ти труда, творчества, профессионального общения, эмпатии и общечеловеческие нравственные ценности (ценности долга, ответственности, гуманизма, семьи, коллективизма, достоинства и другие).
Формирование ориентации на социокультурные ценности приобретает огромное значение в процессе профессионального становления будущих специалистов. Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологичес-
ких свойств через решение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью.
ИСМАИЛОВА Елена Викторовна, заведующая аспирантурой Челябинской государственной академии культуры и искусств, соискатель кафедры педагогики и психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 02.07.2007 г.
© Исмаилова Е.В.
УДК 378 (471.67) Д. А. САЛМАНОВА
Дагестанский государственный педагогический университет
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье на основе анализа проведенных исследований в области подготовки педагога к профессиональной деятельности выявлены средства формирования его педагогической культуры, в частности механизм использования социально-педагогического тренинга, обеспечивающего успешность и эффективность овладения соответствующими умениями. Обоснованы сущность, функции и компонентный состав, социально-педагогического тренинга, ориентированного на продуктивные социальные межличностные отношения, развитие способностей личности студента через понимание себя в роли педагога процесса
обучения и т. д.
В современной педагогической науке в качестве средств с одной стороны рассматривают различные виды деятельности..., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для организации педагогического процесса..., при этом нередко методические приемы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания (3).
По нашему мнению, одним из эффективных средств профессиональной подготовки выступает социально-педагогический тренинг, ориентированный на формирование умений и навыков построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализ педагогических ситуаций со своей точки зрения и с позиции обучаемых, развитие способностей познания и понимания себя и других в процессе обучения, рефлексии и т. д.
При рассмотрении проблем формирования педагогической культуры необходимо учитывать ее непрерывный характер, ориентированный на обеспечение профессиональной компетентности, креативного мышления, аналитических, проективных и других умений, овладение техниками речи перевоплощения, влияния и т. д.
Анализ практики подготовки педагогов показывает, что возможностями по формированию перечисленных компонентов обладают все дисциплины психолого-педагогического цикла, поскольку затра-
гивают различные аспекты педагогической деятельности в рамках своих предметных областей, а также специальные дисциплины.
При этом уровень ориентированности недостаточный, поскольку организация практической составляющей подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности носит теоретический характер, не обеспечивается развитие профессиональных умений, мотивация к их формированию характеризуется лишь новообразованием собственной познавательной деятельности студента, зачастую имеющей внеучебную природу.
Следовательно, формирование педагогической культуры будет успешным и эффективным только при научно обоснованном, комплексном, спланированном использовании средств воздействии на все компоненты подготовки, способствующие социализации личности будущего педагога.
Кроме того, тренинговые занятия, и в частности социально-педагогический тренинг, обеспечивает эффективность формирования не только необходимых умений и навыков, но и подготовки будущих педагогов к творческой педагогической деятельности. Следует отметить, что тренинговые занятия не могут заменить другие или остаться единственным средством формирования педагогической культуры личности будущего педагога, а должны сочетаться с такими формами, как изучение соответствующей
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007
литературы, анализ деятельности педагогов-новато-ров, изучение и обобщение материалов, отражающих опыт ведущих учителей, педагогической практики и т. д. Социально-педагогический тренинг как средство формирования педагогической культуры представляет собой набор процедур, выполнение которых ориентированно на реализацию логической цепочки: социально-педагогический тренинг — педагогическая культура - педагогические техники -педагогическое мастерство - профессионализм. При этом только постоянная «установки на успех», работе в группе, самоанализ, пропускание через себя, обязательное участие даст возможность заложить фундамент готовности к уровню мастера профессионально-педагогической деятельности.
Прежде чем проанализировать механизм формирования педагогической культуры с использованием тренинга дадим характеристику социально-педагогическому тренингу, рассматриваемому нами как система взаимосвязанных способов взаимодействия преподавателя и студента в целях формирования определенных практических умений и навыков. При этом в качестве функций тренинга нами рассматриваются:
— моделирование педагогической ситуации (создание эталона определенной профессиональной задачи);
— ориентированность на формирование умений и навыков определенных видов деятельности;
— оптимизация механизма формирования профессиональных качеств учителей;
— диагностика и коррекция (при необходимости) профессиональных умений и навыков;
— развитие способности адекватного и полного познания себя и других;
— профессиональное самообразование и самовоспитание;
— на основе личностного подхода создание ситуаций успеха для каждого участника.
