Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
449
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смолина В. А., Новокрещенова И. Г., Новокрещенов И. В.

Цель; охарактеризовать фармацевтических работников аптечной организации как профессиональную группу на основе формирования социального портрета. Материал и методы. Проведен опрос в форме анкетирования фармацевтических работников аптек (л=407). Авторская анкета включала два блока вопросов, позволяющих выявить социальные и профессиональные характеристики респондентов. Результаты. Основными характеристиками социального портрета работника аптеки являются: женский пол (96,1±0,5%), средний возраст 30,8±0,5 года, среднее фармацевтическое образование (74,7±0,4%), стаж работы по специальности 8,6±0,5 года. Специалист осуществляет профессиональную деятельность в сетевых аптеках (84,3±0,5%) и занимает должность «фармацевт» (77,9±0,4%). Фармацевтический специалист редко меняет место работы (80,6±0,4%), удовлетворен работой (77,1±0,4%), уверен в равильности выбора профессии (71,0±0,4%), ощущает социальную значимость выполняемой работы (88,7±0,5%). Заключение. Социально-профессиональная группа фармацевтических работников аптечной организации однородна по своим характеристикам; работа в условиях аптеки влияет на становление и реализацию фармацевтического специалиста как профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смолина В. А., Новокрещенова И. Г., Новокрещенов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF A PHARMACEUTICAL SPECIALIST IN CHEMIST'S

Purpose: to characterize pharmaceutical specialist in a pharmacy as a professional group based on the formation of a social portrait. Material and Methods. A survey was conducted in the form of a questionnaire of pharmaceutical specialists in a pharmacy (n=407). The author's questionnaire included 2 blocks of questions to identify the social and professional characteristics of the respondents. Results. The main characteristics of the social portrait of a pharmacy employee are: female (96.1±0.5%), average age 30.8±0.5 years, secondary pharmaceutical education (74.7±0.4%), work experience in the specialty 8.63±0.5 years. The specialist carries out professional activities in chain pharmacies (84.3±0.5%) and holds the position of "pharmacist" (77.9±0.4%). A pharmaceutical specialist rarely changes his job (80.6±0.4%), is satisfied with his job (77.1 ±0.4%), is confident in the right choice of profession (71.0±0.4%), and feels the social significance of the work performed (88.7±0.5%). Conclusion. The socio-professional group of pharmaceutical specialists in a pharmacy is homogeneous in its cha.acteristics; working in a pharmacy environment affects the formation and implementation of a pharmaceutical specialist as a professional.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 615.15:614.25 Оригинальная статья

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В. А. Смолина — ФГБОУВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией; И. Г. Новокрещенова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой экономики и управления здравоохранением и фармацией, профессор, доктор медицинских наук; И. В. Новокрещенов — ФГБОУ ВО «Саратовский гМу им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры экономики и управления здравоохранением и фармацией, доцент, кандидат педагогических наук.

PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF A PHARMACEUTICAL SPECIALIST IN CHEMISTS

V. A. Smolina — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Assistant of Department of Economics and Management of Public Health and Pharmacy; I. G. Novokreshchenova — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Economics and Management of Public Health and Pharmacy, Professor, DSc; I. V. Novokreshchenov — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Associate Professor of Department of Economics and Management of Public Health and Pharmacy, Associate Professor, PhD.

Дата поступления — 29.10.2020 г. Дата принятия в печать — 20.11.2020 г.

Смолина В.А., Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В. Профессиональная характеристика фармацевтического работника аптечной организации. Саратовский научно-медицинский журнал 2020; 16 (4): 968-973.

