СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.Б. Хворова
Статья посвящена роли информационно-просветительских технологий в социально-культурной деятельности в развитии и формировании организаторских и управленческих навыков у молодежи. Отражены результаты социально-педагогических исследований, проведенных в 2007 г. среди студентов Москвы, Орла, Липецка и Тамбова.
Ключевые слова: информационно-просветительные технологии, социально-культурная деятельность, социально-культурная среда, жизненные ценности, организационно-управленческие навыки, студенческая молодежь.
Процессы формирования гражданского общества в России немыслимы без существенных сдвигов в развитии молодежной политики, без воспитания ответственной, социально-активной личности, обладающей соответствующими организационно -управлен-
ческими способностями и навыками.
В условиях социально-культурной деятельности студенческой молодежи значительным потенциалом для осуществления подобного воспитательного воздействия, прежде всего, обладают информационнопросветительские технологии. Значение этих технологий в практике досугового воспитания постепенно возрастает. Это обусловлено тем, что в XXI в. мировое цивилизованное сообщество во многом базируется на информационных и телекоммуникационных технологиях, а под влиянием процесса информатизации складывается новая социальная структура - информационное общество [1].
В этой связи информационно-просветительские технологии социально-культурной деятельности должны стать важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в безбрежном океане информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям.
Однако современные информационнопросветительские технологии должны стать гуманистически ориентированными, рассматривать человека как основную ценность, быть направленными на развитие личности, а также обеспечивать максимально благоприятные условия для саморазвития личности [2].
Посредством информационно-просветительских технологий формируется особая
социально-культурная среда - программнотелекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами, информационной поддержкой и документированием. Чем больше и полнее личность использует возможности информационно-просветительских технологий, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие [3].
Социально-культурная деятельность для того, чтобы быть информационно насыщенной для каждого пользователя должна быть многоуровневой, обладать принципиальной избыточностью и неисчерпаемостью. Информационно-просветительская среда должна быть «насыщена» образовательными ситуациями, которые обладают значительной степенью неопределенности, содержат амбивалентные оценки, заставляющие участника досугового общения «включить» механизмы самодетерминации и саморазвития.
В качестве критериев оценки эффективности тех или иных форм и методов информационно-просветительской деятельности
должны выступать не только показатели, учитывающие степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и показатели сформированности определенных личностных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта, духовности, творческих способностей студента [4].
В идеале информационно-просветительская деятельность должна быть направлена на формирование гражданской зрелости, ба-
зовыми составляющими которой являются: ценностность как характеристика наиболее главных и значимых для человека аспектов; ответственность; саморазвитие, предполагающее самоопределение, самодвижение в пространстве познания и развития, самоконтроль, стремление к самореализации, источник обогащения культуры и ее продукт; дис-позиционная терпимость как контактность, отзывчивость, соучастие, умение сопереживать и «сорадоваться», способность отождествлять себя с другими людьми; внутреннее единство, целостность, обеспечивающие то качественное своеобразие личностных черт, благодаря которым человек обретает право называться личностью [5].
Тем самым информационно-просветительские технологии социально-культурной деятельности в опоре на современные телекоммуникационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию студента [6].
Указанные теоретические положения послужили основой для разработки педагогической модели и программы формирования организационно-управленческих навыков
студенческой молодежи посредством информационно-просветительских технологий социально-культурной деятельности.
Однако разработке модели и программы предшествовало констатирующее социальнопедагогическое исследование, которое предполагало многокритериальный анализ зависимостей мотивов участия студентов в организационно-управленческих действиях по обеспечению своих реальных и перспективных жизненных интересов и потребностей в сфере: образования (как наиболее насущных в сфере настоящих жизненных условий); дальнейшего трудоустройства; организации взаимодействия с представителями ближайшего социального окружения; обеспечения личностных потребностей в различных сферах деятельности.
