ношение к браку и рождению ребенка. При этом, как мы уже отмечали, периферийное поле создает особый тип ментальности, который базируется на принципах социального иждивенчества. Так, большинство опрошенных связывают улучшение своих жилищных условий с органами государственной и муниципальной власти, и лишь пятая часть полагается на собственные силы. Таким образом, риски молодой семьи в РФ возрастают от центра к периферии, усиливаясь за счет низкого социально-экономического уровня жизни молодых людей, особого патерналистского мышления и способа конструирования реальности. В то же время провинциальная молодежь в определенной мере является носителем традиционных культу-росообразных ценностей и моделей поведения.
Заключение
Сегодняшняя социокультурная ситуация характеризуется как неравномерностью развития различных регионов страны, так и повышением уровня специализации социальных групп и отдельной личности, что приводит к существенным отличиям во вкусах и интересах, в стандартах потребления и уровне восприятия информации, в коммуникативных навыках и уровне культурной компетенции представителей различных терри-
ториальных и социальных групп. Необходимо повысить качество жизни молодежи, особенно региональной, сформировать у нее адекватные современности жизненные стратегии, обеспечив устойчивое развитие российского общества на ближайшие десятилетия.
Список литературы
1. Смирнов В. А. Социальные проблемы молодежи российской провинции // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2008. № 2. С. 15-29.
2. АхиезерА. С. Специфика социокультурных конфликтов в России : ХХ в. // Социокультурные конфликты в истории России. Омск, 2004. С. 20-30.
References
1. Smirnov V. A. Sotsial'nye problemy molodezhi rossij skoj provintsii (The social problems of youth from Russian provinces). Vestnik MGU. Ser. 18: Sotsiologiya i poli-tologiya (MSU reporter. Ser. 18: Sociology and political science), 2008, № 2, pp. 15-29.
2. Akhiezer A. S. Spetsifika sotsiokul'turnykh konflik-tov v Rossii (Specificity of sociocultural conflicts). Sotsiokul'turnye konflikty v istorii Rossii (Sociocultural conflicts in Russian history). Omsk, 2004, pp. 20-30.
УДК 316.6+159.923
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» (соглашение № 14.B37.21.1009).
И. В. Малышев1
Саратовский государственный университет (Россия) E-mail: iv.999@list.ru
Аннотация. Представлены данные эмпирического исследования стратегий копинг-поведения учителей общеобразовательных школ. Исследование выполнено на выборке учителей общеобразовательных школ Саратовской области (n = 50; в возрасте 21-55 лет). Применение комплекса методик - методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и
1 Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия.
Р. Даймонда, опросника копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (в адаптации Т. А. Крюковой), метода сравнительного анализа - позволило выявить в зависимости от уровня адаптированности личности учителя существенные различия в предпочитаемых стратегиях копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Установлено, что в выборке учителей с высоким уровнем адаптированности доминирующим является паттерн стратегий копинг-поведения «решение задачи - избегание - эмоции». Представлены данные, свидетельствующие о том, что на разных этапах профессиональной социализации личности учителя весьма существенную
© Малышев И. В., 2015
роль в предпочтении стратегий копинг-поведения играет уровень адаптированности личности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб общеобразовательных школ, а также при разработке тренинговых и коррекционно-развивающих программ с целью формирования личностно эффективных стратегий совладания с ситуациями стресса, возникающих в профессиональной деятельности учителя.
Ключевые слова: личность учителя, социально-психологическая адаптация, стратегии копинг-поведения, профессиональная социализация личности.
Socio-Psychological Personality Adaptation
and Strategies of Coping-Behavior of School Teachers
in the Process of Professional Socialization
The research was held with support from the Ministry of Science and Education of the Russian Federation, agreement № 14.B37.21.1009 «Social-psychological analysis of personality socialization and adaptation processes in the conditions of dynamically developing society».
I. V. Malyshev2
Abstract. The article presents the data of the empiric research of strategies of coping-behavior of general education school teachers. The research is made from the sample of Saratov region general education school teachers (n = 50; in the age of 21-55 years old). The use of different methods such as the method of diagnosis of socio-psychological adaptation of C. Rogers and R. Diamond, questionnaire of coping-behavior in stress situations of S. Norman, D. F. Endler, D. A. James and M. I. Parker (adapted by T.A. Kryukova), method of comparative analysis in complex makes it possible to identify significant differences in preferred strategies of coping-behavior in stress situations according to the level of teacher's personality adaptation. It views that in the sample of teachers with the high level of adaptation a pattern of strategies of coping-behavior "problem solving - avoidance - emotions" is dominant. The author shows the data that certifies that the level of personality adaptation plays a very important role while choosing strategies of coping-behavior at different stages of professional socialization of teacher's personality. The applied aspect of the problem being investigated can be realized in consulting practice of psychological services of general education schools as well as in development of training and correctional-development programs with an aim to form personal-effective strategies of coping with stress situations that happen in professional activity of a teacher.
