УДК 377.8 ББК 74.479
Т.М. Матюшкова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Анализируются социальные аспекты формирования ценностных ориентации у будущих учителей музыки в процессе обучения в педагогическом колледже, обосновывается взаимозависимость содержания ценностных ориентации от социальных запросов общества и требований работодателей. Дается характеристика основных видов деятельности студентов музыкального отделения педагогического колледжа (преподавательской, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской), на этой основе выделяются группы профессиональных ценностей, в число которых автор включает социально значимые ценности (общественная и личностная значимость труда учителя, социальное признание результатов деятельности); коммуникативные ценности (конструктивные отношения с детьми и родителями, коллегами, обмен опытом, профессиональной культурой); ценности самореализации (развитие творческих способностей, исполнительских навыков, педагогических умений, мобильность, активность, стремление к освоению новых областей знания).
Ключевые слова: профессиональные ценности, многофункциональная деятельность, профессиональное становление, социальные запросы, требования работодателей.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что для становления и профессионального развития специалиста любого профиля подготовки профессионально-ценностные ориентации являются ключевым фактором. Профессионально-ценностные ориентации, по утверждению И.И. Хасановой, -это базовая характеристика личности будущего специалиста, основным содержанием которой является система отношений к интегративным ценностям профессии. Ценности профессиональной деятельности являются смысло-образующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества [3]. Соответственно, от того, как личность выстраивает свою систему ценностей, соотношение внешних требований профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира,
зависит эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений личности с субъектами труда и требованиями общества в целом.
Сегодня ученые сходятся во мнении, что система профессиональных ценностей определяется содержанием профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - отражается в ней через личностно-профессиональные предпочтения и приоритеты специалиста. Следовательно, для того, чтобы конкретизировать профессиональные ценности будущего учителя музыки, нужно рассмотреть особенности его деятельности.
Педагоги-музыканты отмечают, что деятельность учителя музыки по природе своей многофункциональна. На уроках музыки и внеклассных мероприятиях учитель выступает как драматург и актер, как постановщик музы-
кальных спектаклей и концертов, как дирижер и художественный руководитель творческих коллективов, как исполнитель-импровизатор вокальной и инструментальной музыки, как лектор и музыкант-просветитель и т.д. Развить и творчески реализовать необходимый для такой многофункциональной деятельности комплекс профессиональных умений и навыков необходимо еще в учебном заведении, так как основа профессионального становления будущего учителя музыки закладывается в период обучения в педагогическом колледже, где осуществляется его специальная музыкальная подготовка.
Анализ особенностей и сфер деятельности выпускника музыкального отделения педагогического колледжа позволяет выделить приоритет трех основных видов его профессиональной деятельности: преподавательской, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской.
Преподавательская деятельность предусматривает социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях основного, дошкольного или дополнительного художественного образования.
Музыкально-исполнительская деятельность предполагает осуществление работы в качестве исполнителя на избранном инструменте, артиста хора или вокального ансамбля, руководителя хора или творческого коллектива; подготовку и совершенствование сольного, ансамблевого и оркестрового репертуара; репетиционную и публичную исполнительскую работу в условиях концертного зала и студии звукозаписи.
Культурно-просветительская деятельность направлена на создание единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей, приобщение этой аудитории к лучшим образцам
классической музыки, народного творчества и современного искусства.
Сферой реализации профессиональной деятельности выпускника музыкального отделения педагогического колледжа является преподавательская работа в общеобразовательных школах, учреждениях дошкольного образования, а также в детских музыкальных школах, школах искусств, других учреждениях дополнительного образования; исполнительская работа в самодеятельных концертных организациях, музыкальных коллективах, кружках и студиях, культурно-досу-говых учреждениях.
Таким образом, исходя из содержания и сфер применения профессиональной деятельности выпускника педагогического колледжа, должны быть определены и профессиональные ценности будущего специалиста. Однако, при формировании системы ценностей, по нашему мнению, необходим еще учет социальных запросов общества и требований работодателей.
Эту же мысль подтверждает Е.Р. Сизова, которой был проведен анализ социальных запросов и требований работодателей применительно к выпускникам музыкальных колледжей и училищ [2]. Обобщение результатов анализа позволило ученому сделать вывод о том, что социальные требования к специалистам существенно различаются в зависимости от сферы профессиональной деятельности.
Так, в образовательных учреждениях, где доминирует преподавательская деятельность, наиболее ценными качествами педагога-музыканта являются следующие:
• мотивация профессионально-педагогической деятельности, ценностное отношение к профессии;
• специальная профессиональная подготовка;
• фундаментальная подготовка по основным областям знаний (философия, история, культурология, иностранный язык и т.д.);
• психолого-педагогическая подготовка;
ш
0 н
1
ф
н о
к
го со
0
О. ф
1 ^
Ф го
^ ч
О. О
о н
° 5
о ГС
X ^
о 1
§ ^
§
-1 ю
2 Ф I-
_0
ГО ф
го
0 § го ° ф о 2 О
1
л Ц
го п;
° с " ф
о о
& е
0
1 _0
го
о О
О
0
1 _0
го
с "
^ ™
^ ф
з -&
со о
го со
о ^
Э 2
• умения и навыки профессионального и человеческого общения;
• личностные качества (ответственность, порядочность, деловитость и т.п.);
• знания и навыки работы в области современных информационных технологий;
• многопрофильная подготовка (наличие дополнительных специализаций, квалификаций и пр.);
• профессиональная мобильность (способность, в случае необходимости освоить новые области знания и сферы деятельности);
• стремление к самосовершенствованию и повышению профессионально-педагогического мастерства (участие в научных конференциях, семинарах, мастер-классах, активная методическая работа и пр.);
• опыт практически-творческой деятельности.
