УДК 316.4.05
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е.А Тавров
Рассмотрены социально-психологические аспекты социальной адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья, такие, как удовлетворенность семейным положением, удовлетворенность отношениями с окружающими (их количественными и качественными значениями), удовлетворенность своим родом занятости, удовлетворенность уровнем своей самореализации, удовлетворенность степенью включенности в референтные группы
Ключевые слова:социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, люди с ограниченными возможностями здоровья, условия социальной адаптации.
Среди социально значимых проблем современного российского общества особое место занимают противоречия, связанные с социальным положением особых категорий населения и, прежде всего, с проблемами отсутствия благоприятных условий социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория населения, являющаяся довольно представительной частью общества (около 10 % населения Россиии), имеет свой интеллектуальный, творческий, профессиональный потенциал, реализовать который возможно при создании определенных условий, соответствующих ее особым потребностям. Социокультурные факторы, обусловливающие социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России, детерминируют возникновение барьеров этого значимого процесса. В российской практике отношение государства и общества к данной категории населения до сих пор проявляется исключительно с позиций дискриминации по физическому признаку, признаку здоровья. Факт приобретения лицом инвалидности расценивается как показание к социальной эксклюзии. Существующий в обществе дисбаланс из-за дезинтегрированности людей с ограниченными возможностями требует усилий по их социальной адаптации, формированию и укреплению их социальных отношений и взаимосвязей с различными группами населения. Конечной целью является создание благоприятных
социокультурных условий для социальной стабилизации и повышению эффективности жизнедеятельности общества.
Приспособление людей с ограниченными возможностями здоровья к современным условиям жизни происходит стихийно, их социальная адаптация как социальная технология научно и концептуально не обоснована и осуществляется посредством разрозненных усилий отдельных социальных и медико-социальных служб, общественных организаций инвалидов и их семей. Стране необходима единая согласованная и научно обоснованная система социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Сущность данной системы, на наш взгляд, должна состоять в создании социокультурных условий для процесса социальной адаптации инвалидов.
Анализируя социально-психологическую составляющую социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, отметим, что наиболее показательный ее критерий - удовлетворенность различными сторонами своей жизнедеятельности (прежде всего, родом занятости, уровнем самореализации и включенности в референтные группы) имеет определен-ную корреляцию с их социально-демографическими характеристиками [1]. Так, наиболее сопряжены признаки степени удовлетворенности опрошенных с различными сторонами своей жизни (табл. 1)
Таблица 1
Показатели социально-психологической адаптации инвалидов в г. Орле, в %
Семейное положение
Одинокий 29
Семейный 71
Итого 100
Широта социальных связей
Социальные связи ограничены микросоциумом 57
Социальные связи сформированы в различных сферах жизнедеятельности (трудовой, общественной, досуговой и т.д.) 43
Итого 100
Удовлетворенность семейным положением
Полная и частичная удовлетворенность 21
Полная и частичная неудовлетворенность 79
Итого 100
Удовлетворенность отношениями с окружающими (их количественными и качественными значениями)
Полная и частичная удовлетворенность 61
Полная и частичная неудовлетворенность 39
Итого 100
По результатам анализа табл. 1. имеет место большая удовлетворенность женщин своим родом занятости, работающих - тем местом работы, которое занимают, неработающих - отсутствием необходимости работать. У мужчин же две трети опрошенных не удовлетворены либо имеющейся работой, либо отсутствием возможности работать. Однако в таких сторонах жизни, как самореализация и принадлежность к значимым общностям мужчины с ограниченными возможностями здоровья демонстрируют несколько более высокую удовлетворенность, чем женщины с инвалидностью [2]. Очевидно, что более весомые в структуре жизненных приоритетов женщин семейные ценности в связи с невозможностью создать собственную семью и реализоваться как жена и мать обусловливают довольно низкие значения указанных показателей (табл. 2).
Таблица 2
Сопряженность пола опрошенных и степени их удовлетворенности различными сторонами их жизни, в %
Мужчины Женщины
Удовлетворенность своим родом занятости
Удовлетворены полностью или частично 34 54
Не удовлетворены полностью или частично 66 46
Всего 100 100
Удовлетворенность уровнем своей самореализации
Удовлетворены полностью или частично 54 38
Не удовлетворены полностью или частично 46 62
Всего 100 100
Удовлетворенность степенью включенности в референтные группы
Удовлетворены полностью или частично 60 44
Не удовлетворены полностью или частично 40 54
Всего 100 100
Еще одним социально-демографическим признаком,
дифференцирующим различные подгруппы людей с ограниченными возможностями здоровья по степени их удовлетворенности различными сторонами своей жизни является категория инвалидности. Наиболее удовлетворены различными сторонами своей жизни инвалиды по общему заболеванию [3]. Для них характерен в целом высокий уровень удовлетворенности родом своей занятости (57 % в среднем по всей совокупности опрошенных), отношениями с окружающими (83 %), своей самооценкой (67 %) и включенностью в референтные группы (78 %). Наиболее низкие показатели удовлетворенности по всем рассматриваемым позициям имеют инвалиды-опорники. К примеру, среди этих людей с ограниченными возможностями здоровья две трети (68 %) не удовлетворены полностью или частично своим социальным положением, около трех четвертей (72 %) - своим родом занятости и более половины - степенью своей самореализации и уровнем включенности в значимые для них группы и общности. Известно, что существующие в стране проблемы с формированием безбарьерной среды и культивированием дискриминационных стереотипов инвалидности наиболее негативно влияют именно на людей с ограниченными возможностями передвижения, о чем и свидетельствуют данные осуществленного нами сопряжения.
