УДК 373. 24
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-34-39
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ
Н. В. Жигинас, Н. И. Сухачева
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается проблема агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории педагогов и психологов, а также социальным запросам общества. Дается подробный анализ видов детской агрессии. Выделены прямая, физическая, вербальная, косвенная и инструментальная агрессии, проявляемые детьми, описаны формы их проявления. Анализируется взаимосвязь видов детской агрессии с типологией родительского отношения к проблеме. Социальные и этические стандарты определяют механизмы личностного реагирования и способствуют превенции девиантного поведения, которое закладывается в раннем возрасте и опосредованно отображает уровень индивидуального, семейного и общественного благосостояния. Представлены характеристика и стиль родительского отношения к проблеме агрессивного поведения ребенка, и дан прогноз возможной коррекции. Расставлены акценты проблем внутрисемейного взаимодействия.
Ключевые слова: педагогические условия, воспитание, семья, детская агрессия, социальное окружение.
В современной педагогической и психологической литературе много внимания уделяется феномену распространения детской агрессии. На агрессивное поведение детей обращают внимание чаще всего в подростковом возрасте. Агрессия как социально-психологический феномен в различных концепциях рассматривается на основе методологии современного педагогического и психологического знания. В отечественных исследованиях агрессии основополагающим является понятие процесса социализации, формирующего воздействия социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.), представление о реализации природно закрепленных механизмов агрессивного поведения, которое может усугубляться аномалиями развития, и возможностях его предотвращения [1, 2].
В данном исследовании авторы опираются на определения, принятые в педагогической и психологической теориях, и делают попытку объяснить агрессивное поведение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в непосредственной взаимосвязи с социально-педагогическими условиями [3, 4], в которых ребенок воспитывается.
Исследование проводилось в 2016-2017 гг. в муниципальном и частном детских садах, общеобразовательной средней школе и частной гимназии г. Томска. В исследовании приняли участие 89 детей, из них 50 дошкольников в возрасте 5-7 лет, 39 учеников первых и вторых классов и 82 родителя. Данные также были предоставлены воспитателями и психологами ДОУ, учителями и психологами, работающими с младшими школьниками.
Методы исследования: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование.
Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда людям, животным или неодушевленным предметам [5].
Выделены следующие виды агрессии в контексте проблематики: физическая (с применением физической силы) - дети, как дошкольники, так и ученики, затевают драки или на— 34 —
меренно бьют, толкают, кусают, щипают конкретных детей, или агрессия не носит направленного характера и проявляется по отношению к любому ребенку и взрослому, который в чем-либо создал фрустрацию (по мнению агрессора). Прямая агрессия - конкретно направлена против человека или какого-либо действия, реже предмета (поскольку в исследовании говорится об агрессии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, она выражается в нанесении ударов, укусах, толчках, подножках, забрасывании чем-либо), когда эти действия выполняет ребенок непосредственно. Такое поведение демонстрируют 10 % дошкольников и 15 % младших школьников (рис. 1). Вербальная агрессия (прямая) (ругательства, оскорбления, приклеивание обидных ярлыков, прозвищ) - у младших школьников и старших дошкольников в последнее время получила широкое распространение, отмечена у 21 % дошкольников, 32 % школьников. О косвенной агрессии, которая выражается в опосредованном нанесении вреда, мы говорим, когда ребенок действует разрушительно, портит вещи, принадлежащие человеку, которого тот считает врагом, распускает слухи, наговаривает на другого ребенка или взрослого, подстрекает других детей к агрессии против оппонента (последнее в связи с особенностью когнитивных процессов присуще в основном младшим школьникам), старшие дошкольники чаще портят вещи других детей, воруют их, беспричинно обвиняют в собственных либо вымышленных проступках. Косвенная агрессия отмечается чаще у детей, ранее неоднократно наказанных за прямую агрессию, ее выказывают 25 % дошкольников и 31 % младших школьников.
Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели, в случае детей она чаще всего выражается в стремлении завладеть вещью другого ребенка. Если дошкольники отбирают игрушки или вещи другого ребенка или стремятся взять запрещенную вещь, у младших школьников она выражается в воровстве и порче имущества других детей, такое поведение демонстрируют 25 и 18 % детей соответственно. Снижение инструментальной агрессии связано с укреплением в сознании понятий «свой» и «чужой», а также ужесточением наказаний и порицаний за стремление завладеть чужими вещами, однако это приводит иногда к перетеканию в агрессию косвенную (если вещь нельзя забрать, ее можно испортить или уничтожить).
Альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий) агрессию демонстрируют не более 5 % детей обоих возрастов. Однако чаще всего ее демонстрируют мальчики, защищая понравившуюся девочку, что отмечается также в обеих группах.
Аутоагрессию, проявляющуюся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений, демонстрирует 1 % дошкольников и младших школьников. В данном случае можно говорить о наличии у детей психологических проблем, требующих вмешательства клинических психологов.
При этом стоит отметить, что значимых различий между детьми из частного и муниципального детских садов не выявлено, аналогичные показатели наблюдались среди школьников муниципальной и частной школ, что позволяет сделать вывод о том, что материальное положение семьи не играет значимой роли в формировании агрессивного поведения детей. Кроме того, в выборке не было детей из асоциальных семей.
Поскольку педагогические (воспитательные) особенности агрессивного поведения детей обсуждаются в контексте проблемы развития личности и ее социализации, были получены следующие данные опроса и бесед с родителями: 62 % родителей дошкольников и 55 % родителей школьников не считают предосудительным прямое агрессивное поведение своих детей, считая его ассертивным. Ассертивное поведение - способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих
целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих [5]. Родители этих детей уверены, что таким образом ребенок «не дает себя в обиду», т. е. мы сталкиваемся с косвенным поощрением агрессии. На замечание по поводу агрессивного поведения 80 % родителей обещают «поговорить» с ребенком, 20 % проявляют агрессию, выражающуюся в отрицании проблемы, переносе ответственности на воспитателя. В выборке школьников наблюдается подобная позиция с разницей в процентном отношении 71 и 23 % соответственно, только 6 % родителей младших школьников признают проблему и выражают согласие в необходимости педагогического (внутрисемейного) воздействия на ребенка.
Прямая агрессия ■ Дошкольники
Вербальная агрессия Косвенная агрессия ■ Младшие школьники
Инструментальная агрессия
Альтруистическая агрессия
Аутоагрессия
Рис . 1. Виды агрессии у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Исходя из показателей, в процессе работы с детьми и родителями были получены следующие данные, характеризующие специфику семейного воспитания: 75 % дошкольников не могли ответить на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?», 23 % называли в основном этические нормативы. Понимание шло в контексте «можно и нельзя», т. е. в контексте разрешение - запрет, и выражалось в таких формулировках, как «нельзя есть руками», «нельзя громко кричать (бегать) в кинотеатре (кафе)» и т. п., практически не было зафиксировано понятия нормативного поведения по отношению к людям, при этом отмечена фиксация на некоторых нормативах во взаимосвязи с финансовой составляющей, что отразилось в следующих ответах: «нельзя злить бабушку, она деньги дает», «нельзя надоедать папе, он деньги зарабатывает», «надо читать стихи и петь песни гостям, они приносят подарки». При работе с младшими школьниками в первом классе значимых различий не выявлено, ученики вторых классов могут дать более развернутый ответ, эти данные авторы склонны отнести к заслугам воспитательной и разъяснительной работы педагогов.
В беседах с родителями дошкольников на вопрос, объясняют ли они ребенку, что такое хорошо и плохо, 20 % выказали агрессию по отношению к педагогу или психологу, 25 % признали существование проблемы, в основном сославшись на нехватку времени на обще-
ние, 55 % попытались сместить акценты проблемы, используя формулировки «он еще маленький», «нам тоже никто не объяснял», «наш ребенок растет в нормальной семье, со временем все усвоит». Родители младших школьников чаще признают наличие проблемы -45 %, сместить акценты и ответственность склонны 40 %, при этом практически все родители высказали необходимость вмешательства в процесс воспитания психолога (рис. 2).