Цель: охарактеризовать фармацевтических работников аптечной организации как профессиональную группу на основе формирования социального портрета. Материал и методы. Проведен опрос в форме анкетирования фармацевтических работников аптек (n=407). Авторская анкета включала два блока вопросов, позволяющих выявить социальные и профессиональные характеристики респондентов. Результаты. Основными характеристиками социального портрета работника аптеки являются: женский пол (96,1±0,5%), средний возраст 30,8±0,5 года, среднее фармацевтическое образование (74,7±0,4%), стаж работы по специальности 8,6±0,5 года. Специалист осуществляет профессиональную деятельность в сетевых аптеках (84,3±0,5%) и занимает должность «фармацевт» (77,9±0,4%). Фармацевтический специалист редко меняет место работы (80,6±0,4%), удовлетворен работой (77,1±0,4%), уверен в равильности выбора профессии (71,0±0,4%), ощущает социальную значимость выполняемой работы (88,7±0,5%). Заключение. Социально-профессиональная группа фармацевтических работников аптечной организации однородна по своим характеристикам; работа в условиях аптеки влияет на становление и реализацию фармацевтического специалиста как профессионала.

Ключевые слова: профессионализация, фармацевтический специалист, аптечная организация.

Smolina VA, Novokreshchenova IG, Novokreshchenov IV. Professional characteristics of a pharmaceutical specialist in chemists. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2020; 16 (4): 968-973.

Purpose: to characterize pharmaceutical specialist in a pharmacy as a professional group based on the formation of a social portrait. Material and Methods. A survey was conducted in the form of a questionnaire of pharmaceutical specialists in a pharmacy (n=407). The author's questionnaire included 2 blocks of questions to identify the social and professional characteristics of the respondents. Results. The main characteristics of the social portrait of a pharmacy employee are: female (96.1±0.5%), average age 30.8±0.5 years, secondary pharmaceutical education (74.7±0.4%), work experience in the specialty 8.63±0.5 years. The specialist carries out professional activities in chain pharmacies (84.3±0.5%) and holds the position of "pharmacist" (77.9±0.4%). A pharmaceutical specialist rarely changes his job (80.6±0.4%), is satisfied with his job (77.1±0.4%), is confident in the right choice of profession (71.0±0.4%), and feels the social significance of the work performed (88.7±0.5%). Conclusion. The socio-professional group of pharmaceutical specialists in a pharmacy is homogeneous in its cha.acteristics; working in a pharmacy environment affects the formation and implementation of a pharmaceutical specialist as a professional.

Keywords: professionalization, pharmaceutical specialist, pharmacy.

Введение. Модернизация здравоохранения и изменения фармацевтической отрасли обеспечивают условия для решения проблемы качества оказания медицинской и фармацевтической помощи населению. Значимую роль в этих вопросах имеет кадровое обеспечение фармацевтических и медицинских организаций [1].

Социально-экономические изменения в обществе выдвигают новые требования к специалистам фармацевтической отрасли. Профессионализм фармацевтического персонала влияет на надлежащее оказание фармацевтической помощи в аптечной организации и является важной составляющей сохранения здоровья населения [2, 3]. Стремительно развивающийся фармацевтический рынок требует от работника аптеки не только высокой теоретической и практической подготовки, но и умения анализировать информацию, консультировать потребителей фармацевтической помощи (аналитическая

Ответственный автор — Смолина Виктория Александровна Тел.: +7 (8452) 677625 E-mail: [email protected]

и коммуникативная компетентности) и умения быстро адаптироваться в изменяющихся условиях [4].

Требования к работникам аптечных организаций отражены в профессиональных стандартах и отраслевой нормативной документации, в которых регламентируются профессиональное образование, необходимые знания и навыки, практический опыт Не менее значимыми являются психологические качества личности сотрудника аптечной организации, ориентированность на оказание социально значимой фармацевтической помощи [5]. В связи с этим целесообразно рассмотреть спектр необходимых для фармацевтического работника аптеки профессиональных и социальных характеристик, в своей совокупности составляющих образ специалиста, готового к профессиональной деятельности и влияющих на его профессионализацию.

