Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/187PVN315.pdf DOI: 10.15862/187PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/187PVN315)
УДК 37.013.42
Сурнина Татьяна Викторовна
НОУ ВПО «Московский социально-экономический институт»
Россия, Москва1 Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=697125
Социально-педагогические возможности диффузии
инновации в системе социальных
1 109472, Москва, ул. Ташкентская, д. 26, к. 2
Аннотация. Инновационная деятельность - неотъемлемая составляющая деятельности организаций и учреждений, которые осуществляют свою деятельность в социальной сфере и должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира.
В статье социально-педагогический потенциал диффузии инноваций рассматривается в контексте возможностей для относительно целенаправленного позитивного развития и ценностной ориентации человека в процессе инновационной деятельности в учреждениях системы социальных служб.
Диффузия инноваций становится основой для межкультурной коммуникации, развития и функционирования общества и организаций. Ведущая роль в распространении инноваций принадлежит механизмам диффузии. Частью механизма диффузии инновации являются каналы - пути проникновения нововведений.
Распространение инноваций невозможно без агентов инновационного процесса. По своей роли в инновационном процессе агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние на распространение инноваций. Агентов инновационного процесса дифференцируют по трем категориям. В зависимости от ситуации, агентами инновационного процесса могут выступать как руководители социальных служб, так и властные структуры, как специалисты социальных служб, так и клиенты социальных служб.
Диффузия инноваций влияет на все население страны, исходит из центра к периферии, а в организациях происходит путем обучения сотрудников.
Ключевые слова: социально-педагогический потенциал; инновации в социальной сфере; инновационная деятельность; инновационный процесс; социальные инновации; диффузия инноваций; механизмы диффузии; каналы диффузии; агенты инновационного процесса.
Статья подготовлена при финансовой поддержке автора Российским гуманитарным научным фондом - проект N13-06-00138 а.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сурнина Т.В. Социально-педагогические возможности диффузии инноваций в системе социальных служб // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/187PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/187PVN315
Человечество находится в постоянном поиске возможностей для улучшения условий своей жизни и расширения границ жизнедеятельности.
В ходе этого поиска происходит создание и преобразование научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителем и которую мы называем нововведением.
В ходе выработки, передачи и усвоения нововведений происходит развитие культуры и общества. Инновации, возникая в одном обществе, проникают в другие, трансформируются и адаптируются к иным условиям социальной среды, меняя и саму среду своего существования. Сами же инновации становятся основой для последующего распространения новых знаний.
Диффузия инноваций становится основой для межкультурной коммуникации, развития и функционирования обществ и организаций [9, 234].
Под диффузией инноваций понимают процесс их распространения в социальной системе во времени и в пространстве. Во время этого процесса возрастает количество как производителей, так и потребителей инноваций, происходит изменение их качественных характеристик. В различных странах интенсивность диффузии неодинаковая.
Другими словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новейших условиях либо местах внедрения [3].
Концепция диффузии инноваций основана на теоретических разработках жившего в XIX веке французского ученого Ж.Г. Тарда, который, заинтересовавшись закономерностями распространения нововведений в обществе, назвал их законами подражания. В своей книге «Законы подражания» он отметил важность фактора межличностной коммуникации и сформулировал два основных закона: подражание распространяется изнутри вовне (сначала копируются идеи, цели, а потом действия, формы) и сверху вниз (высшие социальные слои становятся примером для подражания низшим слоям).
В 1962 году Эверетт Роджерс, опубликовал книгу «Диффузия инноваций». Роджерс создал теорию внедрения инноваций среди отдельных лиц и организаций. «Диффузионный процесс — это распределение новой идеи от источника изобретения или создания до конечного пользователя или потребления»,- считал Роджерс.
Разработанная Эвереттом Роджерсом теория диффузии инноваций предполагает принятие инноваций членами общества в виде стандартной колоколообразной кривой (кривой нормального распределения), разделенной на 5 частей. Роджерс дал примерную оценку и название каждому сегменту [4].
1. Новаторы (около 2,5% всех потенциальных потребителей) раньше остальных стремятся опробовать новый продукт, обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы компенсировать риск неудачи, способны понимать и применять сложные технические знания; считается, что они отличаются склонностью к риску. Активно следят за новинками технологии, так как технология занимает центральное место в их жизни, вне зависимости от того, какие функции она выполняет.
2. Ранние последователи (около 13,5%) формируют основной костяк «лидеров мнений» в большинстве социальных систем. К ним больше всего обращаются потенциальные реципиенты за советом и консультацией. Как правило, ранние реципиенты служат ролевой моделью для остальных членов социальной системы - потенциальных реципиентов.
3. Раннее большинство (34%) - представители этой категории реципиентов могут несколько колебаться до момента восприятия инновации. Они охотно следуют
за другими в процессе восприятия инноваций, однако редко возглавляют это движение. Частично разделяют с ранними последователями пристрастие к технологии, но в конечном счете ими движет хорошо развитый практицизм.
4. Позднее большинство (34%) - это скептики, они воспринимают инновацию после «среднестатистического» члена социальной системы. Восприятие ими инновации может объясняться экономической необходимостью или их реакцией на увеличивающееся социальное давление.
5. Опоздавшие (16%) - представители традиционной, консервативной ориентации. Они последние, кто воспринимает инновацию и, чаще всего, могут отказаться от восприятия. Они просто не хотят иметь ничего общего с новой технологией по самым разным причинам, как сугубо личным, так и экономическим.
Ведущая роль в распространении инноваций принадлежит механизмам диффузии. Механизмы диффузии инноваций - системы организованных взаимосвязей, осуществляющих проникновение инноваций и содействующих их внедрению в практику. К ним относят: государственный и административный аппарат, законодательство, систему образования, медицинского обеспечения, армию, среду проживания, миграцию, коммерцию, пропаганду, спорт, выставки и т.д.
Частью механизма диффузии инновации являются каналы - пути проникновения нововведений [9, 244].
Их можно подразделить на межличностные (информация распространяется от человека к человеку непосредственно, в ходе живого общения) и опосредованные (информация опосредована знаковыми и техническими средствами передачи информации). Межличностные контакты, как профессиональные, так и личные, совместная работа, совместное проживание представителей разных сред, более эффективны в плане формирования отношения к нововведениям, так как люди больше доверяют положительным отзывам своих знакомых, чем призывам властных структур.
Каналы распространения информации классифицируют по следующим основаниям: по числу агентов диффузионного процесса - индивидуальные - массовые; по времени контакта -длительные, краткосрочные, эпизодические; по характеру агентов - официальные лица -частные лица; по реализуемым целям - нацеленные на распространение инноваций -спонтанность переноса инноваций [9, 245].
Распространение инноваций невозможно без агентов инновационного процесса. По своей роли в инновационном процессе агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние на распространение инноваций.
Мы можем говорить об агентах инновационного процесса как об индивидуальных, так и о групповых. В зависимости от ситуации, агентами инновационного процесса могут выступать как руководители социальных служб, так и властные структуры, как специалисты социальных служб, так и клиенты социальных служб. Поэтому, мы можем дифференцировать агентов инновационного процесса по трем категориям.
К первой категории мы относим представителей власти - государственной, чиновничьей элиты.
Очень важна вторая категория - руководители социальных служб и действующие специалисты, работники социальных учреждений, на которых оказывает влияние ряд социально-психологических закономерностей. Это закономерность периода социальной адаптации работников социальных служб к новым условиям, формам, методам и ценностям
социальной деятельности в результате внедрения нововведений, а также закономерности группового и индивидуального сопротивления образовательным нововведениям и снижение этого сопротивления по мере рационального увеличения их продолжительности. Групповое сопротивление нововведениям преодолевается значительно труднее. И если в коллективе сложилась жестко консервативная среда, то инновационный процесс может угаснуть уже на начальном этапе. Если изначально сотрудники будут считать, что инновация - это благо, то есть произойдет про-инновационное смещение, то сопротивление распространению инновации будет рассматриваться как невежество.
Сотрудники, непосредственно оказывающие социальную помощь, апробируют новацию, применяют, изучают ее эффективность на практике, несут в массы, пропагандируют ее. Субъективный фактор играет решающую роль на стадии внедрения и распространения новшества, так как сотрудник, непосредственно оказывающие социальную помощь, выступает на этом этапе в роли носителя конкретного новшества, а также и его модификатора в процессе внедрения. Диффузия инновации в организациях происходит путем обучения сотрудников [5].
К третьей категории мы относим клиентов социальных служб.
Клиенты социальных служб являются непосредственными потребителями инноваций и не могут быть рассмотрены как пассивные объекты инноваций. Для субъектов данного уровня важна готовность и подготовленность к принятию инновации, заинтересованность, необходимость и желание изменить себя и свое окружение. Для того, чтобы проверить эффективность внедряемой инновации, необходимо установление активной обратной связи с клиентом, то есть непосредственная оценка инновации ее пользователем. Оценка инновации клиентом может проходить в аспекте удовлетворенности клиента качеством социального обслуживания: перечнем предоставляемых социальных услуг, их объемом, содержанием и процессом взаимодействия с социальным работником. Клиент может оценить также следующие параметры качества: оборудование, средства коммуникации; способность предоставить услугу в полном объеме, в соответствии с договоренностью; оперативность предоставления услуги; оценить персонал, предоставляющий услугу (чуткость, внимание, знания и пр.); комфортность условий в социальной организации, предоставляющей услугу и др. Перечень параметров качества связан с о спецификой социальной организации и может быть расширен [6,7].
Субъектность клиента проявится в том, что он сможет внести свое предложение по улучшению предоставления социальной услуги, будет не пассивным потребителем инновации.
В рамках теории диффузии технологий изучаются не только характеристики пользователя, но и те характеристики инновационных технологий, которые способствуют их успешному распространению.
Э. Роджерс выделил пять атрибутов восприятия, влияющих на скорость адаптации потребителей к инновации. Это сравнительное превосходство технологии по сравнению с той, которую она призвана заменить, совместимость новой технологии с уже имеющимися у пользователя опытом и ценностями, сложность освоения технологии с точки зрения пользователя, наличие возможности предварительно опробовать эту технологию, а также ее внешняя наблюдаемость, то есть наличие перед глазами пользователя положительных примеров ее использования.
Управлять развитием инновационной деятельности можно, воздействуя на скорость диффузии инноваций. Стимулируя или нивелируя действие факторов внутренней и внешней среды организации, можно изменить скорость распространения нововведений.
К факторам, снижающим скорость диффузии нововведений в учреждениях системы социальных служб, относятся:
• Слабость материально-технической и научной базы;
• Недостаток средств для финансирования инновационных проектов;
• Преобладание интересов текущей деятельности над стратегической;
• Сопротивление переменам, обусловленным такими последствиями, как изменение статуса работников, изменение стереотипов сложившихся традиций и поведения, страх перед неопределенностью, боязнь наказаний за провал или неудачу;
• Авторитарный стиль управления организацией, превалирование вертикальных информационных потоков, жесткость процедур планирования;
• Сложность процесса согласования интересов участников инновационной деятельности.
К факторам, повышающим скорость диффузии нововведений, можно отнести следующие:
• Наличие резервов материально-технических и финансовых и ресурсов, требуемой научно-технической и хозяйственной инфраструктуры, законодательных мер, поощряющих инновационную деятельность;
• Обеспечение возможностей самореализации, общественное признание; гибкость организационной структуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных информационных потоков.
Внедрение инноваций в общественном секторе и социальной сфере позволяет значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить обратную связь в отношении контроля своевременности и качества, а также повысить их доступность.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Большое значение для осуществления инновационных процессов имеет диффузия, то есть распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что диффузия инноваций влияет на все население страны, исходит из центра к периферии, а в организациях происходит путем обучения сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов Е. Механизмы запуска инновационного роста в России. // Вопросы экономики, 2003, №3. стр. 4-25.
2. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2010. - 328 с. - (Новая университетская библиотека).
3. Лисафьев С.В., Секерин В.Д. Основные этапы развития теории диффузии инноваций / МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Наука", 2011. №4 (8). С. 74-76.
4. Мур, Джеффри А. Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок: М., Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2012. -336 с.
5. Патутина Н.А. Управление корпоративным образованием как средство развития инновационного потенциала современной компании // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Управленческие, правовые и социальные аспекты развития экономического потенциала России и зарубежных стран. - М.: МСЭИ, 2013. С. 285-289.
6. Сурнина Т.В. Инновации в социальной сфере как инструмент развития общества // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Управленческие, правовые и социальные аспекты развития экономического потенциала России и зарубежных стран. - М.: МСЭИ, 2013. С. 280-284.
7. Сурнина Т.В. Особенности инноваций в социальной сфере / Интернет-журнал «Экономика и социум» №4(13) 2014. - С. 1131-1136. [Электронный ресурс] - М.: Экономика и социум, 2014 - - Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_4%2813%29%20 2014%201.pdf/
8. Т.И. Овчинникова, И.Н. Булгакова, В.И. Штефан. Процессы диффузии инноваций // Практический маркетинг, №12, 2012.
