О.А. Кононова
-ИГ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Преамбула, В данной статье рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов в военном вузе. Обосновывается модель этого сопровождения и педагогические условия ее эффективности.
Нынешний этап реформы Вооруженных Сил России предъявляет повышенные требования к их качественному состоянию. Успех реформы непосредственно зависит от инициативы и ответственности всех категорий военнослужащих. Сегодня перед всеми нами, от солдата до генерала, встают новые сложные задачи. Их невозможно решить без создания в войсках» в каждой части, подразделении здоровой морально-психологической обстановки, заинтересованного отношения военнослужащих к проводимым преобразованиям.
У армии в новых условиях появились не свойственные ей ранее функции, такие как: разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон; обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта; блокирование района конфликта с целью выполнения санкций, принятых международным сообществом.
Все эти факты говорят о том, что в военных вузах необходимо вести работу не только по формированию и развитию у курсантов верности Отечеству и воинскому долгу, внутренней готовности к самопожертвованию во имя высших нравственных целей, государственных национальных интересов, но и по воспитанию чувства ответственности за сохранение мира между народами, урегулированию межнациональных отношений.
Принимая во внимание то, что национальные отношения проявляются через соответствующие интересы и потребности, гармонизацию межэтнических отношений можно представить как максимальное согласование этих интересов и потребностей, их гармоничное сочетание, при котором
каждый из данных интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим [4, с. 8].
Поскольку межнациональное общение выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, то одним из средств их гармонизации является социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе.
В последнее время словосочетания «педагогическое сопровождение», «психологическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» встречаются все чаще в психо-лого-педагогической научной среде, однако на настоящий момент нет единого понимания данных понятий.
В отечественной педагогической науке идея сопровождения представлена в концепциях педагогической поддержки (Е.А. Александрова, Т.А-. Анохина, О. С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.), индивидуальной педагогической помощи (А.В. Мудрик), педагогического сопровождения (М.И. Рожков, А.Л. У-манский и др.).
До последнего времени развитие концепции сопровождения в большей степени было связано с теорией и практикой общего и среднего профессионального образования (Э.М. Александровская, Н.А. Ардашева, Л.Л. Баландина, М.Р. Би-тянова, Е.А. Козырева, А.Л. Уманский и др.). Для высшей школы идея сопровождения является до сих пор инновационной, хотя положение постепенно меняется, это подтверждают последние научные исследования в данном направлении (Н.Г. Андрющенко, Э.П. Бакшеева, В.В. Кулишов, Т.Н. Мартынова, С.Г. Рудкова, О.П, Степанова и
др)-
©О.А. Кононова, 2008
239
На основании анализа литературы по педагогике, психологии, социальному воспитанию можно говорить о том, что проблема социальнопедагогического сопровождения воспитателйю-го процесса всегда в той или иной мере привлекала внимание теоретиков и практиков [6; 7; 8], в результате чего сложилось несколько подходов к определению сущности данного явления: система мер, совокупность мероприятий, ресурсов, условий, видов деятельности (М.И. Рожков, А.И. Тим о ни и, А. Л. Уманский и др.).
Для того чтобы социально-педагогическое сопровождение было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержки» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие «самости» человека. Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с человеком (ребенком) определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни [1].
Анализ содержания вышеприведенных концепций, наличие в них общей основы (совместное определение препятствий и создание условий для их преодоления в процессе жизнедеятельности) позволили нам рассматривать социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе как взаимодействие, направленное на формирование и закрепление определенных качеств курсантов, через реализацию педагогических условий и преодоление препятствий.
Социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе представляет собой долгосрочное, педагогически управляемое движение, в котором происходит постепенное обогащение социального опыта курсанта, повышение его социальной и профессиональной компетентности в сфере межнациональных отношений.
Благодаря данным обстоятельствам социаль-но-педагогическое сопровождение делает возможным более интенсивно воздействовать на личность курсанта, формируя и развивая необходимые качества и умения межнационального взаимодействия. Также оно имеет особенности, которые необходимо учитывать, а именно: закрытую социальную среду военного вуза; единство обучения и воспитания, интеграцию аудиторной и внеаудиторной деятельности; учет индивидуально-личностных качеств курсантов; потенциал преподаваемых в военном вузе социально-гуманитарных дисциплин.
В ходе исследования мы установили, что много национальность курсантов влечет за собой проблемы, сказывающиеся на общении, это:
- недопонимание другой, отличной от своей культуры;
- плохое знание языка межнационального общения (на территории Российской Федерации
- русского);
- объединение по национальному признаку
- «землячества»;
- наличие национальных стереотипов.
Для решения вышеназванных проблем, для развития успешного межнационального общения курсантов нами была разработана модель социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов в военном вузе.
Понимая модель как меру, образец, схему, изображение или описание конкретного явления (процесса), аналог определенного фрагмента социальной реальности, логическую конструкцию, схематично отображающую элементы и связи, а моделирование как метод исследования объекта изучения, реально существующего процесса формирования у курсантов опыта межнационального общения [2; 3; 5], в структуру такой модели мы включили концептуально-целевой, содержательно-процессуальный и аналитико-результатив-ный блоки.
1. Концептуально-целевой блок содержит центральную идею, то есть формирование и коррекцию социального опыта курсанта в области межнационального общения.