Цель исследования — охарактеризовать фармацевтических работников аптечной организации как профессиональную группу на основе формирования социального портрета

Материал и методы. Проведено анкетирование специалистов, работающих в различных аптечных

организациях г Саратова и Саратовской области. Опрос проводился по специально разработанной анкете, которая включала два блока вопросов, позволяющих выявить социальные и профессиональные характеристики респондентов. В исследовании приняли участие 407 специалистов, что обеспечило количественную репрезентативность выборки с ошибкой 5%. Возраст фармацевтических работников аптечных организаций варьировал от 20 до 71 года. Среди респондентов преобладали лица молодого возраста (20-29 лет) — 66,3±0,4%, средний возраст специалистов составил 30,8±0,5 года (M±m).

Обработка данных включала расчет абсолютных и относительных показателей (%), Нормальность распределения количественных признаков проверялась с использованием критерия Колмогорова — Смирнова. При нормальном распределении данные представлялись в формате M±m, где M — средняя арифметическая величина, m — стандартная ошибка средней величины. При анализе стажа работы по специальности (ненормальное распределение) оценивались мода и медиана. Статистическая обработка данных произведена с использованием программ Microsoft Excel 2010 и Биостатистика (Primer of Biostatistics by Stanton A. Glantz). Для определения наличия/отсутствия линейной взаимосвязи между количественными переменными рассчитывался линейный коэффициент корреляции Пирсона. Значимость различий оценивали с помощью непараметрического критерия Пирсона (критерий х2). Исходно установленный уровень статистической значимости р<0,05.

Результаты. Подавляющее большинство опрошенных фармацевтических работников — женщины (96,1±0,5%), состоящие в браке (56,0±0,4%) или незамужние (30,7±0,3%) со средним количеством человек в семье 3,05±0,05, включая детей дошкольного и школьного возрастов (37,3±0,3%) и лиц пожилого возраста (11,5±0,2%). Бытовые условия проживания большинства респондентов хорошие — в собственном жилье проживают 79,6±0,4% (арендуют жилье — 19,4±0,2%). Респонденты имеют средний доход на одного члена семьи (от одного до трех про-

житочных минимумов) — 72,5±0,3% или доход выше среднего (более трех прожиточных минимумов) — 24,8±0,1 %.

Большинство респондентов фармацевтическое образование «фармацевт» (74,7±0,4%) (табл. опрошенных по специальности

имеют среднее и квалификацию . 1). Стаж работы варьировал от 0,5

до 50 лет (средний стаж работы по специальности 8,6±0,5 года), мода — 5, медиана — 5. Длительность трудовой деятельности на последнем месте работы от 0,5 до 40 лет, средний стаж работы на последнем месте работы 4,3±0,3 года. Распределение не может характеризоваться как нормальное, при этом характерной средней величиной этого вариационного ряда может служить медиана.

Отмечается статистически значимая зависимость между уровнем образования и стажем работы: специалисты со средним фармацевтическим образованием чаще имеют стаж работы от четырех лет, и специалисты с высшим образованием чаще имеют стаж работы до трех лет (критерий х2 составляет 5,275, критическое значение х2 при уровне значимости р<0,05 составляет 3,841).

Выявлена статистически значимая связь между уровнем образования и частотой смены места работы: специалисты с высшим фармацевтическим образованием чаще меняют место работы, чем специалисты со средним фармацевтическим образованием (критерий х2 составляет 6,469, критическое значение X2 при уровне значимости р<0,05 составляет 5,991).

Выявлена устойчивая линейная корреляция между возрастом специалиста и стажем его работы по специальности (г=0,902), что свидетельствует о схожей образовательно-профессиональной траектории фармацевтических специалистов (обучение в учреждении высшего или среднего фармацевтического образования после окончания школы, работа по специальности).

