Научная статья на тему 'Социально-педагогическое проектирование в условиях реализации ФГОС ДОО'

Социально-педагогическое проектирование в условиях реализации ФГОС ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОО / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / СОТРУДНИЧЕСТВО ВЗРОСЛОГО И РЕБЁНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / PROJECT ACTIVITIES / FSES PRE-SCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL AND TRAINING OPPORTUNITIES PGE CHILD DEVELOPMENT / ADULT AND CHILD COOPERATION / EDUCATIONAL OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурик Мария Ивановна

В статье даётся теоретическое обоснование проектной деятельности, нацеленной на развитие преобразования и совершенствование современных образовательных систем, дается характеристика социально педагогического проектирования, описывается опыт применения проектного метода в условиях ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазурик Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое проектирование в условиях реализации ФГОС ДОО»

Social-pedagogical activity in conditions of the implementation of the FSES PGE Mazurik M. Социально-педагогическое проектирование в условиях реализации ФГОС ДОО Мазурик М. И.

Мазурик Мария Ивановна /Mazurik Maria - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Криушинский детский сад «Светлячок», с. Теньгушево, Теньгушевский район, Республика Мордовия

Аннотация: в статье даётся теоретическое обоснование проектной деятельности, нацеленной на развитие преобразования и совершенствование современных образовательных систем, дается характеристика социально - педагогического проектирования, описывается опыт применения проектного метода в условиях ДОО. Abstract: the article provides a theoretical justification for the project activities aimed at promoting the transformation and improvement of modern educational systems describes the socio - pedagogical design, describes the experience of a project method in a PGE.

Ключевые слова: проектная деятельность, ФГОС дошкольного образования, образовательные и воспитательные возможности ДОО, развитие детей, сотрудничество взрослого и ребёнка, образовательный результат. Keywords: project activities, FSES pre-school education, educational and training opportunities PGE child development, adult and child cooperation, educational outcomes.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Существуют различные подходы к определению педагогического проектирования, которое рассматривается как: практико - ориентированная деятельность по разработке новых, несуществующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности; как новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицына); прикладное научное направление педагогики в организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек); процесс создания и реализации педагогического проекта; специфический способ развития личности; технология обучения [4].

Социально - педагогическое проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Таким образом, педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с уче ом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации

приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

ФГОС необходимо считать общественным договором личности, общества и государства, регулирующим баланс взаимообязательств и требований. Одна из главных особенностей принятых стандартов - окончательное законодательное закрепление в образовании развивающей деятельностной парадигмы, обеспечивающей существование и развитие системы образования в условиях совершенствования образовательной среды [5].

Быстро меняющийся мир диктует новые цели и приоритеты образования. Поэтому задача ФГОС - обеспечить каждого обучающегося (включая детей одарённых и с ОВЗ) качественным современным образованием, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные модели, придать позитивный импульс модернизации образования.

Согласно ФГОС ДО содержание, соответственно и планирование образовательной деятельности в ДОУ должно выстраиваться с учётом интегративного принципа (принципа интеграции образовательных областей) в соответствии с особенностями и возрастными возможностями дошкольников, что позволяет значительно повысить эффективность образования.

Инновационная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». По нашему м ению, оптимальным мето ом, отвечающим в полной мере фе ераль ому государственному образовательному стандарту, является проектный метод.

Проектная деятельность представляет со ой особый вид интел ектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретическо о знания, той или иной дея ельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проб емы (техно огию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2, с. 141].

В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия: педагогическая технология, образовательная технология, теиюлогия обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая техно огия, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная теиюлогия связана с организацией модернизации образовательных систем и образова ельных учреж ений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и воспитанников соответственно в воспитательном процессе.

Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей не о орого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные техно огии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.

Проектную деятельность, как средство интегрированного ме ода обучения детей дошкольного возраста рассматривают в своих трудах Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Так же, проектная деятельность в работах некоторых педагогов рассматривается как способ организации образова ель о о про есса, в основе которого лежит постоянное взаимодейств е педагога и ре енка, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [1].

Использование проектного метода позволяет значительно повысить самостоятельную творческую активность детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Вместе с

тем использование проектного метода предполагает активное участие родителей, что делает образовательную систему ДОУ открытой.

Процесс применения проектного метода в детском саду имеет свою специфику: взрослому необходимо помогать ребенку, обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать интерес детей к этой проблеме, привлечь к совместной реализации проекта. Воспитатель выступает только как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

Работа над проектом, независимо от его со ержания и длитель ости разделяется на этапы или фазы. Разные авторы выделяют разное количество этапов проектирования. Мы используем в своей работе классификацию, представленную в своем пособии В.С. Безруковой. [3, с. 115]

Для работы по проекту необходимо на начальном этапе определить его тему, для этого существует несколько основополагающих пунктов. Выбор темы мо ет осуществляться по интересам детей, не учитывая лексических тем или желания педагога. Согласованный выбор - выбор темы проекта путем математическо о подсчета го осов.

Педагог формулирует проблемы в соответствии с темой и мотивир ет воспитанников на предстоящую деятельность. Независимо от того, кем была определена тема проекта (педагогом или детьми), используется мо ель трех вопросов: что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нам нужно для того, чтобы узнать? При этом все вопросы и ответы детей фиксируются. Действенным оказался способ фиксации вопросов, ответов, предложений педагога и де ей разными цветами. Далее начинается непосредственная подготовка к реализации проекта, для это о нами определяются так называемые «рабочие центры». Это те центры в группе, в которых может вестись какая-либо деятельность по теме проекта.

С большой ответственностью дети относятся к е едневному итого ому сбору, на который приносят все, что сделано за весь день, так же проводится опре е енная рефлексия и определяются перспективы (либо проект заканчивается, т.к. по этой те е все что хотели, узнали, либо продолжается, но тогда отмечается о, что еще необходимо узнать по выбранной теме).

В своей рабо е мы использ ем различные виды проектов - иссле овательские (направлены на про едение опытов, каких-либо иссле ований. Предполагают оформ ение результатов в виде продуктов деятельности: книжек-самоделок, различных альбомов, подготовленных выставок и т.д.) Игровые проекты - проекты с э ементами различных творческих игр, когда дети используют образы персонажей сказок, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Широкое применение получили творческие проекты, результаты которых представляются как итоговое праздничное мероприятие. Независимо от вида проекта к его реализации активно привлекаются родители.

Вся эта деятельность способствует развитию у де ей самостоя ельности, они учатся работать в группах, подгруппах, парах. Приобретенные во время работы над проектом знания легко и надолго усваиваются, тем самым повышается качество образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученную информацию. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов

действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Литература

1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. Инновационные процессы в ДОУ. Сборник материалов / Сост.: С.М. Босова. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

3. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

4. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.