Научная статья на тему 'Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования'

Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Е. И.

Автор показывает механизмы реализации и защиты прав ребенка, профилактики безнадзорности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсикова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования»

к учебной деятельности, способствовать их личностному самоопределению.

Библиографический список

1. Богуславский, М. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / М. Богуславский, Г. Сергеева // Учительская газета. -1998. - № 3. - С. 6-7.

2. Долженко, О. В. Очерки по философии образования: учеб. пособие /

О. В. Долженко. - М.: Промо-Медиа, 1995. - 240 с.

3. Казакина, М. Г. Воспитание гуманизмом и творчеством / М.Г. Казакина // Магистр I - 1992. - № 2. - С. 7-13.

4. Краткий философский словарь. / под ред. А. П. Алексеева. - Изд. 2-е, пере-раб. и доп. - М., 2001. - 496 с.

5. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. - М.: Высш. шк.,1991. - 224 с.

6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Совр. слово, 2005. - 720 с.

7. Талызина, Н.Ф. Методика составления обучающих программ / Н. Ф. Талызина. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 47 с.

8. Фоменко, В. Т. Построение процесса обучения на интегративной основе /

В. Т. Фоменко. - Ростов-н / Д., 1996. - 86 с.

9. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение / Н. И. Чуприкова. - М.: Прометей, 1995. - С. 110.

УДК

Е. И. Евсикова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Происходящие в России социальные и экономические изменения, развитие рыночной экономики, конкуренция на рынке труда существенно меняют характер и условия социальной защиты и адаптации молодежи.

Несмотря на принятие Конвенции о правах ребенка [2], важнейшего документа ХХ в., ратифицированного в СССР в 1990 г., дети в России по-прежнему остаются одной из самых незащищенных в правовом и социальном отношении категорий населения.

По данным независимой ассоциации детских педиатров и психологов, около 2 млн детей школьного возраста нигде не обучаются, и на них прихо -дится почти 40 % детско - подростковой преступности; около 2 млн детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло 600 тыс. В связи с

этим проблема защиты прав несовершеннолетних приобретает все большую актуальность.

В условиях стремительного преобразования нашей жизни общество предъявляет к человеку все более высокие требования, но и возлагает ответственность за его судьбу. Поэтому формирование культуры прав человека - одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, и в первую очередь, перед теми органами власти, кто призван заниматься проблемами детства [7, с. 96]. Нельзя построить правовое государство, не научив детей жить в соответствии с общечеловеческими, нравственными законами, изложенными во Всеобщей Декларации прав человека [1].

Одним из приоритетов в деятельности Управления образованием г. Якутска стало предоставление возможности для обучающихся не только узнавать о правах человека, но и практически, деятельно реализовывать их.

Основная роль по защите прав несовершеннолетних принадлежит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).

В течение ряда лет, с момента создания, уточнялись функции комиссии по делам несовершеннолетних, расширялись полномочия по организации борьбы и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.

С принятием Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3] роль комиссий в профилактике безнадзорности еще более усилилась. По-прежнему они являются головными органами, обеспечивающими координацию деятельности системы профилактики. Расширились их правозащитные функции в сфере образования, здравоохранения, трудовых, жилищных и иных правоотношениях. Неслучайно в этой связи они переименованы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Задачи, возложенные на комиссии в соответствии с новым законом по осуществлению контроля за условиями воспитания, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, требуют от комиссии высокого профессионализма, оперативности, качественно нового уровня деятельности в этом направлении.

Исходя из поставленных задач, комиссия переориентировалась от выполнения функций административной юрисдикции к объединению усилий органов и учреждений системы профилактики по выявлению беспризорных, безнадзорных детей, а также утративших связи со школой, но не имеющих обязательного основного среднего образования.

Под руководством КДНиЗП Управлением образования совместно с Уп -равлением внутренних дел в городе регулярно проводятся месячники профилактики правонарушений, операции «Всеобуч», «Подросток», «Лето», рейды с привлечением родительской общественности и отрядов «Юные стражи правопорядка». Через Управление социальных проблем оказывается помощь малообеспеченным семьям, оплачивается лечение родителей, по-

желавших избавиться от алкогольной зависимости в ЯРПНД. В летнее время КДНиЗП контролирует организацию летнего труда и отдыха детей и подростков города. Так, например, летом 2006 г. более 22 тыс. школьников города были заняты различными формами организации летнего труда и отдыха, из них около 7 тыс. - это дети из малообеспеченных и социальнонеблагополучных семей, 945 подростков, состоящих на учете в ППДН УВД, работали в волонтерских отрядах и отдыхали в летних оздоровительных лагерях.

