Социально-политические и электоральные процессы в Республике Коми Socio-political and electoral processes in the Republic of Komi
Липайкина М.И.
Магистр 2 курса Историко-социологический институт Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева
РФ, г. Саранск e-mail: marinalipaikina@yandex. ru
Lipaykina M.I.
The 2-year master student Historical and sociological Institute National research Mordovian state University named after N.P. Ogarev
Russia, Saransk e-mail: marinalipaikina@yandex. ru
Аннотация.
В данной статье представлен анализ социально-политической ситуации и электоральных процессов Республики Коми. Сделан вывод о том, что социально-политическая ситуация в Коми остается слабо устойчивой. Этому свидетельствует снижение явки избирателей на выборах, низкий уровень доверия граждан к институтам власти и к политической системе в целом, а также электоральное поведение граждан, допускающих для себя возможность участия в каких-либо акциях протеста.
Annotation.
This article presents an analysis of the socio-political situation and electoral process of the Republic of Komi. It is concluded that the socio-political situation in the Komi Republic remains weakly stable. This is evidenced by the declining voter turnout in elections, low level of citizens ' confidence in government institutions and the political system in General, and the electoral behavior of citizens, allowing for the ability to participate in any protests.
Ключевые слова: социально-политическая ситуация, электоральные процессы, рейтинг, Республика Коми, этнополитические организации.
Keywords: the socio-political situation, electoral processes, rating, Komi Republic, ethno-political organizations.
Современное население России и любого ее региона существенно отличается по характеру своей жизнедеятельности от того, которое не раз изучалось в предыдущие годы. Таким образом, при всей очевидной методологической, методической и информационной ценности ранее опубликованных работ они не дают ответов на наиболее насущные вопросы социально-политического развития жизни населения в настоящее время.
Помимо общих проблем населения в России существуют и специфические региональные проблемы, обусловленные географическим положением конкретного региона, уровнем его социально-экономического развития, отраслевой структурой экономики, наконец, особенностями демографического развития, формирующими особый режим воспроизводства населения и достаточно уникальную его половозрастную структуру.
Северные регионы России, в число которых входит и Республика Коми, составляют особую группу территорий, объединенных массой сходных черт. Это и специфика заселения, и преобладание добывающих отраслей промышленности, и суровый климат, и транспортная недоступность, и многое другое. К категории специфических характеристик ряда северных территорий относится и неоднородность этнического состава населения, сформированного под сильным влиянием миграции.
На сегодняшний день гуманитарная наука уделяет весьма пристальное внимание социально-политическим процессам, происходящим в обществе, что вполне объяснимо как в силу очевидной научной значимости указанной проблематики, так и в силу все более проявляющейся общественной важности многих процессов.
Среди публикаций ученых особое значение, несомненно, имеют работы А. Б. Волынчука, В. С. Каминского,
В. А. Ковалева, О. Ю. Коневской, Н. А. Морозова и др.
Несмотря на существенный объем публикаций, следует отметить, что проблема исследования социально-политических процессов в Республике Коми не является достаточно разработанной. Поскольку рассматривались лишь отдельные аспекты. Каких-либо общих позиций по этому вопросу в научном сообществе пока не сформировалось, комплексных исследований не проводилось. Вышеупомянутые обстоятельства подчеркивают актуальность и важность изучения и анализа всех аспектов социально-политических процессов в Республике Коми.
Согласно Конституции Республика Коми (государство) есть равноправный субъект Российской Федерации.
Государственная власть в Республике Коми осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим должностным лицом Республики Коми является Глава Республики Коми, который избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Высшим исполнительным органом государственной власти Республики Коми является Правительство Республики Коми, высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Коми - Государственный Совет Республики Коми. Высшим Судебным органом Республики Коми является Конституционный Суд Республики Коми. Органы государственной власти Республики Коми в пределах компетенции, установленной Конституцией и законодательством, действуют самостоятельно.
Государственный Совет Республики Коми состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирается сроком на пять лет.
