Научная статья на тему 'Социально-психологическая характеристика подростков с психическими нарушениями, совершивших правонарушения'

Социально-психологическая характеристика подростков с психическими нарушениями, совершивших правонарушения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
909
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психические нарушения / подростки / правонарушения

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лекомцев В. Т., Коваленко Е. В., Поздеев А. Р.

Изучены факторы риска диссоциального поведения 58 подростков с пограничными психическими нарушениями, совершившие правонарушения. Типы неправильного воспитания, семейное неблагополучие, антиобщественное влияние со стороны родных ранее судимых, конфликтные отношения с родными, прекращение внутрисемейных связей свились основными факторами риска для развития асоциального поведения подростков. Наряду с этим наркологическая аддикция у подростков приводит к деформации личности и углублению асоциального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая характеристика подростков с психическими нарушениями, совершивших правонарушения»

глаза (организовавшийся частичный гемофтальм левого глаза). По результатам ежегодных медицинских осмотров острота зрения С. с 2000 г по 04.12.2008 г составляла 1,0 на оба глаза. В представленной медицинской документации, каких-либо других заболеваний, которые могли бы явиться причиной атрофии зрительного нерва, не зафиксировано.

При проведении комиссионной экспертизы пациентка 26.01.10 г была обследована дополнительно: Исследовались поля зрения, по результатам которого у нее выявлены единичные периферические скотомы обоих глаз, а также концентрическое сужение поля зрения на левом глазу до 50%. При электрофизиологическом исследовании

- изменения в пределах нормы. При осмотре глазного дна

- побледнение диска зрительного нерва.

Анализ представленных медицинских документов и результатов дополнительных исследований, позволил комиссии прийти к выводу, что у С. имелась контузия левого глазного яблока средней степени тяжести, кровоизлияния в конъюнктиву глазных яблок, осложнившиеся развитием

частичной атрофии левого зрительного нерва. Между травмой левого глазного яблока и частичной атрофией левого зрительного нерва установлена прямая причинная связь. Соответственно изменилась и степень вреда, причинного здоровью (легкий вред здоровью по признаку незначительной стойкой утраты общей трудоспособности менее 10 %). Тем не менее, высока вероятность прогрессирования заболевания у данной пациентки.

Таким образом, посттравматическая атрофия зрительного нерва, как осложнение травмы глаза, черепномозговой травмы, развивается спустя некоторое время после получения травмы, поэтому при проведении судебно-медицинской экспертизы целесообразно направлять пострадавших на дополнительные обследования (остроты и полей зрения, КТ и МРТ головного мозга и глазниц и пр.), в обязательном порядке запрашивать медицинские документы со сведениями о состоянии органов зрения до травмы, проводить дифференциальную диагностику с другими патологическими состояниями.

Литература:

1. Басинский C. H., Егоров Е. А. Клинические лекции по офтальмологии [Электронныйресурс] - Либрусек: сайт. URL: http: //lib.rus.

ec/b/161534/read#tl4^ama обращения: 29.03.10 г.

2. Каменских Т. Г. Частичная атрофия зрительного нерва. Опыт комплексного лечения: статья [Электронныйресурс] - Саратов-

ский Государственный медицинский университет: сайт. URL: http://www.trima.ru/medicine/publish/kamensky_treatment.htm. Дата обращения: 29.03.10 г.

3. Копаева В. П. Глазные болезни:учебник. - М: - Мед. - 2002. - 560 с.

4. Можеренков В., Прокофьева С. Травмы органа зрения: статья [Электронный ресурс] - МНИИ им. М.Ф.Владимирского: сайт.

URL: http://www.sfe.ru/enc_travm.php^ama обращения: 29.03.10 г.

5. Мошетоеа Л. К., Кочергин С. А. Клиническая симптоматика повреждений органа зрения в оценке утраты общей трудоспособ-

ности при проведении судебно-медицинской экспертизы: статья [Электронный ресурс] - Российская медицинская академия последипломного образования. - Москва. URL: http: www.nedug.ru/lib/lit/opht/01nov/ophtl8 /орЫ.Ыт.Дата обращения: 29.03.10 г.

