УДК 316.6:378
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
О. Н. Локаткова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье раскрываются особенности адаптации студентов-первокурсников в учреждениях среднего профессионального и высшего образования, исследуются социально-психологические факторы, влияющие на этот процесс. Раскрывается связь между успешной адаптацией и социально-психологическими факторами.
Ключевые слова: социально-психологические факторы, адаптация первокурсников, адаптивные способности, уровень тревожности, уровень мотивации.
Socially-Psychological Factors of Adaptation of First-Year Students in the Higher and Average Professional Educational Institutions 0. N. Lokatkova
The article reveals features of adaptation of students-first-year students in establishments of an average professional reveal and higher education, the socially-psychological factors influencing process of adaptation of students are investigated. Reveals communication between successful adaptation and the socially-psychological factors.
Key words: socially-psychological factors, adaptation of first-year students, adaptive abilities, uneasiness level, motivation level.
Проблема адаптации студентов-первокурс-ников представляет собой одну из важных общетеоретических проблем и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему отношений внутри колледжа или вуза.
Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новые обстановка, коллектив, требования, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению проблем - психологических, в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. Адаптационный период и его особенности существенно опреде-
ляют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Учащимся приходится приспосабливаться к новым условиям учебной деятельности и общения1.
В психологии недостаточно раскрыты причины социально-психологического характера, вызывающие трудности овладения студентами специфической учебной деятельностью, и факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию студентов к учебной деятельности. Таким образом, необходимо исследовать эти факторы, поскольку знания о них будут способствовать созданию психолого-педагогических условий адаптации.
После поступления в учебное заведение проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже или в вузе. Многими это достигается слишком большой ценой: зачастую возникают существенные различия в деятельности, особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в профессиональном учебном заведении. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований колледжа2. Дезадаптация студентов может приводить не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития, к различным формам отклоняющегося поведения.
На процесс адаптации студентов-первокурс-ников в высшем учебном заведении и учреждении среднего профессионального образования влияют множество различных факторов: их вес и значение действия в процессе адаптации различны. К их числу относят мотивацию, уровень самоопределения, социальную смелость и уверенность в себе, общий уровень адаптивных способностей.
Важным фактором, способствующим или препятствующим успешной социальной адаптации, является территориальный - место жительства студента до поступления в колледж или в вуз.
Первокурсники, жившие в небольших городах, селах, должны адаптироваться к образу жизни в крупном городе. Молодой человек оказывается оторванным от той среды, где он вырос, от родителей и друзей. С собой он «привозит»
© Локаткова О. Н., 2012
О. Н. Локаткова. Социально-психологические факторы адаптации первокурсников
нормы, ценности, установки, правила поведения, которые получил дома в результате процессов социализации. Часть этих установок он должен будет поменять, попадая в среду крупного города. Кроме того, существуют еще две микросреды, к которым он тоже должен адаптироваться: учебное заведение и однокурсники как группа общения4.
Сравнительный анализ выраженности адап-тированности студентов свидетельствует о том, что студенты - выпускники сельских школ имеют более низкую, по сравнению со студентами - выпускниками городских школ адаптированность как к учебной группе, так и к учебной деятельности.
Количество студентов, испытывающих затруднения в процессе адаптации, выше в группе ребят из сельской местности. Сельские студенты вынуждены перестраивать свое поведение и деятельность не только в учебе, но и в быту. Условия проживания в период обучения оказывают существенное влияние на характер адаптационного процесса, поэтому ребята из сельской местности труднее и дольше адаптируются к учебе, к новому учебному заведению, так как на этот процесс влияет больше факторов, чем на процесс адаптации городских ребят.
По опыту известно, что от настроения, мотивированности на успех очень многое зависит. Учащиеся готовы переносить бытовые трудности, если их устраивает атмосфера учебного заведения, коллектива, который принимает его в свои ряды, поэтому мотивационная сфера студентов - очень важный аспект в изучении их адаптации.
Часто подразумевается, что учащийся, поступив в то или иное учебное заведение, уже сделал свой профессиональный выбор. Однако практика работы со студентами первых курсов показывает, что далеко не всегда они осуществляют выбор обоснованно, с учетом индивидуальных особенностей и желаний. Значительная часть студентов сомневается или недовольна выбором (ориентирована на другие профессии), либо вообще испытывает затруднения с выбором будущей профессии. Очевидно, что неуверенность в выборе с самого начала профессионального обучения отражается и на мотивации учебно-профессиональной деятельности, и на процессе адаптации студентов к колледжу. В этом плане важно исследовать, как адекватность профессионального самоопределения, удовлетворенность сделанным выбором связана с мотивацией учения и процессом адаптации к обучению. Проблема развития внутренней мотивации, мотивации достижения как длительного процесса самодетерминации личностью своего жизненного и профессионального пути особенно актуальна для начального этапа учения в учреждении профессионального образования. Успешной адаптации в начальный период способствует выраженная мотивация достижения успехов, внутренняя - учения и мотивация профессионального роста.
В качестве объекта исследования были выбраны студенты педагогического вуза и студенты строительного колледжа, использовалась методика А. А. Реана, В. А. Якуниной «Диагностика учебной мотивации». Анализ результатов свидетельствует о том, что на успешность обучения, а вследствие этого - адаптации в большей степени влияют «профессиональный» и «познавательный» мотивы, так как они более выражены у студентов, имеющих хорошие оценки по различным предметам. Адаптация связана с характером профессиональных намерений и преобладанием профессиональных мотивов: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно - те, кто не намерен в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения.