Анализируя наиболее актуальные проблемы, названные инвалидами, отметим, что проблемы устройства счастливой семейной жизни беспокоят 42 % опрошенных, а поддержание отношений с референтными социальными группами считают главной проблемой 30 % инвалидов.
В числе приоритетных направлений совершенствования условий социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья авторы анализируемого исследования видят создание
условий социальной инклюзии инвалидов, в том числе условий реализации людьми с ограничениями жизнедеятельности различных социальных ролей, в том числе родителей и супругов. Это потребует обеспечения максимальной доступности жилой, городской и транспортной среды; улучшения медицинского сопровождения инвалидов, имеющих установку на деторождение
Выводы
В данной статье рассмотрены социально-психологические аспекты социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, такие как удовлетворенность семейным положением, удовлетворенность отношениями с окружающими (их количественными и качественными значениями), удовлетворенность своим родом занятости, удовлетворенность уровнем своей самореализации. Среди социально значимых проблем современного российского общества особое место занимают противоречия, связанные с социальным положением особых категорий населения и, прежде всего, с проблемами отсутствия благоприятных условий социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируя наиболее актуальные проблемы, названные инвалидами, отметим, что проблемы устройства счастливой семейной жизни беспокоят 42 % опрошенных, а поддержание отношений с референтными социальными группами считают главной проблемой 30 % инвалидов.
Список литературы
1. Домбровская А.Ю. Социокультурные факторы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России. Орел: Изд-во «Картуш», 2013. 184 с.
2. Домбровская А.Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013.
3. Алексеенок А. А. Поиск взаимозависимостей и классификация объектов эмпирического социологического исследования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. С.178-187
References
1. Dombrovskaya А.УЦ\ Sotsiokul'turnye faktory sotsial'noj adaptatsii lyudej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v sovremennoj Rossii. Orel: Izd-vo «Kartush», 2013. 184 s.
2. Dombrovskaya А.УЦ\ Faktory sotsial'noj adaptatsii invalidov v Rossii (po materialam sotsiologicheskogo issledovaniya) // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp. 3. Tula: Izd-vo TulGU. 2013.
3. Аlekseenok А.А. Poisk vzaimozavisimostej i klassifikatsiya ob"ektov ehmpiricheskogo sotsiologicheskogo issledovaniya // Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. Vyp.1. Tula: Izd-vo TulGU, 2010. S.178-187
Тавров Евгений Александрович , аспирант, [email protected], Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SOCIAL ADAPTATION OF PEOPLE WITH
DISABILITIES
E. A Tavrov
This article deals with the socio - psychological aspects of socialadaptation of people with disabilities , such as satisfaction with marital status, satisfaction with relations with others (their quantitative and qualitative values), satisfaction with a type of employment, satisfaction with their level of self-realization.
Key words: socio-psychological adaptation, satisfaction with various aspects of their life, and socio-demographic characteristic.
Tavrov Yevgeny Alexandrovich, postgraduate student, [email protected], Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration
УДК 378.046.4
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Т. С. Патрикова
Раскрываются подходы и технологии к реализации инклюзивного образования общеобразовательной организации в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовой школе.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, современные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, саморазвитие, профессиональный рост, педагогические технологии, методы педагогической коррекции.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 г., было задекларировано: «Наша новая школа -это школа для всех». Впоследствии в 2012 г. Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов, принятую на генеральной Ассамблее ООН в 2006 г. (Федеральный закон № 46-ФЗ от 3 мая 2012 г. «О ратификации конвенции о правах инвалидов»). Между этими двумя событиями была принята государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями утверждена постановлением правительства РФ № 297 от 15.04.2014 г.). Во всех трех нормативно-правовых актах прямо или косвенно идет речь о подготовке и переподготовке педагогов в области реализации инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях удовлетворения потребностей слушателей в повышении квалификации по данному направлению нами был проведен экспресс-опрос руководящих и