Вышесказанное позволяет записать выражение для суммарной силы, действующей на переднюю поверхность изделия (полочку), ^Р(п) в виде: = теоп'л> =
+ , (Ю)
и для суммарной силы, действующей на заднюю поверхность изделия (спинку), в виде:
Тогда уравнение равновесия системы «человек — одежда» (2) принимает вид:
(^Рып) + Е^ш/ + ЕЧп)) -
= (12)
Совокупность сил, определяющих баланс системы «человек — одежда», иллюстрирует рис.4.
Таким образом, оценка баланса системы «человек—одежда» возможна благодаря анализу баланса
сил и заключается в проверке условия (12). Этот вывод позволяет решить проблему прогнозирования равновесного положения изделия на фигуре с учетом силы тяжести еще на начальных этапах проектирования, до отшива макета изделия.
Возможность формализации процесса балансирования системы «человек - одежда» дает возможность применения предложенного способа оценки баланса при автоматизированном способе проектирования швейных изделий.
Библиографический список
1. Шалмина И.И, Кислицина Ю.В. Регулирование массы отдельных участков одежды с целью влияния на баланс. Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса". Сборник статей. - Омск, 2003.
2. Механика. Под ред. проф. Г.В. Коренева. Пособие для учащихся фиэ-мат. школ. - М.: Просвещение, 1972.
БРАИЛОВ Иван Григорьевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой САПР МиТМ.
КИСЛИЦИНА Юлия Вадимовна, аспирант Омского государственного института сервиса, преподаватель Ханты-Мансийского колледжа-интерната искусств.
УДК 687.1016
Л. В. ЛАРЬКИНА
Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА,
ТРЕБУЮЩИЕ УЧЕТА
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ_
В статье анализируются проблемы улучшения качества и конкурентоспособности детской одежды, которые выходят далеко за пределы эстетики и моды. Прежде всего, создание детской одежды невозможно без учета требований самих детей. Однако до сегодняшнего дня выбор, что носить ребенку в большинстве случаев, остается за взрослыми: проектировщиками и родителями. Это связано с недостаточным изучением вопроса детских предпочтений в одежде.
На протяжении нескольких лет специалистами Российского заочного института текстильной и легкой промышленности совместно с детскими психологами проводится исследование. Его основными задачами является изучение отношения детей дошкольного возраста к одежде и выявление возрастных особенностей восприятия ими композиционных признаков и свойств одежды. А именно таких, как форма одежды, ее силуэт, размеры и пропорции, цветовое
решение и рисунок материала, линии членения и их организация, детали одежды и характер их отделки. Полученные результаты позволяют составить определенное представление об отношении детей к своей одежде, предпочтениях в отношении цветовых и композиционно-стилевых решений.
Сложность исследовательских задач состояла в невозможности применения для их решения, анкетирования или массового опроса. Учитывая специфику
респондентов, в качестве которых фигурировали четырех- и шестилетние дети, для проведения исследования применялась проективно-психологическая методика. В ее основу положен принцип цвето-рисуноч-ного теста, широко используемый психологами в практической работе с детьми дошкольного возраста
[1.2]. Его выбор связан с тем, что ребенок до 10 лет не способен выражать свои мнения посредством сложных утверждений и понятий, и применение к нему традиционного анкетирования малоэффективно. В свою очередь, рисунок в полной мере позволяет ребенку выразить свои мысли и чувства. Дети находят удовольствие в рисовании и не утомляются, а в процессе тестирования охотно комментируют детали своего рисунка и расположены к общению, что позволяет создать более точную картину о детских представлениях [3].
При проведении тестирования, в котором приняло участие 140 детей, мальчиков и девочек, в возрасте от 4 до 6 лет, был успешно применен метод социологического исследования — метод «фокус - группы». Он сводится к проведению нестандартного интервью в форме свободного обсуждения с небольшой группой людей в соответствии с заранее запланированным сценарием (вопросником) специально подготовленным человеком (модератором) и позволяет получить глубинную информацию, отражающую предпочтения в одежде не только у взрослого человека, но и у ребенка.
Согласно основным требованиям метода «фокус -группы», работа с детьми проводилась в группах в форме свободного общения сопровождающегося рисованием. Время не ограничивалось, и каждому ребенку предоставлялась полная свобода для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психологическое пространство. Содержание рисунка не подвергалось критике, а в процессе общения выяснялись его детали и цель их изображения. Во время теста ребенка хвалили и воодушевляли на рисование, а по окончанию работы интересовались тем, доволен ли он своими рисунками. Таким образом были соблюдены все необходимые условия для обеспечения достоверности результатов тестирования 12,4].
