2010 Философия. Социология. Политология №1(9)
ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ
УДК 1:316:316.32
А.Р. Умирова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕЛЯХ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассматриваются межнациональные отношения в контексте инвестиционной политики, исследуются причины и условия стабилизации межнациональных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия. Определяются актуальные пути, способствующие оптимизации социально-экономических процессов в обществе, повышению инвестиционной привлекательности конкретной территории.
Ключевые слова: межнациональные отношения, инвестиционная политика, социальноэкономическое развитие, гражданское общество.
Усложнение социокультурной динамики современного социума отражается на развитии социологии, которая обретает рефлексивный характер: с одной стороны, углубляется предметная спецификация, создаются инновационные, собственно социологические методы, с другой - актуализируются тенденции взаимодействия с гуманитарными и естественными науками, у которых заимствуются отдельные термины и даже концепции, которые в дальнейшем наполняются социологическим содержанием. Само разнообразие социального существования ориентирует социологов к поиску диалога, более углубленного взаимодействия ради понимания и осмысления социальных, экономических и политических тенденций и процессов в современном мире. Таким образом, именно с позиций социологии приобретает актуальность рассмотрение проблемы стабилизации и укрепления межнациональных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия.
Изучение указанной проблемы требует осмысления некоторых социологических теорий. Анализируя труды К. Маркса, можно заключить, что несмотря на определенную абсолютизацию экономического детерминизма, ясно, что экономические, социальные, политические и духовные структуры диалектически взаимодействуют друг с другом, т. е. на основе экономической необходимости складывается сложная система взаимосвязанных социальных, политических и духовных отношений, которая определяет характер общественного сознания, положение субъектов, побуждая их к тем или иным действиям. Диалектико-материалистическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса рассматривает общественные конфликты и противоречия, пути их разрешения как главный фактор социальных изменений. При этом следует отметить, что конфликты как социальные факты рассматриваются с ценностной позиции - позитивно или негативно.
На смену марксистскому подходу к общественному развитию как диалектике субъективного и объективного факторов в начале ХХ в. после Первой мировой войны приходят новые политические реалии, которые знаме-
нуют собой отказ от пассивных политических объектов, востребованными оказываются активные личности, способные сознательно участвовать в преобразовании общества. Происходит смена моделей социального управления. Здесь следует упомянуть теорию духовно-политической гегемонии А. Грамши, предполагающую духовно-политическое, интеллектуальное и морально-этическое лидерство.
Обращаясь к методологии М. Вебера, следует отметить, что эффективная инвестиционная политика требует достаточного развития целерациональных действий индивидов. Соответственно, должны сформироваться институты гражданского общества, которые предполагают развитие индивидуализма, личной ответственности. Требуют становления культурные и социальные реалии, способные оказывать достаточно серьезное противодействие иррациональным влечениям власти.
Так, по мнению ряда представителей социального психоанализа, для части россиян актуальна проблема силой сознания воспринять новые рыночные и демократические институты или создать видимость их восприятия. Это приводит к тому, что психика вынуждена оберегать себя с помощью ряда защитных механизмов, которые вместе с тем примитивизируют поведение людей.
Так, индивид может защитить себя с помощью отрицания - неприятия реальной политики, замены ее вымыслами. В российской ментальности содержится большой компонент долготерпения невзгод от иррационализма в политике - революций и контрреволюций, реформ и контрреформ. Отнюдь не случайно задача удвоения ВВП воспринимается населением как умозрительный лозунг, ни одна из социально-профессиональных групп населения не видит в ее решении своей роли, своего возможного выигрыша в случае ее реализации [1. С. 258].
Стабилизация и укрепление межнациональных отношений как инструмент активизации инвестиционного взаимодействия приобретают значимость для многих регионов России, в том числе и для Саратовской области, представляющей многонациональный, поликонфессиональный регион, который формировался в процессе многовекового совместного проживания представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов на данной территории.
По данным Всероссийской переписи населения (2002 г.), на территории области проживают представители 135 национальностей. Наиболее крупные этнические группы: русские - 85,9%, казахи - 2,9%, украинцы - 2,5%, татары - 2,16%. Также в области проживают: мордва - 0,6%, чуваши - 0,6%, белорусы - 0,48%, немцы - 0,45%, армяне - 0,94%, азербайджанцы - 0,62%.
Сегодня в пределах муниципальных районов области компактно проживают различные этнические группы населения: казахи - в Александрово-Гайском, Озинском, Перелюбском, Дергачевском, Питерском, Краснокут-ском, Ершовском, Федоровском, Краснопартизанском, Марксовском, Эн-гельсском, Ровенском районах; немцы - в Марксовском, Энгельсском, Саратовском, Красноармейском, Ровенском, Советском, Калининском районах; чеченцы - в Калининском, Татищевском, Марксовском и Саратовском районах; татары - в Базарно-Карабулакском, Балаковском, Дергачевском, Ер-
шовском, Новобурасском, Петровском, Ровенском, Саратовском районах; курды - в Дергачевском, Ершовском, Краснокутском, Озинском районах; украинцы - в Балаковском, Самойловском, Лысогорском, Саратовском, Та-тищевском, Федоровском районах; башкиры - в Перелюбском, Пугачевском районах; армяне - в Саратове, Балаковском, Вольском, Лысогорском, Мар-ксовском, Пугачевском, Балтайском и Татищевском районах; чуваши и мордва - Базарно-Карабулакском, Балаковском, Вольском, Петровском, Та-тищевском районах [2. С. 10].