6. Сабирова Р. К. Посттравматическое поражение зрительного нерва: клиническое наблюдение [Электронный ресурс] - НИИ кар-

диологии и внутренних болезней. - Алма-Ата. URL: http:// www.doctordens.ru /modules.php?name=News&file=article&sid=432. Дата обращения: 29.03.10 г.

7. Угрюмое В. М. Тяжелая закрытая травма черепа и головного мозга (диагностика и лечение): монография [Электронныйресурс]

- Здоровая семья: сайт. URL: http://www.zdorovayasemya.ru/36-5.Ыт).Дата обращения: 29.03.10 г.

© В.Т. Лекомцев, Е.В.Коваленко, А.Р. Поздеев, 2010 УДК 340.6

В.Т. Лекомцев, Е.В.Коваленко, А.Р. Поздеев

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Кафедра психиатрии и наркологии (зав.кафедрой - проф. Ю.В. Ковалев)

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»;

Кафедра криминалистики (нач. - д.м.н. А.Р. Поздеев)

Ижевского филиала ГОУ ВПО «Нижегородская академия» МВД РФ Изучены факторы риска диссоциального поведения 58 подростков с пограничными психическими нарушениями, совершившие правонарушения. Типы неправильного воспитания, семейное неблагополучие, антиобщественное влияние со стороны родных ранее судимых, конфликтные отношения с родными, прекращение внутрисемейных связей свились основными факторами риска для развития асоциального поведения подростков. Наряду с этим наркологическая аддикция у подростков приводит к деформации личности и углублению асоциального поведения. Кттчевье слова: психические нарушения, подростки, правонарушения.

THE SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF TEENAGERS WITH THE MENTAL INFRINGEMENTS, MADE OFFENCES V.T. Lekomtsev, E.V. Kovalenko, A.R. Pozdeev Risk factors dissocial behavior of 58 teenagers with the boundary mental infringements, the made offences are studied. Types of wrong education, family trouble, antisocial influence from native earlier condemned, disputed relations with native, and the termination of intrafamily communications were twisted by major factors of risk for development asocial behavior of teenagers. Along with it narcological addiction at teenagers leads to deformation of the person and deepening asocial behavior.

Key words: mental infringements, teenagers, offences.

Делинквентное поведение подростков с психическими заболеваниями в новых экономических условиях является одной из самых актуальных медикосоциальных проблем. [1, 2, 3, 4, 12].

Одной из наиболее важных причин, определяющих возрастную специфику асоциального подросткового поведения, является то обстоятельство, что мы имеем дело со значительным возрастным периодом - с пубертатным

кризом, роль которого в генезе социальных и личностных девиаций, возникновении или манифестации психических расстройств трудно переоценить. Именно в пубертатном периоде, когда происходят социализация личности и ее становление, влияние социальных факторов чрезвычайно велико [11]. В это время у подростка формируются межличностные отношения, определяется место в обществе, вырабатываются морально-этические принципы, ценностные ориентации и пр.

Отрицательные социальные ситуации могут восприниматься детьми и подростками не только как модель для подражания, но и как непереносимая психотравмирующая обстановка. При этом диссоциальное поведение оказывается ответной реакцией на стресс [13].

Социализация личности несовершеннолетних, склонных к диссоциальным формам поведения, как правило, протекает в условиях нарастающей семейной, школьной и социальной дезадаптации. При этом диссоциальное поведение реализуется на фоне общих негативных тенденций формирования подростковой преступности.

