Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты социализации иностранных студентов в условиях российского образования'

Социально-психологические аспекты социализации иностранных студентов в условиях российского образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
462
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОВМЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Форопонова А. А.

В статье обсуждаются социально-психологические аспекты социализации иностранных студентов в российском образовании. Раскрывается роль учебной группы как субъекта психологической помощи в усвоении студентами целей и ценностей российского образования. Обосновывается положение о влиянии включенности студентов и учебных групп в совместную активность системы социальных организаций разного уровня на усвоение социального опыта российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Форопонова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты социализации иностранных студентов в условиях российского образования»

УДК 159.9:316.35

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017 А. А. Форопонова

ст. преподаватель кафедры русского языка для иностранных граждан

e-mail [email protected]

Курский государственный университет

В статье обсуждаются социально-психологические аспекты социализации иностранных студентов в российском образовании. Раскрывается роль учебной группы как субъекта психологической помощи в усвоении студентами целей и ценностей российского образования. Обосновывается положение о влиянии включенности студентов и учебных групп в совместную активность системы социальных организаций разного уровня на усвоение социального опыта российского общества.

Ключевые слова: социализация, социальные установки студентов, социальное самочувствие, мотивация учебной деятельности, совместная активность в системе социальных организаций.

Проблема и теоретические основы ее решения. Экспорт образовательных услуг является, пожалуй, одной из самых заметных и перспективных тенденций в развитии высшего образования в России. Ежегодно десятки тысяч иностранных студентов прибывают на обучение в нашу страну. Их привлечение в российские вузы актуализирует целый комплекс важнейших задач - от социокультурных и психологических до экономических и политических. Однако мало добиться притока иностранных студентов в вузы России. Необходимо на системной основе обеспечить разноплановые условия их успешного обучения, эффективного становления профессионалами высокого уровня и оптимальной социализации: воспитания уважительного отношения к России, ее народу, языку и культуре, которое они могли бы транслировать по возвращении в свои страны. Только так российская высшая школа сможет продолжить интеграцию в мировое образовательное пространство, завоевать в нем признание и высокий статус. Вместе с тем приходится констатировать, что решение обозначенных задач пока далеко от окончательного решения, в том числе по причине недоучета социально-психологических закономерностей в обеспечении успешной учебной деятельности и личностного развития иностранных учащихся [Василенко, Есенкова 2011; Чернышев и соавт. 2006].

Социализация как процесс принятия норм, ценностей, санкций и ролей новой социокультурной среды и готовность их отстаивать актуализируется через определенные социально-психологические механизмы, которые в разных теориях трактуются по-разному.

В русле психоанализа основным механизмом социализации понимается процесс вхождения в культурную среду и адаптации к ней индивида как существа изначально антисоциального или асоциального. Сторонники интернационализма объясняют социализацию как следствие межличностного взаимодействия, приводящего к соглашению индивидов через конформное поведение.

В отечественной социальной психологии социализация рассматривается как обогащение личностного опыта в результате обучения и воспитания в сферах деятельности и общения, как процесс становления личности, включающей

самосознание и активную жизненную позицию. Особое место занимает развитие контактов индивида с другими людьми в социально ценной и личностно значимой совместной деятельности.

В итоге человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и становится личностью и влияет на других людей. Процесс социализации учащейся молодежи сложен сам по себе, но в сложных современных социально-экономических условиях, как отмечает А.В. Юревич, приобретает особую остроту [Юревич 2011; Краткий психол. словарь 1985].

Одним из ведущих институтов социализации является малая группа, для нашего подхода - учебная группа. Концептуально-теоретический анализ научных работ по социально-психологическим проблемам профессиональной подготовки иностранных студентов в вузе выявил существенную роль учебной группы как личностно значимой и социально ценной организации в их адаптации к новой культуре и повышении успешности учебной деятельности [Дьяченко и соавт. 2006]. Комплексная актуализация деловых, творческих и нравственных отношений в группе при социально ценной направленности ее активности способствует утверждению положительных мотивов в структуре учебной мотивации, а также устойчивости мотивации профессионального выбора. Гармоничное сочетание установок на успешное решение учебных задач с заботой о сохранении и развитии личностного потенциала создают в группе благоприятный психологический климат для адаптации иностранных студентов к новым условиям и повышения качества их обучения. В группах такого типа складывается двустороннее позитивное движение: группа заботится о студенте, а студент настроен оказать помощь группе [Форопонова 2010].

