нога, гармоничного и соответствующего природе ребенка воспитания его личности, духовности.
Личностно ориентированное воспитание - это стиль и платформа для осознанного принятия и применения в повседневной жизни осваиваемых норм, правил, ценностей, привычек и опыта поведения. Ребенок путем подражательных механизмов, имеющих приоритетность среди методов воспитания, приобретает качества личности значимых для него взрослых. Формирование духовно-нравственных основ - это осуществляемое в процессе социализации дошкольников последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности растущего человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Библиографический список
Необходимыми условиями такого воспитания являются: нравственный пример педагогов и родителей; социально-педагогическое партнерство дошкольного учреждения с учреждениями и организациями, способствующими духовному и нравственному развитию дошкольников; обеспечение сопровождения индивидуально-личностного развития детей; наличие программ и методических материалов для комплексного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; мотивация и формирование готовности педагогов и родителей к личностно ориентированному подходу в воспитании детей; обеспечение преемственности в формировании духовно-нравственных основ личности на всех ступенях образования человека; обеспечение практического применения в жизни детей осваиваемых норм и ценностей; осознание взрослыми социальной и личностной значимости воспитания подрастающего поколения в дошкольном учреждении и семье.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at: http://schoo1.ru/fgos/ koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf
3. Золотарева Е.К. Педагогическая система духовно-нравственного развития и развития личности. Пермь: ПГПИ, 1993: 64 - 87.
4. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Педагогика. 2013; № 6: 72 - 82.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва: Академия, 2015.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2012.
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at: http://schoo1.ru/fgos/ koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf
3. Zolotareva E.K. Pedagogicheskaya sistema duhovno-nravstvennogo razvitiya irazvitiya lichnosti. Perm': PGPI, 1993: 64 - 87.
4. Potapovskaya O.M. O metodologicheskih podhodah k duhovno-nravstvennomu vospitaniyu detej doshkol'nogo vozrasta. Pedagogika. 2013; № 6: 72 - 82.
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Moskva: Akademiya, 2015.
6. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2012.
Статья поступила в редакцию 22.06.20
УДК 37.013
Pyatunina V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia),
E-mail: veronaglam@mail.ru
SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS. The researcher conducts an analysis of effective ways of organizing volunteer activities of university students. The author analyzes the basics and content of volunteerism, the specifics of its organization during the pandemic, and defines the structure of volunteerism as a pedagogical phenomenon. The article considers the conceptual foundations of social and pedagogical support of volunteering as a personalized practice and educational strategy for the development of universal competencies of students in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of higher education. The possibilities and potential of social and pedagogical support of volunteering are analyzed through the prism of the functions of this type of activity. The article presents the results of an empirical study that analyzes the motivational factors of involvement of students of the faculty of social management of the Yaroslavl pedagogical University named after K.D. Ushinsky in volunteer activities. The article is intended for research and teaching staff of universities, heads of student volunteer groups, organizers of extracurricular activities, researchers.
Key words: social competence, motivation, volunteer activity, youth.
В.М. Пятунина, канд. пед. наук, ст. преп., Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,
E-mail: veronaglam@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена анализу эффективных способов организации волонтерской деятельности обучающихся вузов. С позиций субъектного подхода анализируются сущность и содержание добровольческой деятельности, специфика её организации в период пандемии, определена структура волонтерства как педагогического феномена. Рассматриваются концептуальные основы социально-педагогического сопровождения волонтерства как персонифицированной практики и образовательной стратегии развития универсальных компетенций студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Возможности и потенциал социально-педагогического сопровождения волонтерства анализируется через призму функций данного вида деятельности. В статье представлены результаты эмпирического исследования, которое анализирует мотивационные факторы вовлеченности студентов факультета социального управления Ярославского педагогического университета имени К.Д. Ушинского в волонтерскую деятельность. Статья предназначена для научно-педагогических работников вузов, руководителей студенческих волонтерских отрядов, организаторов вне-учебной деятельности, исследователей.
Ключевые слова: социальные компетенции, мотивация, волонтерская деятельность, молодежь.
