УДК 378
М. Т. Терентьева
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Рассматривается вопрос о необходимости развития у будущих педагогов социально-психологических качеств личности, таких как рефлексия и гибкость решения педагогических проблем. Их сочетание образует комплекс профессионально значимых личностных качеств, которые составляют основу социально-психологической компетентности педагога и определяют педагогическое мастерство, стиль общения в профессиональной деятельности современного педагога. Процесс развития и формирования его социальнопсихологических качеств следует начать с учебной деятельности в вузе, применяя активные методы обучения.
Ключевые слова: социально-психологические качества личности, рефлексия, гибкость, решение педагогических проблем, компетентность.
В настоящее время школа предъявляет высокие требования к учителю. Школе нужны учителя, подготовленные к профессиональной деятельности современного педагога, вооруженные эффективными методиками и способные их творчески создавать, обладающие качествами саморазви-вающей личности. Профессиональная компетентность учителя коммуникативна, поскольку обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие, систему отношений.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они как профессионально значимые качества обусловливают профессиональное мастерство учителя. Поэтому, чтобы каждый студент в период обучения в вузе развивал себя как личность и как будущий профессионал-педагог, необходимо развить и сформировать такие его качества, как рефлексия и гибкость, которые лежат в основе социально-психологической компетентности педагога.
Рассмотрим эти качества. Накопление учителем практического опыта служит необходимым, но недостаточным условием роста профессиональной компетентности. Развитие мастерства происходит лишь при постоянном осмыслении, анализе собственной деятельности, поступков, поведения. Рефлексия - это «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания име-тодов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» [1, с. 115]. Она помогает учителю вырваться из рамок самой профессии, посмотреть на нее с позиции дру-
ТЕРЕНТЬЕВАМаргарита Тарасовна - аспирант ПИ ЯГУ. E-mail: [email protected]
гого человека, выработать соответствующее отношение к ней и суждение. Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к самому себе как к субъекту профессиональной деятельности. Способность сравнивать самооценку с мнениями других участников взаимодействия помогает учителю осознать то, как он в действительности воспринимается другими людьми - учащимися, коллегами, родителями [2].
Следовательно, рефлексия - это не просто знание и понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как окружающие оценивают его личностные особенности, эмоциональные реакции, представления о чем-либо. Когда эти представления касаются совместной деятельности (например, учителя и учащегося), возникает особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения. Здесь решения в педагогических ситуациях учитель выбирает на основании представлений учеников о нем.
Рефлексивность связана со стремлением педагога к анализу, обобщению, осмыслению опыта своей работы, к оценке ее с позиций социальной значимости. Такой аналитический подход, т.е. установка (готовность, настрой) учителя на постоянную обратную связь, умение видеть и оценивать полученную информацию с позиции ученика, результативность и целесообразность педагогических воздействий, способов решения педагогических задач и социально-психологических ситуаций, является важнейшим условием развития профессионализма педагога [3].
При недостаточном уровне рефлексии учитель склонен навязывать ученику свой способ мышления и действия. Чрезмерная ориентация педагога «на себя», на свой «взрослый» способ мышления отражает неумение объективно оценивать и анализировать свой стиль взаимодействия. Потому одним из важнейших условий развития пси-холого-педагогической компетентности учителя можно назвать совершенствование его рефлексивной позиции, а именно способности ставить себя в позицию ученика, видеть и оценивать трудности его глазами, прогнозировать необходимые и значимые для него формы помощи. Уме-
ние оценивать эффективность взаимодействия полученного результата очень важно, поскольку именно в оценке осуществления замысла учитель получает материал для дальнейшего проектирования. И в этом больше всего проявляется его способность к рефлексивной регуляции своей деятельности.
Предмет педагогической рефлексии составляет все стороны педагогической деятельности, поэтому развитие пси-холого-педагогической компетентности возможно только при целенаправленном формировании рефлексии в сознании будущего учителя. Рефлексивность взаимообразно влияет на внутренние стимулы развития потребности учителя в самообразовании, самосовершенствовании и тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием своих способностей и оценкой эффективности своей деятельности не только «для себя», но и «для других» [4].