Основополагающим принципом при интерпретации результатов тестирования являлось утверждение о том, что детский рисунок реалистичен и отражает отношение ребенка к изображаемому объекту
[1.3]. Это связано со стремлением ребенка дошкольного возраста изобразить не только то, что он видит, но и то, что он знает, что ему понятно и им осознаваемо. При анализе данных тестирования также учитывались время и манера работы ребенка, характер изображения и ряд особенностей детского рисунка, позволяющих составить представление об отношении детей к собственной одежде. Их содержание сводится к следующим моментам:
• наличие сильной штриховки или маленькие размеры рисунка свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры говорят об обратном;
• ребенок «регистрирует» из окружающей действительности только то, что ему кажется достойным внимания, пренебрегая остальными деталями, т.е. следует помнить, что ребенок рисует предметы, исходя только из своего понимания важности одних и бесполезности других;
• свойства и признаки предметов, которые кажутся ребенку наиболее значимыми и осознаются им, в
рисунке передаются в аллегорической, преувеличенной форме и могут быть легко распознаны, при этом его самого совершено не смущает отсутствие реализма и точности в передаче образов;
• необходимо учитывать, что ребенок мыслит аналогиями и поэтому в рисунке соединяет между собой детали и признаки изображаемых образов и предметов, которые в действительности не согласуются;
• следует помнить, что иногда ребенок приступает к рисованию, имея одну идею в голове, а заканчивает другой, что связано с тем, что, замыслив изобразить один предмет, он не может передать представления о нем и оперативно перестаивается на рисование уже знакомых предметов;
• рисунки детей всегда окрашены, и цвет имеет строгого определенное значения, при этом сочетаемость цвета с объектом может просто не интересовать ребенка, но если ему нравится определенный цвет, то при раскрашивании рисунка именно этому цвету будет отдаваться предпочтение;
• наиболее ценимый персонаж или предмет изображается ребенком на переднем плане первым с левой стороны, он выше и крупнее остальных, выполнен с любовью, и каждая деталь доведена до конца [1,3].
Анализ результатов выполнения заданий тестов сводился к логическому обобщению наиболее часто повторяющихся изображений и приемов рисования и позволил составить представление о восприятии детьми одежды. Отметим наиболее характерные особенности детских рисунков.
В более 70% случаев дети рисовали одежду не на фигуре человека. Это говорит о том, что одежда ребенком осознается, ему также понятно ее функциональное назначение (нарядная, повседневная, для дома и др.). В рисунках мальчиков и девочек прослеживается дифференциация предметов одежды по половому признаку. Детьми старше 5 лет осознанно делается попытка передать ее видовое многообразие. Принимая это во внимание, детский гардероб должен быть представлен разнообразными предметами, что позволит удовлетворить потребность ребенка в переодевании. Дети младшего возраста ограничивались изображением только одного предмета одежды
В рисунках также присутствуют изображения аксессуаров и обуви. Последняя в представлении детей неразрывно связана с понятием «одежда» и имеет окраску, согласующуюся с основным цветом костюма, что свидетельствует о присущем детям данного возраста врожденном чувстве комплектности.
Детьми интуитивно улавливается форма одежды, передаются ее размеры и геометрический вид. В более чем 50% случаев встречаются изображения формы в виде песочных часов, хотя не исключаются и другие варианты ее геометрического вида - трапециевидные и прямоугольные. Прослеживается стремление детей изобразить внутреннюю структуру формы, передать членения ее на детали с помощью линий или используя цвет - желтый верх, синий низ и т.п.
Реальные пропорциональные соотношения между отдельными частями костюма наблюдаются не во всех работах, а только в 10-15% рисунков. Чаще дети, особенно девочки, изображают нижнюю часть одежды более увеличенных размеров.
В 80% рисунках встречаются изображения функционально-декоративных элементов и деталей одежды, таких как карманы, воротники, капюшоны, застежки. Характер их изображения свидетельствует, что они интересны для ребенка 4-6- летнего возраста и, с его точки зрения, полезны, поэтому должны при-
сутствовать в одежде. По детским рисункам можно установить требуемое расположение и количество карманов, их форму и длину, вид застежки и ее место расположения на деталях, доступное для ребенка. В большинстве случаев застежки имеет центральное расположение, а карманы изображаются посередине или симметрично относительно центра переда.
