельности, неуверенности в своих возможностях и выраженная зависимость от окружающих в сочетании со сложившимся у части общества отношением к возможностям инвалидов в жизненной самореализации, являются одной из важных причин их социальной изоляции, усугубляя имеющиеся реальные сложности в профессиональной подготовке и последующей профессиональной самореализации. Ведь если студент с инвалидностью воспринимается окружающими как равный, способный наряду со всеми решать встающие перед ним задачи, участвовать в совместных мероприятиях, не только получать помощь, но и оказывать ее при необходимости, то такое взаимодействие выступает как движущая сила его развития, способная полностью раскрыть весь внутренний потенциал. При этом, как отмечает В. Н. Вовк, трудности, испытываемые таким студентом в ходе обучения, играют роль ступеней развития. Устранение любых барьеров приводит к ориентации на постоянную помощь, формирует пассивное отношение к жизни, усиление чувства собственной беспомощности.
Проведенное Уральским государственным педагогическим университетом изучение мнения преподавателей показало, что почти половина из них отмечают у студентов с инвалидностью те же качества, которые были названы в исследовании В. Н. Вовк. По их мнению, трудности в учебе у этой категории студентов во многом определяются привычкой ориентироваться на помощь со стороны, нежеланием самостоятельно преодолевать трудности, ориентировкой на особое, снисходительное отношение, а в случае несоответствия желаемого с действительным проявления недоброжелательности, обидчивости и даже агрессии [8].
Следует отметить, что способствует такой ориентации на постоянную помощь и особое отношение к себе студентов-инвалидов характер отношения к ним самих преподавателей, которые стараются сократить общение с такими студентами, упростить форму речевого общения, высказать мнение, которое будет, по их мнению, понятно студентам [2], [5]. Тем самым они закрепляют и так имеющиеся у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья особенности социального взаимодействия. А ведь именно активная жизненная позиция студентов-инвалидов, уверенность в своих возможностях, дружеские, партнерские отношения с
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
203
окружающими сверстниками и преподавателями способны помочь студенту-инвалиду реализовать свой потенциал, действительно преодолеть имеющиеся барьеры. Именно социально-психологический компонент занимает центральное место в создании в вузе доступной образовательной среды для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
С целью выявления особенностей ценностно-смысловых аспектов личностной готовности к обучению в условиях высшего инклюзивного образования у студентов с инвалидностью нами было проведено эмпирическое исследование с использованием теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, методики Г. Н. Казанцевой по изучению общей самооценки личности и Шкалы самоуважения Розенберга. Испытуемые должны были заполнить анкеты, листы-опросники.
Исследование проводилось на выборке студентов (100 человек), обучающихся в ФГОУ ВО ДГТУ в условиях инклюзивных групп, где в одной группе со студентами с нормативным здоровьем и развитием обучались студенты с инвалидностью. Студентов обеих нозологических групп было приблизительно поровну. В обследовании приняли участие как студенты с нормативным развитием, так и студенты с инвалидностью. Среди последних были студенты с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также инвалиды по заболеваниям соматической сферы. Обучались студенты-инвалиды на разных факультетах и профилях подготовки.
Результаты исследования показали наличие как общих, так и специфических для разных групп студентов особенностей. К общим проявлениям можно отнести сходство базовых параметров: представления о будущей жизни и роль значимого Другого, иерархия ведущих мотивов и дифференцированная структура ценностных ориен-таций.
Несмотря на сходство генеральных направлений личностной готовности к обучению в условиях высшего инклюзивного образования, у студентов с инвалидностью была отмечена более низкая мотивация саморазвития, характерны более пессимистичные представления об осмысленности, эмоциональной насыщенности жизни, о ее управляемости. Для многих была характерна неуверенность в будущем, возрастающая роль прошлого опыта. Возможно поэтому для студентов с инвалидностью наиболее типичным стал конкретно-эмоциональный (низкий) уровень пассивно-позитивной направленности в развитии ценностно-смысловых составляющих личностной готовности к обучению в условиях высшего инклюзивного образования.