Среди работников аптеки большинство занимают должность «фармацевт» и работают в непосредственном контакте с потребителями (77,9±0,4%) (табл. 2). В опросе также участвовали респонденты, работающие в должности провизора (7,6±0,1 %), про-

Таблица 1

Характеристика фармацевтических работников по уровню образования и стажу работы

Уровень образования Стаж работы, лет Всего

0-3 4 года и более

абс. отн., % абс. отн., % абс. отн., %

Среднее фармацевтическое 95 67,9 209 78,3 304 74,7

Высшее фармацевтическое 45 32,1 5S 21,7 103 25,3

Всего 140 34,4 267 65,6 407 100,0

Таблица 2

Характеристика фармацевтических работников по уровню образования и занимаемой в аптеке должности

Уровень образования Всего

Должность среднее фармацевтическое высшее фармацевтическое

абс. отн., % абс. отн., % абс. отн., %

Фасовщик Фармацевт 4 276 1,3 90,8 3 41 2,9 39,8 7 317 1,7 77,9

Окончание табл. 2

Уровень образования Всего

Должность среднее фармацевтическое высшее фармацевтическое

абс. отн., % абс. отн., % абс. отн., %

Провизор 31 30,1 31 7,6

Провизор-интерн 4 3,9 4 1,0

Заведующий аптекой (директор аптеки) или его заместитель 24 7,9 24 23,3 48 11,8

Всего 304 74,7 103 25,3 407 100,0

визора-интерна (1,0±0,0%), фасовщика (1,7±0,1%) и руководителя аптечных организаций (директора аптеки, заведующих аптеками и заместителей заведующих аптеками).

Установлено, что фармацевтические специалисты молодого возраста до 30 лет (66,3±0,4%) чаще занимают должности, связанные с работой в торговом зале аптеки — провизор, фармацевт, тогда как лица старше 30 лет (33,6±0,3%) чаще занимают руководящие должности в аптеке (заведующий аптекой, директор и их заместители) (критерий х2 составляет 12,435 критическое значение х2 при уровне значимости р<0,001 составляет 6,635).

Выявлено, что сотрудники, имеющие среднее образование, реже занимают руководящие должности в аптеке (х2=17,553; р<0,001).

Опрошенные чаще всего (84,3±0,5%) работают в сетевых аптечных организациях, остальные (15,7±0,2%) работают в несетевых аптеках. Основная часть фармацевтических специалистов работает в аптеках готовых лекарственных форм (52,3±0,4%) и в аптечных пунктах (46,4±0,3%), всего 1,2±0,1 % работают в производственных аптеках.

Большинство (80,6±0,4%) опрошенных фармацевтических работников работают в аптечных организациях с организационно-правовым статусом «общество с ограниченной ответственностью», среди остальных 8,8±0,1 % работают в аптеках, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, 6,6±0,1% — акционерного общества, 3,9±0,1% имеют другую организационно-правовую форму. При этом большинство фармацевтических работников (63,6±0,4%) предпочли бы работать в крупной сетевой аптечной организации. Существенно реже предпочитают работать в несетевой (11,5±0,2%), производственной (10,8±0,2%) или больничной аптеках (6,6±0,1%).

По результатам самооценки удовлетворенность фармацевтических работников трудовой деятельностью находится на высоком уровне. Так, работники аптек в целом удовлетворены своей работой (77,1±0,4%); 71,0±0,4% опрошенных фармацевтических работников считают, что сделали правильный выбор профессии. Остальные 29,0±0,3% в некоторой степени разочаровались в своей профессии, из них 17,2±0,2% все равно бы связали свою профессиональную деятельность со здравоохранением, но предпочли бы профессию врача, а 11,8±0,2% выбрали бы совершенно другую отрасль деятельности, не связанную с медициной и фармацией (предпринимательство, экономика, юриспруденция, журналистика, дизайн, психология и др.).