В задачи исследования входило:
- конкретизировать мотивы, связанные с обеспечением своих прав и жизненных интересов в различных сферах деятельности;
- определение структуры информационного обеспечения и потребностей при реализации актуальных жизненных потребностей;
- определение иерархии и соотношение жизненных целей, ценностей и средств достижения ожиданий и потребностей студентов [6].
В соответствии с указанными задачами в содержание разработанной нами анкеты были включены вопросы, посвященные выявлению особенностей жизненной стратегии студента, удовлетворенности различными сторонами жизни; основных источников информации; параметров творческой самореализации студента в процессе его участия в общественной жизни вуза; коммуникативно -информационных процессов в студенческом сообществе; наиболее перспективных форм реализации информационно-просветитель-
ских технологий социально-культурной деятельности в вузе; проблем лидерства и руководства в студенческой группе; развития значимых организационно-управленческих качеств и др.
Анкетирование проводилось в 2007 г. среди студенческой молодежи г. Москва, Липецк, Тамбов и Орел. В нем приняли участие 594 человека, большая часть из которых (73 %) в возрасте от 18 лет и старше и 27 % опрошенных (158 человек) - молодые люди в возрасте до 18 лет. Из опрошенных юноши составили 48 % (285 человек), девушки -52 % (309 человек).
Опрос позволил конкретизировать наиболее существенные жизненные приоритеты студенческой молодежи. В частности, удалось установить, что ведущим жизненным ориентиром является интересная творческая работа. 70 % респондентов отметили, что они ее либо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. На престижную работу они ориентированы в несколько меньшей степени: 20 % говорят о ее наличии и 55 % считают, что смогут ее получить. Еще меньшая часть респондентов заявляет о возможности сделать карьеру.
Стоит отметить, что создать бизнес хотели бы меньшее число опрошенных, чем добиться успехов в работе. Хотя 10 % респондентов уже имеют его, а 34 % считают, что им это по силам. Таким образом, можно констатировать, что бизнес привлекает участников опроса в меньшей степени, чем интересная и престижная работа и карьера.
Особая ценность для опрошенных - возможность заниматься любимым делом. До-
биться данной цели хотели бы почти все -98 %, правда каждый десятый участник опроса признался, что вряд ли сможет добиться реализации подобного желания. Респонденты вообще высоко ценят возможность проявления самостоятельности в работе (92 %), что позволит им побывать в разных странах мира (93 %), иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие (83 %). Но для значительного числа респондентов реализация этих целей видится невозможной (около 30 %).
Если говорить о честолюбивых устремлениях опрошенных, то стоит отметить, что деньги привлекают их значительно больше, чем власть и слава. При этом само богатство около 20 % респондентов не считают для себя важным. А вот стремление быть знаменитым более актуально (37 %).
Значительную часть респондентов (19 %) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Существует и группа «карьеристов» (6 %): это опрошенные, которые полагают, что им по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремятся жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути, они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес - больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов: стать известными, обладать властью и т. д.
В числе наиболее престижных профессий, по мнению опрошенных: адвокаты,
юристы, прокуроры, нотариусы (32 %), финансисты, экономисты, бухгалтеры, банковские работники (28 %), госслужащие (23 %), предприниматели, бизнесмены, работники торговли, менеджеры (18 %), работники культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, модельного бизнеса, телеведущие (11 %), врачи (10 %), программисты (7 %), военнослужащие, работники милиции (3 %), научные работники (3 %). Все прочие профессии вместе набрали около 13 % (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Таким образом, престиж в основном ассоциируется с понятиями «профессионализм» и «власть».