Современное общество характеризуется не только высокой динамикой социальных процессов, но и трансформацией социальных и персональных ценностей. При этом существует ряд ценностей, которые остаются стабильными и неизменными абсолютно для всех народов и во все времена. К таковым ценностям можно отнести добровольную, альтруистическую работу на благо общества. Ситуация пандемии показала, что волонтерство является не только социально значимым, но и весьма востребованным среди молодежи видом деятельности. Несмотря на риск заражения новой коронавирусной инфекцией, экономический
кризис, снижение доходов, добровольческая работа оказалась на пике своей популярности. На сайте Первого канала 22 апреля 2020 г была озвучена информация о том, что тысячи россиян стали волонтерами во время пандемии корона-вируса, при этом люди не только откликались на призывы о помощи со стороны органов власти и местного самоуправления, но и широко проявляли инициативу в оказании помощи нуждающимся. Примером гражданской активности является и сайт #МЫВМЕСТЕ, на котором можно было, как оставить заявку на получение помощи, так и предложить её.
С позиций педагогической науки развитие волонтерской (добровольческой) деятельности студенческой молодежи может стать не только способом гражданского и патриотического воспитания, но и оказать существенную помощь развитию законных, культурных и моральных ценностей среди молодого поколения. В дидактике высшего образования волонтерство рассматривается не только как социально полезная практика и общественная деятельность студентов, но и как средство развития и критерий оценки уровня сформированности таких универсальных компетенций, как командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие и самоорганизация [1].
Таким образом, педагогический феномен волонтерства имеет многоуровневую структуру: на личностном уровне это добровольный вид деятельности, мотивированный потребностью в помощи людям; как общественное движение, это отражение социально ориентированных гражданских инициатив; как педагогическая практика - это способ конструирования опыта совместной деятельности, командной работы, поликультурной коммуникации. Все эти уровни объединены единым и непреложным принципом волонтерства - добровольностью участия, в связи с чем основным методологическим подходом к сопровождению данного вида деятельности можно считать субъектный подход, в основе которого лежат виды педагогической деятельности, побуждающие волонтеров действовать с уверенностью и полной отдачей сил в интересах общества.
В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года основной целью заявлено развитие социально значимых инициатив и создание условий для самореализации современной молодежи, повышение роли добровольчества (волонтерства) в развитии общества, распространение современных добровольческих практик социальной деятельности. Задачами развития волонтерства являются: поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих организаций; развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки волонтерской деятельности; расширение масштабов межсекторного взаимодействия в сфере добровольчества, включая взаимодействие с другими организациями некоммерческого сектора, бизнесом, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, средствами массовой информации, международными и другими организациями [2].
Заявленные в Концепции задачи требуют применения положений субъектного подхода к организации работы с добровольцами, т.к. только личностная осознанность смыслов волонтерской деятельности приводит к осознанной активности волонтера. В связи с этим представляется целесообразным в работе использовать технологию социально-педагогического сопровождения, в основе которой лежит педагогически целенаправленная деятельность по созданию условий для самостоятельного освоения волонтерами системы отношений с миром и самими собой, а также для совершенствования каждым из них личностно значимых жизненных выборов.
Социально-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности в рамках нашего исследования, мы, исходя из концепции М.И. Рожкова [3], рассматриваем как разновидность комплексной педагогической и поддерживающей деятельности. При этом мы выделяем персонифицированное социально-педагогическое сопровождение волонтерства как стратегию развития универсальных компетенций обучающегося. В основе такого сопровождения положена идея развивающего участия и влияния личности на собственную жизнь и жизнь других людей. Персонификация в случае работы с волонтерскими группами и командами подразумевает учёт личных интересов и потребностей их участников и строится на психодиагностической основе. В ходе диагностики главный акцент ставится на изучении мотивационных факторов участия в волонтерской деятельности. На наш взгляд, их понимание даёт сопровождающему инструментарий для разрешения внутриличностных противоречий волонтеров, конструктивная работа с которыми приводит к появлению и закреплению качеств, способностей, ценностных ориентаций, характерных для субъектной социальной позиции.
