«Профессиональная ориентация» Электронный
2018, №1 IftMIlft научный журнал
Улизко А.В.
Поволжский институт управления им. Столыпина П.А. — филиал РАНХиГС, г. Саратов, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА
Аннотация. В статье описаны социально-психологические факторы профессиональной карьеры менеджера. Выделены следующие основные направления планирования личного развития сотрудников ООО «Счастливое путешествие».
Ключевые слова: социально-психологические факторы, карьера, менеджер, развитие.
Складывающиеся в России рыночные отношения обусловили необходимость формирования новых стратегий социально-экономического поведения субъектов профессиональной деятельности. В постсоветский период ранее функционирующие механизмы государственного регулирования и контроля социально-экономического поведения человека в социуме оказались разрушенными; в настоящее время на первый план выходит продвижение индивида по ступеням статусной, профессиональной, должностной иерархии, повышение конкурентоспособности на современном рынке труда, максимально возможная реализация профессионально-трудового потенциала. Основным фактором успешности жизни становится достижение индивидом высокого положения в обществе, что связано не только с материальным аспектом, властными полномочиями: высокое положение в современном российском обществе - прежде всего, результат плодотворной и целенаправленной профессиональной карьеры.
Карьера, представляющая собой процесс успешного продвижения по лестнице административной, социальной, профессиональной, имущественной и прочей иерархии с целью достижения желаемого статуса и соответствующего ему уровня жизни, обусловлена собственными, индивидуально осознанными суждениями человека о трудовом будущем, ожидаемыми путями самовыражения и удовлетворенности трудом, карьерной направленностью личности.
Развитие сферы услуг повлекло за собой умножение целого ряда профессий, значительную долю из которых составили менеджеры среднего звена, так называемые «белые воротнички», от мастерства и личностных качеств которых зависят эффективность не только работы персонала, но и организации в целом. Труд менеджеров среднего звена современного предприятия - это выработка и принятие тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Осуществляя на практике
научный журнал
общие принципы и функции управления, выбирая наиболее оптимальные методы управленческой работы, менеджеры среднего звена способствуют решению конкретных проблем производства, достижению успеха организации.
В настоящее время рынок труда предлагает множество возможностей для выбора траектории профессионального развития и должностного продвижения. Карьерная направленность менеджера среднего звена обусловливает карьерное развитие менеджеров, ориентирует их деятельность в сфере построения профессиональной карьеры, придавая карьерной деятельности устойчивость к внешним факторам, отражая и обусловливая мотивы карьерного развития, цели и отношение к профессиональной действительности, опосредованное процессом профессионализации.
Эффективность карьеры менеджера может быть связана со структурой и особенностями организаций, карьерными нормами и ценностями, системой стимулирования карьеры. Поэтому изучение проблемы карьерной направленности менеджеров немыслимо в отрыве от социально-психологических условий и факторов.
Однако, несмотря на значимость проблемы карьерной направленности не получила необходимого освещения — не разработано понятие карьерной направленности, отсутствуют теоретические модели карьерной направленности менеджеров. До настоящего времени не исследованы социально-психологические факторы карьерной направленности менеджеров, не разработан методический инструментарий, не описаны основные типы карьерной направленности менеджеров, хотя косвенные указания на них встречаются у ряда авторов.
Для менеджеров с типом карьерной направленности «творчество/обучение» возможность творческой самореализации и самообразования в процессе карьерного развития являются основополагающими. Карьерную направленность данной группы менеджеров можно охарактеризовать как горизонтальную. Менеджерам данной группы характерна адекватная самооценка и высокий уровень рефлексии, симпатия уважение к себе. Они реально оценивают карьерные перспективы, получая удовлетворение от процесса продвижения по карьерной лестнице лишь при условии возможности реализации творческого потенциала и саморазвития. В случае неудовлетворения данных потребностей менеджеры данного типа карьерной направленности не испытывают особого интереса к работе, направляя активность в другие сферы жизни.