Интересно, что среди представителей молодого поколения, живущих в областных центрах, позиция бизнесмена выглядит более
привлекательно, чем среди молодых жителей Москвы. 11 % из них назвали ее в своем списке престижных профессий, в то время как среди молодежи Орла доля людей с подобными взглядами составляла лишь 5 %. У представителей молодежи Липецка престиж в большей мере воспринимается как общественный статус в своей референтной группе и успешность как профессионала или творческого человека. Материальный достаток становится все более необходимым, а не дифференцирующим по статусу элементом. В то же время в Тамбовской области молодежь в большей степени ориентирована на достижение осязаемых, «фиксированных» результатов, например, должностной позиции, материального достатка, выраженного в определенном уровне потребления, и т. п. Так, в Тамбове и Орле 22 % молодежи отметило в качестве престижных профессиональных позиций работу в области искусства, культуры, шоу-бизнеса и т. д. Еще 14 % отметили в качестве престижной профессию врача, в то время как престижность работы финансистов, банкиров, экономистов отметили только 18 % молодых жителей Липецка, престижность работы в государственных органах власти - только 12 %.
Вместе с тем выяснилось, что молодые жители Липецкой области в целом скептически оценивают перспективы своего карьерного роста: большинство считают, что это довольно сложно (около 50 %) или практически невозможно (24 %). В творческих профессиях достичь успеха, по мнению респондентов, несколько легче, чем в бизнесе, сфере управления и, тем более, в политике: 24 % опрошенных полагают, что сделать карьеру достаточно легко, когда речь идет о творческих профессиях; в сферах бизнеса и управления меньше - по 14 %, лишь 7 % - в политике.
В оценках возможностей карьерного роста наиболее оптимистично настроена молодежь Липецка и Орла (30-40 %), наиболее пессимистично - молодые жители Тамбовской области (от 20 % и ниже).
Больше всего привлекают молодежь перспективы в бизнесе - 58 % опрошенных хотели бы добиться успеха в этой сфере. Тогда как в административной деятельности - 45 %, в политике и творческих профессиях - по 23-25 %.
Участники опроса единодушны в том, что для того, чтобы сделать карьеру, добиться
успеха, особенно важно иметь нужные связи и знакомства, удачно жениться (выйти замуж) -так полагают 59 % опрошенных студентов. Пригодятся также хорошая профессиональная подготовка, высокая квалификация (54 %). Значительной части участников опроса близки такие варианты ответа: наличие богатых родителей (39 %), талант и исключительные способности (35 %), проживание в крупном городе типа Москвы или Санкт-Петербурга (26 %). Реже называют иные обстоятельства -быть везучим человеком (13 %), уметь приспосабливаться, вовремя польстить начальству (9 %), быть морально неразборчивым, готовым ради карьеры и на обман, и на интимные отношения с нужными людьми и т. д. (6 %), иметь привлекательную внешность (4 %), иметь физическую силу, сноровку (4 %), вовремя вступить в политическую партию, близкую властям (3 %) и др.
Молодые люди весьма предрасположены к риску: каждый второй опрошенный студент убежден в том, что для достижения успеха в жизни надо рисковать. Кроме того, 60% считают, что выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все.
Более 30 % опрошенных абсолютно уверены в том, что нынешние реформы проводятся в интересах молодежи и будущего страны. Значительная часть респондентов выражает свое убеждение в том, что в обозримом будущем Россия превратится в экономически процветающую, демократически развитую и пользующуюся авторитетом в мире державу. По мнению опрошенных, Россия станет:
- экономически процветающей страной в ближайшие 5-10 лет (21 %) или в ближайшие 10-20 лет (47 %);
- мощной державой, пользующейся высоким авторитетом в мире, в ближайшие 5-10 лет (23 %) или в ближайшие 10-20 лет (41 %).
Среди молодежи Москвы мнение о краткосрочной (через 5-10 лет) положительной перспективе разделяют свыше 30 % опрошенных, а среди провинциальной молодежи - менее 20 % респондентов. Индикатор «исторического оптимизма», если судить по распределению мнений о перспективах развития страны, среди юношей на 5-6 % выше, чем среди девушек.