% 90
Признают
Не считают
Косвенно
Проявляют
проблему предосудительной признают агрессию
агрессии агрессию проблему агрессии
Признают
проблему агрессии, готовы ее решать
Признают
проблему нравственного воспитания
«Смещают»
ответственность за недостаток воспитания
Родители дошкольников
Родители младших школьников
Рис . 2 . Родительское отношение к агрессивному поведению ребенка
Отдельно следует рассмотреть вербальную агрессию детей (как прямую, так и косвенную), в том числе использование ненормативной лексики, необходимо отметить, что ненормативные слова используются не с целью демонстрации их знания, а в контексте оскорблений, навешивания ярлыков, прозвищ, выражения негативного отношения. Подавляющее большинство родителей дошколят и младших школьников (85 и 73 % соответственно) пытаются сместить акценты проблемы, оправдывая наличием неких внешних факторов: «соседи громко ругаются», «деревенский родственник не подбирает слова» и т. п., по 15 % не видят ничего предосудительного в использовании ребенком ненормативных слов и не считают вербальную агрессию проблемой, только 7 % родителей младших школьников проблему признают и готовы работать над коррекцией поведения ребенка.
В итоге можно сказать, что выявлена прямая взаимосвязь агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста и стиля родительского воспитания и внутрисемейного взаимодействия [6-8]. Наблюдаются преимущественно либерально-демократический и попустительский стили семейного воспитания [9, 10]. Это можно обосновать тем, что родителями стали так называемые дети 90-х, в силу социально-экономических
потрясений и нестабильности сами воспитанные в условиях депривации, бессознательно копирующие поведение родителей, стремящиеся дать материальное обеспечение ребенку, подменяя материальными благами необходимость воспитания морально-нравственных качеств. Все вышесказанное ставит новые гностические и практические задачи перед исследователями, педагогами, психологами и обществом в целом.
Список литературы
1. Жигинас Н . В . Формирование агрессивного поведения девиантных подростков в проблемном социуме // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 4 (10) . С . 55-61.
2 . Змановская Е . В . Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU
Bulletin) . 2013 . Вып . 5 (133) . С . 189-195.
3 . Мищенко И . Е . , Резанович И . В . Теоретический анализ структуры отклоняющегося поведения // Научно-педагогиче-
ское обозрение (Pedagogical Review) . 2014 . Вып . 3 (5) . С . 81-88 .
4 . Жигинас Н . В . Девиантное поведение подростков: педагогические условия как источник социальной и психической
травмы // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . Вып . 2 (8) . С . 63-68.
5 . Большой психологический словарь / под ред . Б . Г . Мещерякова, В . П . Зинченко . М . , 2003. 672 с .
6 . Чёрствая О . Е . Уклад семейной жизни как объект педагогического исследования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та
(TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 1 (103) . С . 114-118 .
7 . Семке В . Я . Клиническая персонология . Томск, 2001. 376 с .
8 . Жигинас Н . В . , Семке В . Я . Психическое здоровье семьи . Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 304 с .
9 . Барабохина В . А. Персонифицированная педагогическая поддержка социализации младших школьников из неполных
семей: автореф . дис .. . . канд . пед . наук. Великий Новгород, 2013. 25 с .
10 . Фигдор Г . Психоаналитическая педагогика . М . : Изд-во Института психотерапии, 2000 . 288 с .