Для карьерной направленности «финансовое благополучие» характерна как вертикальная, так и горизонтальная тенденция. Профессиональная карьера для них функциональна, она воспринимается
научный журнал
как «прибыльное дело». Менеджерам с карьерной направленностью «финансовое благополучие» свойственна организационная мобильность -легкость смены места работы по причине более высокой заработной платы. Следует отметить, что менеджеры среднего звена, вошедшие в данную типологическую группу, отличаются по сравнению с другими респондентами невысоким уровнем рефлексии. У них преобладают гедонистические и коммуникативные эмоции, что свидетельствует об их стремлении к наслаждениям и удовольствиям, которые можно получить посредством материального обеспечения.
Каждый менеджер знает, как много фактов влияет на эффективность управления. Чем сложнее организация и неспокойнее обстановка, тем больше таких факторов и тем сложнее их взаимодействие и взаимозависимость. Следовательно, тем более подвижным и комплексным становится управление. Поэтому напрашивается вопрос, не представляется ли движению за компетентность мир управления более стабильным и непредсказуемым, чем он есть на самом деле.
Несмотря на продуктивную систему управления человеческими ресурсами, руководитель ООО «Счастливое путешествие» выделяет следующие основные направления планирования личного развития сотрудников:
овладение современными Интернет-технологиями по консультации и продаже турпродукта;
прохождение психологических тренингов по продажам на территории данной турфирмы;
расширение информационной базы персонала в области направлений отечественного и зарубежного туризма.
Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.
На сегодняшний день глобальная паутина WWW, или же Интернет -самая популярная среда бизнеса, общения, поиска информации, так как это глобальная сеть. Развиваясь весьма динамичными темпами, индустрия туризма и гостеприимства, предлагает сотрудникам своей сферы деятельности новые и более высокотехнологичные продукты по бронированию номеров, туров, поиску всей необходимой информации по интересующим составным элементам турпродукта, по исследованию договорной базы деятельности, по повышению информатизации рабочих мест, и другие возможности .
Следует отметить, что автоматизация и овладение новыми Интернет-технологиями - это долгий и непрерывный процесс, требующий постоянных вложений, уровень которых определяется уровнем фирмы. Недовложения (как и переоценка) в автоматизацию и техническое оснащение могут обернуться потерей клиентов и крахом фирмы.
научный журнал
В итоге, благодаря внедрению новых Интернет-технологий, компьютерных программ турфирма сможет видеть перед собой ряд (конкуренция обязательна) сбалансированных комплексных решений, решений "под ключ", включающих в себя системы бронирования, интернет-канал, внутри офисную автоматизацию, бухгалтерию, страхование, поставку и обслуживание железа, офисной техники и, может быть, даже предоставление услуг охранной сигнализации, интегрированных в одно комплексное, сбалансированное и совместимое предложение, включающее набор опций, позволяющих выстроить нужный уровень функциональности, отвечающий потребностям фирмы любого масштаба и направления .
Важно выделить тренинги по продажам, как важнейший инструмент повышения эффективной деятельности данной турфирмы. При этом еще более важно проводить их на территории турфирмы, и, иногда при участии директора, так как тренинг по продажи своего продукта управляющему - это, с одной стороны, сложно для сотрудника, с другой повышается уверенность и развивается уровень коммуникационных технологий в процессе продажи турпродукта.
Кадровый план можно сформировать по центрам финансовой ответственности либо по структуре организаций-юридических лиц; можно заполнить по текущему состоянию кадров. Конфигурация содержит отчеты, позволяющие оценить эффективность кадровой работы.
Отметим, что в технологиях по планированию использования персонала важное место занимает именно информационная технология управления. Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.
Успех планирования карьеры управленческого аппарата и сотрудников, обеспечивают принцип результативности работы; доступные, открытые инструменты занятия вакантных должностей; знания потенциала ресурсов личности сотрудника.
Abstract: The article describes the socio-psychological factors of the professional career of a manager. The following main directions for planning the personal development of the employees of LLC "Blagoye voygo" are singled out. Key words: socio-psychological factors, career, manager, development.
Научный руководитель: Моисеенко Наталья Владимировна, к.пс.н., заведующий кафедрой управление персоналом Поволжского института управления - филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС»