Титаренко Римма Викторовна
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Донской Государственный Технический Университет» (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)
УДК 304.3
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ
В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОТИЗМА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PHYSICAL-SPORT ENVIRONMENT IN THE PREVENTION OF DRUG ADDICTION AMONG TEENAGERS
В статье рассматривают вопросы первичной профилактики наркотизма средствами физической культуры и спорта на основе спортивного удовольствия. Роль физкультурно-спортивной среды, которая представляет собой особый интерес как среда, способствующая удовлетворению потребностей подростка в физической активности с учетом его интересов и возможностью выбора, позволяющая подростку «быть самим собой» и препятствующая приобщению подростков к наркотикам, формирующая физкультурно-спортивный стиль жизни.
Ключевые слова: наркотизм, подростки, профилактика, эндорфины, спортивное удовольствие.
The article considers the issues of primary prevention of drug addiction by means of physical culture and sports based on the sports fun. The role of physical-sport environment, which is of particular interest as an environment conducive to meeting the needs of adolescent physical activity tailored to his interests and choice, allowing Teens to "be themselves" and prevent exposing youngsters to the drugs, forming the sports lifestyle.
Key words: drug addiction, adolescents, prevention, endorphins, sports pleasure.
Почти 7,5 миллиона граждан РФ с разной степенью регулярности вводят себя в физическое состояние измененного сознания путем потребления психоактивных химических препаратов, а около 3 миллионов употребляют наркотики ежедневно [1, с.2-7]. Наркомания перестала быть проблемой только правоохранительных структур, медицины и психологии, она стала крупной социальной и педагогической проблемой.
Проблема борьбы с незаконным распространением и употреблением наркотиков, вредными привычками стоит особенно остро, поскольку наркотизм как негативное социальное явление распространяется в первую очередь в подростково-молодежной среде [2, с. 153]. Среди 14-20 миллионов человек, которые, по оценкам экспертов, знакомы с наркотиками, подростки и молодые люди составляют около 70 % [13, с. 3-4].
Наркоситуация в России на сегодняшний день имеет ряд особенностей, она характеризуется глобализацией наркоиндустрии, уходом преступности в киберпространство и применением сетевых наркотехнологий.
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением числа подростков, вовлеченных в прием наркотиков, и рядом спорных вопросов в науке, которые возникают при оценке антинакотической деятельности системы образования как социального института.
Государственные органы тратят значительные усилия на противодействие распространению наркотизма, на лечение наркоманов в Российской Федерации затраты составляют 7,5 миллиардов рублей в год. Следовательно, приоритетной должна быть первичная профилактика. Но, несмотря на наличие большого количества программ профилактики наркомании среди подростков, их эффективность остается на низком уровне. Одним из направлений первичной профилактики наркомании в подростково-молодежной среде является использование средств физической культуры и спорта. У подростков в этой сфере формируются лучшие качества личности и устойчивая потребность в здоровом образе жизни, но какие именно виды физкультурно-спортивной деятельности наиболее эффективны в предупреждении злоупотребления запрещенными веществами, этот вопрос остается на сегодняшний день актуальным.
Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно, вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
Средства физической культуры и спорта являются одним из направлений первичной профилактики наркомании в подростковой среде. Значительный социально-педагогический потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать в профилактике наркомании, как наиболее результативный и наименее затратный механизм эффективного оздоровления подрастающего поколения.
Большое значение имеет та среда, в которой находится подросток, среда, которая способствует его развитию и оказывает помощь в самоопределении.
В связи с этим физкультурно-спортивная среда представляет собой особый интерес как среда, способствующая удовлетворению потребностей подростка в физической активности с учетом его интересов и возможностью выбора, позволяющая подростку «быть самим собой» и препятствующая приобщению подростков к наркотикам, формирующая физкультурно-спортивный стиль жизни.
Стиль жизни - способ жизнедеятельности отдельного индивида. Он обозначает характерные специфичные способы самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющиеся в их повседневной жизни, в деятельности, поведении, отношениях [9, с. 96-99]. Формирование спортивной культуры личности становится центральной проблемой организации спортивной работы с детьми и подростками. Критериями сформированности данного вида культуры являются: образованность в спорте; психические и физические качества и спортивные способности; мотивационно-ценностное отношение к спортивной деятельности; способность показывать спортивный результат; спортивный стиль жизни [8, с. 2-5].