Постепенно в ходе обучения в вузе у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья появляются смысло-жизненные ценности, ориентированные на познание, творчество, формируется ответственность, умение ориентироваться на собственные силы, соответственно менее выраженными становятся такие проявления, как постоянная ориентация на помощь окружающих.
Принятие идеи о неразрывной связи образования и социализации означает необходимость создания условий для того, чтобы отношения студента с инвалидностью с окружающими были для него значимыми. Кроме того, образовательная среда вуза должна способствовать росту самостоятельности и активности студентов с инвалидностью в достижении максимально возможных образовательных и социальных результатов.
204 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
Индивидуальные формы работы со студентом-инвалидом конкретизируются при построении образовательной программы, способной обеспечить следующие условия:
- полноценное усвоение студентом с ограниченными возможностями здоровья базовых стандартных знаний;
- активное вовлечение его в процессы диалога «преподаватель-студент», связанного с выбором образовательных единиц маршрута;
- целенаправленное включение в систему эмоционально-ценностных отношений со студентами группы и потока, стимулирующее процессы социализации, ориентированное на преодоление трудностей, сопровождение в системе выбора и осуществления образовательного маршрута.
Выводы
Построение индивидуальной образовательной программы, таким образом, предусматривает активную деятельную позицию студента с инвалидностью. Со стороны вуза, в свою очередь, работа по индивидуализации образования студента с инвалидностью должна быть направлена на формирование и поддержание деятельной позиции студента. В этом случае подобное взаимодействие подразумевает последовательное решение следующих задач:
1. Выбор цели, осмысление будущего результата: образовательного, связанного со знаниями и умениями (на какие знания ориентируется студент), и социального, связанного с отношениями (на какие отношения в группе ориентируется студент), на выбор средств (технологий) достижения поставленной цели. Здесь актуализируется потребностная сфера студента, уровень его притязаний на знания и отношения. Сопровождающая деятельность ориентирована на оказание психологической и педагогической поддержки, обеспечивающей уровень притязаний с учетом всех психологических характеристик студента, имеющего инвалидность.
2. Актуализация личностных сил и способностей студента в достижении цели и организация образовательной деятельности в соответствии с осуществленным выбором. Сопровождающая деятельность здесь связана с предупреждением психологических проблем, с организацией педагогических условий, обеспечивающих достижение цели. Задача состоит в том, чтобы уровни предварительных притязаний и реальных достижений на знания и отношения различались незначительно.
Технологии и методы организации процесса обучения, актуализирующие не только знания, но и социальные, психологические характеристики личности студента с инвалидностью, должны соответствовать следующим требованиям:
- предоставлять значительную степень свободы в образовательном процессе;
- допускать свободное варьирование аудиторными и внеаудиторными условиями осуществления образовательного маршрута;
- обеспечивать возможность активного общения с другими участниками образовательного процесса и тем самым способствовать процессам социализации;
- включать в качестве обязательного звена психолого-педагогическую поддержку студента на разных этапах конструирования и осуществления образовательной программы.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
205
Литература
1. Воеводина Е. В. Социальная адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2012. 28 с.
2. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2003. 346 c.
3. Медведева Е. Ю., Двуреченская О. Н. Мониторинг процесса и результатов инклюзивного высшего образования в России // Вестник Мининского университета. Н. Новгород. 2016. №3. С. 23-31.
4. Мурашко В. В. Социально-психологические факторы адаптации студентов с нарушениями зрения к условиям обучения в вузе: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007.
5. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 260 с.
6. Скуратовская М. Л., Володина И. С., Климова Т. В. Культура толерантного взаимодействия в социокультурном пространстве вуза как условие доступности профессионального образования инвалидов. Ростов-на-Дону, 2013.
7. Скуратовская М. Л., Манохина Н. Н., Климова Т. В. Специальные коммуникативные компетенции во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2018. №2.