В настоящее время Главой Республики Коми является Гапликов Сергей Анатольевич, который победил на досрочных всенародных выборах 2016 г. Кандидат от партии «Единая Россия» набрал 62,17% голосов. В выборах 2016 г. приняли участие 281 141 человек, явка избирателей составила 40,67%. Это гораздо меньше, чем на выборах 2014 г., когда явка избирателей составила 59,06%, а приняли участие 411 611 человек. По мнению председателя избирательной комиссии Елены Шабаршиной, именно в 2014 г. на выборах Главы республики наблюдалась самая высокая электоральная активность жителей республики за всю историю их проведения.
Таким образом, в выборах Главы Республики Коми 2016 г. приняло участие менее 50% от числа избирателей. Это указывает на кризис политического участия и политической власти, а также на недоверие населения к институтам власти. Причинами этого могут быть и несовершенство политической системы, коррумпированность чиновников, рост социально-экономической напряженности, которые еще больше увеличивают недоверие к властной структуре.
Как утверждает Н. М. Байкова, доверие населения - это основной критерий эффективности деятельности государственной власти и выражение открытости государственной службы.
Авторитет правительства и уровень ее влияния в обществе зависит от степени эффективности деятельности государственного управления и удовлетворенности населения этой деятельностью. Доверие населения властным структурам и оценка им эффективности деятельности руководителей и органов власти является основным фактором улучшения социального статуса органов государственной власти.
Возможно, низкий процент явки избирателей на выборах 2016 г. связан с событиями 2015 г., когда вместе с криминальными авторитетами была задержана группа руководителей республики во главе с губернатором В. Гайзером по подозрению в мошенничестве и организации преступного сообщества. Вскоре был задержан ряд депутатов Государственного Совета Республики Коми, глава г. Инты, мэр Сыктывкара. Можно сказать, что эти аресты были полной неожиданностью для жителей республики, для этого не было никаких оснований. Глава республики Вячеслав Гайзер всегда находился на «хорошем счету». Подтверждение этому выборы Главы
республики 2014 г., когда он победил с большим отрывом, набрав 79% голосов.
Если учитывать, что С. А. Гапликов вступил на должность Главы в начале осени 2016 г., то можно утверждать, что на его рейтинг большое влияние оказало также и «дело Гайзера». Так, по данным информационно-аналитического материала «Оценка населением эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», подготовленного Федеральной службой охраны России в мае 2017 г., Глава Республики Коми С. А. Гапликов по итогам 2016 г. оказался в группе близкой к низкому рейтингу (35,1%).
Если посмотреть на изменение доверия населения к руководителю Коми в динамике, то можно заметить, что рейтинги бывшего Главы Коми В. М. Гайзера выше. Так, в период с 2012 по 2014 г. его рейтинг с 36,3% поднялся до 47,2%. В 2015 показатель «удовлетворённости населения деятельностью главы» был равен 44,6%.
В рейтинге эффективности губернаторов, представленный Фондом развития гражданского общества в 2016 г., С. А. Гапликов входил в группу со средним рейтингом, занимая 63 -64 место. Однако согласно рейтингу политической выживаемости губернаторов, составленный Фондом «Петербургская политика» и Коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг» в 2016 г., С. А. Гапликов получил 4 балла из 5. То есть оценка вероятности сохранения его в должности на протяжении ближайшего года оставалась достаточно высокой.
Неплохая позиция С. А. Гапликова и в национальном рейтинге губернаторов за 2016 г. Находясь во второй группе рейтинга, Глава Республики Коми занимал 33 место из 85.
Согласно рейтингу репутаций губернаторов РФ по состоянию на 20 марта 2017 г. С. А. Гапликов с 78-ю баллами занимал 14 место из 85, при этом улучшив свою репутацию по сравнению с 5 декабря 2016 г. на 15 баллов. Это говорит о хороших результатах его деятельности на посту Главы региона.
События 2015 г., связанные с «делом Гайзера», повлияли и на социально-политическую ситуацию в Коми, которая по состоянию на 2017 г. остается слабо устойчивой. Об этом свидетельствуют данные Фонда «Петербургская политика», которая ежемесячно оценивает уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах России. В рамках рейтинга Фонда уровень устойчивости определялся экспертами на основе наиболее важных социальных, экономических и политических событий, которые случались в каждом регионе. На протяжении длительного времени Республика Коми занимала третью строчку национального рейтинга и входила в первую группу регионов с максимальной социально-политической устойчивостью. Однако в сентябре 2015 г. ситуация изменилась, и в итоге республика из первой группы сразу же переместилась в четвертую - с пониженной устойчивостью. В феврале 2016 г. Республика Коми опустилась в самую последнюю группу субъектов - со слабой устойчивостью. По итогам июля 2017 г. она находилась на 69-й строчке, оставаясь при этом в группе со слабой устойчивостью. Отсутствие позитивных новостей не позволяет республике выйти из «проблемной» группы.