Физкультурно-спортивный стиль жизни личности складывается в рамках определенного образа жизни и зависит от субъективного жизненного выбора, представляя собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности средствами физической культуры и массового спорта. Становление физкультурно-спортивного стиля жизни целесообразно осуществлять в интегративно-динамической физкультурно-спортивной среде через педагогическое регулирование взаимосвязанных процессов: интериоризации физкультурно-спортивных ценностей; развития физических, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств; освоения физкультурно-спортивных знаний; овладения физкультурно-спортивными умениями и навыками; обогащения физкультурно-спортивного опыта личности.
Под спортивным стилем жизни О.С. Зданович понимает упорядоченную организацию деятельности человека, базирующуюся на здоровом образе жизни, направленную на укрепление здоровья, на физическое функциональное, психическое совершенствование индивида, профессиональное совершенствование, достижение общественно значимых и личных результатов в профессиональной деятельности и на развитие способностей к преодолению различных стрессовых ситуаций и трудностей [6, с. 62-64].
Индивидуальное приобщение спортивному стилю жизни должно происходить в результате успешного протекания следующих взаимосвязанных процессов: присвоения спортивных ценностей (хочу); развития физических, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств (могу); освоения спортивных знаний (знаю); овладения спортивными умениями и навыками (умею); обогащения субъектного спортивного опыта (имею); спортивного стиля жизни (буду) [10, с. 3638].
Манжелей И.В. под физкультурно-спортивным стилем жизни понимает здоровьесозидающий, динамичный, интерактивный, эмоционально и эстетически привлекательный способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности средствами физической культуры и массового спорта, успешное становление которого возможно в физкультурно-спортивной среде [11, с. 100-106].
Построение физического воспитания на основе актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды требует соблюдения ряда принципов, отражающих, во-первых, особенности организации воспитательно-образовательного процесса (принципы развивающего и воспитывающего обучения и связи его с жизнью; природо- и культуросообразности; вариативности; междисциплинарности;
смыслополагающей активности; систематичности; последовательности; специализации);
во-вторых, особенности организации взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса (принципы самоценности личности; толерантности; интерактивной конгруэнтности; открытости или «честной игры», корпоративности, продуктивности;
в-третьих, особенности организации пространственно-предметного компонента физкультурно-спортивной среды (принципы гетерогенности и сложности; связности и гибкости различных функциональных зон; символичности; аутентичности среды);
в-четвертых, особенности актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды (принципы открытости и когерентности; прогностичности и опережающего развития; координации и уравновешивания; гетерогенности и гибкости; компенсации и кумулятивности).
Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения - системное явление, структурно-содержательный аспект которого отражают ценностно-целевые ориентиры, условия, возможности, критерии эффективности, а структурно-функциональный - модальность: адаптирующая, формирующая, развивающая, творческая. Интегративным критерием актуализации педагогического потенциала локальной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения является соответствие созданных в ней условий и возможностей физкультурно-спортивным потребностям учащихся и эффективному решению оздоровительных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Физкультурно-спортивный стиль жизни личности складывается в рамках определенного образа жизни и зависит от субъективного жизненного выбора, представляя собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности средствами физической культуры и массового спорта.
Сущность физического воспитания на основе актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды заключается в смещении акцентов в деятельности преподавателя с активного воздействия на личность учащегося в область научно обоснованного построения среды, в которой создаются условия и предоставляются возможности, способствующие активации внутренних механизмов саморазвития и самовыражения личности подростка.
Подростковый период характеризуется значительными перестройками организма на ростовом, гормональном и нервно-регуляторном уровне, которые проявляются в изменениях внешнего облика и физиологических функций. Эти процессы приводят к формированию чувства тревоги, агрессивности, повышенной возбудимости, конфликтности. Также особенностями подросткового возраста являются зависимость от сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости и рефлексия.
