УДК: 796.01:316
СОЦИАЛЬНО-
педагогические условия адаптации спортсменов высокого класса после завершения спортивной карьеры к условиям гражданского обшества
Т.А. Даниленко
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Abstract
SOCIOPEDAGOGICAL CONDITIONS OF ADAPTATION OF ELITE ATHLETES AFTER FINISHING SPORTS CAREER IN CIVIL SOCIETY
T.A. Danilenko
Ural state university of physical culture, Chelyabinsk
Key words: adaptation, social status, professional experience and knowledge.
The purpose of the present paper was to reveal the problem which was assumed to restrain development of physical culture and sport: insufficient number of professional personnel, lack on the state level of active propaganda of classes of physical culture and sport as a constituent of healthy way of life, including care of health of future generation. These matters can be settled by intensification of activity of veterans of sport, though unfortunately there is no such notion in official documents.
The researchers conducted a Gallup poll of 200 veterans of sport (95 men and 105 women) in the age of 30 and more of different sports specializations. It is practically proved that enthusiasm of veterans of sport do not fade away, they wish to work, not only on a voluntary basis, as many do. Organizers of sports activity of district committees underestimate help and assistance of veterans of sport, as a reserve of pedagogical contingent.
In the activity of sports organizations transformation of social life standards of elite athletes after finishing sports career should be of priority character, as far as veterans of sport are the reserve of increase of the level of activity and they should be cared and supported in their health prevention and strengthening, as well as in complicated life situations. Nowadays there exist a number of factors, restraining development of physical culture and sport, and problems requiring immediate solution.
Ключевые слова: адаптация, социальное положение, профессиональный опыт и знания.
Актуальность. Сегодня понятие «адаптация» широко используется во многих науках. По мнению автора Т.Г. Дичева, в целом же «адаптация человека - это сложный процесс возникновения, развития и сохранения состояния физического, духовного, социального благополучия человека либо путем изменения организма к требованиям современного состояния природы или общества, или изменением обществом естественных и социальных условий жизни людей применительно к потребностям и условиям жизнедеятельности каждого индивида или того и другого одновременно» [3].
Процесс социальной адаптации спортсменов высокого класса к условиям гражданского общества после завершения спортивной карьеры в достаточной мере еще не исследован, поэтому данная проблема, по нашему мнению, требует дельнейшего изучения. Научно обосновано, что физическая культура и спорт являются социально значимыми явлениями в современном мире. Растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений, но, к сожалению, из-за недостаточности финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов к ветеранам спорта как к колоссальному потенциалу продвижения в работе с ними не наблюдается.
Цель. Социально-экономическая роль занятий физической культурой и спортом для человека и общества доказана как отечественными, так и зарубежными учеными. В научных трудах широко раскрыты функции физкультурно-спортивной деятельности (оздоровительная, воспитательная, образовательная, экономическая и др.), но их практическая реализация не всегда находит должное отражение.
Причина этого - недостаточность физкультурно-спортивных кадров, и поэтому мы обращаем внимание руководителей организаций на привлечение ветеранов спорта к совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, к учебно-воспитательным процессам образовательных учреждений.
Образ жизни спортсменов высокого класса становится моделью социального поведения молодежи: юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни кумиров. Проведенный нами опрос позволяет сделать вывод о том, что 85% опрашиваемых ветеранов спорта считают, что личный пример, внешний вид, образ жизни играют важную роль в пропаганде физической культуры и спорта. Таким образом, высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Вот почему социальная ответственность в спорте должна не только формироваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами.
По мнению профессора Л.И. Лубышевой, необходимо законодательно признать за спортсменами, которые приносят славу российскому спорту, гарантии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования [5]. Таким образом, можно найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом, давая им возможность трудоустроится по профилю избранной специализации.
Работа ветеранов спорта имеет большое значение в развитии физкультурно-спортивного движения г. Челябинска. В состав городской ветеранской организации входит более 500 человек, из них 118 чемпионов и призеров Олимпийских игр, мира, Европы и Российской Федерации, научные работники, заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные тренеры и работники Российской Федерации, «Отличники физической культуры и спорта». Несмотря на активную общественную работу совета ветеранов спорта, невозможно поднять физкультурно-спортивное движение на должный уровень без государственной помощи.