Новым успешным проектом 2006 г. стала городская программа «Каникулы» Объединения подростковых клубов города (рисунок).

«Каникулы»

«Играй с нами» «Мой двор, мой подъезд» «Двор моего детства»

Спортивны «Автобус Благоустро Благоустро Педагогический Работа на

й марафон радости» йство улиц иство отряд детских

и площадей дворовых «Здравствуйте!» площадках

территорий

Структура программы «Каникулы»

Подпрограмма «Играй с нами» выросла из проекта «Автобус радости» и представляет собой организацию красочных концертно-игровых акций силами воспитанников Объединения подростковых клубов. За четыре года действия проекта «Автобус радости» было организовано 360 маршрутов в микрорайоны нашего города, пригородные поселки, летние лагеря, дачи и социальные учреждения.

В рамках подпрограммы «Мой двор, мой подъезд» ежегодно на базе подростковых клубов создается более 20 лагерей труда и отдыха дневного пребывания. Подростки занимаются благоустройством, во всех лагерях организовано питание, активный отдых, поощрение по итогам работы.

Целью подпрограммы «Двор моего детства» является организация досуга и общественно-полезной деятельности для неорганизованных детей и подростков по месту жительства в период летних каникул. В своей реализации программа опирается на передвижные подростково-молодёжные группы, работающие в различных округах города и пригородах. Более 150 мальчишек и девчонок из подростковых клубов и школ города объединились в детский педагогический отряд «Здравствуйте!», обучались в «Школе вожатого», сдали творческий зачёт по вожатскому мастерству, чтобы в июне выйти на дворовые площадки в разные микрорайоны города.

Летом 2006 г. 7300 детей и подростков стали участниками данной программы, почувствовав себя маленькими и заботливыми хозяевами своего города. В целом в мероприятиях программы «Каникулы» приняли участие более 11 тыс. школьников.

Для оперативного решения ряда проблем по безнадзорности и профилактике правонарушений несовершеннолетних, устройству детей и подростков в школу при администрации города создан оперативный штаб под руководством заместителя главы окружной администрации г.Якутска. Распоряжением главы администрации г. Якутска на базе специальной коррекционной школы № 34 создан интернат для детей из социальнонеблагополучных семей, открыт социальный класс, в который направляются подростки в возрасте до 15 лет, не имеющие порой даже начального образования. По сути, это «социальные сироты», т. е. сироты при живых родителях, забота о которых полностью ложится на государство.

В последние годы практически во всех регионах РФ продолжает ухуд -шаться ситуация, связанная со злоупотреблением психоактивными веществами (ПАВ). Идет время, и сегодня потребление наркотиков уже является неотъемлемой реальностью, частью нашей и без того сложной жизни. При этом подростки в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадают в болезненную зависимость.

Основным направлением работы по профилактике и предупреждению злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди школьников г. Якутска является формирование профилактико-реаби-литационной поддерживающей городской инфраструктуры для детей и подростков, склонных к употреблению наркотических и других психоактивных веществ или попавших в наркогенную зависимость. Распоряжением мэра г. Якутска в 2005 г. создано муниципальное учреждение «Якутский городской Центр профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков». Определены основные задачи и основополагающие приоритеты профилактико-реабилитационной работы с детьми и подростками, склонными к употреблению психоактивных веществ или попавшими в нарко -генную зависимость.

За время работы данного центра сформирована определенная научнометодическая и материально-техническая образовательная база по профи-лактико-реабилитационной деятельности с детьми и подростками, склонными к употреблению психоактивных веществ; программа первичной профилактики аддиктивного поведения в детско-подростковой среде; организационно-деятельностная образовательная структура, состоящая из центров, кабинетов, постов при учебных заведениях по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками [5].

В 35 образовательных учреждениях города созданы центры, кабинеты, посты по профилактике потребления психоактивных веществ детьми и подростками. Более 240 специалистов (социальные педагоги, классные руко -водители, психологи, старшие вожатые, педагоги дополнительного образования, заместители директоров по УВР, инспектора по правам детства, медицинские работники, учителя-предметники), прошедшие специальную

подготовку через курсы повышения квалификации, привлечены непосредственно к работе по данной проблеме. В этом учебном году формируются школьные межведомственные координационные советы по проблемам профилактики потребления психоактивных веществ с привлечением руководителей предприятий, округов, попечителей, общественных и государственных деятелей, активистов здорового образа жизни.