Важность рефлексивности заключается в том, что она способствует развитию такого личностного качества, как гибкость. В своем единстве они обеспечивают активный поиск новых методов взаимодействия, их наличие является исходным условием начала формирования проблемноисследовательского подхода учителя к собственной профессиональной деятельности.
Гибкость, по В.И. Загвязинскому, относится к одним из профессионально значимых личностных качеств. Это связано с тем, что характер труда педагога приводит его к осознанию необходимости проявлять свою креативность, изменяться вместе с сегодняшним миром вообще и ситуациями педагогического взаимодействия в частности. Динамизм личности педагога объясняется необходимостью быстрой адаптации к особенностям варьирования средств, форм, приемов коммуникации в зависимости от возраста школьников, их индивидуальных характеристик и уровня их образованности [5].
Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркиваетсяВ.И. Загвязинским [5], Д.И. Кавтарадзе [6], A.A. Леонтьевым [7], М.И. Лукьяновой [8] и др. Деятельность педагога направлена на постоянное решение бесчисленных учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах. Он вырабатывает и воплощает в общении с детьми оптимальные, органичные для данной индивидуальности нестандартные варианты, опосредованные особенностями объективно-субъективного педагогического воздействия.
Решение любых педагогических задач - процесс личностно-ориентированный, предполагающий отказ от готовых рецептов, шаблонов. Поэтому повышение психоло-го-педагогической компетентности зависит не столько от усвоения учителями неких нормативных образцов, эталонов, сколько от расширения возможного спектра поведения. Будучи инициатором решения педагогических задач, учитель должен уметь рассматривать разные варианты воздействия на конкретного ребенка или группу учащих-
ся, поскольку подход к любой проблеме может быть различным.
Далее выбор гибкости как профессиональных качеств учителя связан со своеобразием социально-политической ситуации и появлением новых приоритетных направлений в теории и практике образовательных систем. Осмысление новых подходов приводит к необходимости изменения педагогических ориентиров, перестройки профессиональных ценностей. Личность рассматривается как главная цель, объект и субъект развития, как приоритет воспитания. Но постоянно изменяющаяся социальная ситуация развития требует именно творческой личности, которая, активизируя свой потенциал, была бы способна адекватно реагировать на эти изменения [4, 5]. Понимание творчества как готовности к инновационным процессам, к новым типам отношений, к выражению себя в любых проблемных ситуациях адекватно пониманию такой динамичной характеристики личности, как гибкость. Если способность педагога к творчеству служит гарантией его индивидуальности, неповторимости, нестандартности, то гибкость как личностное качество - это способность быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире (тем более в ситуациях педагогического взаимодействия) [5].
Также выбор гибкости связан с наличием творческого потенциала учителя. Творческая деятельность рассматривается двух сторон: как отношение субъекта деятельности к своему труду и как сам процесс решения творческих проблем. С этих позиций для творческого решения характерен ряд процессуальных черт, обеспечивающихся гибкостью мышления и поведения: самостоятельным переносом ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации; видением возникающей проблемы с разных ролевых позиций; нахождением вариантов возможных ответов; объединением ранее известных способов в новый. Большое значение имеет умственная подвижность, способность включать в только что появившиеся взаимосвязи уже имеющиеся, использовать выбор при решении проблем, возникающих в педагогической деятельности и в обычной жизни, быстро менять приемы в соответствии с новыми условиями [6].
Вот почему способность к творчеству тесно связана с таким свойством личности, как гибкость. Если рассмотреть понятие «творчество» с педагогического аспекта, то творчество педагога - это средство развития способности к творчеству у школьников. Каждый учащийся имеет невостребованные творческие ресурсы, и задача учителя -помочь им раскрыться. Гибкость педагога становится в ситуации педагогического взаимодействия необходимым условием развития личностных возможностей учащихся, увеличения степени их деятельностной активности и расширения областей приложения способностей. Творчество как процесс создания нового, благодаря гибкости личности, становится способом ее существования [5, 6].