Криминологические и социально-психологические данные показывают, что при длительной (более 1-го года) социальной дезадаптации у большинства детей и подростков с криминальной активностью начинают проявляться и фиксируются черты личностной деформации по асоциальному типу [5, 6, 10, 11]. Для нее характерны следующие признаки:

• отсутствие интереса к познавательной деятельности, однако, хорошая социальная ориентировка в сочетании с умением манипулировать другими людьми или использовать внешние обстоятельства в свою пользу;

• отсутствие способности к эмпатии (сочувствию), недостаточная глубина эмоционального сопереживания, равнодушие к чувствам других людей в сочетании с неспособностью устанавливать и поддерживать эмоционально насыщенные, стабильные отношения;

• стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда; повышенная чувствительность к стимуляции извне. Эта особенность может сопровождаться стремлением к замещению чувства пустоты и скуки состоянием измененного настроения, вызываемого алкоголем и другими психоактивными веществами;

• неустойчивое настроение со склонностью к раздражительности, гневливым реакциям, выраженная наклонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;

• пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм;

• выраженная эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального поведения, с постоянным стремлением к его оправданию или обвинению окружающих в последствиях своих поступков; отсутствие глубоких личностных реакций с чувством вины за серьезные социальные последствия своих проступков;

• повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию;

• раннее начало курения, ранняя алкоголизация и высокий риск употребления психоактивных веществ (наркотиков) [7].

У детей-правонарушителей и подростков с криминальной активностью формирование этих признаков при устойчивой социальной дезадаптации обнаруживается с возраста 10-11 лет. При этом следует подчеркнуть, что в младшем школьном и подростковом периодах указанные формирующиеся личностные свойства носят: во-первых,

неустойчивый, факультативный характер; во-вторых, они значительно чаще, чем у взрослых, окрашены чертами когнитивной дефицитарности, которая иногда описывается как семейно-педагогическая запущенность или задержанное психическое развитие с проявлениями инфантилизма [1]. В связи с этим в личностном статусе могут доминировать признаки психической незрелости, эмоциональной и волевой неустойчивости, подражательности. При доминировании черт инфантилизма менее представлены такие, свойственные взрослым личностям с диссоциальными расстройствами, особенности как манипулирование окружающими в собственных целях, осознанная лживость, безответственность.

Цель: выявить факторы, способствующие формированию асоциального поведения у несовершеннолетних с психическими заболеваниями, совершенствование психопрофилактической работы с подростками по предупреждению правонарушений.

Задачи:

1. Изучить образ жизни подростков, участвующих в исследовании.

2. Изучить социальную характеристику семей подростков.

3. Определить факторы риска развития диссоци-ального поведения подростков, способствующего совершению правонарушений.

Объектом исследования явились подростки с психическими нарушениями, состоящие на диспансерном в РКПБ. Сбор материала осуществлялся методом анкетирования 111 случайно отобранных подростков, пришедших на прием во взрослый диспансер и на судебно-психиатрическую экспертизу в РКПБ, а также методом выкопировки данных из медицинской документации РКПБ (амбулаторная карта (ф. 025/у), история болезни (ф. 003/у), архив СПЭ).

Подростки были разбиты на две группы. В первую

- группу наблюдения вошли 58 подростков с психическими расстройствами, совершившими правонарушения. Вторую группу - (контрольная группа) - составили 53 подростка, не совершавшие правонарушений. Полученные данные были математически обработаны по критерию достоверности Стьюдента. Разница считалась статистически достоверной, если 1 > 1,96.

В группах наблюдения и сравнения среди подростков, участвующих в исследовании, разделение по полу было практически одинаковое.

Юношей в группе наблюдения было 79,3%; в группе сравнения - 73,5%, девушек соответственно - 20,7% и 26,4%. Разделение по возрасту также в обеих группах было одинаковое: до 14 лет в группе наблюдения было 5,2%; в группе сравнения - 5,6% подростков, с 15 до 18 лет в группе наблюдения было 94,8%; в группе сравнения - 94,4%.

Детские дошкольные учреждения посещала большая часть опрошенных: 77,6% в группе наблюдения и 90,0% в группе сравнения.