Сложившаяся социально-политическая ситуация в Республике Коми предопределяет возрастание социальных рисков, появление объективных условий для роста протестной активности граждан, которые при слабом контроле при проведении массовых акций требований могут представлять угрозу безопасности государства и общества.
По мнению А. Б. Волынчука, под протестной активностью понимается разнообразное по форме выражение протестного потенциала, на уровень которого помимо субъективного недовольства оказывает влияние способность субъектов к концептуализации социально-политических отношений и неудовлетворенность деятельностью государственных органов. При этом чем больше факторов, которые влияют на формирование протестного потенциала, тем выше его уровень.
Согласно рейтингу регионов по уровню протестного потенциала, подготовленного по данным опроса ФОМ 2010 г., в Республике Коми один из самых высоких в России протестный потенциал. Доля граждан, допускающих для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста составляла 37%.
Исходя из исследований протестной активности Центра экономических и политических реформ, в период с 1 сентября 2014 г. по октябрь 2015 г. протестные акции в Республики Коми проходили реже и не создали широкого общественно-политического резонанса. Таким образом, республика вошла в группу регионов с низкой протестной активностью.
Одной из наиболее популярных форм участия граждан в политической жизни страны является электоральное поведение. Это может быть связано с тем, что традиционной формой поведения населения является голосование на выборах, нежели участие в деятельности различных политических партий, митингах, акциях протеста. В то же время эта форма позволяет выполнить гражданам свой долг перед государством и обществом.
Отказ от участия в выборах можно проанализировать по такому показателю, как явка избирателей. Это соотношение числа избирателей, участвовавших в выборах, к общему числу граждан, которые имеют право участвовать в выборах. Обычно выражается в процентах.
Явка на выборы Президента Российской федерации, которые проходили в 2012 г., в Республике Коми составила 70,04%, в среднем по России - 65,34%.
Большинство жителей республики (65,02%) проголосовали за В. В. Путина. 13,34 % избирателей отдали свои голоса за Г. А. Зюганова. Гораздо реже выбирали М. Д. Прохорова (8,32%) и В. В. Жириновского (7,67%). Еще меньшую часть голосов (4,32%) получил С. М. Миронов [18].
Явка на выборы в 2016 г. в Государственную Думу Российской федерации VII созыва составила 40,7%, в среднем по России - 47,88%. За партию «Единая Россия» в Республике Коми проголосовали 37,85% избирателей. Это один из самых низких результатов в Российской Федерации (в среднем по России - 54,2%). 22,59% голосов набрала партия «ЛДПР», что значительно больше, чем в среднем по России (13,14%). Партии «КПРФ» и «Справедливая Россия» получили 12,49% и 8,82%. Остальные партии не прошли 7% барьер.
Следует отметить, что в Республике Коми происходит снижение явки избирателей, которое свидетельствует о низком уровне доверия граждан к выборам, к деятельности государственной власти и к политической системе в целом. Так, явка на выборах в Государственную Думу РФ 2016 г. по сравнению с выборами в Государственную Думу РФ 2011 г. снизилась на 30% (с 70,5% до 40,7%). Помимо этого, уменьшилась доля проголосовавших за Единую Россию (с 58,8% до 37,85%). Но в то же время на 11% увеличилось количество отданных голосов за партию «ЛДПР».