Высокий уровень тревожности оказывает влияние на эффективность общения, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты. Тревожность приводит к отсутствию уверенности в себе, связана с отрицательным социальным статусом. Высокий уровень тревожности может помешать успешно пройти этап адаптации в колледже.
Для исследования уровня тревожности в колледже использовалась методика «Проявление тревожности» Тейлора. В результате сопоставления данных, полученных с помощью опросника «Адаптивность» и опросника Тейлора, можно утверждать, что существует взаимосвязь уровня тревожности с общей адаптацией к новым условиям деятельности, в данном случае - учебной, с отношениями студенческой группе. Чем выше уровень тревожности, тем ниже адаптивные способности студентов. Учащиеся из сельской местности чаще испытывают дискомфорт в учебе и быту: это связано с раличными факторами: отсутствие общежития (студенты вынуждены жить в съемных квартирах по несколько человек), работа.
На адаптацию к учебной деятельности может влиять и такой фактор, как уровень учебной подготовки, полученной в школе. Приходя в новое учебное заведение, учащиеся сталкиваются с большой учебной нагрузкой, со сложностями в обучении, в результате, у них наблюдается низкая успеваемость. Она влечет за собой плохие отношения с преподавателями, постоянные конфликты с ними, вследствие этого возникает повышенная агрессивность, которая затем направляется на одногруппников. Возникают конфликты в студенческой группе, уровень тревожности повышается, а уровень нервно-психологической устойчивости снижается, как и адаптивные способности в целом.
Подытоживая, можно сказать, что высокий уровень тревожности и низкие адаптивные способности более выражены у студентов из сельской местности, чем у городских - вуза и колледжа. Кроме того, существует сильная поло-
Психология социального развития
55
жительная связь между высокими адаптивными способностями и преобладанием профессиональных и познавательных мотивов у учащихся колледжа.
Можно утверждать, что социально-психологическая адаптированность студентов-первокурс-ников к условиям вузовского обучения является результатом действия совокупных факторов в процессе адаптации, вес и значение которых различны; к их числу относятся социальные: место жительства до поступления в вуз или колледж, общий уровень адаптивных способностей, уровень тревожности, отношение к учебной деятельности и новому учебному заведению.
УДК 159.9:61
ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ЖИЗНИ КАК ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
Т. А. Ульчева
Оренбургский государственный университет E-mail [email protected]
В статье рассматриваются ценности и смыслы жизни как часть внутренних ресурсов; дается описание доминирующих ценностей и смыслов жизни, характерных для больных шизофренией. Ключевые слова: ценности, смысл жизни, копинг-ресурс.
Т. A. Ulcheva Values and Meaning of the Life as Internal Resources Mentally Sick
In article values and meaning of the life as a part of internal resources are considered. The description of dominating values and meaning of the life, characteristic for sick of a schizophrenia is given.
Key words: values, meaning of the life, coping-resource.
Рассматривая социальное восстановление больных шизофренией, можно сказать, что оно определяется не только биологической реактивностью организма и клиническими особенностями заболевания, но и личностными особенностями больных, имеющимися в их распоряжении социально-психологическими ресурсами1. В последние годы к изучению вопросов, касающихся внутренних психических ресурсов, было привлечено большое внимание ученых. Важными личностными ресурсами являются Я-концепция, локус контроля, восприятие социальной поддержки, низкий нейротизм, эмпатия и другие психологические конструкты. Обращается особое внимание на параметры активности в качестве личностного ресурса, а именно на такие, как самостоятельность/ зависимость, доминирование/подчинение2. Другой важной личностной характеристикой, отнесенной исследователями к копинг-ресурсам человека, является самооценка: многие авторы рассматривают динамику самооценки в качестве критерия эффективности психокоррекционной работы .
Примечания
1 См.: Александрова О. В. Психологическая наука и практика образования : современные тенденции. Красноярск, 2009. 180 с.
2 См.: ЛукичевР. И., СкорикП. П. Студент об адаптации к вузовской деятельности // Социс. 2001. N° 9. С. 47-53.
3 См.:МирзаяноваЛ. Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности : Кризисы, способы упреждения и смягчения. М., 2003. 120 с.
4 См.: Редько Л. Л., ЛобейкоЮ. А. Психолого-педагоги-ческая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе. М., 2008. 220 с.
Одновременно при рассмотрении вопросов психологических характеристик личности (выносливость, самооценка, личностный контроль, восприятие социальной поддержки, ролевая компетентность, знания и навыки, убеждения),
4
как внутренних копинг-ресурсов , исследователи уделяют существенное внимание копинг-поведе-нию, но при этом практически не изучают такие ресурсы, как ценности и смыслы жизни.
Цель нашей работы - определить особенности внутренних ресурсов, а именно ценностей и смыслов жизни больных шизофренией. Обследовано 40 пациентов, страдающих шизофренией, посещавших группы взаимопомощи. Для исследования смыслов жизни и ценностей были использованы: методика исследования системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова)5 и методика терминальных жизненных ценностей (В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной)6.
Результаты исследования ценностей показывают, что для исследуемых пациентов первостепенными являются ценности: «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты», «сохранение индивидуальности» и «сфера профессиональной жизни». Можно сказать, что в структуре ценностей для исследуемых групп больных шизофренией имеют важное значение морально-нравственные принципы, установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли, преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
© Ульчева Т. А., 2012