Целью технологии социально-педагогического сопровождения студентов в организации высшего образования является создание оптимальных условий для введения молодого человека в режим саморазвития востребованных обществом умений, навыков и мотивации к их применению в добровольческой деятельности, развитие и расширение его пространства социальных проб. Такая целевая ориентация поддерживает лежащие в основе добровольчества представления о роли активности личности в процессе освоения социального опыта, его индивидуальной интериоризации.
Возможности и потенциал социально-педагогического сопровождения во-лонтерства возможно рассмотреть через призму функций данного вида деятельности. С точки зрения субъектного подхода их можно выделить несколько:
1. Мировоззренческая. Доброволец в ходе исполнения социально важной деятельности чувствует ценность собственной жизни, потребность, а также значимость волонтерской деятельности, осмысливает вероятность преображения реальности и собственную значимость в данном процессе.
2. Воспитательная. Содействие в добровольческих проектах призывает индивида к ответственности, проявлению таких свойств, как сострадание, добросердечность, порядочность, доблесть, великодушие и т.д.
3. Коммуникативная. Больше всего работа волонтера ориентирована на прочих людей, очутившихся в сложных условиях в связи с общественными, финансовыми, а также иными условиями (поддержку пожилых, ребят-сирот, людей с серьезными заболеваниями). Добровольческая активность связана с потребностью общения с главами волонтерской либо иной социальной организации, иными волонтерами, работниками муниципальных органов, которые исполняют добровольческие проекты и т.д.
4. Образовательная. Доброволец не получает финансового вознаграждения за свой труд, но его поощрение состоит в том опыте и навыках, которые он получает за время волонтерской деятельности.
5. Функция формирования социального капитала. Взаимодействие с сотрудниками и служащими муниципальных органов, индивидуальные контакты с людьми, которым была оказана помощь другими волонтерами и членами общественных учреждений, формируют для волонтера дополнительный социальный капитал.
6. Рекреационная. Добровольческая работа представляет собой метод интенсивного и общественно важного времяпровождения. Волонтеры, трудящиеся в библиотеках, во время спортивных событиях, в музеях, художественных галереях и др. владеют возможностью сочетания собственных обязательств в качестве волонтера с системой личного, независимого времени.
7. Профилактическая. Большие высоконравственные требования к личности добровольца оказывают на него предупредительное влияние в плане предотвращения девиантного поведения.
На наш взгляд, сегодня на первый план выходят такие функции волонтер-ства, как образовательная - в зависимости от социальных проектов, которые волонтер определяет для себя самостоятельно, он получает разнообразный и разносторонний опыт, включая умения и навыки, необходимые для выполнения той или иной работы; функция формирования социального капитала - волонтер налаживает «связи» в тех сферах, которые ему интересны, которые в дальнейшем он может использовать для собственных целей. Особую актуальность данные функции приобретают сегодня, когда ряд проектов реализуется в дистанционном формате, что задаёт особый режим коммуникаций и социальных интеракций [4].
Согласимся с С.В. Павлюком и его соавторами, что весомое значение в организации работы студенческих добровольческих формирований представлено организацией процесса эффективной мотивации волонтеров [5].
Для изучения мотивации студентов на включение в волонтерскую деятельность было проведено исследование, в котором приняли участие 105 студентов-волонтеров факультета социального управления Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.
Были получены следующие результаты:
- абсолютное большинство опрошенных (85%) имеют личный опыт осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности. При этом 71% респондентов занимались общественно полезной работой на безвозмездной основе в педагогическом университете. Наиболее высокий процент участия среди будущих специалистов по социальной работе - из них 96% проявили себя в добровольчестве;
- основным мотивом для участия в волонтерской деятельности большинство опрошенных (51%) называют стремление помогать людям, 22% - стремление завести новые знакомства, 17% - желание заявить о себе, 10% говорят о достаточном количестве свободного времени [6].
Для изучения факторов мотивации среди волонтёров были использованы диагностические методики: методика для оценки мотивации организационного поведения (Ф. Герцберг), методика удовлетворенности потребностей (А. Мас-лоу), методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (Д. Мак-Келланд) [7].