Интенсивное исследование феноменов «малая группа», «коллектив» в отечественной и зарубежной науке выдвинули острую проблему гармоничного соотношения «автономности - зависимости» индивидов в группе, ведущую или к «растворению» личности в группе, или к полному отчуждению от неё. Идеальным вариантом решения проблемы является оптимальное взаимное влияние индивидов и групп, при котором образ индивидов «внедряется в сознание группы», а образ группы -в сознание индивида [Гайдар 2006; Журавлев 2009; Парыгин 1999].

Г.М. Андреева отмечает, что личность является субъектом социальной деятельности и включение ее в группу не уменьшает субъектных свойств личности. Напротив, если группа достигает определенного уровня развития, становится коллективом, то она не противостоит личности как члену группы, а сама становится интеграцией субъектных свойств своих членов. Другая сторона этой проблемы - какова зависимость складывания и формирования определенных качеств группы, ее психологических характеристик от того «исходного материала», с которого начинается процесс оформления группы [Андреева 2001].

Однако в ряде работ влияние группы на индивида абсолютизируется, а роль вторичной (основной) социальной организации и общества в целом умаляется. По мнению американского социального психолога П. Хэйра, все влияния социальной среды на человека обязательно опосредованы через психологическую структуру малой группы, которая выступает в таком случае в качестве фильтра и аккумулятора всех воздействий социальной среды на индивида [Hare 1976].

Отечественный психолог Б. Д. Парыгин считает, что при такой абсолютизации роли и значения малой группы в процессе социально-психологического отражения человеком воздействия социальной среды совершенно необоснованно упускается из виду возможность прямого воздействия на индивида, помимо малой группы, традиций, настроений, ценностей и норм поведения как больших социальных групп, так и непреходящих социальных ценностей в целом.

На основе вышеуказанных теоретико-методологических положений определилась цель по изучению социально-психологических аспектов социализации иностранных студентов в условиях их включенности в совместную деятельность и общение учебной группы. В соответствии с целью исследование проводилось на основе рабочей гипотезы, согласно которой оптимальная социализация иностранных студентов опосредуется следующими социально-психологическими условиями:

а) установкой студентов на учебную группу как субъект психологической помощи;

б) гармоничным сочетанием мотивации студентов на реализацию своего личностного потенциала в учебной группе и за ее пределами в системе социальных организаций разного уровня.

В качестве критериев оценки состояния социализации были определены следующие психологические характеристики: принятие мотивов, целей и ценностей российского образования; личностное и профессиональное самоопределение («образ будущего»); включенность в работу российских общественных организаций; состояние социального самочувствия (степень удовлетворенности жизнью - А.В. Брушлинский) [Брушлинский 1995].

Исследовались группы иностранных студентов из Китая, Индии, Африки, Южной Америки, США, ряда стран Западной Европы, обучающиеся в двух курских вузах (Курский государственный и Курский государственный медицинский университеты). Методический инструментарий включал комплекс традиционных социально-психологических методов: опрос, контент-анализ, элементы формирующего эксперимента, а также проективные методики (методика незаконченных предложений). Для реализации элементов естественного формирующего эксперимента была разработана программа по совершенствованию учебно-воспитательной работы с данной категорией студентов. При разработке теоретических и технологических основ программы учитывались следующие позиции: с одной стороны, комфортная атмосфера в группе обеспечивает адаптацию к новой стране и в этом случае выполняет, подобно семье, функцию психологической защиты, а с другой - принятие новой культуры возможно более полно только в рамках социальных организаций более высокого статуса - факультета, вуза, города и т.д., а замыкание в условиях микросоциума может иметь негативные последствия [Елизаров 2010]. Поэтому перспективным представляется контакт с различными социальными организациями не только персонально, «в одиночку», но и в составе группы, чтобы, «объединив свою энергию с энергией других индивидов, выйти на новый уровень взаимодействия с обществом», что А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским оценивается как высшее проявление духовности человека [Краткий психол. словарь 1985: 103].