Подростки стремятся к неизвестному и рискованному поведению. По мнению Башкиной Ю.Д., чувство риска - всегда интеграция двух переживаний: страха и удовольствия. У подростков чувство риска может проявляться в конструктивной или деструктивной деятельности. Конструктивная деятельность реализуется в занятиях спортом с повышенным риском, а деструктивная - в употреблении наркотиков. Чувство риска в конструктивной социально приемлемой деятельности реализуется в занятиях спортом с повышенным риском, что связано с активностью и дает возможность подросткам идти по пути самораскрытия, самопознания и самореализации, получать удовольствие от физкультурно-спортивной деятельности.
Деструктивная деятельность подростков, проявляющаяся в употреблении наркотиков, связана с переживаниями преодоления опасности, отрицанием жизненной активности, потребностью в избегании борьбы, с ощущением одиночества. Такие подростки ориентируются на переживание грани между жизнью и смертью [3, с. 17-18].
В то же время критический период развития подростков совпадает с сенсетивным периодом развития. Подростки в этот период достаточно чувствительны к внешнему воздействию со стороны педагогов, тренеров и значимых для них людей, что необходимо учитывать при планировании и реализации антинаркотической профилактической работы.
С.П. Евсеев отмечает важную направленность личностно-ориентированных технологий оздоровительной физической подготовки школьников, доставляющую удовольствие. Данная направленность заключается в осознании пользы физической активности за счет получения удовольствия от занятий и выбора вида физических упражнений, традиционная система физического воспитания использует обучение и игры без учета интересов учащихся и возможности выбора [2, с. 4-8].
Учеными было выявлено, что желание детей и подростков получить удовольствие является очень важной причиной для участия в спортивных или физкультурных мероприятиях в то время, как отсутствие удовольствия приводит к отказу от таких видов активности [15, с. 7-8].
В связи с этим вызывают интерес работы Т. Сканлан, которая предложила в 1992 г. понятие «спортивное удовольствие». Т. Сканлан определила его как «положительный эмоциональный ответ на спортивную активность, который отражается в генерализованных ощущениях
удовольствия, радости и эйфории». По ее мнению, «знание о том, что делает участие в спортивных мероприятиях радостным и приятным, является ключевым в понимании и формировании мотивации». Низкий уровень физической активности может быть объяснен «недостатком удовольствия» [16, с. 201,204, 215].
В целом, исследователи признают важнейшую роль удовольствия в физической культуре и спорте, однако, предлагают различные теоретические концепции - удовольствие как мотив, как коррелят, как ожидаемый результат, как ценность, как эмоциональное состояние.
Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент.
На рисунке 1 представлена схема продвижения спортивного стиля жизни.
Данная схема организации педагогической системы воздействий была разработана с целью внедрения идей здорового образа жизни и продвижения активного жизненного стиля в массовое сознание различных целевых групп, в том числе, и подростков.
Способы воздействия Объект воздействия
Рис.1 Схема продвижения спортивного стиля жизни
Данная комплексная схема воздействует на все этажи человеческой личности:
1. «Стремление соответствовать социальным нормам и стандартам» активизирует «Сверх-Я» (супер-эго), внушенное «родителями» сверхсознание;
2.«Знания о пользе и необходимости физических упражнений» являются весомым аргументом для взрослого, рационально мыслящего слоя личности, которое соответствует непосредственно «Я» (эго);
141
3. «Удовольствие от тренировок и соревнований» - это сфера проявления «ребенка» в личность, нацеленного на иррациональное, чувственное восприятие, т.е. «Оно».
Формирование потребности и интереса к спортивно-оздоровительной деятельности у «групп риска» сегодня осуществляется только с помощью учебно-методических занятий и литературы, путем получения знаний о пользе и необходимости физических упражнений.
Однако, на протяжении многих лет мероприятия, проводимые в отношении формирования потребности в здоровом образе жизни, используя только информационные технологии, оказались не эффективными.
Следовательно, для достижения положительных результатов необходимо воздействовать на все этажи человеческой личности. В частности, более активно необходимо воздействовать на сферу проявления «ребенка» в личности, нацеленного на иррациональное, чувственное восприятие, т.е. «Оно», получение удовольствия от тренировок и соревнований.
Мотив удовольствия от физической активности важен тем, что опирается на физиологические механизмы метаболизма опиоидных пептидов, что является и физиологическим механизмом развития наркомании [5, с. 20-23; 7, с. 62-64].
