Научная статья на тему 'Социально-педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры'

Социально-педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1594
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салманова Д. А.

В статье на основе анализа проведенных исследований в области подготовки педагога к профессиональной деятельности выявлены средства формирования его педагогической культуры, в частности механизм использования социально-педагогического тренинга, обеспечивающего успешность и эффективность овладения соответствующими умениями. Обоснованы сущность, функции и компонентный состав, социально-педагогического тренинга, ориентированного на продуктивные социальные межличностные отношения, развитие способностей личности студента через понимание себя в роли педагога процесса обучения и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салманова Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social pedagogical training as a means of formation of pedagogical culture

The article on the basis of the analysis of the investigations held in the sphere of preparing a teacher for professional activity reveals the means of its pedagogical culture, particularly the mechanism of social and pedagogical training, which secures success and efficiency of mastering the appropriate skills. The essence, functions and component composition of social training is substantial led being oriented to productive social interpersonal relations as well as to developing the abilities of the students personality through his relegation of being in the role of the educational process.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры»

ти труда, творчества, профессионального общения, эмпатии и общечеловеческие нравственные ценности (ценности долга, ответственности, гуманизма, семьи, коллективизма, достоинства и другие).

Формирование ориентации на социокультурные ценности приобретает огромное значение в процессе профессионального становления будущих специалистов. Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологичес-

ких свойств через решение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью.

ИСМАИЛОВА Елена Викторовна, заведующая аспирантурой Челябинской государственной академии культуры и искусств, соискатель кафедры педагогики и психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.

© Исмаилова Е.В.

УДК 378 (471.67) Д. А. САЛМАНОВА

Дагестанский государственный педагогический университет

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье на основе анализа проведенных исследований в области подготовки педагога к профессиональной деятельности выявлены средства формирования его педагогической культуры, в частности механизм использования социально-педагогического тренинга, обеспечивающего успешность и эффективность овладения соответствующими умениями. Обоснованы сущность, функции и компонентный состав, социально-педагогического тренинга, ориентированного на продуктивные социальные межличностные отношения, развитие способностей личности студента через понимание себя в роли педагога процесса

обучения и т. д.

В современной педагогической науке в качестве средств с одной стороны рассматривают различные виды деятельности..., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для организации педагогического процесса..., при этом нередко методические приемы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания (3).

По нашему мнению, одним из эффективных средств профессиональной подготовки выступает социально-педагогический тренинг, ориентированный на формирование умений и навыков построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализ педагогических ситуаций со своей точки зрения и с позиции обучаемых, развитие способностей познания и понимания себя и других в процессе обучения, рефлексии и т. д.

При рассмотрении проблем формирования педагогической культуры необходимо учитывать ее непрерывный характер, ориентированный на обеспечение профессиональной компетентности, креативного мышления, аналитических, проективных и других умений, овладение техниками речи перевоплощения, влияния и т. д.

Анализ практики подготовки педагогов показывает, что возможностями по формированию перечисленных компонентов обладают все дисциплины психолого-педагогического цикла, поскольку затра-

гивают различные аспекты педагогической деятельности в рамках своих предметных областей, а также специальные дисциплины.

При этом уровень ориентированности недостаточный, поскольку организация практической составляющей подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности носит теоретический характер, не обеспечивается развитие профессиональных умений, мотивация к их формированию характеризуется лишь новообразованием собственной познавательной деятельности студента, зачастую имеющей внеучебную природу.

Следовательно, формирование педагогической культуры будет успешным и эффективным только при научно обоснованном, комплексном, спланированном использовании средств воздействии на все компоненты подготовки, способствующие социализации личности будущего педагога.

Кроме того, тренинговые занятия, и в частности социально-педагогический тренинг, обеспечивает эффективность формирования не только необходимых умений и навыков, но и подготовки будущих педагогов к творческой педагогической деятельности. Следует отметить, что тренинговые занятия не могут заменить другие или остаться единственным средством формирования педагогической культуры личности будущего педагога, а должны сочетаться с такими формами, как изучение соответствующей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

литературы, анализ деятельности педагогов-новато-ров, изучение и обобщение материалов, отражающих опыт ведущих учителей, педагогической практики и т. д. Социально-педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры представляет собой набор процедур, выполнение которых ориентированно на реализацию логической цепочки: социально-педагогический тренинг — педагогическая культура - педагогические техники -педагогическое мастерство - профессионализм. При этом только постоянная «установки на успех», работе в группе, самоанализ, пропускание через себя, обязательное участие даст возможность заложить фундамент готовности к уровню мастера профессионально-педагогической деятельности.