На вопрос о том, какие молодежные общественные объединения им известны, респонденты отвечали так: не знаю никаких объединений (14,3 %), затрудняюсь ответить (56,8 %). Лишь 31,9 % опрошенных знают хотя бы одно (или более) из таких молодежных общественных объединений, как движение «Наши», «Молодая Гвардия Единой России», пионерская организация, Центр патриотического воспитания и другие патриотические объединения, Союз юных инспекторов движения, Российский союз молодежи, Ассоциация учащейся молодежи.
На вопрос о том, считаете ли вы деятельность молодежного общественного объединения полезной, нужной для молодежи, респонденты ответили, что да (43,4 %), скорее да, чем нет (25,7 %), скорее нет, чем да (7,5 %), нет (1,3 %) и затрудняюсь ответить (22,1 %). Участие в работе этих объединений хотя бы однажды принимали 53,8 % опрошенных, редко - 36,6 %, регулярно - и 9,6 %.
На вопрос о том, какие молодежные общественные организации нужны сегодня прежде всего, участники исследования ответили так: досуговые, по интересам (25,4 %), экономические, финансовые фонды поддержки молодежи (18,7 %), студенческие профсоюзы (15,5 %), юридические, правовые (12,3 %), экологические (9,2 %), пионерские (7,6 %), политические организации молодежи (6,6 %).
На вопрос о том, что сегодня является для молодежи самым важным в жизни, респонденты ответили следующее: любовь, семья (21,7 %), образование, профессия (20,9 %), деньги (16,4 %), деловая карьера (15,3 %), мир на Земле (9,1 %), процветание родной страны (6,9 %), получение удовольствия от жизни (5,6 %).
Таким образом, опрос сделал правомерным вывод о достаточной социальной активности студенческой молодежи, ее стремлении занять достойное место в социальной структуре государства.
В контексте нашего исследования особую значимость имели ответы участников опроса относительно источников информации и ее роли в их учебной и досуговой деятельности. В частности установлено, что источником получения информации по молодежной тематике является средства массовой информации (43,9 %), друзья и знакомые
(31,2 %), реклама на улице (8,3 %). Студентам наиболее интересны: информация об организации и проведении молодежных мероприятий (39,8 %), программы для молодежи (19,8 %), статьи, заметки, передачи о молодежных лидерах (11,4 %), информация о различных молодежных инициативах (6,5 %).
По избираемым способам проведения свободного времени молодежь явно опережает своих родителей. Прежде всего это касается посещения ночных клубов, молодежных дискотек, музыкальных тусовок, увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов. Не слишком-то современную молодежь привлекает социальногражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам, как впрочем и политика).
Вместе с тем в ходе опроса выявлено, что в основе досуговой активности определенной доли молодежи заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения. При этом у молодежи в основном отсутствует такой важнейший компонент гражданской позиции, как активное социальное и общественное участие. В деятельности общественных объединений регулярно участвуют только 5 % опрошенных. Самодеятельные кружки и клубы по интересам в свободное время постоянно посещают около 10 % респондентов. Спортивные секции привлекают более 12 % опрошенных. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается преимущественно в самой молодой (в основном студенческой) среде и прекращается вместе с выходом из этого статуса и возраста. Многие виды гражданского участия в молодежном досуге практически стремятся к нулю, например, политическая, общественная или религиозная деятельность очень слабо отражены в повседневной жизни опрошенных [7].
Так или иначе практически все респонденты включены в неформальные социальные сети, и общение как таковое для них крайне значимо, им зачастую они и заполняют свое свободное время. И только 2 % опрошенных заявили, что одиноки и ни с кем не общаются.
За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности, явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. За последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации, как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению, опережающими темпами растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. В среднем каждый четвертый опрошенный заявил, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков.
В целом можно сказать, что молодежь почти полностью овладела компьютерной грамотностью (во многом благодаря информатизации школ) и готова применять свои знания на практике, причем не только в игровых и учебных целях, но и в сфере практической профессиональной деятельности. Всего 16 % опрошенных заявили, что они не владеют или очень плохо владеют компьютером.