Однако социологические исследования говорят об изменении ситуации. Это можно заметить исходя из данных опроса Института прикладных политических исследований, проведенного в августе-сентябре 2017 г. по репрезентативной смешанной выборке (квартирный опрос, телефонный опрос по мобильным и стационарным телефонам). Общая выборочная совокупность составила 1500 жителей Республики Коми. Цель исследования заключалась в измерении динамики электоральных предпочтений граждан за прошедший с выборов 2016 г. Так, если бы выборы в Государственную Думу состоялись в ближайшее воскресенье, то за Единую Россию проголосовали бы 44,6% респондентов. То есть рейтинг партии за год увеличился на 7%. Что касается остальных партий, то здесь заметно снижение. За ЛДПР отдали бы свои голоса 14,5% опрошенных, хотя на выборах 2016 г. партия получила 22,59%. У КПРФ снижение оказалось незначительным. По данным опроса она набрала бы 10,9%. Справедливая Россия, по сравнению с выборами 2016 г., получила бы на 2% голосов меньше.
Увеличение рейтингов Единой России связано с активной работой партии, отсутствием критики со стороны оппонентов и низкой активностью оппозиции в невыборный период. На мнение избирателей могли повлиять и ремонты дворов и парков в городах республики, модернизации клубов, театров, реализованных деятельностью партии «Единая Россия».
Снижение рейтинга ЛДПР объясняется слабой коммуникацией с избирателями. Кроме этого, значительное число кандидатов ЛДПР были не из местных жителей.
Особое влияние на социально-политическую ситуацию в регионе оказывают этнополитические организации. Среди национальных движений финно-угорских народов России наибольших практических успехов достигло движение коми. Первая коми национальная организация «Коми котыр» («Коми сообщество») была создана в 1990 г. Эта организация имела чисто национальный характер. Ее цели были сосредоточены на проблемах культурного возрождения, но было ясно, что она не будет стоять и в стороне от политики.
В январе 1991 г. как единственная национальная организация республиканского масштаба и политически нейтральная сила «Коми котыр» выступил инициатором созыва съезда коми народа. Это был первый съезд «титульного этноса» в России. Позднее многие последовали за этим примером. Национальная идея стала основой объединения. Съезд объединил представителей различных политических течений и массы людей, которые ранее были вне политики.
В результате процесса консолидации коми национального движения возник постоянный орган - Комитет возрождения коми народа.
В этот же период возникли и другие национальные организации. Такие как общество «Изьватас» в Ижме, «Эжватас» - в Усть-Куломе.
Ассоциация «Изьватас» выступала за развитие и сохранение самобытного ижемского диалекта языка коми, культуры этнографической группы коми-ижемцев, за присвоение ему особого статуса. Вследствие целенаправленной деятельности общества диалектная группа коми-ижемцев была включена в список коренных малочисленных народов Севера, в отношении которых реализовывалась специальная государственная национальная политика.
Позднее в 1993 г. была образована национальная партия «Защитим себя», которая придерживалась крайне радикальных взглядов и защищала интересы коми народа. Тем не менее организация была малочисленной и не получила широкой поддержки от населения Коми.
В настоящее время в Республике Коми функционируют Региональное общественное движение «Коренные женщины Республики Коми», Межрегиональное общественное движение «Коми войтыр», Межрегиональное общественное движение коми-ижемцев «Изьватас», Общественная организация «Союз женщин Республики Коми».
Результаты проведенного анализа показали, что по сравнению с прошлыми годами оценки населения в отношении социально-политической ситуации и электоральных процессов Республики Коми незначительно ухудшились. Это связано с арестом экс-главы региона В. Гайзера вместе с группой руководителей. Данные события обострили ситуацию в регионе. Этому свидетельствует снижение явки избирателей на выборах, низкий уровень доверия граждан к институтам власти и к политической системе в целом, а также электоральное поведение граждан, допускающих для себя возможность участия в каких-либо акциях протеста. Отсутствие позитивных новостей не позволяет республике выйти из «проблемной» группы, в связи с чем социально-политическая ситуация в Коми остается слабо устойчивой.
Однако, в целом, социально-политическую ситуацию в Республике Коми, несмотря на наличие нескольких проблем, в настоящее время можно считать спокойной и стабильной.
Список используемой литературы:
1 Волынчук А. Б. Социальная напряженность и протестная активность в контексте анализа социальной безопасности // А. Б. Волынчук, С. А. Соловченков // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - № 1 (19). - С. 25-36.