Сейчас в школах вводятся антинаркотические посты. Думаю, что это очень верное направление. Однако работа в этих постах должна сводиться не к ябедничеству и наушничеству, а к формированию антинаркотической атмосферы в классах и во всей школе, к быстрому выявлению и изоляции торговцев наркотиками, к немедленному направлению на консультацию к врачу-наркологу школьников, замеченных в употреблении наркотических веществ. Чем активнее будут учителя и родители, тем скорее им удастся преодолеть инертность, лень, возможно, необразованность у милиции, медиков, всех, кто стоит на передних рубежах борьбы с наркоманией. Учителя и родители не должны подменять собою врачей, каждый делает свое дело, но если учителя и родители не станут помощниками врачей-наркологов, то надеяться на ликвидацию в нашей стране проблемы наркомании не прихо -дится.

Безнадзорность детей и подростков чаще всего есть проявление их правовой, социальной, психологической незащищенности, снижения гражданской ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей. Именно вследствие этого подростки часто совершают правонарушения и преступления. Поэтому важную роль в предупреждении правонарушений играет работа органов исполнительной и представительной власти на местах по нейтрализации и устранению семейных и других конфликтов в ближайшем окружении подростка путем защиты его прав и интересов.

Важный шаг по пути реорганизации государственной системы защиты прав несовершеннолетних и системы профилактики сделан в связи с принятием в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3]. В нем названы основные органы, входящие в систему профилактики: органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, органы по делам молодежи. Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

В Республике Саха (Якутия) государственная политика по защите прав ребенка признана приоритетной в деятельности всех органов государственной власти. И поэтому большая роль отведена поддержке се-

мьи, детских общественных объединений, работы учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной реабилитации и защиты детей со стороны государства. За последние 10 лет вышло более 320 нормативных документов по поддержке и регулированию системы образования республики. Следует отметить огромное значение Закона РС (Я) «О правах ребенка» [4] в определении задач, принципов и форм деятельности государственной системы в обеспечении выживания и развития детей республики, защиты их прав и интересов.

Воспитать гражданина - значит подготовить молодого человека к творческому решению задач, которые ставит перед ним государство. Без формирования гражданина, а следовательно, и системы гражданского образования, все попытки модернизации общества обречены на провал.

На протяжении последних лет проводится целенаправленная и кропотливая работа всех структур Управления образованием по неукоснительному выполнению задач по реализации и защите прав несовершеннолетних. Наиболее эффективным представляется создание системы по реализации и защите прав детей и подростков в г. Якутске, тем более, что уже есть определенные наработки в этом направлении. Слаженная работа комиссии по делам несовершеннолетних, отдела опеки и попечительства Управления образованием, деятельность детской городской правозащитной организации, введение школьных инспекторов по правам детей во всех школах города, преподавание начального курса по правам человека - все это и представляет собой определенные социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав детей и подростков.

Основные идеи становления системы по защите прав несовершеннолетних заложены в городской программе «Столичное образование», разработанной творческим коллективом под руководством Управления образованием [6, с. 21]. В программе представлены несколько разделов: «Дети группы риска», «Воспитание гражданина», «Дополнительное образование», «Здоровое поколение», где в комплексе решаются стратегические задачи по реализации и защите прав несовершеннолетних.

В представленной статье затронуты, конечно же, не все организационно-педагогические вопросы, связанные с очень сложной проблемой защиты прав несовершеннолетних. Но ряд выдвинутых в ней практических рекомендаций расширяют перспективы для дальнейших поисков и разработок в этом направлении.

Идеи, закреплённые в гуманистических принципах о правах человека, непосредственно влияют на мировоззрение подростков, формируют его правосознание и ориентируют на решение социальных проблем только цивилизованными методами, а самое главное, утверждают понимание, что главным показателем общей культуры личности и критерием развития общества является отношение к проблеме защиты основных прав и свобод человека.

Библиографический список

1. Всеобщая Декларация прав человека. Права ребенка // Сб. документов. -1993. - С. 7-11.

2. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка // Сб. документов. - 1993. -

С.77-96.

3. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г.

4. Закон РС (Я) «О правах ребенка» от 01.06.1994 г.

5. Евсикова, Е. И. Организация и деятельность центров и кабинетов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи / Е. И. Евсикова; // под общ. ред. Г. Н. Тростанецкой. - М.: Издат. сервис, 2002. -352 с.

6. Евсикова, Е. И. Столичное образование / Е. И. Евсикова // Менеджмент в образовании. - 2005. - № 2 (11). - С. 21-23.

7. Лебедев, О. Е. Права ребенка и его активность / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2000. - № 5. - С. 96-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.