Кроме того, по результатам самооценки выявлено, что у 67,1±0,4% опрошенных фармацевтических работников выполнение работы вызывает как поло-

жительные, так и отрицательные эмоции; 30,5±0,3% указали, что испытывают исключительно положительные эмоции и выполняют работу «с радостью и удовольствием», и только 2,5±0,1% испытывают только отрицательные эмоции, осуществляя свои профессиональные функции. При этом респонденты стараются выполнять профессиональные обязанности, проявляя инициативу (45,5±0,3%) и интерес к работе (38,3±0,3%). Фармацевтические работники также оценивали по трехбалльной шкале свой уровень стремления выполнить работу качественно и в срок. Более половины опрошенных (52,6±0,4%) высоко оценили (3 балла) стремление профессионально выполнять должностные обязанности, еще 39,6±0,3% респондентов заявили о среднем уровне (2 балла), что в целом дало высокую среднюю оценку 2,37±0,04 из максимально возможных 3 баллов.

Уровнем заработной платы удовлетворены только 52,8±0,4% опрошенных, не удовлетворены — 31,0±0,3%. Средний уровень заработной платы респондентов составил 23596,07±434,97 р., что соответствует уровню средней заработной платы в регионе (26823,3 р. в 2018 г. — по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по региону). При этом желаемый размер заработной платы больше реального на 44,3±0,3% и составляет в среднем 34049,14±542,30 р.

В течение трудовой деятельности респонденты редко меняли место работы (рис. 1): 44,5±0,3% — меняли работу 1-2 раза и 36,1±0,3% ни разу не меняли место работы. Расчет непараметрического критерия Пирсона (х2) подтвердил связь между стажем работы и частотой смены места работы: молодые специалисты (стаж работы до трех лет), в отличие от фармацевтических работников со стажем от четырех лет и выше, реже меняют место работы. Это возможно связано с тем, что молодые специалисты меньше ориентированы на рынке труда, имеют не полностью сформированные профессиональные

35% 30% 25% 20% 15% 10%

20,1%

| 6.0%

Ь 1

■ Ни разу не менял место работы □Менял работу 1-2раза □Менял работу 3-5раз и более

Рис. 1. Частота смены места работы фармацевтическими работниками (на 100 опрошенных)

потребности и менее конкурентоспособны на рынке труда, по сравнению с более опытными коллегами.

Среди наиболее частых причин смены места работы — низкий уровень заработной платы (38,6±0,3%) (рис. 2). Менее частые причины смены места работы — отсутствие возможности для профессионального роста (11,5±0,2%), плохая организация трудовой деятельности (10,8±0,2%), неудовлетворительные отношения с руководством (7,1±0,1%), отсутствие эффективной системы поощрения за качественный и результативный труд и тяжелые условия труда (по 6,4±0,1% соответственно). Среди других причин смены места работы (10,3±0,2%) основной является смена места жительства (переезд в другой город).

Из факторов, снижающих мотивацию к работе, на первом месте отмечена также низкая заработная плата (53,1±0,4%), на втором — неудовлетворительный психологический климат в коллективе (35,1±0,3%), «авральный» режим работы (29,2±0,3%), переработки и сверхурочная работа (26,3±0,3%), необоснованное возложение дополнительных обязанностей (25,6±0,3%), повышение голоса или нецензурные выражения (22,6±0,2%), отсутствие перспективы карьерного роста (22,4±0,2%) и другие (рис. 3).

Для подавляющего большинства респондентов (91,4±0,5%) основная цель работы аптеки заключается в оказании фармацевтической помощи населению, а основная функция работников аптеки — удовлетворение потребности населения в лекарственных препаратах и парафармацевтической продукции (85,7±0,5%). Только 12,3±0,2% в качестве цели работы аптечной организации отмечают также «получение доходов от продажи товаров», а в качестве основной функции фармацевтических работников — реализацию товаров (8,6±0,1%). Следует отметить, что социально значимой свою работу считают 88,7±0,5% респондентов.