Key words: teacher's personality, socio-psychological adaptation, strategies of coping-behavior, professional socialization of personality.
Введение
В быстро меняющихся условиях социальной среды современного общества одной из важнейших характеристик личности является не только устойчивость к длительному воздействию стрессов, но и способность к их эффективному преодолению. В этой связи на передний план выступает проблема социально-психологической адаптации
2 Malyshev Ivan Viktorovich - candidate of psychological sciences, associate professor, the Chair of Educational Psychology, Saratov State University named after N. G. Cherny-shevsky; 83, Astrahan-skaya street, Saratov, 410012, Russia.
как одна из наиболее важных функций психики, определяющих механизмы социализации личности. Как указывает А. А. Реан, это происходит в условиях существенного, кардинального изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении [1]. Н. И. Сарджвеладзе полагает, что феномен социально-психологической адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов взаимодействия в определенных условиях[2].
Большой интерес представляет изучение проблемы социальной адаптации с точки зрения выработки личностью наиболее приемлемых стратегий преодоления стрессовых ситуаций. В научной литературе способы преодоления сложных жизненных ситуаций принято обозначать понятием «копинг». Р. Лазарус и С. Фолкман характеризуют «преодолевающее поведение» как «. когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека» [3, с. 208], т.е. основная функция копинга состоит в адаптации человека к требованиям ситуации. Но несмотря на то, что ко-пинг-поведение связано с повышением адаптации, данный процесс может быть неконструктивным или неэффективным и приводить к дезадаптации человека в социуме. Проблема эффективности и неэффективности копинга подразумевает понятие копинг-стратегии, под которыми понимаются те приемы и способы, с помощью которых происходит процесс совладания. Ряд исследователей считают, что наиболее эффективными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации [4, 5].
Важное значение в данном контексте приобретает проблема изучения копинг-стратегий личности и ее социально-психологической адаптации в сфере образования на примере учителей общеобразовательных школ в процессе их профессиональной социализации. Являясь субъектами образовательной среды школы, учителя должны быть социально и профессионально адаптированы к ее условиям и, что особенно существенно, к взаимодействию на должном уровне с другими участниками сложного процесса социализации -учащимися и своими коллегами. Исходя из этого, целью данного исследования является изучение социально-психологической адаптации личности и стратегий копинг-поведения учителей школ в процессе их профессиональной социализации.
Методики и методы исследования
В эмпирическом исследовании для изучения адаптации личности использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [6]. Для изучения
Психология социального развития
51
копинг-поведения учителей был выбран опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (в адаптации Т. А. Крюковой) [7]. Для статистической обработки данных применен метод определения средних, сравнения двух независимых выборок (Л-критерий Стьюдента). Выборку исследования составили учителя средних общеобразовательных школ Саратовской области (50 человек в возрасте от 21 года до 55 лет).
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе исследования изучались особенности социально-психологической адаптации учителей. В результате диагностики социально-психологической адаптации личности у 36% испытуемых выявлен высокий уровень адаптивности, у 44% - средний и у 20% - ниже среднего (среднее арифметическое значение - 122). Для 90% учителей характерен низкий уровень дезадаптивности и у 10% обнаружен его средний уровень (среднее значение - 48). Высокие значения показателя «принятие себя» (46,6) выявлены у 62% учителей и у 36% - средние. Показатель «непринятия себя» (среднее значение - 9,6) имеет низкие значения у 80% педагогов и у 20% он находится в пределах нормы. Для 38% учителей характерен высокий уровень «принятия других» (среднее значение -22), у 56% - средний и у 6% - низкий. Показатель «непринятие других» (среднее значение - 12,7) находится в пределах нормы у 36% учителей и у 64% - низкий. Характеристика «эмоционального комфорта» личности (среднее значение - 22) имеет средний уровень у 70% учителей, у 18% - высокий и у 12% - низкий. В то же время высокое значение показателя «эмоциональный дискомфорт» (среднее значение - 19,5) обнаружено у 16% учителей, у 22% - низкое и у 62% имеет средние значения. Такая характеристика социально-психологической адаптации как «доминирование» (среднее значение - 8,7) имеет средний уровень у 68%, у 14% - высокий и у 18% - низкий. Интегральный показатель «ведомости» (среднее значение - 9,5) находится в пределах нормы у 30% испытуемых и у 70% - низкий. У 78% учителей обнаружен средний показатель «внутреннего контроля», у 22% -высокий (среднее значение - 43). Низкий уровень «внешнего контроля» выявлен у 80% студентов, у 20% испытуемых он находится в пределах нормы (среднее значение - 11,6). Бегство от проблем как характеристика социально-психологической адаптации выявлена у 6% учителей в виде ее высоких значений, у 68% она находится в пределах нормы и у 26% - низкая (среднее значение - 13).