Уровень образования респондентов, показал, что в группе наблюдения 8,6% подростков не имели образования вообще, 37,9% - учились в коррекционных школах, 5,2% - закончили 8-9 классов общеобразовательной школы, 48,3% - обучались в училище или колледже. В группе сравнения 3,8% подростков не имели образования вообще, 37,7% - учились в коррекционных школах, 9,4%

- закончили 8-9 классов общеобразовательной школы, 49,1% - обучались в училище или колледже.

Статистически достоверных различий в уровне образования среди подростков групп наблюдения и сравнения нет.

Средний балл во время обучения в группе наблюдения составил 2,9 в группе сравнения 3,23. Сведения об уровне успеваемости подростков. Статистически достоверно в группе наблюдения подростков, учащихся на «2 - 3» балла больше, чем в группе сравнения (1 = 4,96).

Занятость подростков в группах резко различается. Большинство подростков в группе наблюдения (63,8%) нигде не учатся и не работают. В группе сравнения большинство подростков и продолжают учёбу (32,1%) и работают (39,6%).

Сведения о занятости подростков. В группе

наблюдения не работающих подростков статистически достоверно больше, чем в группе сравнения (1 = 6,1).Отно-шения подростков со сверстниками в группах разделились следующим образом: в группе наблюдения 58,6% подростков охарактеризовали свои отношения со сверстниками как дружные, 29,3% - как разного характера и 12,1% - как конфликтные. В группе сравнения 69,8% - как дружные, 18,8% - как разного характера, 11,4% - как конфликтные. Это в значительной степени свидетельствует о наличии серьезных жизненных кризисных ситуаций, для решения которых необходимо вмешательство социальных служб, медицинских работников, психологов, родителей и желание самих подростков. Большинство подростков в обеих группах - 84,5% в группе наблюдения и 73,6% в группе сравнения - имели друзей более 3, и только 3,8% в группе сравнения имели по одному другу.

Статистически достоверных различий во взаимоотношениях подростков со сверстниками у подростков групп наблюдения и сравнения нет.

На вопрос анкеты «Как Вы проводите свое свободное время?» получены следующие ответы.

В группе наблюдения общение с друзьями предпочитали 53,5% респондентов, просмотр телевизора - 17,2%, чтение книг и занятия спортом - 12,1%, посещение дискотек и игровых автоматов - 17,2%. В группе сравнения общение с друзьями предпочитали 49,0% респондентов, просмотр телевизора - 17,0%, чтение книг и занятия спортом - 5,7%, посещение дискотек и игровых автоматов

- 15,1%, и только в группе сравнения 13,2% подростков помогали дома по хозяйству. Важно отметить, что дискотеки относятся к неблагополучным местам, где часто имеет место распространение и употребление алкоголя и психоактивных веществ.

Таким образом, можно выделить такие факторы, влияющие на формирование диссоциального поведения, как:

- плохая успеваемость в школе; не занятость; бесцельное провождение свободного времени.

Социальная характеристика семей группы исследования. Известно, что на формирование личности подростка большое влияние оказывает характер взаимоотношений в семье, её материальное и жилищно-бытовое состояние, участие родителей в воспитании и жизни ребенка.

Опрос подростков показал, что большинство из них проживает в не полных семьях, так у 72,4% в группе наблюдения и 62,3% в группе сравнения в семьях нет отцов, у 15,5% в группе наблюдения и 11,3% в группе сравнения

- нет матерей, а 37,9% в группе наблюдения и 34,0% в группе сравнения проживают с мачехой или отчимом. Значительная доля подростков группы наблюдения воспитывалась в семье без отца (72,4% против 62,3%).

Немаловажное значение в формировании образа жизни и поведения подростка имеет жилищно-бытовое положение его семьи. По жилищным условиям исследуемые подростки разделились следующим образом, 43,1% подростков группы наблюдения проживают в общежитии или в комнате коммунальной квартиры, 22,5% - в небла-

гоустроенном деревянном доме, 17,2% - в 1-комнатной квартире, 13,8% - в 2-х комнатной квартире, 3,2% - в 3-х комнатной квартире. 35,9% подростков группы сравнения проживают в общежитии или в комнате коммунальной квартиры, 11,3% - в неблагоустроенном деревянном доме, 20,8% - в 1-комнатной квартире, 22,6% - в 2-х комнатной квартире, 9,4% - в 3-х комнатной квартире. Статистически достоверно, чаще подростки группы наблюдения проживают в неблагоустроенных условиях (1 = 2,0).