Проблема кадрового дефицита становится актуальной: в стране возводятся новые спортивные сооружения, однако существует острая нехватка специалистов, которые могли бы работать на них. Статистика показывает, что ветераны спорта активно работали бы как специалисты, а также способны пропагандировать занятия физической культурой и спортом среди населения как составляющую часть здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения. Необходимость пропаганды физической культуры и спорта вызвана в первую очередь ухудшением уровня здоровья населения
России. По данным Минздрава России, в стране лишь около 14 % здоровых детей, 35 % больных и 50 % - с различными отклонениями в здоровье. В то же время 29 % детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе, у 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, около 70 % страдают от гипокинезии, 30 % имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах [2].
Обсуждение. Нами проведен социологический опрос с охватом 200 ветеранов спорта (95 мужчин и 105 женщин) в возрасте 30 лет и старше разных спортивных специализаций. Его результаты свидетельствуют, что не все спортсмены высокого класса после завершения спортивной карьеры могут быстро и полностью адаптироваться к социально-педагогическим и экономическим условиям: имеют значение микроклимат в коллективе, пол, возраст, уровень здоровья, эмоциональная устойчивость, психологическое состояние.
По результатам опроса ветеранов спорта 97 % имеют высшее образование, 1,5 % - незаконченное высшее, 1,5 % - среднее специальное. Однако при таком хорошем показателе уровня образованности сложно говорить об умении раскрыть свои знания на практике, так как на рынке труда оцениваются не образованность по диплому, а способность выполнять определенные функции профессиональной деятельности. Как считает М.М. Шашлов, требования к профессии превращаются в своего рода «пакеты компетенции» [6].
Под компетенцией ветеранов спорта мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее их готовность решать проблемы, возникшие в новых условиях адаптации к жизни и профессиональной деятельности с использованием накопленных знаний, приобретенного опыта, и индивидуальных способностей.
По мнению Г.М. Андреевой, деятельность и приводит к конкретным условиям существования индивидов, и изменяет их. В нашем понимании именно через деятельность, ветераны спорта включаются в систему общественных отношений, решая не только свои, но и социальные потребности. В этом же процессе рождаются новые потребности и таким образом деятельность представляется как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность[1].
Выбирают свою будущую трудовую деятельность в спортивной области 84 % опрашиваемых ветеранов спорта. Результаты опроса свидетельствуют о хорошей практической готовности ветеранов спорта к профессионально-педагогической работе, что говорит о стойком интересе к профессиональной деятельности в сочетании с общественной активностью.
Учитывая возрастающую роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения, следует уделять серьезное внимание повышению квалификации и профессиональной переподготовке ветеранов спорта, что даст
возможность приобретать новые знания и углублять их, обеспечит адаптацию личности к меняющейся на рынке труда ситуации, что особенно актуально в период реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы». Если раньше ветераны спорта видели себя преимущественно работниками образования и физического воспитания, то сегодня они должны быть практически ориентированы на технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотными специалистами.
Проведенный нами опрос позволяет сделать вывод о том, что ветераны спорта не в полной мере удовлетворены своим социальным положением: статистика показывает, что 32 % хотели бы улучшить его, причин для этого много: финансовая нестабильность, бытовые условия жизни, социальный статус, одиночество, уровень здоровья, невостребованность в жизни как специалиста.
Профессиональная адаптация ветеранов спорта тесно связана с социально-психологической, психофизиологической, социальной деятельностью, а также непосредственно связана с бытовой, правовой и другими видами адаптации. К сожалению, многие ветераны спорта сталкиваются с социальными проблемами, такими как: отсутствие собственного жилья (9 % ветеранов спорта не имеют своего жилья и снимают квартиру, 11 % живут в общежитиях, 25 % живут с родителями и лишь 55 % имеют собственную квартиру).