Результаты. В сложной социальной структуре вуза учебная группа для иностранных студентов приобретает статус субъекта психологической помощи с достаточно продуктивной структурой. Структура включает следующие компоненты: психоэмоциональную поддержку; стимулирование ответственного отношения к учебе; консультативную помощь индивидам в усвоении трудных разделов и тем; обеспечение учебно-методическими материалами.

Значимость каждого компонента в общей структуре по-разному представлена в полярных группах в зависимости от уровня их развития, особенно заметно для групп высокого и нижесреднего уровня.

Приоритет компонента «стимулирование ответственного отношения к учебе» в группах высокого развития отражает сложившееся групповое сознание относительно принятия учебно-профессиональных мотивов и целей как ведущей личностно значимой и социально значимой ценности.

В итоге благоприятная деловая атмосферы в группе обеспечивает эффективность консультативной помощи, одновременно снижается необходимость психоэмоциональной поддержки, так как первые два компонента служат увеличению успехов в учебе и снижают неудачи, приносящие психотравмирующие переживания.

Достаточно выражена установка группы на взаимообогащение различными методическими материалами, диапазон разнообразия которых в настоящее время настолько богат, что индивидуальные находки эффективных методических средств становятся весьма полезными для остальных членов группы.

В группах нижесреднего уровня ведущим является компонент «консультативная помощь», что можно объяснить несложившимся групповым сознанием относительно принятия учебно-профессиональных целей, и вследствие этого возрастает роль индивидуальной взаимопомощи. Снижение групповой мотивации к учебе приводит к недостаточному усвоению учебного материала у большего числа студентов и, как следствие, необходимости более частого обращения за помощью.

Тенденции более выраженных неудач в учебе в таких группах сопряжены с большим числом психотравм, что потенциально повышает потребность в психоэмоциональной поддержке.

Ослабление компонента «стимулирование группой ответственного отношения к учебе» своих участников в группах данной категории можно объяснить выводами А.Л. Журавлева о специфике ценностей в молодежных группах. Согласно выводам А. Л. Журавлева, члены молодежных групп могут ради сохранения принятых эмоциональных связей ослаблять деловые отношения, что приводит к смещению основных, в данном случае учебных, целей, ради которых создаются группы, на цели второстепенные - удовлетворение теплыми приятельскими отношениями [Журавлев 2009].

Вышеуказанное подтверждает наше гипотетическое положение о формировании у студентов ценностно-смыслового отношения к группе в форме следующих установок:

а) стремление реализовать личностный потенциал в основном в своей группе;

б) принятие норм и ценностей группы; в) представление об идеальной группе.

Общим для всех групп является менее выраженная установка «стремление реализовать свой личностный потенциал в группе». Данную ситуацию можно объяснить многоплановым включением иностранных студентов (согласно планам воспитательной работы вуза с иностранными студентами) в культурные мероприятия на факультетском, вузовском и др. уровнях. Однако наиболее целесообразным в этой ситуации следует считать оптимальное распределение активности студентов во всех социальных системах, в первую очередь в своей группе.

Установлено влияние группы на устойчивость мотивации профессионального выбора и мотивации успеха у студентов различных культур.

Выявлены особенности устойчивости профессионального выбора и личностного самоопределения студентов разного этноса. Показатели устойчивости профессионального выбора не очень высокие - в пределах 50% - у студентов всех этносов, кроме студентов из Юго-Восточной Азии, где показатель достигает более 70%. Мы объясняем это «плавающим» характером профессии, то есть возможностью ее замены в современных высокоразвитых странах и сохранением стабильности в выбранной профессии в развивающихся странах.

По мотивации достижения статуса успешной личности - более 30% - лидируют российские студенты, а у студентов других этносов данная мотивация заметно ниже - в пределах 15%. В российском менталитете статус успешной личности благодаря усилиям СМИ приобретает все большую популярность, хотя, по мнению А. В. Юревича, содержание феномена заметно меняется: если раньше «успешной

личностью» называли людей, способных приносить пользу, то в настоящее время атрибутами успешной личности являются «богатство и известность» [Юревич 2011].

Установлено специфическое и общее в учебной мотивации российских и иностранных студентов. В процессе исследования структуры учебной мотивации российских и иностранных студентов в группах разного типа выявлены специфические особенности мотивации в зависимости от этнической культуры и от типа группы.