В культурно-досуговых учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, где наряду с преподавательской деятельностью, активно востребована культурно-просветительская и исполнительская, более всего ценятся следующие качества специалиста:
• мотивация профессионально-педагогической деятельности, ценностное отношение к профессии;
• личностные качества (любовь к детям, доброта, терпеливость, ответственность, открытость и т.п.).
• коммуникативные качества (умение устанавливать контакт с детьми, родителями, преподавателями, руководством учебного заведения);
• специальная профессиональная подготовка, общекультурная образованность;
• профессиональная мобильность (способность осваивать смежные виды деятельности, вести внеучебную работу);
• многопрофильная подготовка (способность осуществлять различные виды музыкальной деятельности и пр.);
• опыт творческой деятельности.
Таким образом, суммируя все приведенные выше характеристики, можно выделить ряд профессиональных качеств педагога-музыканта, которые, с точки зрения работодателей, являются наиболее значимыми:
• мотивация профессиональной музыкально-педагогической деятельности, ценностное отношение к профессии;
• опыт творческой деятельности;
• фундаментальная общетеоретическая, психолого-педагогическая и специальная музыкальная подготовка;
• развитая коммуникативная сфера;
• индивидуально-психологические качества личности, позволяющие самосовершенствоваться в профессии. Отметим, что результаты проведенного Е.Р. Сизовой исследования напрямую коррелируют с профессиональной подготовкой будущих учителей музыки в педагогических колледжах. Экстраполируя полученные результаты на сферу подготовки будущих учителей музыки, можно сделать вывод, что «для всех видов профессиональной деятельности педагога-музыканта наиболее важным фактором, составляющим основу требований работодателей, является мотивация деятельности и ценностное отношение к профессии, которое выражается в желании работать и осознании значимости выполняемой работы. Это выступает как основное и главное условие функционирования специалиста в профессиональной музыкальной среде» [2, с. 50].
Соответственно, профессиональные ценности педагога-музыканта - это внутренний, эмоционально освоенный регулятор творческой деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности. Ориентация студентов музыкального отделения педагогического колледжа на профессиональные ценности чрезвычайно важна, поскольку воспитывая и обучая детей искусству, они готовят тем самым их к жизни, создавая основу духовных ценностей будущего.
Учитывая многофункциональный характер деятельности учителя музыки, а также социальные требования к ним и запросы работодателей, можно выделить следующие группы профессиональных ценностей педагога-музыканта:
• социально значимые ценности (общественная и личностная значимость труда учителя, социальное признание результатов деятельности);
• коммуникативные ценности (конструктивные отношения с детьми и родителями, коллегами, обмен опытом, профессиональной культурой);
• ценности самореализации (развитие творческих способностей, исполнительских навыков, педагогических умений, мобильность, активность, стремление к освоению новых областей знания).
Нужно отметить, что ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности будущего учителя музыки, стимулируя движение вперёд, они определяют её направленность, отношение к профессии и связанным с ней обязанностям и профессионально важным качествам.
Многообразная деятельность будущих учителей музыки в педагогическом колледже, конкретизированная учебно-педагогической, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской работой обучающихся, являет собой содержание практико-деятельностного блока обучения. Именно в практической деятельности обучающийся может осознать правильность своего профессионального выбора, проверить свои возможности, творчески реализоваться.
Специфика профессии педагога-музыканта, предполагающая тесную взаимосвязь субъектов музыкально-педагогической деятельности с социумом (его идеалами, культурой, проблемами) актуализирует значимость социальных аспектов профессионально-ценностного ориентирования. Н.Н. Самохина отмечает: «Не вызывает сомнений тот факт, что педагог-музыкант, определяющий
культурно-интеллектуальныи потенциал нации, выступает не только автором собственного развития, но и субъектом культурного прогресса общества в целом» [1, с. 99].
Резюмируя вышеизложенное, мы можем заключить, что формирование профессионально-ценностных ориентации студентов музыкального отделения педагогического колледжа является важнои социально-педагогическои проблемои, от которои зависит уровень профессио-нальнои самореализации будущих учи-телеи музыки и уровень духовнои культуры общества в целом. Библиографический список:
1. Самохина Н.Н. Содержание про-фессионально-творческои самореализации будущих учителеи музыки с позициИ системного подхода // European Researcher. 2013. Vol. (38). №1-1. С. 95-101.
2. Сизова Е.Р. Организация и содержание профессиональнои подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума: монография. -М.: АПК и ППРО; Челябинск: ЧГИМ, 2007. - 170 с.
3. Хасанова И.И. Формирование социально-профессиональных ценностеи учащейся молодёжи в условиях со-цио-экономической трансформации общества // Формирование социально-профессиональных ценностей учащейся молодёжи: сб. науч. ст. Все-рос. науч.-практ. конф. 22 апр. 2014 года; под науч. ред. Э.Ф. Зеера. - Нижний Тагил: ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А.Демидова», 2014. - С. 19-25.
ш
0 н
1
ф
5
к
S I
го ш о d. ф
i» Ф го
О
о н
е &
о ГС
X ^
0 '1
S *
1 Го g
-3 ю
ф
н 2
ГО ф
" ё ГО £
ф о
л
I
л Ц
го п;
го
о
JS
0
1 .0
го
° Е
tf о ° а. о d
0
1 _0
го
S
J
о
о
° S
I о
.0 S
с; "
го й
^ Ф
3
со О
^ а.
S 1=