Для реализации практических мер в сфере национальных отношений в области в конце 1990-х гг. была разработана и принята программа «Социальное и национально-культурное развитие народов Саратовской области на 1998-2001 годы». С 2003 по 2006 г. на территории области осуществлялась реализация областной целевой программы «Национально-культурное развитие народов Саратовской области». Эти программы явились механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в области, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В рамках создания целостной системы государственной поддержки этносоциального развития народов в целях реализации стратегии социальноэкономического развития и национальной политики в Саратовской области принята областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 гг.
Вышеуказанные программы, прежде всего, ориентированы на распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма, на сохранение и приумножение культурно-исторического наследия области. Однако данные проекты, по мнению автора, недостаточно раскрывают проблему пропаганды межнационального сотрудничества в социальной и экономической сферах, не способствуют повышению эффективности взаимодействия иммигрантов, представителей национальных меньшинств, а также российского казачества с учетом экономической ситуации в области, перспектив социально-экономического развития региона.
С точки зрения напряженности национальных отношений Саратовская область сегодня относится к числу благополучных субъектов Российской Федерации. Активное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление представителей различных этнических общностей, особенно в местах их компактного проживания, к наиболее полной социокультурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных языка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкуль-турной интеграции, формировании общих духовно-нравственных ценностей.
Важно отметить, что активизация роста национального самосознания граждан обусловливает и стремление народов к социально-экономической самодостаточности. Так, на территории приграничных районов Саратовской области наблюдаются тенденции формирования «разделенного рынка» по этническому признаку и ярко выраженное социально-экономическое расслоение населения по уровню образования, дохода, социального статуса (например, в Ершовском муниципальном районе сформировались места ком-
пактного проживания кавказских этнических групп). Таким образом, актуальной выступает проблема стабилизации и укрепления межнациональных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия на территории Саратовской области.
Межнациональные отношения обостряются в двух случаях: при переходе к резкому и неравномерному повышению жизненного уровня населения и при резком ухудшении социально-экономического уровня жизни, когда основное население вне зависимости от социальной, национальной, религиозной принадлежности борется за выживание. В связи с этим мировой финансово-экономический кризис способствует развитию межнациональных отношений по второму пути. Монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отрасли народного хозяйства может провоцировать межэтнические конфликты, однако они могут быть урегулированы в обоюдных интересах, если в полной мере учитывается экономическая составляющая: уровень развития производства, благосостояние населения, наличие достаточного количества рабочих мест.
Интеграция национальных групп, проживающих на территории области, активное вовлечение народов в экономическое взаимодействие будут способствовать не только снижению межнациональной напряженности и конфликтных ситуаций, но и стимулировать развитие инвестиционной сферы Саратовской области.
Автор считает, что для стабилизации межнациональных отношений в целях активизации инвестиционного взаимодействия в Саратовской области первостепенное значение имеет формирование благоприятных условий для инвестиций: развитие внешнеэкономической деятельности региона, заключение договоров о партнерстве со странами СНГ, проведение единой конкурентной политики, свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг.
Позитивным примером проведения политики межнационального согласия может послужить Программа развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2008-2010 годы [3]. Первым пунктом Программы обозначена сфера государственно-правовых отношений. При формировании прогнозов социально-экономического развития, реализации инвестиционных программ предпринимались практические шаги по выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований. В сфере социально-экономического развития рельефно выделяются задачи, прежде всего, в области сельского хозяйства. С муниципальными образованиями Республики Дагестан заключены соответствующие соглашения о реализации мероприятий по программе агропромышленного развития. Подготовлены и предложены к «Стратегии развития республики до 2020 года» соответствующие предложения. С целью привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу задействован институт представителей республики в субъектах РФ и странах СНГ [3].
Инвестиционная деятельность неразрывно связана с этнополитической ситуацией, межнациональными отношениями. Меры по стабилизации и укреплению межнациональных отношений в контексте инвестиционной политики должны базироваться на использовании комплексного подхода и рас-
сматриваться как важнейшие компоненты социально-экономической политики области. При этом национальные общественные объединения как институты гражданского общества должны активно участвовать в реализации инвестиционной политики, а эффективное использование потенциала национальных диаспор будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Саратовской области.
Успешное решение указанной задачи требует разработки комплекса социально-экономических и нормативно-правовых мер, обеспечивающих привлечение национальных групп к развитию традиционных форм хозяйствования и активизацию межнационального взаимодействия в инвестиционной сфере. Обеспечение взаимодействия с институтами гражданского общества должно быть положено в основу совершенствования нормативной базы, стабилизации и укрепления межнациональных отношений в контексте инвестиционной политики Саратовской области.
Литература
1. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2007. 750 с.
2. Областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2008-2010 годы. Саратов, 2008.
3. Политика межнационального согласия должна стать национальной идеей: (По материалам выступления первого заместителя министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан З. Ильясова) // Дагестанская правда. 2009. .№16.