Для российских студентов характерна выраженная полимотивация: практически все мотивы изучаемой структуры (она включала 16 мотивов - 8 внутренних и 8 внешних) входили в структуру мотивации студентов (94%). При этом в структуре иерархии внутренние мотивы занимают более высокие места, чем внешние. Кроме того, наблюдается дифференциация и среди внутренних мотивов; например, мотив «учусь, чтобы стать высококвалифицированным специалистом» ставится выше мотивов «приобретение глубоких и прочных знаний, получение интеллектуального удовлетворения, успешно продолжить обучение на следующем курсе» и т. д.

Менее выражены внешние мотивы: «получение диплома, не отставать от сокурсников, выполнять педагогические требования, добиться одобрения родителей» и др.

Для иностранных студентов, особенно из западноевропейской культуры, присуща прагматическая ориентация, которая проявляется в концентрации мотивации вокруг небольшого числа мотивов смешанного типа и игнорировании (пропуске) других мотивов. Так, у студентов-западноевропейцев используется только 56% из 16 мотивов, у студентов-китайцев - 68%, студентов из Индии, Африки, Южной Америки -81%.

Достаточно проблемным оказался характер социального самочувствия, то есть степени удовлетворенности жизнью. Источником положительного образа «Я» выступает комплекс причин, включающий прежде всего такие положительные личностные качества, как ответственность, трудолюбие, интерес (любовь) к учебе, умственные способности, а также удовлетворенность своим положением в группе и, конечно же, успехи в учебе.

Негативное социальное самочувствие как ощущение дискомфорта обусловливается в принципе также личностными и групповыми факторами только противоположного качества, однако в этой сфере преобладающими являются напряженные или даже конфликтные отношения студентов с группой, о чем говорят следующие суждения: «...мне жаль, что я не чувствую себя уверенной, поэтому некоторые беседуют, когда я отвечаю, поэтому я стесняюсь отвечать, ... я не буду хорошо учиться, потому что группа считает меня неспособной».

Однако, согласно нашим данным, на состояние социального самочувствия индивидов влияет не только группа, но и те значимые социальные организации, участие в которых повышает авторитет как группы, так и индивидов. Поэтому включенность индивидов и группы в совместную активность системы социальных организаций разного уровня - факультет, вуз, общественные организации за пределами вуза - является значительным фактором повышения социального самочувствия иностранных студентов и их социализации в целом.

В итоге происходит «присвоение» социального опыта российского общества и формирование позитивного образа России и русского языка.

Основные выводы

1. Статус учебной группы как субъекта психологической помощи со сложившейся эффективной структурой помощи опосредует принятие иностранными студентами целей и ценностей российского образования.

2. Наиболее значимыми характеристиками оптимальной социализации являются достаточно благоприятная структура учебной мотивации, положительное социальное самочувствие и развернутое социальное самоопределение -профессиональное, личностное и ориентированное на жизнедеятельность в группе.

3. Включенность студентов и групп в совместную активность социальных организаций разного уровня (факультет, вуз, региональные общественные организации и др.) способствует усвоению социального опыта российского общества и формированию позитивного образа страны и русского языка.

Библиографический список

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.С. 28-41.

Василенко Т.Д., Есенкова Н.Ю. Мотивационное обеспечение профессиональной подготовки иностранных учащихся в период обучения в вузе // Личностно-компетентностный подход к повышению качества профессиональной подготовки иностранных учащихся: материалы междунар. науч.-практич. конф. Курск: Изд-во КГМУ, 2011. С. 18-20.

Гайдар К.М. Субъектный подход к психологии малых групп: история и современное состояние. Воронеж: ВГУ, 2006. 160 с.

Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов (на материале исследования молодежных учебных групп): дис. ... докт. психол. наук. Курск, 2010. 445 с.

Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 5. С. 72-80.

Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Полит. литература, 1985. С. 332-333.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

Форопонова А. А. Ценностно-смысловые установки к группе как фактор адаптации иностранных студентов к российскому образованию // Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие профессиональных стандартов: материалы X Всероссийской науч.-практич. конф. М.: Федерация психологов образования России, 2014. С. 390-393.

Чернышев А.С. Студенческий психологический клуб как модель психологической службы в вузе / А.С. Чернышев, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров // Психология в вузе. 2006. № 1. С. 85-98.

Юревич А.В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81, № 1. С. 3-10.

Hare A.P. Handbook of small group research. N.Y., 1976. 419 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.