Прежде чем проанализировать механизм формирования педагогической культуры с использованием тренинга дадим характеристику социально-педагогическому тренингу, рассматриваемому нами как система взаимосвязанных способов взаимодействия преподавателя и студента в целях формирования определенных практических умений и навыков. При этом в качестве функций тренинга нами рассматриваются:

— моделирование педагогической ситуации (создание эталона определенной профессиональной задачи);

— ориентированность на формирование умений и навыков определенных видов деятельности;

— оптимизация механизма формирования профессиональных качеств учителей;

— диагностика и коррекция (при необходимости) профессиональных умений и навыков;

— развитие способности адекватного и полного познания себя и других;

— профессиональное самообразование и самовоспитание;

— на основе личностного подхода создание ситуаций успеха для каждого участника.

Характеристика функций показывает диапазон и возможности применения социально-педагогического тренинга в формировании педагогической культуры, включающего в себя широкий спектр методических форм: тренинг сензитивности, видеотренинг, ролевое обучение, театрализация, групповой анализ оценок и самооценок, вербалика и невербалика.

Содержательной основой социально-педагогического тренинга по нашему убеждению выступает игра, дискуссия, упражнение, выстроенные в логической последовательности, обеспечивающие обратную связь, что дает нам возможность выявить наиболее эффективные стороны тренинга. Кроме того, обратная связь позволяет установить компетентность действия участников социально-педагогического тренинга, на основе изменений, произошедших в процессе общения участников.

Использование социально-педагогического тренинга как средства обеспечения готовности к профессиональной деятельности предполагает:

— систематическое изучение участников в процессе их взаимодействия;

— проектирование механизма развития личностных качеств, умений каждого участника, значимых в общении с учетом особенностей, способностей и недостатков на основе информации, полученной через обратную связь и самооценки;

— выбор наиболее эффективных методов тренинга, направленных на выполнение заданного «проекта»;

— установление ценностей взаимодействия каждого участника, учитывающих их профессиональную деятельность;

— создание продуманной и целесообразной системы тренинговых занятий.

Следовательно, для оценки функциональных свойств участника социально-педагогического тренинга необходимо иметь критерии, характеризующие уровень активности участников, ориентированность на самопознание и самоутверждение к которым нами отнесены: взаимопонимание между участниками тренинга; желание работать в группе и вне ее; уровень сформированности качеств характеристик личности.

Опыт организации социально-педагогического тренинга в формировании педагогической культуры педагога показывает, что активность участников имеет уровни:

— теоретического выбора и усвоения упражнений, социально-педагогического тренинга, поиска противоречия в конкретной ситуации, с переходом к определению и к нахождению стратегий и техник разрешения;

— моделирования стратегии воздействия в конкретной ситуации путем выявления возможных изменений в поведении;

— готовности к более точному выражению отношений, чувств к себе и окружающим, анализировать эмоции, участвовать в воспроизведении различных ситуаций, импровизировать в поиске решений.

Приведенные уровни не предполагают строгой расчлененности на более или менее законченные части, поскольку обратная связь может изменяться в зависимости от сложности упражнений, настроя ведущего (в нашем случае преподавателя), эмоционально-психологического состояния группы, используемых тренинговых упражнений, длительности занятия.

Диагностическая фаза тренинга на основе которой ставится цель, формулируются задачи, строится индивидуальная работа в контексте социальнопедагогического тренинга, имеет направленность на то, чтобы каждый участник тренинга самостоятельно решал диагностические задачи с помощью других. Иначе говоря, каждому участнику тренинга предоставляется возможность самостоятельно диагностировать собственные возможности и трудности в конкретных профессионально-педагогических ситуациях. Подобная самодиагностика, на наш взгляд, выступает необходимой предпосылкой всякой деятельности, направленной на возможное изменение, коррекцию.

Как показывает опыт реализации социально-педагогического тренинга обычно недостаточно просто указать субъекту деятельности область реального несоответствия, его неадекватность, а необходимо подвести его к тому, чтобы он констатировал это сам для себя. Этому способствуют: отношения в группах, самоанализ, когда участники, наблюдая за своим собственным взаимодействием и излагая друг другу свои представления о функционировании группы, анализируют то, что происходит «здесь и теперь». По существу, специфика состоит в отходе от уровня диффузного восприятия самого себя, своей позиции в группе, с отходом от мифов «здравого смысла относительно групп».