В ходе исследования фармацевтическим работникам было предложено выразить свое отношение к высказываниям, определяющим роль фармацевтического специалиста в обществе. В результате только с одним из высказываний («отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на взаимном уважении») полностью согласны большинство респондентов (73,5±0,4%) и 14,0±0,2% — частично согласны. Такое мнение свидетельствует о том, что респонденты стремятся к равноправному сотрудничеству с профессиональным медицинским сообществом и повышения своего статуса как специалистов-консультантов в сфере обращения лекарственных средств. С высказыванием «основная задача профессиональной деятельности фармацевтического работника — сохранение здоровья человека» полностью согласны 55,8±0,4% и еще 32,9±0,3% — частично согласны. Большинство респондентов (67,8±0,4%) согласились с высказыванием о том, что «аптека в современных условиях не выполняет свою социальную функцию» (при этом 25,6±0,3% полностью согласились с высказыванием, а 42,2±0,3% — частично согласились), % респондентов (24,3±0,2%) выразили нейтральное мнение. Только 7,9±0,1% согласились с тем, что аптечная организация в современных условиях выполняет свою социальную функцию. С высказыванием о том, что «фармацевтический работник должен работать в тесном контакте с врачом» полностью согласились только 36,9±0,3%, а 41,3±0,3% согласились частич-

Рис. 2. Причины смены места работы фармацевтическими работниками (на 100 опрошенных).

Рис. 3. Факторы, снижающие мотивацию к работе у фармацевтических работников (на 100 опрошенных)

Рис. 4. Отношение фармацевтических работников (%) к высказываниям

но, т. е. каждый пятый из аптечных работников не готов контактировать с врачами (рис. 4).

Отмечается противоречивое мнение респондентов о том, в чьих интересах осуществляет свою деятельность аптечная организация. Так, только 46,9±0,3% опрошенных фармацевтичеких работников указали, что аптеки работают в интересах населения, в то время как 32,7±0,3% отметили, что аптеки функционируют преимущественно в интересах собственника и 30,7±0,3% — в интересах руководителя организации. Обращает на себя внимание тот факт, что 10,1±0,2% фармацевтических работников обозначили, что аптека одновременно функционирует как в интересах населения, так и в интересах собственника или работодателя. Данное мнение подтверждает маркетинговый подход к фармацевтической деятельности — добиться успешных результатов деятельности можно только через удовлетворение потребностей населения.

Вероятно, такое мнение сформировалось, в том числе, на основе целевых установок, поставленных руководством аптечной организации перед своими сотрудниками. По мнению фармацевтических работников, руководители «нацеливают» сотрудников как на получение экономической выгоды для аптеки (увеличение объема продаж (63,9±0,4%), увеличение продаж «товаров дня» (19,2±0,2%)), так и на выполнение социально значимой работы (профессиональное консультирование потребителей по вопросам лекарственной терапии (53,6±0,4%), уменьшение количества дефектуры (17,4±0,2%)).

Обсуждение. Социальный портрет современного фармацевтического работника аптечной организации: специалист со средним фармацевтическим образованием и квалификацией «фармацевт» (74,7±0,4%), женского пола (96,1±0,5%), в возрасте 30,80±0,51 года), со стажем работы по специальности 8,63±0,47 лет и на последнем месте работы 4,30±0,25 года. Фармацевтический работник имеет средний доход на одного члена семьи (на уровне 1-3 прожиточных минимумов). Работник аптеки осуществляет профессиональную деятельность в сетевых аптечных организациях (84,3±0,5%) с организационно правовым статусом общество с ограниченной ответственностью (80,6±0,4%) — в аптеках готовых лекарственных форм (52,3±0,4%) или в аптечных пунктах (46,4±0,3%) и занимает должность «фармацевт» (77,9±0,4%). Фармацевтический специалист редко меняет место работы (80,6±0,4%) — в основном из-за низкого размера оплаты труда (38,6±0,3%).

Накопленный опыт работы в аптечной организации позволяет занять руководящую должность или сменить сферу деятельности: заняться предпринимательской деятельностью, работать в организациях оптовой торговли лекарственными средствами, контрольно-аналитических лабораториях, фармацевтических промышленных предприятиях, фармацевтических компаниях, образовательных и научно-исследовательских организациях, органах управления здравоохранением или в организациях, не связанных с профилем профессиональной деятельности.