Можно сказать, что адаптивность значительной части педагогов в целом высокая. Сильное влияние на социально-психологическую адаптацию педагогов оказывают все интегральные характеристики, в частности «дезадаптивность», которая у большинства низкая, «принятие себя»
(в основном высокая), «принятие других» (в пределах нормы у 80%), эмоциональный комфорт (в пределах нормы у 80%), хороший уровень доминирования, низкая ведомость и эскапизм. При этом обращает на себя внимание уровень эмоционального дискомфорта - высокий у 16% учителей - что, безусловно, негативно сказывается на общей характеристики социально-психологической адаптации.
Анализ результатов изучения основных копинг-поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях у учителей показывает, что для 70% испытуемых характерен копинг с ориентацией на решение задачи (среднее арифметическое значение - 43), для 16% - копинг, ориентированный на избегание (среднее значение - 25), и для 14% - с ориентацией на эмоции (среднее значение - 35). Из анализа характеристик социально-психологической адаптации и основных копинг-стратегий видно, что у испытуемых-учителей с очень высоким уровнем адаптационных возможностей более всего преобладает копинг-стратегия с ориентацией на решение задачи, далее следуют копинг на избегание и на эмоции. Похожие закономерности прослеживаются и в предыдущих исследованиях, где в качестве объекта изучаемых явлений были выбраны учащиеся старших классов [8]. Типологический анализ результатов социально-психологической адаптации и основных копинг-стратегий групп учителей с высоким и средним уровнем адаптивности также явно об этом свидетельствует (табл. 1, 2). Так, обнаружены сравнительно более высокие значения копинг-стратегий в виде паттерна поведения «решение задачи - избегание - эмоции» у лиц с очень высоким уровнем адаптивности, по сравнению с результатами испытуемых со средней адаптивностью. Показатели их стратегии копинг-поведения расположены в том же порядке, но значения ниже. Исходя из результатов анализа, получены статистически значимые различия по двум показателям копинга - с ориентацией на решение задачи и на эмоции, а также по интегральным показателям социально-психологической адаптации: «адаптивность», «дезадаптивность», «принятие себя», «непринятие себя», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональный комфорт», «эмоциональный дискомфорт», «доминирование» и т.д. Не обнаружено различий между группами только по копингу «ориентация на избегание» и связанных с ним характеристик «отвлечение» и «социальное отвлечение». Таким образом, обнаружено позитивное влияние основных выявленных стратегий-паттернов поведения на адаптационные возможности личности педагогов, которые в целом снижают риски дезадаптации. Исходя из этого, прослеживается зависимость между уровнем социально-психологической адаптации и выбором соответствующих копинг-стратегий поведения.
32
Научный отдел
Таблица 1
Показатели характеристик социально-психологической адаптации у групп испытуемых с высоким и средним уровнем адаптивности
Показатели Адаптивность Дезадаптивность Принятие себя Непринятие себя Принятие других Непринятие других Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт Внутренний контроль Внешний контроль Доминирование Ведомость Эскапизм
г-критерий Стьюдента 18,5 -5,0 3,2 -3,6 2,8 -2,3 3,9 -4,8 8,4 -3,1 5,1 -4,0 -4,1
Степень значимости 0,000 0,000 0,004 0,004 0,009 0,03 0,001 0,000 0,000 0,006 0,000 0,001 0,000
Таблица 2
Показатели характеристик копинг-стратегий у групп испытуемых с высоким и средним
уровнем адаптивности
Показатели Копинг с ориентацией на: Отвлечение Социальное отвлечение
решение задачи эмоции избегание
г-критерий Стьюдента 3,8 -4,0 0,6 -0,3 -1,3
Степень значимости 0,001 0,001 0,5 0,7 0,1
Кроме этого анализировалось влияние профессиональной социализации учителей на характеристики их социально-психологической адаптации и копинг-поведения. На основании известных положений о профессионализации и традиционной классификации этапов профессиональной социализации [9] испытуемые-учителя были условно разделены на две группы: с профессиональным стажем менее 12 лет (начальная стадия реализации в профессии); со стажем более 12 лет (стадия профессионального мастерства). Анализ характеристик социально-психологической адаптации и копинг-стратегий двух групп статистически значимых различий не выявил. Так, среднее арифметическое значение «адаптивность» группы со стажем менее 12 лет - 118, «дезадаптивности» - 47, ко-пинг, направленный на решение задачи, - 45, эмоции - 28 и отвлечение - 36. Интегральный показатель «адаптивности» у учителей на стадии мастерства несколько выше (124), «дезадаптив-ности» - 49, значение копинг-стратегий при этом принципиально не изменилось. В то же время анализ результатов групп испытуемых с разным уровнем адаптивности показал наличие в группе с высоким уровнем адаптивности 60% учителей, находящихся на стадии профессиональной социализации «мастерство» (стаж более 12 лет); все они ориентированы на копинг-решение задачи. В группе со средним уровнем адаптации обнаружено 50% учителей, находящихся на начальном этапе раскрытия своих профессиональных возможностей.