Все рисунки окрашены, как правило, в разные цвета. Встречаются варианты согласующихся цвето-сочетаний, подтверждающие мнение большинства исследователей о том, что ребенок обладает инстинктивным, врожденным чувством цвета, интуитивным и спонтанным знанием гармонии цветосочетаний, происходящим от довольно раннего влечения к цвету.
В меньшей степени дети обращают внимание на отделку, можно отметить 7-15% случаев. Вероятно, им трудно передать ее характер, но они настойчиво пытаются прорисовывать рисунок материала, обычно используя простые геометрические фигуры (точки, круги, квадраты).
Обобщая все выше изложенное можно сказать, что у детей к концу шестого года жизни складывается определенное отношение к одежде, оформляются требования и предпочтения.
Прежде всего, у них должно быть определенное видовое многообразие предметов одежды, позволяющее им переодеваться и составлять из них различные комбинации.
Учитывая выявленные особенности восприятия детьми формы одежды, она должна быть простой, лаконичной и отождествляться с простыми геометрическими фигурами - квадратом, прямоугольником, овалом.
Принимая во внимание познавательный интерес детей к структурированным объектам, целесообразно членение одежды. Наиболее приемлемы, учитывая частоту их встречаемости в рисунках, горизонтальные и вертикальные прямые линии, которые при восприятии являются наиболее спокойными. Но при их организации следует избегать большой раздробленности формы, принимая во внимание малые размеры одежды.
Наличие отделки и различных деталей, таких, как карманы, воротник, застежка в одежде для детей данного возраста необходимо. Их вид и конструкция могут стимулировать ребенка к выполнению определенных движений и способствовать развитию координации и точности. Их местоположение должно
быть удобно и доступно. Формой и декоративным оформлением следует подчеркивать их присутствие в моделях. Принимая во внимание, что дети стремятся в рисунках выделить наиболее важные элементы или детали, активно используя при этом цвет (красные карманы, синие и желтые пуговицы).
Немаловажное значение имеет также общее цветовое решение одежды, которое должно быть представлено чистыми спектральными цветами, а их сочетание должно строиться по принципу контрастного или родственно-контрастного решения. В ребенке необходимо развивать умение замечать цвета, их гармонию в окружающих предметах, и одним из средств воспитания этой способности может быть и одежда.
Дополнения к детской одежде — обувь, шапочка, шарф и др. — также требуют согласованности.
Долгое время считалось, что дети, рассматриваемого возраста относительно нейтральны к собственной одежде. Однако полученные результаты вносят существенные коррективы в сложившиеся представление и говорят о том, что дети не только не равнодушны к своему внешнему виду, но достаточно явно демонстрируют свои предпочтения в одежде. Выбирают конкретные изделия, радуясь определенным деталям и цвету одних и относя другие в разряднеудоб-ных и некрасивых. Они любят ее, если она легко надевается и снимается, и радуются, если она привлекает внимание и вызывает восхищение окружающих. Учет при проектировании возрастных предпочтений позволит создавать одежду, отвечающую требованиям детей и доставляющую им радость.
Библиографический список
1. Шелби Б. Откройте своего ребенка с помощью тестов. -Тюмень: «Скорпион», 1988,- 127с.
2. Калин В.Д. Теория и методология психологического исследованиям/Учебное пособие-Л.: ЛГУ., 1989.- 126с.
3. АнтоненкоВ.В. Иэобразительнаядеятельность как средство выражения суждений // В кн. Проблемы возрастной психологии. - М„ 1989.-е.52-64.
4. Радугин А.А. Социология. — М., 2000.
ЛАРЬКИНАЛариса Викторовна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии швейных изделий.
Книжная полка
Бекмурзаев A.A. Технология одежды из кожи: Учебное пособие. -A.A. Бекмурзаев, Е.И. Шайкевич, В.Ф. Водорезова. - М.: «Инфра-М», 2004. — (Профессиональное образование).
Девяткин О,В. Организация производства на предприятии (фирме): Учебное пособие. - М.: «Инфра-М», 2004. - (Высшее образование).
Чекмарев A.A. Инженерная графика: Учебник для студентов немашиностроительных спец.вузов. - М: Высшая школа, 2004.
Амирова Э.К. Технология швейного производства / Э.К. Амирова, О.В. Саккулина и др. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - (Высшее образование).
Харченко Н.Э. Технология приготовления пищи: Учебное пособие / Н.Э. Харченко, Л.Г. Чеснокова. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - (Высшее образование).