Жигинас Наталья Владимировна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития личности, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: zhiginas@mail.ru
Сухачева Наталия Игоревна, старший преподаватель лаборатории обеспечения общеуниверситетских и гуманитарных дисциплин, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: sukhacheva_ni@mail.ru
Материал поступил в редакцию 04.09.2017
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-34-39 SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CHILD AGGRESSION
N. V Zhiginas, N. I. Sukhacheva
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article deals with the problem of aggressive behavior of preschool and primary school children. A comprehensive study of this issue adequately meets the urgent needs of a wide audience of educators and psychologists, as well as the social demand of society. A detailed analysis of the types of child aggression is given. Direct, physical, verbal, indirect and instrumental aggression displayed by children are singled out, forms of its manifestation are described. The relationship between the types of child aggression and the typology of parental attitudes to the problem is analyzed. Social and ethical standards determine the mechanisms of personal response and contribute to the prevention of deviant behavior, which is laid at an early age and indirectly reflects the level of individual, family and social well-being. The characteristics and style of the parental attitude to the problem of the child's aggressive be-
havior are presented and the forecast of a possible correction is given. The emphasis is placed on the problems of intra-family interaction. Based on the indicators, in the process of working with children and parents, the following data were obtained, characterizing the specificity of family upbringing. 75 % of preschool children could not answer the question "what is good and what is bad", 23 % called mainly ethical standards. Revealed a direct correlation between the aggressive behavior of preschool and primary school children and the style of parental upbringing and intra-family interaction. We observe mostly liberal-democratic and conniving styles of family education. This can be justified by the fact that the parents became the so-called "children of the 90", due to socio-economic upheavals and instability themselves brought up in conditions of deprivation, unconsciously copying the behavior of parents, those who strived to provide material support for the child, substituting for material goods the need to educate moral and moral qualities.
Key words: conditions, upbringing, family, child aggression, social environment.
References
1. Zhiginas N . V Formirovaniye agressivnogo povedeniya deviantnykh podrostkov v problemnom sotsiume [Formation of the aggressive behavior of deviant adolescents in problem socium] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, vol . 4 (10), pp . 55-61 (in Russian) .
2 . Zmanovskaya E . V. Strukturno-dinamicheskaya kontseptsiya deviantnogo povedeniya [Structural-dynamic concept of deviant
behavior] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol . 5 (133), pp . 189195 (in Russian) .
3 . Mishchenko I . E . , Rezanovich I . V. Teoreticheskiy analiz struktury otklonyayushchegosya povedeniya [Theoretical analysis of
the structure of deviant behavior] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol . 3 (5), pp . 81-88 (in Russian)
4 . Zhiginas N . V Deviantnoye povedeniye podrostkov: pedagogicheskiye usloviya kak istochnik sotsial'noy i psikhicheskoy trav-
my [Deviant behavior of adolescents: pedagogical conditions as a source of social and mental trauma] Nauchno-peda-gogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, vol . 2 (8), pp . 63-68 (in Russian) .
5 . Bol'shoy psikhologicheskiy slovar'. Pod red . Meshcheryakova B . G . , Zinchenko V. P. [Big psychological dictionary. Ed . by
B . G . Meshcheryakova, V. P Zinchenko] . Moscow, 2003. 672 p . (in Russian) .
6 . Cherstvaya O . E . Uklad semeynoy zhizni kak ob''yekt pedagogicheskogo issledovaniya [Family way of life as object od peda-
gogical research] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol . 1 (103), pp . 114-118 (in Russian) .
7 . Semke V. Ya . Klinicheskaya personologiya [Clinical Personology] . Tomsk, 2001. 376 p . (in Russian) .
8 . Zhiginas N . V. , Semke V. Ya . Psikhicheskoye zdorov'ye sem'i [Mental Health of the Family] . Tomsk, TSPU Publ . , 2013. 304 p .
(in Russian)
9 . Barabokhina V. A . Personifitsirovannaya pedagogicheskaya podderzhka sotsializatsii mladshikh shkolnikov iz nepolnykh se-
mey. Avtoref . dis . kand . ped . nauk [Personal pedagogical assistance of junior pupils from single parent families socialization . Abstract of thesis of cand . ped . sci . ] . Velikiy Novgorod, 2013. 25 p . (in Russian) .
10 . Figdor G . Psikhoanaliticheskaya pedegogika [Psycho-analytical pedagogy] . Moscow, Psychotherapy Institute Publ . , 2000 .
288 p (in Russian)
Zhiginas N. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: zhiginas@mail.ru
Sukhacheva N. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: sukhacheva_ni@mail.ru