Заключение
Таким образом, представленные результаты исследования свидетельствуют о наличии зависимости между социально-психологической адаптацией личности и основными копинг-по-веденческими стратегиями у учителей общеобразовательных школ, находящихся на разных этапах профессиональной социализации. Это явно проявляется при анализе статистически значимых различий испытуемых с разным уровнем адаптации.
Уровень социально-психологической адаптации большинства учителей характеризуется как высокий. Обнаружена зависимость между уровнем социально-психологической адаптации личности и доминирующей копинг-поведенческой стратегией у учителей на разных этапах профессиональной социализации. Личность с хорошим и высоким уровнем адаптации в большей мере ориентирована на решение задачи.
Анализ результатов социально-психологической адаптации и копинг-стратегий учителей, находящихся на разных этапах профессиональной социализации, принципиальных различий не выявил. В то же время для более полного представления об изучаемом явлении необходимо проведение дополнительного исследования, прежде всего включающего больший объем выборки, отражающей разные этапы профессиональной социализации личности.
Психология социального развития
33
Список литературы
1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 480 с.
2. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. 204 с.
3. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991. C. 207-227.
4. Carver C. S., ScheierM. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267-283.
5. ГригорьеваМ. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации // Психология обучения, 2010. № 6. С. 33-42.
6. РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998. 668 c.
7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.
8. Малышев И. В., Галаев С. В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-поведения старшеклассников в стрессовых ситуациях // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 61-70.
9. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала : сб. науч. тр. М., 1991. С. 3-26.
References
1. Rean A. A., KudashevA. R., BaranovA. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika (Psychology of personality's adaptation. Analysis. Theory. Practics). St. Petersburg, 2006. 480 p.
2. Sardzhveladze N. I. Lichnost' i ee vzaimodejstvie s sotsial'noj sredoy (Personality and it's interaction with the social environment). Tbilisi, 1989. 204 p.
3. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion. Monat A., Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991, pp. 207-227.
4. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach. J. of Personality andSocial Psychology. 1989, vol. 56, pp. 267 -283.
5. Grigoryeva M. V. Psihologicheskaya struktura i dinamika vzaimodeistviya obrazovatelnoi sredi i uchenika v prozesse scolnoi adaptazii (The psychological structure and dynamics of interaction between educational environment and a pupil at school adaptation's process). Psihologiya obu-cheniya (Schooling psychology). 2010, no. 6, pp. 33-42.
6. Rajgorodskij D. Y. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy:Uchebnoe posobie (Practical psychodiagnostics. Methods and tests: The study guide). Samara, 1998. 668 p.
7. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov T. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp (The social-psychological diagnostics of personality's and small groups' development). Moscow, 2005. 490 p.
8. Malyshev I. V., Galaev S. V. Kharakteristika sotsial'no-psikhologicheskoj adaptatsii i koping-povedeniya starshe-klassnikov v stressovykh situatsiyakh (Characteristics of senior high school students' social-psychological adaptation and coring-behavior at stress situations). Adaptatsiya lichnosti v sovremennom mire: Mezhvuz. sb. nauch. tr. (Personality's adaptation in modern world: The interaca-demic collection of scientific articles). Saratov, 2011. Vyp. 4, pp. 61-70.
9. Bodrov V. A. Psikhologicheskie issledovaniya problemy professionalizatsii lichnosti. (Psychological investigation of personality's professionalization problem). Psikhologicheskie issledovaniya problem formirovaniya lichnosti professionala:Sb.nauch.tr.(The psychological investigations offormation a professional s personality: the collection of scientific articles). Moscow, 1991, pp. 3-26.
УДК 001.5-057.875(08)
ЛИЧНОСТНО-АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В. Б. Салахова1
Ульяновский государственный университет (Россия) E-mail: Vell8686@mail.ru
Аннотация. Представлены результаты лонгитюдного исследования личностно-адаптационного потенциала осужденных в
1 Салахова Валентина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Ульяновский государственный университет; ул. Л. Толстого, 42, г. Ульяновск, 432017, Россия.
исправительном учреждении. Личностно-адаптационный потенциал рассмотрен как фактор, определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных в условиях отбывания наказания. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке осужденных за особо тяжкие преступления, обучающихся в вузе г. Новоульяновска (с использованием
© Салахова В. Б., 2013