8. Соловьева С. В. Интегрированное обучение инвалидов в системе высшего профессионального образования: из опыта работы Уральского государственного педагогического университета // Материалы II-ой региональной научно-практической конференции «Образование и наука». Новоуральск, 2008. С. 200-212.
9. Суслова М. Ю. О социализации молодых инвалидов // Социологические исследования. 2000. 6 (34). С. 137-140.
10. Skuratovskaya M. L., Klimova T. V. A Prognostication Model for Personal Readiness for Integration into the Educational Space of Higher Learning Insitutions in Students with Disabilties // Middle-East Journal of Scientific Research. 2013. №16 (10). Р. 1441-1445.
References
1. Voevodina E. V. Sotsial'naya adaptatsiya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya k usloviyam vysshego uchebnogo zavedeniya: sotsiologicheskij aspect [Social adaptation of students with disabilities to the conditions of higher education: a sociological aspect. Dr. dis.]. Moscow, 2012. 28 р.
2. Martynova E. A. Teoreticheskiye osnovy postroyeniya i funkionirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya dlya lits s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostyami [Theoretical foundations of the construction and functioning of the higher education system for persons with disabilities. Dr. dis.]. Chelyabinsk, 2003. 346 p.
3. Medvedeva E. Yu., Dvurechenskaya O. N. Monitoring protsessa i rezul'tatov inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya v Rossii [Monitoring the process and results of inclusive higher education in Russia]. VestnikMininskogo universiteta [Bulletin of the Minin University], 2016, no. 3, рр. 23-31.
4. Murashko V. V. Sotsial'no-psihologicheskiye faktory adaptatsii studentov s narusheniyami zreniya k usloviyam obucheniya v vuze [Socio-psychological factors of adaptation of students with visual impairments to the conditions of study at the university. Dr. dis]. St Petersburg, 2007.
5. Romanov P. V., Yarskaya-Smirnova E. R. Politika invalidnosti: Sotsial'noye grazhdanstvo invalidov v sovremennoj Rossii [Disability Policy: Social Citizenship of Persons with Disabilities in Modern Russia]. Saratov, 2006. 260 р.
206 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
6. Skuratovskaya M. L., Volodina I. S., Klimova T. V. Kul'tura tolerantnogo vzaimodejstviya v sotsiokul'turnom prostranstve vuza kak usloviye dostupnosti professional'nogo obrazovaniya invalidov [Culture of tolerant interaction in the sociocultural space of the university as a condition for the accessibility of vocational education for people with disabilities]. Rostov-on-Don, 2013.
7. Skuratovskaya M. L., Manohina N. N., Klimova T. V. Spetsial'nye kommunikativnye kompetentsii vo vzaimodejstvii s obuchayushchimisya s OVZ i invalidnost'yu [Special communicative competences in cooperation with students with disabilities and disabilities]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin]. St Petersburg, 2018, no. 2.
8. Solov'yeva S. V. Integrirovannoe obuchenie invalidov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: iz opyta raboty ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Integrated training of persons with disabilities in the system of higher professional education: from the experience of work of the Ural State Pedagogical University]. Materialy Il-oj regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obrazovanie i nauka" [Materials of the Il-nd regional scientific-practical conference "Education and Science"]. Novoural'sk, 2008, pp. 200-212.
9. Suslova M. Yu. O sotsializatsii molodyh invalidov [On the socialization of young people with disabilities]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 2000, no. 6 (34), pp. 137-140.
10. Skuratovskaya M. L., Klimova T. V. A Prognostication Model for Personal Readiness for Integration into the Educational Space of Higher Learning Insitutions in Students with Disabilties. Middle-East Journal of Scientific Research, 2013, no. 16 (10), pp. 1441-1445.
Для цитирования: Скуратовская М. Л., Манохина Н. Н. Социально-психологические факторы успешности учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях высшего инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 200-207. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-22
For citation: Skuratovskaya M. L., Manokhina N. N. Socio-psychological factors of success of educational activity of students with disabilities in higher inclusive education. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 200-207. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-8722
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
207