2 Выборы в Государственную Думу (2011) [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%9 3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B D%D1%83%D1%8E_%D0%B4%D1%83%D0%BC%D1%83_(2011) .. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
3 Выборы в Государственную Думу (2016) [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%9
172
3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B D%D1%83%D1%8E_%D0%B4%D1%83%D0%BC%D1%83_(2016). - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
4 Выборы Главы Республики Коми (2014) [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: http://www.gpedia.com/ru/gpedia/%D0%92%D1%8B%D0%B 1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B3%D0%BB%D 0%B0%D0%B2%D1%8B_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B 1%D0%BB%D0%B8%D0%BA %D0%B8_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8_(2014). - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
5 Выборы Главы Республики Коми (2016) [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0%B3%D0%BB %D0%B0%D0%B2%D1%8B_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B 1%D0%BB%D0%B8%D0% BA%D0%B8_%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8_(2016). - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
6 Год санкций и дешевой нефти: протестная ситуация [Электронный ресурс] // Центр экономических и политических реформ. - Режим доступа: http://cepr. su/wp-content/uploads/2015/11/Год-санкций..- Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
7 Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Коми. - Режим доступа: http://rkomi.ru/page/4898/. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
8 Ильин В., Колесник Н. Социально-политические процессы в Республике Коми в феврале 1993 г. [Электронный ресурс] // Международный институт гуманитарно-политических исследований. - Режим доступа:http://www.igpi.ru/monitoring/1047645476/1993/0293/11.html . - Загл. с экрана (дата обращения 24.01.2018).
9 Каминский В. С. Трансформация общественно-политических воззрений в контексте электорального поведения населения / В. С. Каминский // Проблемы развития территории. - 2017. - № 1 (87). - С. 130-144.
10 Ковалев В. А. Региональные политики и коррупция (на примере Республики Коми) / В. А. Ковалев // Социологические исследования. - 2017. - № 4. - С. 147-154.
11 Коневская О. Ю. Методологические подходы к изучению протестной активности населения / О. Ю. Коневская // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 21 декабря 2015 г. ; СибАК. -Новосибирск, 2015. - С. 85-94.
12 Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Сайт Конституции РФ. - Режим доступа:http://constitution.garant.ru/region/cons_komi/. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
13 Морозов Н. А. Политическое доверие как феномен социальной интеракции / Н. А. Морозов, Е. Н. Черницына // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 4-1 (84). - С. 285-289.
14 Национальный рейтинг губернаторов за 2016 год [Электронный ресурс] // Информационное агентство Regnum. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2222700.html. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
15 Нестерова Н. А. Формирование и деятельность национальных движений финно-угорских народов Европейского Севера России / Н. А. Нестерова // Социология власти. - 2009. - № 3. - С. 145-153.
16 Общественные организации [Электронный ресурс] // Финно-культурный центр РФ. - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/nko/531/. - Загл. с экрана (дата обращения 24.01.2018).
17 Опрос : как проголосовали бы жители Коми, если бы выборы в Госдуму состоялись сегодня [Электронный ресурс] // Информационное агентство Комиинформ. - Режим доступа: https://komiinform.ru/news/153730/. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
18 Президентские выборы в России (2012) [Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD %D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B 1%D0%BE%D1%80%D1%8B_%D0% B2_%D0%A0%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B 8%D0%B 8_(2012). - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
19 Рейтинг репутаций губернаторов РФ [Электронный ресурс] // Сервиз измерения репутации Pravdaserm. - Режим доступа: http://pravdaserm.com/blog/dajdzhestyi-reputaczii/lic... - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
20 Рейтинг эффективности губернаторов. Четырнадцатый выпуск [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества. - Режим доступа: http://civilfund.ru/mat/101 . - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
21 Республика Коми. Глава региона Сергей Гапликов пользуется меньшим доверием у населения, чем «вор и казнокрад» Вячеслав Гайзер [Электронный ресурс] // КПРФ. - Режим доступа: https://kprf.ru/opponents/er/166920.html . - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
22 Семнадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов [Электронный ресурс] // Петербургская политика. - Режим доступа: https://fpp.spb.ru/rate17.php. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
23 Социально-политическая ситуация в Республике Коми [Электронный ресурс] // КомиОнлайн. - Режим доступа: http://komionline.ru/node/78647. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).
24 Уровень протестных настроений [Электронный ресурс] // ФОМ. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/pdf/d48ypn10b.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения 23.01.2018).