Таким образом, новые информационные технологии (спутниковое и кабельное телевидение, Интернет) «сделали свое дело» -люди перестали комплексовать по поводу того, что они чего-то не увидят, не услышат или не прочитают, поскольку все само приходит к ним в дом (или офис) через новые средства массовой телекоммуникации. И это еще одна характерная черта новых способов досуговой активности [8].
К тому же молодежь по-прежнему активно смотрит все более разнообразные телевизионные программы (телевидение один из самых предпочтительных способов заполнения свободного времени). Вот как распределились предпочтения опрошенных по отношению к различным видам телевизионных передач: информационные программы (30 %), отечественные фильмы (35 %), зарубежные фильмы (46 %), аналитические программы (11 %), игровые программы (20 %), мультфильмы (23 %), музыкально-развлекательные программы (43 %), спортивные программы (27 %), эротические программы (12 %), про-
граммы о культуре (13 %), научно-популярные программы (19 %), исторические программы (23 %), программы о путешествиях (28 %), религиозные программы (6 %).
Участников исследования интересуют передачи научно-популярного жанра, программы о мире, в котором мы живем, они постоянно хотят быть в курсе новых событий и отсюда их интерес к информационному вещанию. К сожалению, не слишком велик интерес к российской культуре. Молодежь по-своему старается постигать мир, в т. ч. и через новые возможности телекоммуникации, однако это не означает, что вся она бездумно помешана на музыке, развлекательных шоу и дешевых телесериалах.
Опрошенные не слишком удовлетворены своими возможностями в сфере досуга (считают, что смогли этого добиться не более 10 %), однако надежды на то, что можно будет позволить себе полноценный досуг и отдых когда-нибудь в будущем не теряют порядка 46 % и только 16 % заявляют, что им это в принципе не нужно.
Таким образом, в ходе констатирующего социально-педагогического исследования
удалось выявит приоритетные ориентиры и мотивы студенческой молодежи, связанные с обеспечением своих прав и жизненных интересов в различных сферах деятельности; конкретизировать структуру информационного обеспечения и соответствующих потребностей в данной социальной страте, определить иерархию и соотношение жизненных целей, ценностей и средств их достижения. Указанные показатели стали важнейшими социально-психологическими параметрами, необходимыми для разработки и реализации модели формирования организационно-управленческих навыков студенческой молодежи средствами информационно-просветительских технологий.
1. Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005.
2. Полат Е.С. Телекоммуникационные проекты: организация и проведение // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003. С. 270-271.
3. Бухаркина М.Ю. Координация проектной деятельности в сети // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003. С. 315-316, 320.
4. Жабина А. О. Характеристика мотивов поступления в вуз и значимости образования в системе ценностей молодежи // Молодежь Тамбовщины размышляет, спорит, советует. Тамбов, 2007.
5. Семенов В.Е. Задачи и функции системы информационного обеспечения молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-38.
6. Копцева О.А. Информационное взаимодействие со средствами массовой информации // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 118-119.
7. Шеховцова Е.Ю. Организация досуга молодежи как средство профилактики ее пассивности // Молодежная политика в современной России: состояние и актуальные вопросы совершенствования: материалы третьей межвуз. науч.-практ. конф. Орел, 2005. С. 109, 111.
8. Логвинов Л. С. Перспективы развития услуг Интернет // Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Орел, 2006. С. 23-24.
Поступила в редакцию 7.09.2008 г.
Khvorova E.B. Social and pedagogical peculiarities of forming the organization-management skills of student youth by means of informational-elucidative technologies. The article is about the significance of informative-educational technologies in social-cultural activity in the development and forming of organization and management skills of the youth. The results of social-pedagogical researches made in 2007 among the students from Moscow, Orel, Lipetsk and Tambov are demonstrated in the article.
Key words: informational-elucidative technologies, social and cultural activity, social and cultural environment, life values, organizational and management skills, student youth.