9. Теория и методология истории: учебник для вузов / отв. ред. В.В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин. - Волгоград: Учитель, 2014. - 504 с.
10. Усманов Б.Ф. Социальная инноватика: учебное пособие. - Ин-т молодежи, 2000. - 334 с.
Рецензент: Киселева Ольга Олеговна, профессор кафедры «Философии и социально-гуманитарных наук», д.п.н., ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины».
Surnina Tat'yana Viktorovna
Moscow socio-economic institute Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Socio-pedagogical possibilities of diffusion of innovation in the system of social services
Abstract. Innovation is an integral part of the activities of organizations and institutions that operate in the social sphere and must adapt to the changing realities of the world.
In the article social and pedagogical potential of innovation diffusion is considered in the context of on targeted opportunities for positive development and value orientation of a person in the process of innovation in the institutions of the system of social services.
Diffusion of innovation becomes the basis for intercultural communication, development and functioning of society and organizations. Leading source of innovation belongs to the mechanisms of diffusion.
Part of the mechanism of diffusion of innovation channels - pathways of innovation.
Innovation is impossible without agents in the innovation process.
In its role in the innovation process agents differ depending on in which direction and by what means they have an impact on the diffusion of innovations. Agents of the innovation process is differentiated in three categories.
Depending on the situation, the agents of the innovation process can act as the Directors of social services and authorities, as specialists of social services and the clients of social services.
Diffusion of innovations affects the entire population, comes from the center to the periphery, and in organizations occurs through staff training.
Keywords: socio-pedagogical potential; innovation in social protection; innovative activity; the innovation process; social innovation; diffusion of innovation; mechanisms of diffusion; the channels of diffusion; the agents of the innovation process.
REFERENCES
1. Kuznetsov E. Mekhanizmy zapuska innovatsionnogo rosta v Rossii. // Voprosy ekonomiki, 2003, №3. str. 4-25.
2. Lapin N.I. Teoriya i praktika innovatiki: ucheb. posobie / N.I. Lapin. - M.: Universitetskaya kniga; Logos, 2010. - 328 s. - (Novaya universitetskaya biblioteka).
3. Lisafev S.V., Sekerin V.D. Osnovnye etapy razvitiya teorii diffuzii innovatsiy / MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie). M.: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Izdatel'skiy dom "Nauka", 2011. №4 (8). S. 74-76.
4. Mur, Dzheffri A. Preodolenie propasti. Kak vyvesti tekhnologicheskiy produkt na massovyy rynok: M., Izdatel'stvo: Mann, Ivanov i Ferber, 2012. - 336 s.
5. Patutina N.A. Upravlenie korporativnym obrazovaniem kak sredstvo razvitiya innovatsionnogo potentsiala sovremennoy kompanii // Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Upravlencheskie, pravovye i sotsial'nye aspekty razvitiya ekonomicheskogo potentsiala Rossii i zarubezhnykh stran. - M.: MSEI, 2013. S. 285-289.
6. Surnina T.V. Innovatsii v sotsial'noy sfere kak instrument razvitiya obshchestva // Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Upravlencheskie, pravovye i sotsial'nye aspekty razvitiya ekonomicheskogo potentsiala Rossii i zarubezhnykh stran. - M.: MSEI, 2013. S. 280-284.
7. Surnina T.V. Osobennosti innovatsiy v sotsial'noy sfere / Internet-zhurnal «Ekonomika i sotsium» №4(13) 2014. - S. 1131-1136. [Elektronnyy resurs] - M.: Ekonomika i sotsium, 2014 - - Rezhim dostupa: http://www.iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_4%2813%29%20 2014%201.pdf/
8. T.I. Ovchinnikova, I.N. Bulgakova, V.I. Shtefan. Protsessy diffuzii innovatsiy // Prakticheskiy marketing, №12, 2012.
9. Teoriya i metodologiya istorii: uchebnik dlya vuzov / otv. red. V.V. Alekseev, N.N. Kradin, A.V. Korotaev, L.E. Grinin. - Volgograd: Uchitel', 2014. - 504 s.
10. Usmanov B.F. Sotsial'naya innovatika: uchebnoe posobie. - In-t molodezhi, 2000. -334 s.