Период завершения спортивной карьеры и перехода к другой профессиональной карьере, как правило, у спортсменов один из сложных жизненных периодов. Ведь решение закончить спортивную карьеру часто связано с травмой, снижением спортивных результатов и т.д., и важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители клубов, тренеры, близкое окружение.
К сожалению, 80 % ветеранов спорта не чувствуют поддержки со стороны государственных организаций и лишь 20 % респондентов пользуются поддержкой и вниманием с их стороны.
Результаты опроса показывают, что лишь 18 % ветеранов спорта получают поддержку со стороны государственных органов в укреплении своего здоровья. Известно, что деятельность спортсменов и специалистов по физической культуре и спорту, как правило, протекает в специфических условиях: психической напряженности, физической нагрузки, влияния внешних факторов, в том числе занятий на улице, большой нагрузки на речевой аппарат, а кроме того, особенностью деятельности является необходимость показывать физические упражнения, страховать занимающихся и т.д. При такой активной работе ветеранам спорта необходимо поддерживать оптимальный уровень здоровья, физическое развитие, спортивный внешний вид.
Вывод. Практика показывает, что у ветеранов спорта есть желание работать не только на обще-
ственных началах (как многие и работают). Организаторы физкультурно-спортивной работы районных комитетов недооценивают помощь и участие ветеранов спорта как резерва педагогического состава. К сожалению, о ветеранах спорта как важном ресурсе не сказано ни слова в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 2007 г.
Преобразование социальных условий жизни спортсменов высокого класса после завершения спортивной карьеры должны носить приоритетный характер в деятельности физкультурно-спортивных организаций, так как ветераны спорта - это резерв повышения уровня работы коллективов и им необходимо оказывать помощь и поддержку в профилактике и укреплении здоровья, а также в сложных жизненных ситуациях.
Ряд факторов сдерживают развитие физической культуры и спорта, сегодня много также проблем, требующих неотложного решения, в том числе: недостаточное количество профессиональных кадров; отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом на государственном уровне как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения. Эти вопросы можно решить посредством активизации работы среди ветеранов спорта, но, к сожалению, пока этого не происходит.
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2005. «АСПЕКТ ПРЕСС». - С. 48.
2. Бобкова, Ю.В. Роль газеты «Челябинский рабочий» в привлечении населения к занятиям физической культурой и спортом / Ю.В. Бобкова, ФГОУВПО «Уральский государственный университет физической культуры», 2008. - С. 51.
3. Дичев, Т.Г. Методические и социальные аспекты проблемы адаптации человека: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т.Г. Дичев. - М., 1973. - 21 с.
4. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М.: изд. центр «Академия», 2001. - 240 с.
5. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 11.
6. Шашлова, М.М. Комплексная оценка будущих педагогов / М.М. Шашлова // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 54-59.
7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г.
Bibliography
1. Andreeva G.M. Social psychology. (In Russian) / G.M. Andreeva,
Мoscow, 2005, ASPEKT-PRESS, P. 48.
2. Bobkova Yu.V. The role of newspaper "Chelyabinskiy rabochiy" in attraction of population to physical culture and sports occupations. (In Russian) / Yu.V. Bobkova, Ural state university of physical culture, 2008, P. 51.
3. Dichev T.G. Methods and social aspects of the problem of human adaptation: abstract of Ph.D thesis. (In Russian) - Мoscow, 1973. - 21 P.
4. Lubysheva L.I. Sociology of physical culture and sport: Study guide.
(In Russian) - Мoscow: Akademiya, 2001. - 240 P.
5. Lubysheva L.I. Social role of sport in social development and personal socialization. (In Russian) / L.I. Lubysheva, Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2001, №4. - P. 11.
6. Shashlova M.M. Integrated assessment of future teachers. (In Russian) / M.M. Shashlova, Pedagogika, 2008, №7, P. 54-59.
7. Federal law «On physical culture and sport of the Russian Federation». 4 December 2007 (In Russian).
Информация для связи с автором:
Тел. 8(3512)370-565, e-mail: uralgufk@mail.ru
Поступила в редакцию 11.08.2009 г.