Для педагога, учитывающего перспективу развития личности ученика, характерно стремление подойти к
решению проблемы с разных позиций; он активно ищет способы организации межличностных отношений. Индивидуализация обучения, ориентация на развитие возникают, как показывают исследования, с того момента, когда учитель начинает допускать правомерность стилей мышления, познания, общения, взаимодействия, отличающихся от его собственных [3].
Из всего сказанного можно сделать вывод о необходимости социально-психологических качеств личности в развитии профессиональной компетентности педагога, о том, что данные качества не просто привносят изменения или дополнения в элементы психолого-педагогической компетентности, а участвуют в формировании стиля личности педагога в общении с учениками, выработке привычных для него способов поведения в различных педагогических ситуациях.
Начинать процесс развития и формирования социально-психологических качеств педагога следует с учебной деятельности в вузе, применяя активные методы обучения. Д.И. Кавтарадзе дает следующее определение: «Активными методами обучения дискуссии, мозговая атака, решение педагогических ситуаций, ролевые, имитационные или деловые игры называются потому, что позволяют погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» [6, с. 128]. Интерес какгив -ным формам и методам обучения вызван острой потребностью в оптимизации учебно-воспитательного процесса, улучшении современной дидактической системы с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки студентов. Многие философы, общественно-политические деятели, педагоги прошлого и настоящего неоднократно высказывали в своих трудах идеи, связанные с поиском в любой деятельности наилучшего из возможных вариантов [2]. Активные методы обучения, на наш взгляд, создают в вузе оптимальное педагогическое общение. Как отмечает A.A. Леонтьев, «оптимальное педагогическое общение - такое общение учителя со школьником в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности ученика, обеспечивает благоприятный эмоцио-
нальный климат обучения (в частности, припятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учащихся» [7, с. 172].
Кроме того, активные формы и методы обучения позволяют соединить знания с опытом, а это, по Б.Г. Ананьеву, относится к важнейшим условиям формирования человека как субъекта деятельности, постоянного совершенствования его мастерства в определенной сфере деятельности [9].
Определяя педагогическую деятельность как коммуникативный процесс, мы подчеркивали особую значимость именно социально-психологических качеств личности, так как коммуникативная направленность педагогической деятельности, с одной стороны, требует развития именно социально-психологических качеств личности, а с другой, - способствует их формированию. Сочетание этих качеств образуют своего рода комплекс профессионально значимых личностных качеств, который условно можно назвать коммуникативным. Рефлексивность и гибкость придают ему гуманистическую направленность, что в условиях современной педагогической системы особенно важно.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. 287 с.
2. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 38-41.
3. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. Тюмень, 1995. 179 с.
4. Данилов Д.А. Служение педагогической науке. М., 2007. 480 с.
5. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М., 1986. 159 с.
6. Кавтарадзе Д.И. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998. 192 с.
7. Леонтьев А.А. Педагогический общение. М., 1979. 232 с.
8. Лукьянова М.И. Профессионально значимые личностные качества учителя как фактор развития личности учащихся // Развитие учащихся в процессе усвоения знаний: Межвузов. сб. науч. статей. Ульяновск, 1995. 144 с.
9. Философский энциклопедический словарь. М., 2003. 719 с.
M.T. Terentieva
Socio-psychological competence as an important component in professional activity of a modern teacher
The article discusses a development of such socio-psychological personal qualities for future educators as reflection and flexibility in pedagogical problems. The combination of the qualities makes up a set of professionally important personal qualities that become a base for socio-psychological competence of a teacher and determine pedagogical skills, communication style in professional activity of a modern educator. A process of development and formation of socio-psychological qualities should start with academic activity at academic institution using active methods of training.
Key-words: socio-psychological qualities of a personality, reflection, flexibility, pedagogical problems solution, competence.
—---------------------