Занятость родителей исследуемых подростков дает возможность судить о материальном положении семьи, что также имеет значительное влияние на формирование личности и развитие диссоциального поведения несовершеннолетних. У подростков группы наблюдения большая часть родителей (55,2%) не работают и только 25,8% имеют постоянный заработок, а в группе сравнения

- 69,8% родителей имеют постоянный заработок, а 22,6%

- не работают.

В группе сравнения у 43,4% семей подростков конфликты случаются изредка, ежедневных конфликтов не бывает, у 35,9% - конфликты частые и у 20,7% конфликты бывают редко. В семьях подростков группы наблюдения статистически достоверно чаще наблюдаются конфликтные отношения (1 =4,9), как следствие этого - отсутствие продуктивных контактов, отгороженность, враждебность. Подростки отдаляются от семьи, уходят на улицу и, как правило, находят поддержку у лиц с антиобщественным поведением.

41,4% подростков из группы наблюдения признались, что характер взаимоотношения с родителями для них не имеет значения, однако у 36,2% респондентов взаимоотношения с родителями имеют влияние на их поведение.

Воспитательную работу со своими детьми в группе наблюдения родители ведут только в 10,3% случаях, а в группе сравнения - 41,5%. В группе наблюдения родители вообще не принимают никакого участия в жизни своих детей в 56,9% случаев, а в группе сравнения - 18,9%.

У подростков группы наблюдения родители статистически достоверно реже участвуют в жизни своих детей (1 = 4,0), что говорит о слабых социальных связях между ними.

Развитие асоциального поведения обуславливается усвоением определенных установок, жизненных позиций, формированием определенного мировоззрения, которое происходит путем пассивного перенятия взглядов, культивирование у подростка антиобщественных форм поведения и вовлечение его в антиобщественную деятельность. Наиболее частым источником антиобщественного влияния на подростков становятся семья и друзья.

У исследуемых нами подростков в группе наблюдения 86,2% членов семьи и 13,8% друзей были судимы. В группе сравнения судимых родственников было 49,1%, друзей

- 1,9%.

В группе наблюдения у 8,6% подростков судимы матери, у 24,1% - отцы, у 34,5% - брат или сестра, у 19,0%

- мачеха, отчим. В группе сравнения - судимых матерей

- нет, у 11,3% - судимы отцы, у 20,8% - брат или сестра, у 17,0% - мачеха, отчим.

Статистически достоверно, что в семьях подростков группы наблюдения чаще встречаются судимые близкие родные и друзья (1 = 7,13). При чем судимость родителей и братьев, сестер занимает более значительную долю (67,2% против 32,8% в группе наблюдения и 32,1% против 18,9% в группе сравнения).

Тяжесть совершенного криминала взрослыми родными имеет немаловажное значение в антиобщественном влиянии на подростка. В группе наблюдения осужденных

родных и друзей подростков за убийство и изнасилование

- 55,2%, за кражу, грабеж и хулиганство - 44,8%, в группе сравнения - 26,4% и 24,6% соответственно.

Учитывая столь сильное, практически непрерывное, антиобщественное воздействие на подростка вследствие особо тесных контактов внутри семьи, не вызывает сомнения совершение подростками правонарушений соответствующих статьям уголовного кодекса.

Среди исследуемых подростков в группе наблюдения имелись судимости за кражу, грабеж - 50,0%; за хулиганство - 25,9%, за изнасилование - 15,5%; за убийство - 8,6%.