Спортивное удовольствие является одним из немногих психологических констрактов, которые могут быть обоснованы физиологически. Исследования зарубежных ученых показывают увеличение уровня бета-эндорфина во время и после окончания напряженной физической активности, которое может быть ассоциировано с влиянием на эмоциональный статус [17, с.136-162].
Повышенное содержание эндорфина улучшает настроение, самочувствие, способствует повышению активности и снижает тревожность. Возрастание концентрации данного нейропептида в крови после выполнения физических упражнений следует рассматривать как естественную стимуляцию эндогенной опиоидной системы. Что объясняет один из механизмов профилактического влияния физической культуры и спорта в отношении наркомании.
В ходе исследований Н.Н. Плешковой было выявлено, что наибольший рост содержания бета-эндорфина при выполнении специфичной физической нагрузки, был отмечен в группе экстремальных видов спорта (79,91 %), затем у студентов циклических видов спорта (71,75 %) и у представителей игровых видов спорта (59,6%). В тоже время в группе студентов тяжелой атлетики наблюдалось в 2,5 раза снижение уровня бета-эндорфина в крови в ответ на тренировочную нагрузку [12, с.10-11].
Отличительной особенностью экстремальных видов физической культуры является возможность в полной мере использовать эндорфиновый эффект. Эндорфины вырабатываются в результате напряженной физической активности, и прежде всего в период опасности и преодоления страха. Они
вызывают у занимающихся ощущение счастья, эйфории, помогают преодолеть чувство депрессии, тревожности и беспокойства.
Циклические упражнения аэробной направленности являются вариантом замены наркотиков, что имеет четкое физиологическое обоснование. Во время длительной малоинтенсивной ритмичной работы (бег в аэробной зоне) гипофиз выделяет в кровь гормоны - эндорфины, по своей химической структуре близкие к морфину. Эндорфины при равной концентрации действуют в 200 раз сильнее морфина, и это значит, что минимальная порция этих гормонов способна снять стрессовое состояние и влечение к наркотическим веществам. Через 1 час медленного бега их концентрация в крови увеличивается в 5 раз - с 320 до 1650 единиц и удерживается на этом уровне в течение нескольких часов, постепенно снижаясь до нормы в течение суток. Уже через 30-40 мин после начала аэробного бега появляется характерное чувство радости, веселья, «чувство полета» [4, с.39-40].
Сформировавшийся определенный опыт профилактики подростковой наркомании представлен моделью в той или иной области, но в современных условиях социально-экономического кризиса имеющиеся модели профилактики наркомании подростков не соответствуют реальности и требуют существенной доработки, таким образом, актуализируется современная и своевременная педагогическая модель профилактики наркомании подростков в российском обществе на основе использования средств физической культуры и спорта.
Важным этапом реализации программы профилактики наркомании является подбор видов физической активности, которые вызывают удовольствие и имеют антинаркотический потенциал (по данным показателей эндорфина): на первое место необходимо поставить экстремальные виды физической активности и спорта, связанные с угрозой жизни и здоровью (альпинизм, скалолазание, паркур, скейтбординг, роллер-спорт, горный туризм, трюки на велосипеде); затем - циклические виды спорта и двигательной активности, при которых выполняется длительная аэробная нагрузка не менее 50-60 минут (велосипедный спорт, гребля, лыжные гонки, плавание, бег и езда на велосипеде на длинные дистанции); третье место занимают игровые виды (волейбол, баскетбол), способствующие повышению настроения и активности, снижению тревожности и агрессивности у подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипов В.А. Пути профилактики наркомании в подростково-молодежной среде средствами физической культуры в условиях мирового экономического кризиса / В.А Антипов, Е.В. Антипова // Дети России образованны и здоровы : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16-17 апреля 2009 г. -Москва, 2009. - С. 153.
2. Антипов В.А. Первичная профилактика наркомании и допинга в спорте на основе экспертных систем социальной адаптации юных спортсменов / С.П. Евсеев, Е.В. Антипова // Адаптивная физическая культура. - 2011. - №1(45). - С. 4 - 8.
3. Башкина Ю.Д. Личностный смысл чувства риска: на примере подростков с разным рискованным поведением: автореферат дис. кан. психол. наук / Ю.Д. Башкина. - Санкт-Петербуг, 2007. - С. 17 -18.