По методике оценки мотивации Ф. Герцберга было выявлено, что у волонтеров преобладает высокий уровень мотивационного фактора. Нам известно, что мотиваторы - это внешние факторы удовлетворенности, сконцентрированные на результате, продвижение по службе, принятие и официальное одобрение итогов деятельности, способность повысить шансы в области творчества и деловой программы. Данная категория условий подразумевает, что любой самостоятельный индивид способен обоснованно функционировать, если перед ним поставлена цели и задачи, которые он преследует и видит возможность их достижения. У гигиенического фактора отмечается низкий уровень показателя. Они никак не мотивируют людей, они предотвращают возмущение, неудовлетворенность деятельностью, удерживая статус-кво. Они не предоставляют позитивных итогов, однако предотвращают негативные последствия. Недостаток данного фактора может привести к неудовлетворенности деятельностью, что пагубно повлияет на работу коллектива и качество выполняемой работы. Из этого следует, что волонтеры замотивированы на работу, на достижение поставленных целей и задач, но также наблюдается низкая удовлетворенность своей деятельностью, в ходе чего может появиться конфликт и ухудшение работы. Для предотвращения этого необходимо больше сконцентрироваться на гигиенических факторах волонтера.
Методика удовлетворенности показала, что потребность в самореализации и в безопасности у волонтеров выражена более ярко, нежели потребности в принадлежности и чувства собственного достоинства. Нам известно, что методика Маслоу направлена на выявление удовлетворенности потребностями, из чего мы можем предположить, что волонтеры чувствуют себя в безопасности при участии в мероприятиях, а также имеют неплохую самореализацию в том или ином направлении. Что касается двух других показателей, здесь мы можем сказать о том, что для волонтеров чувство собственного достоинства и принадлежность к обществу представлены низкими показателями уровня удовлетворенности. В связи со сложившейся ситуацией изоляции можно предположить, что низкие показатели по этим двум шкалам непосредственно связаны с тем, что некоторые волонтеры не получили желаемой активности и коммуникаций в добровольческой деятельности, что снизило уровень показателей принадлежности к обществу.
Методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности показала, что показатель стремления к власти имеет высокий уровень. Как известно, Д. Мак-Келланд рассматривает показатель власти с двух сторон: власть ради власти и власть ради результата. В нашем исследовании у волонтеров был отмечен высокий уровень стремления к власти, в связи с чем мы задали вопрос: как они понимают данное словосочетание? Большинство ответили, что для них стремление к власти означает обладать качествами лидера, которые помогут ему и его команде в дальнейшем решать выдвинутые задачи
Библиографический список
и достигать поставленные цели. Остальная часть ответила, что этот показатель ассоциируется у них с позицией тим-лидера (человека, который обладает лидерскими качествами и имеет собственную команду волонтеров).
Показатель аффиляции, или потребность в причастности с точки зрения волонтеров говорит нам о том, что для них важно ощущать себя в команде, коллективе, заводить дружеские отношения и получать одобрение со стороны значимых для них людей. Показатель потребности в успехе оказался чуть ниже двух остальных. Можно предположить, что большая часть испытуемых боится брать на себя ответственность. Но, как известно, именно этот показатель очень важен для волонтерской деятельности, так как от него будет зависеть результативность деятельности и его профессиональный успех в любой сфере.
На основании полученных данным мы можем сделать вывод, что у волонтеров преобладает мотивационный фактор, потребность в общении, причастности к коллективу и одобрению со стороны важных для них людей. По результатам проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования можно сформулировать условия эффективности социально-педагогического сопровождения волонтерской деятельности студентов вуза: расширение опыта добровольчества; поддержка мотивации участников образовательного процесса к волонтёрской деятельности; формирование положительного социально-пси-хологичесокого климата в волонтерских командах, основанного на отношениях сотрудничества, партнёрства.
1. Казакова Е.И. Об измерении сформированное™ универсальных компетенций студентов вузов. Педагогика. 2018; № 8: 79 - 84.
2. Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 2950-р. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/
3. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. II, № 4: 23 - 27.
4. Тарханова И.Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017; Т. 23, № 4: 169 - 171.
5. Павлюк С.В., Колесников И.Н., Мельников В.В. Роль волонтерской деятельности в развитии социально значимых личностных качеств студентов. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2016; № 5: 51 - 56.
6. Пятунина В.М. Добровольческая (волонтерская) деятельность как средство формирования социальной ответственности молодежи. Социальная ответственность в изменяющемся мире: сборник научных статей. Ярославль: РИО ЯГПУ 2019.
7. Данилов С.В., Шустова Л.П., Кузнецова Н.И. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога. Сборник диагностических методик. Серия: Библиотека молодого педагога. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018.
References
1. Kazakova E.I. Ob izmerenii sformirovannosti universal'nyh kompetencij studentov vuzov. Pedagogika. 2018; № 8: 79 - 84.
2. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Rasporyazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2018 goda N 2950-r. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/
3. Rozhkov M.I. Ekzistencial'nyj podhod k social'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detej. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2013; T. II, № 4: 23 - 27.
4. Tarhanova I.Yu. Socializaciya molodezhi sredstvami internet-kommunikacij. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017; T. 23, № 4: 169 - 171.
5. Pavlyuk S.V., Kolesnikov I.N., Mel'nikov V.V. Rol' volonterskoj deyatel'nosti v razvitii social'no znachimyh lichnostnyh kachestv studentov. Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. 2016; № 5: 51 - 56.
6. Pyatunina V.M. Dobrovol'cheskaya (volonterskaya) deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya social'noj otvetstvennosti molodezhi. Social'naya otvetstvennost'vizmenyayuschemsya mire: sbornik nauchnyh statej. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2019.
7. Danilov S.V., Shustova L.P., Kuznecova N.I. Diagnostika osobennostej adaptacii, deyatel'nosti i professional'no-lichnostnyh zatrudnenij molodogo pedagoga. Sbornik diagnosticheskih metodik. Seriya: Biblioteka molodogo pedagoga. Ul'yanovsk: FGBOU VO «UlGPU im. I.N. Ul'yanova», 2018.
Статья поступила в редакцию 08.07.20
УДК 378
Kurkin P.G., police major, teacher, Department of Special Disciplines, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: polykovatat@yandex.ru
Rossoshik S.L., senior teacher, Department of General Legal Disciplines, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: polykovatat@yandex.ru
THE FORMATION OF SPEECH COMPETENCE STUDENTS IN TRAINING SESSIONS ON THE DISCIPLINE "RUSSIAN LANGUAGE IN BUSINESS DOCUMENTATION. CULTURE OF SPEECH". The article discusses the essence and problem of forming the speech abilities of students of the law Institute of the Ministry of Internal Affairs in the training sessions on the discipline "Russian language in business documentation. Culture of speech". The goal includes the analysis of educational material that contributes to improving communication skills, understanding of methodological technologies that are aimed at improving the speech skills of students of the law Institute. Based on the analysis, it is concluded that in the modern world, the problem of formation of speech characteristics of Internal Affairs employees is insufficiently studied. The authors have revealed the modern requirements for the process of training students in higher professional schools. The main approaches to the formation of speech abilities are presented. For the frequency of the experiment, a survey is conducted among the training groups of RMNS and SSNS (SW). The respondents showed an average level of knowledge about the theoretical and practical foundations of professional communication. They were able to give detailed answers to open-ended (structured) questions. The essence of students' communication, the problem and ways to improve it, factors of successful implementation of professional communication are defined. The authors come to the idea that new pedagogical technologies should be used to form the students' abilities.
Key words: speech features, business language, normativity, cultural and aesthetic potential, job responsibilities, communication; professional competence.
П.Г. Куркин, майор полиции, преп., Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Волгодонск, E-mail: polykovatat@yandex.ru
С.Л. Россошик, ст. преп., Волголонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Волгодонск, E-mail: polykovatat@yandex.ru