Во время опроса выяснилось, что 55,1% подростков отнеслись к своему поступку безразлично, 25,9% - не считали свой поступок отрицательным и только 19,0% сожалели о своем правонарушении.

На вопрос «Совершил бы ты свой поступок, если бы тебе рассказали о его отрицательной стороне?». 50,0% подростков затруднились ответить, как поступили бы в этом случае, 27,6% - подростков ответили, что все равно бы совершили правонарушение, 22,4% - правонарушение не совершили бы.

Таким образом, факторами, влияющими на развитие диссоциального поведения подростка, можно назвать:

- неблагополучное бытовое и материальное состояние семьи,

- конфликтные отношения с родителями или полное их отсутствие,

- криминальное влияние и судимости близких родных, практически полное отсутствие участия родителей в воспитании и жизни ребенка.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Процесс формирования асоциального поведения у подростков отличается многообразием и не всегда поддается систематизации. В ходе исследования удалось выделить факторы риска, влияющие на формирование диссоциального поведения и на которые следует уделять внимание при проведении психопрофилактической работы, в том числе и медицинским работникам.

2. Школьная неуспеваемость, незанятость на производстве, бесцельное праздное провождение свободного времени, нарушенные контакты со сверстниками у подростков обусловливают дефицит в сфере общения и создают предпосылки для формирования антиобщественной направленности личности и асоциального поведения.

3. Семейное неблагополучие, недостаточное внимание к ребенку, длительное антиобщественное влияние со стороны судимых родных и друзей, конфликтные отношения с родителями, ослабление или прекращение внутрисемейных связей способствуют возникновению социальной изоляции, что является причиной развития у подростков антиобщественного настроения и асоциального поведения.

4. Систематическое курение, алкоголизация, употребление наркотиков и токсических веществ, низкий самоконтроль и безразличное отношение подростков к своему здоровью, недостаточное осознание родителями ответственности за воспитание своих детей, оказывают пагубное влияние на поведение подростков, способствуют деформации личности и развитию противоправного поведения.

1.

Литература:

Асанова Н. К. Патологические формы девиантного поведенияу детей с задержкой психическогоразвития: дис. канд. мед. наук. -М.,1988.-256с.

2. Вострокнутов Н. В. Социальная дезадаптация: нарушения поведенияу детей и подростков. - М., 1996. - С. 21-29.

3. Гаджиев Р. С., Айвазова 3. Н. Образ жизни подростков вусловиях крупного города //Здравоохранение РФ. - 2006. —№5. - С. 44-46.

4. Дегтярева Л. Н. Нарушение поведения у школьников с задержкой психического развития и анализ факторов, способствующих их формированию // Российский семейный врач. - 2004. —№9. - С. 28-31.

5. Дмитриева Т. Б., Переслегина И. А., Занозин А. В. Полипрофессиональный подход в психопрофилактической работе с детьми и подростками // Здравоохранение РФ. - 2002. —№5. - С. 33.

Дмитриева Т. Б. Девиантное поведениеу детей и подростков с патохарактерологическими и психопатоподобнымирасстройс-твами (клинико-динамическое и клинико-катамнестическое исследование): Автореф. дис.... канд. мед. наук. - М., 1996. - 55 с.

7. Дмитриева Т. Б. Основные направления социально-психиатрической помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения // Рос. психиатр, журнал. - 2001,-№4. — С. 4-8.

8. Ковалев В. В. Психические отклоненияу подростков-правонарушителей. - М.: Медицина, 1992. - 208 с.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характерау подростков.-Л.: Медицина, 1983. -256 с.

11. О мерах по предупреждению ООД лиц, страдающих психическими расстройствами: приказ М3 РФ и МВД РФ № 133/269 от 30.04.97 г.

12. Северный А. А., Альтшулер Б. Л. Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М., 1998. - С. 46-54.

13. Цыбульская И. С., Бахадова Е. В., Азарко В. Е. Медикосоциальное неблагополучие как причина подростковой преступности // Сестринское дело. - 2008. —№3. - С. 23-26.

6.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.