Следовательно, одним из результатов социальнопедагогического тренинга выступает более полное и дифференцированное знание участника о себе, в частности, каким его видят другие, как они «прочитывают», интерпретируют его поведение, какие приписывают мотивы, намерения, чувства и т. д., характеризующие уровень межличностного восприятия.

Если в традиционном взаимодействии на основе информации о внешних проявлениях личности партнеры-участники строят различные выводы о внутренних соотношениях этого поведения, то тренинг в определенной мере раскрывает содержание и механизм этого процесса, тем самым обеспечивая коррекцию в тех случаях, где это необходимо.

Кроме того, полученные сведения помогают личности осознать меру соответствия приписываемых ему качеств, причину поведения, соответствие собственных оценок своим психологическим характеристикам, а также представления о том, каков он в глазах других. Следует отметить, что такая задача ставится эксплицитно (прямо) или имплицитно (косвенно) в рамках всего социально-педагогического тренинга.

Участие в тренинге представляет возможность осознать себя и верифицировать (доказать) свой потенциал и возможности, результатом которого может оказаться либо подтвержденное, расширенное знание, либо открытие новой психологической реальности, которая может стать объектом активного исследования в группе. Это связано с тем, что в тренинговом обучении проблема усвоения, по существу преобразуется в ситуацию получения участником сведений о том, как он воспринят в различных аспектах группового взаимодействия, а также принятия этих сведений. При этом механизмы психологической защиты активно участвуют в построении образов себя и другого, проявляются в тенденции охранять свое привычное мнение о себе, отторгая либо искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную, разрушающую первоначальное представление. В группе социально-педагогического тренинга организация ориентирована прежде всего на создание доверительного взаимодействия общения, поскольку отношения уважения, взаимной поддержки, доверия рождают откровенность, минимизируют закрытость партнеров в общении.

Социально-педагогический тренинг обеспечивает взаимодействие преподавателя и студента на основе оптимальных психолого-педагогических условий субъективизации и социализации личности. При этом социально-педагогический тренинг позволяет преподавателю в работе со студентами добиться следующего:

— более высокий уровень самоанализа;

— построения «стартовой площадки» на основе мотивации и диагностики уровня развития личности;

— переход на более высокий уровень сформиро-ванности умений и навыков;

— интенсивную мобилизацию возможностей в поэтапном переходе к собственной «идеальной» модели личности;

— реализацию личностного подхода с созданием ситуации успеха для каждого участника тренинга;

Практика внедрения социально-педагогического тренинга указывает на трудности, при этом следует выделить пассивность отдельных участников; переключение обсуждения на личность; отказ от выступления; стремление некоторых участников к лидерству; проявление элементов враждебности и т. д.

На наш взгляд, новизна предмета, необычность тренинговых упражнений, бесконфликтность взаимодействия формирования готовности к публичному выступлению и критике, снятие застенчивости, сдержанности, физической неуклюжести, положительная мотивация и др., являются основанием для внедрения в учебный процесс социально-педагогического тренинга, поскольку это обуславливает повышение эффективности формирования педагогической культуры будущего педагога.

Социально-педагогический тренинг рассматривается нами как условие формирования педагогической культуры будущего педагога, позволяющее выявить потенциал каждого студента, оперативно определить и «мягко» скорректировать с учетом индивидуальных особенностей сформированности профессиональных качеств, выстроить каждому студенту собственную модель личности педагога и образовательную траекторию его достижения.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. — 1999. № 3, - с. 37.

2. Ерментаева А.Р. Профессионально-педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальных школ к педагогическому общению. М.,

1995. - 164 с.

3. Селиванов, В.С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. — 2000. № 9, - с. 34—36.

4. Сластенин В.А., Грачев В.В. Индивидуально-творческий подход к подготовке преподавателей педагогики и психологии. 1/ Формирование личности учителя советской школы. М.: Прометей, 1991. - 160 с.

5. Сластенин В.А., Мажар И.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М. 1991. - 144 с.

6. Телеева Е.Н. Комплекс тренинговых занятий как средство воспитания педагогической наблюдательности у будущих учителей, дисс. к.п.н. Екатеринбург.

1996. - 175 с.

САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна, аспирантка кафедры теории и методики профессиональнопедагогического образования.

Дата поступления статьи в редакцию: 10.10.2007 г.

© Салманова Д.А.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.