Характеристика функций показывает диапазон и возможности применения социально-педагогического тренинга в формировании педагогической культуры, включающего в себя широкий спектр методических форм: тренинг сензитивности, видеотренинг, ролевое обучение, театрализация, групповой анализ оценок и самооценок, вербалика и невербалика.
Содержательной основой социально-педагогического тренинга по нашему убеждению выступает игра, дискуссия, упражнение, выстроенные в логической последовательности, обеспечивающие обратную связь, что дает нам возможность выявить наиболее эффективные стороны тренинга. Кроме того, обратная связь позволяет установить компетентность действия участников социально-педагогического тренинга, на основе изменений, произошедших в процессе общения участников.
Использование социально-педагогического тренинга как средства обеспечения готовности к профессиональной деятельности предполагает:
— систематическое изучение участников в процессе их взаимодействия;
— проектирование механизма развития личностных качеств, умений каждого участника, значимых в общении с учетом особенностей, способностей и недостатков на основе информации, полученной через обратную связь и самооценки;
— выбор наиболее эффективных методов тренинга, направленных на выполнение заданного «проекта»;
— установление ценностей взаимодействия каждого участника, учитывающих их профессиональную деятельность;
— создание продуманной и целесообразной системы тренинговых занятий.
Следовательно, для оценки функциональных свойств участника социально-педагогического тренинга необходимо иметь критерии, характеризующие уровень активности участников, ориентированность на самопознание и самоутверждение к которым нами отнесены: взаимопонимание между участниками тренинга; желание работать в группе и вне ее; уровень сформированности качеств характеристик личности.
Опыт организации социально-педагогического тренинга в формировании педагогической культуры педагога показывает, что активность участников имеет уровни:
— теоретического выбора и усвоения упражнений, социально-педагогического тренинга, поиска противоречия в конкретной ситуации, с переходом к определению и к нахождению стратегий и техник разрешения;
— моделирования стратегии воздействия в конкретной ситуации путем выявления возможных изменений в поведении;
— готовности к более точному выражению отношений, чувств к себе и окружающим, анализировать эмоции, участвовать в воспроизведении различных ситуаций, импровизировать в поиске решений.
Приведенные уровни не предполагают строгой расчлененности на более или менее законченные части, поскольку обратная связь может изменяться в зависимости от сложности упражнений, настроя ведущего (в нашем случае преподавателя), эмоционально-психологического состояния группы, используемых тренинговых упражнений, длительности занятия.
Диагностическая фаза тренинга на основе которой ставится цель, формулируются задачи, строится индивидуальная работа в контексте социальнопедагогического тренинга, имеет направленность на то, чтобы каждый участник тренинга самостоятельно решал диагностические задачи с помощью других. Иначе говоря, каждому участнику тренинга предоставляется возможность самостоятельно диагностировать собственные возможности и трудности в конкретных профессионально-педагогических ситуациях. Подобная самодиагностика, на наш взгляд, выступает необходимой предпосылкой всякой деятельности, направленной на возможное изменение, коррекцию.
Как показывает опыт реализации социально-педагогического тренинга обычно недостаточно просто указать субъекту деятельности область реального несоответствия, его неадекватность, а необходимо подвести его к тому, чтобы он констатировал это сам для себя. Этому способствуют: отношения в группах, самоанализ, когда участники, наблюдая за своим собственным взаимодействием и излагая друг другу свои представления о функционировании группы, анализируют то, что происходит «здесь и теперь». По существу, специфика состоит в отходе от уровня диффузного восприятия самого себя, своей позиции в группе, с отходом от мифов «здравого смысла относительно групп».
Следовательно, одним из результатов социальнопедагогического тренинга выступает более полное и дифференцированное знание участника о себе, в частности, каким его видят другие, как они «прочитывают», интерпретируют его поведение, какие приписывают мотивы, намерения, чувства и т. д., характеризующие уровень межличностного восприятия.