Реализация данной цели строится на сочетании:
а) ряда принципов:
- принципа системности, который предполагает взаимосвязь всех элементов социально-педагогического сопровождения межнационально-
го общения курсантов);
- принципа комплексности, который предполагает совокупность действий, мотивов, интерн сов, установок, объединенных эффектом, системой увязанных между собой по содержанию и ресурсам технологий действий, направленных на достижение поставленной цели, решение проблемы;
- принципа кулыуросообразности, который предполагает, что личность курсанта находится в определенном культурном пространстве, где помимо людей различных национальностей имеются свои традиции и особенности;
- принципа преемственности, который предполагает постепенное прохождение и закрепление полученных на предыдущем этапе знаний и умений на последующем этапе;
- принципа гуманизма, который предполагает признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье и проявление своих способностей, соблюдение принципов равенства, справедливости и человечности, принятие всего вышеприведенного как норму отношений между людьми;
- принципа активности и самостоятельности, который предполагает значительную сознательную активность курсантов во время проведения занятий, убежденность в ценности получаемых знаний и умений, а также умение ориентироваться в потоке информации, проявлять самостоятельное мышление;
- принципа доступности, который обеспечивает саму суть занятий, где содержание получаемой информации соответствует уровню подготовки курсантов;
- принципа практической направленности, который предполагает закрепление знании, умений и навыков в процессе социально значимой деятельности;
б) ряда функций: социально-познавательной, социально-ориентирующей, социально-коррек-тирующей.
2. Содержательно-процессуальный блок включает в себя: приобретение курсантами системы знаний о межнациональном общении, о нормах и правилах поведения человека в многонациональном социуме в процессе изучения социально-гуманитар! 1ЫХ дисциплин, в процессе внеучеб-ной работы, в процессе воспитательных мероприятий, в процессе работы с психологом и группой профессионального психологического отбо-
ра, а также оказание консультативной помощи курсантам в период проведения мероприятий, направленных на успешное развитие межнационального общения.
Процесс социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов в военном вузе включает в себя следующие этапы: подготовительный (на мотором создаются необходимые педагогические условия), коррекционный (на котором осуществляется взаимодействие курсантов со специалистами, уточняются и обобщаются данные диагностики, вырабатываются рекомендации по коррекционному воздействию), основной (на котором идет работа по реализации основных программ, поставленных задач, а также своевременная и возможная корректировка сопровождения) и заключительный (на котором идет отслеживание эффективности социально-педагогического сопровождения и который характеризуется изменениями в уровне социализации курсантов в области межнациональных отношений).
Соответственно, модель предусматривает вооружение курсантов системой знаний о людях различных национальностей, об уважении их обычаев и традиций, о правилах поведения в многонациональном социуме, о способах регулирования отношений с людьми различных национальностей (когнитивный компонент), развитие взглядов, представлений, установок, направленных на взаимное сотрудничество, дружбу, согласие, взаимопомощь (мотивационный компонент)', нравственные устремления в реализации положительного межнационального общения, побуждение сознательно регулировать его успешность (волевой компонент), способность и готовность человека осуществлять общение с людьми различных национальностей осознанно, руководствуясь гуманистическим отношением к человеку любой национальности (деятельностный компонент).
3. Аналитико-результативный блок предполагает выбор приемов социально-педагогического сопровождения, адекватных содержанию мероприятий по развитию межнационального общения, а также объективным и субъективным особенностям их проведения; оказание при необходимости консультативной помощи курсантам по содержанию мероприятий, при возникновении проблемных ситуаций (стимулирование совершения обдуманного самостоятельного выбора); акцентирование внимания на проблемы меж наци -
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2008
241
ональных взаимоотношений в подразделении.
Реализация основных положений этой модели, результаты промежуточных срезов позволили нам выделить следующие педагогически^уо ловия, при которых социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов будет успешным. Данными условиями являются:
1) отслеживание динамики развития межнационального общения курсантов в процессе службы и обучения в военном вузе;
2) организация знакомства курсантов с разными национально-культурными ценностями через систему воспитательной работы, построенной на интеграции обучения и воспитания, аудиторной и внеаудиторной деятельности;
3) формирование умения жить в общностях, где влияние культур накладывается друг на друга, организация диалога и взаимодействия людей различных национальностей;
4) обеспечение во время военно-служебной деятельности в вузе помощи в многообразных социальных ситуациях межнационального общения, в которых курсанты осваивают технику различных форм взаимодействия.
В ходе опытно-экспериментальной работы были получены данные, которые свидетельствуют о том, что реализация всех вышеперечисленных условий способствовала успешному развитию межнационального общения курсантов, ориентировала их на признание прав людей других национальностей на жизнь и достоинство, настраивала на доброжелательное отношение к присутствию в своей социальной среде представителей
других культур, научила понимать уникальность, и развила умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей, помогла развить способность видеть общие, взаимовыгодные для всех цели и интересы, и совместно добиваться их достижения.
Библиографический список
1 Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять кон-цепцийиэссе:М., 1995.-С. 46-58.
2 Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М., 1989. — 479 с.
3 Ожегов С. И., Шведова О.И. Толковый словарь русского языка.-М., 1997.-901 с.
4 Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. проф. Д.И.Латыши-ной,-М., 2004.-320 с.
5 Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н. -Коропулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. -Ростов-на-Дону, 2004.-360 с.
6 Рожков М. И. Юногогика. - Ярославль, 2007.-312 с.
7 Тимонин А Я. Социально-педагогическое обеспечение личностного развития детей и молодежи в процессе обучения и воспитания // Сборник научных статей. Часть 1. - Кострома, 2006.-С. 3^9.
8 Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. - Кострома, 2004. -120 с'