4. Брук Т.М. Наркомания: современные методы профилактики и реабилитации: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры / Т.М. Брук, Е.Г. Мильнер. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 78 с.
5. Брук Т.М. Реакция эндогенной опиоидной системы на физическую работу у лиц различных спортивных специализаций. Механизмы профилактики потребления психоактивных веществ Н.Н. Плешкова, М.В. Лифке, Н.В. Осипова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №1. С.20-23.
6. Зданович О.С. Формирование спортивного тиля жизни учащихся в условиях школьного спортивного клуба// Теория и практика физической культуры. - 2012. - №8. -С.62-64.
7. Литвиненко С.Н. Исследование феномена спортивного удовольствия / С.Н. Литвиненко // Теория и практика физической культуры. - 2010. - №9. - С.62-64.
8. Лубышева Л.И. Ценностные ориентации и стиль жизни юных спортсменов в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева, Е.П. Максачук // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2012. - №6. - С.2-5.
9. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования спортивной культуры личности // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №6. - С.96-99.
10. Манжелей И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореферат дис. док. пед. наук / И.В.Манжелей. - Тюмень, 2005. -С.36 -38.
11. Манжелей И.В. Модели физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №6. - С.100-106.
12. Плешкова Н.Н. Особенности нейроэндокринного статуса у лиц различных спортивных специализаций в аспекте первичной профилактики потребления психоактивных веществ: автореф. дис. канд. мед. наук / Н.Н. Плешкова. - Санкт-Петербург, 2006. - 28с.
13. Торникова И. В. Профилактика наркотизма в молодежной среде: по материалам Южного Федерального округа: автореферат дис.кан. юрид. наук. - Краснодар,2009. - С.3-4.
14. Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на XVI Съезде психиатров России.[Электронный ресурс]. URL: http://www.fskn.gov. ru / includes / periodics / speeches_fskn / 2015 / 0924 / 12 1139872 / detail.shtml ( дата обращения: 22 сентября 2015).
15. Kohl, Christopher C. Youth sport participation influenced by goal orientation, percieved motivational clir and enjoyment / PhD Dissertation in Physical Educ Springfield College, 2002. - Р. 7-8.
16. Scanlan Т.К. The Construct of Enjoyment. In: Motivation in sport and exercise/ Scanlan Т.К., Simons J.P. , Eo'.Gqi C.Roberts. Human Kinetics Books, Champaign, Illinois, 1992. - Р. 201, 204, 215.
17. McMurray R.G. Endocrinic resp to Exercise and Training. In: Exerise and sport science / McMurray R.G., Hackney A C. W.E.Garett, J. D. Kirkendell. Lippincott Williams&Wilkins, Phils, 2000. - Р. 136-162.
Трофимова Татьяна Викторовна,
заместитель заведующего по УВР
МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 83», (г. Чита, Российская Федерация)
УДК 373.24
ПРИЕМЫ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
TECHNIQUES OF FACILITIES TECHNOLOGIES IN INTERACTION OF
TEACHERS WITH PARENTS
В статье раскрыты основы фасилитативной технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса, основные направления взаимодействия педагогов дошкольного образования и законных представителей дошкольников. Описан опыт применения приемов фасилитативной технологии в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: фасилитация, фасилитативная технология, взаимодействие.
The article reveals the basics of facilities technology of interaction of persons of the educational process, basic directions of cooperation of teachers for preschool education and legal representatives for preschoolers. The author describes the experience of applying the techniques of facilities technology in preschool educational organization.
Key words: facilitation, facilities technology, interaction.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагогов с родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контролировать действия родителей, указывать на их ошибки, недостатки в воспитании детей, то в настоящее время возникла необходимость активного включения законных представителей ребенка в образовательный процесс. В нормативных документах отмечено, что ответственность за воспитание и развитие детей несут родители, а педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) обязаны всячески содействовать родителям, но не заменять их.
С точки зрения современных педагогов-исследователей в организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей можно выделить следующие направления:
- повышение уровня социально-психологической культуры родителей;
- обеспечение понимания родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
- вооружение родителей навыками «педагогической рефлексии»;