Если в традиционном взаимодействии на основе информации о внешних проявлениях личности партнеры-участники строят различные выводы о внутренних соотношениях этого поведения, то тренинг в определенной мере раскрывает содержание и механизм этого процесса, тем самым обеспечивая коррекцию в тех случаях, где это необходимо.
Кроме того, полученные сведения помогают личности осознать меру соответствия приписываемых ему качеств, причину поведения, соответствие собственных оценок своим психологическим характеристикам, а также представления о том, каков он в глазах других. Следует отметить, что такая задача ставится эксплицитно (прямо) или имплицитно (косвенно) в рамках всего социально-педагогического тренинга.
Участие в тренинге представляет возможность осознать себя и верифицировать (доказать) свой потенциал и возможности, результатом которого может оказаться либо подтвержденное, расширенное знание, либо открытие новой психологической реальности, которая может стать объектом активного исследования в группе. Это связано с тем, что в тренинговом обучении проблема усвоения, по существу преобразуется в ситуацию получения участником сведений о том, как он воспринят в различных аспектах группового взаимодействия, а также принятия этих сведений. При этом механизмы психологической защиты активно участвуют в построении образов себя и другого, проявляются в тенденции охранять свое привычное мнение о себе, отторгая либо искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную, разрушающую первоначальное представление. В группе социально-педагогического тренинга организация ориентирована прежде всего на создание доверительного взаимодействия общения, поскольку отношения уважения, взаимной поддержки, доверия рождают откровенность, минимизируют закрытость партнеров в общении.
Социально-педагогический тренинг обеспечивает взаимодействие преподавателя и студента на основе оптимальных психолого-педагогических условий субъективизации и социализации личности. При этом социально-педагогический тренинг позволяет преподавателю в работе со студентами добиться следующего:
— более высокий уровень самоанализа;
— построения «стартовой площадки» на основе мотивации и диагностики уровня развития личности;
— переход на более высокий уровень сформиро-ванности умений и навыков;
— интенсивную мобилизацию возможностей в поэтапном переходе к собственной «идеальной» модели личности;
— реализацию личностного подхода с созданием ситуации успеха для каждого участника тренинга;
Практика внедрения социально-педагогического тренинга указывает на трудности, при этом следует выделить пассивность отдельных участников; переключение обсуждения на личность; отказ от выступления; стремление некоторых участников к лидерству; проявление элементов враждебности и т. д.
На наш взгляд, новизна предмета, необычность тренинговых упражнений, бесконфликтность взаимодействия формирования готовности к публичному выступлению и критике, снятие застенчивости, сдержанности, физической неуклюжести, положительная мотивация и др., являются основанием для внедрения в учебный процесс социально-педагогического тренинга, поскольку это обуславливает повышение эффективности формирования педагогической культуры будущего педагога.
Социально-педагогический тренинг рассматривается нами как условие формирования педагогической культуры будущего педагога, позволяющее выявить потенциал каждого студента, оперативно определить и «мягко» скорректировать с учетом индивидуальных особенностей сформированности профессиональных качеств, выстроить каждому студенту собственную модель личности педагога и образовательную траекторию его достижения.
Библиографический список
1. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. — 1999. № 3, - с. 37.
2. Ерментаева А.Р. Профессионально-педагогический тренинг как средство подготовки учителей национальных школ к педагогическому общению. М.,
1995. - 164 с.
3. Селиванов, В.С. Средство воспитания как педагогическая категория // Педагогика. — 2000. № 9, - с. 34—36.
4. Сластенин В.А., Грачев В.В. Индивидуально-творческий подход к подготовке преподавателей педагогики и психологии. 1/ Формирование личности учителя советской школы. М.: Прометей, 1991. - 160 с.
5. Сластенин В.А., Мажар И.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М. 1991. - 144 с.
6. Телеева Е.Н. Комплекс тренинговых занятий как средство воспитания педагогической наблюдательности у будущих учителей, дисс. к.п.н. Екатеринбург.
1996. - 175 с.
САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна, аспирантка кафедры теории и методики профессиональнопедагогического образования.
Дата поступления статьи в редакцию: 10.10.2007 г.
© Салманова Д.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007