Основными факторами, влияющими на профессионализацию фармацевтического работника аптеки, являются удовлетворенность работой (77,1±0,4% в целом удовлетворены своей работой), уверенность в правильности выбора профессии (71,0±0,4% уверены, что правильно выбрали профессию), удовлетворенность уровнем заработной платы (52,8±0,4%), отношение к выполняемой работе (одновременно положительные и отрицательные эмоции (67,1±0,4%). В качестве внутренних побудительных мотивов при осуществлении профессиональной деятельности выступают инициатива — 45,5±0,3% и интерес — 38,3±0,3%, стремление выполнить профессиональные обязанности качественно и в срок. Факторами, снижающими мотивацию к выполнению трудовых обязанностей, являются низкая заработная плата — 53,1±0,4%, неудовлетворительный психологический климат в коллективе — 35,1±0,3%, «авральный» режим работы — 29,2±0,3%, переработки и сверхурочная работа — 26,3±0,3%.

Профессиональное самопонимание личности фармацевтического работника можно рассмотреть через призму профессионального самосознания, которое складывается из ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры. Фармацевтические работники понимают и осознают смысл своей профессии в общественно полезной деятельности

(ощущение социальной значимости выполняемой работы (88,7±0,5%), готовность к взаимодействию с медицинским сообществом (78,2±0,4%)). Фармацевтические работники аптечных организаций осознают свою социальную роль в обществе (оказание фармацевтической помощи населению (91,4±0,5%)) и основную функцию (удовлетворение потребности населения в лекарственных препаратах и пара-фармацевтической продукции (85,7±0,5%)). Личные мотивы профессиональной группы соответствуют общественным интересам (сохранение и укрепление здоровья человека), что подтверждается в литературных данных [6], однако сложности работы в условиях рынка уменьшают удовлетворенность от профессии фармацевтического работника аптеки.

Подобные вопросы о функциях фармацевтических работников, их роли в обществе, взаимоотношения с медицинским сообществом поднимаются в работах отдельных авторов [6, 7]. Однако исследований, направленных на изучение проблем интери-оризации и профессионализации фармацевтических специалистов, и в частности работников аптечных организаций, мало. Большинство работ посвящены исследованию отдельных аспектов подготовки кадров и деятельности фармацевтических работников и содержат только некоторые характеристики исследуемой группы респондентов — провизоров и фармацевтов аптечных организаций. Например, выявленные нами демографические и квалификационные особенности состава профессиональной группы схожи с результатами исследований Е. Г. Пильниковой; О. В. Решетько, Ю. Н. Якимовой; И. К. Петрухиной, Р. И. Ягудиной и соответствуют среднероссийским показателям [8-10].

Заключение. Несмотря на разнообразие аптечных организаций как места работы и профессиональной реализации фармацевтического специалиста, работники аптеки обладают определенным единством мнения об основных принципиальных вопросах (главные цели работы аптеки и функции фармацевтических работников, целевые установки при выполнении профессиональных обязанностей, осознание своей работы как социально значимой для общества, осознание необходимости совместной работы с медицинскими специалистами), что характеризуют фармацевтических специалистов как самостоятельное профессиональное сообщество.

Отмечается двойственное отношение и поведение фармацевтических специалистов. С одной стороны, работа в рыночных условиях (большинство аптечных организаций на фармацевтическом рынке — коммерческие) способствует ориентации на достижение экономических результатов деятельности (осуществление функций по продаже товаров). С другой стороны, фармацевтические работники выполняют социально значимую работу, осуществляя консультирование по вопросам применения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента.

Работа в условиях современной аптечной организации существенным образом влияет на профессиональное становление фармацевтического специалиста, реализацию себя в выбранной специальности, определяет возможности квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что сформирована однородная по своим характеристикам социально-профессиональная группа фармацевтических работников аптечной организации.

Конфликт интересов не заявляется.

References (Литература)

1. Kiseleva AA. Information and analytical competence as the basis of professional activity of the modern pharmacist. Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences 2018; 20 (6): 102-8. Russian (Киселева А. А. Информационно-аналитическая компетентность как основа профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки 2018; 20 (6): 102-8).

2. Smolina VA, Novokreshchenova IG. The pharmacists' opinion on the pharmacy as an element of the public health protection system. Remedium. Journal about the Russian market of medicines and medical equipment 2018; (9): 20-5. Russian (Смолина В. А., Новокрещенова И. Г. Мнение фармацевтических работников об аптеке как элементе системы охраны здоровья населения. Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике 2018; (9): 20-5).

3. Smolina VA, Novokreshchenova lG, Novokreshchenov IV. Doctors' views on the role of pharmacy in maintaining the population health. Sociology of medicine 2018; 17 (1): 29-34. Russian (Смолина В. А., Новокрещенова И. Г., Новокреще-нов И. В. Мнение врачебного сообщества о роли аптечной организации в системе охраны здоровья населения. Социология медицины 2018; 17 (1): 29-34).

4. Kiseleva AA. Indicators of formation of informational and analytical competence of pharmaceutical specialists in the system of professional development. Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences 2019; 21 (66): 90-4. Russian (Киселева А. А. Показатели сформированности информационно-аналитической компетентности у специалистов фармацевтического профиля в системе повышения квалификации. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки 2019; 21 (66): 90-4).

5. Romanina LA, Kurin AJu, Kurilovich NV. On question of requirements for professional and personal qualities of social

worker. Tambov University Review. Series: Humanities 2014; 12: 31-8. Russian (Романина Л. А., Курин А. Ю., Курило-вич Н. В. К вопросу о требованиях к профессионально-личностным качествам социального работника. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2014; 12: 31-8).

6. Slyusar OI, Abuzarova MR, Alekseev KV, et al. Ethical and deontological aspects of the pharmaceutical activity. Health&Education millenium 2017; 19 (12): 297-301. Russian (Слюсар О. И., Абузарова М. Р., Алексеев К. В. и др. Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности. Здоровье и образование в XXI веке 2017; 19 (12): 297-301).

7. Soboleva MS, Amelina IV. World practice of performance of professional functions of pharmacists. Health&Education millennium 2017; 19 (6): 152-7. Russian (Соболева М. С., Амелина И. В. Мировая практика осуществления профессиональных функций фармацевтических работников. Здоровье и образование в XXI веке 2017; 19 (6): 152-7).

8. Pilnikova EG. The labour market in the field of pharmacy, current condition and perspectives. Biznes-obrazovanie v jekonomike znanij 2016; 1: 64-8. Russian (Пильникова Е. Г. Рынок труда в сфере фармации, современное состояние и перспективы. Бизнес-образование в экономике знаний 2016; 1: 64-8).

9. Reshetko OV, Yakimova YuN. A pharmacoepidemiology study of patient-pharmacist interaction in antibiotics' dispensing at a pharmacy. Clinical Microbiology and Antimicrobial Chemotherapy 2017; 19 (3): 255-9. Russian (Решетько О. В., Якимова Ю. Н. Фармакоэпидемиологическое исследование взаимодействия пациента и фармацевтического работника при отпуске антибиотиков в аптеке. Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия 2017; 19 (3): 255-9).

10. Petrukhina IK, Yagudina RI. Monitoring of staffing of pharmacy organizations of the privolzhsky federal district. Bashkortostan Medical Journal 2018; 13 (2): 67-70. Russian (Петрухина И. К., Ягудина Р. И. Мониторинг кадровой обеспеченности аптечных организаций Приволжского федерального округа. Медицинский вестник Башкортостана 2018; 13 (2): 67-70).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.