УДК 372.016:50*00 ББК 74.100.5
Л .А. ХАМИДУЛЛИНА, О.В. КИРИЛЛОВА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА
Ключевые слова: естественнонаучное образование; мировоззрение, естественнонаучная картина мира, дошкольный период.
Рассмотрены особенности формирования начальных естественнонаучных представлений на этапе дошкольного детства как важного и необходимого условия становления целостной современной картины мира.
L.A. KНАМIDULLINA, O.V. KIRILLOVA SOCIALLY-PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE COMPLETE MODERN PICTURE OF THE WORLD
Key words: natural-science formation; outlook, a natural-science picture of the world, the preschool period.
Article opens features of formation of initial natural-science representations at a stage of the preschool childhood as important and necessary condition of formation of a complete modern picture of the world.
Естественнонаучное образование в мировой педагогической практике развивается как одно из приоритетных направлений и рассматривается сегодня как важнейшее условие сохранения и развития человеческой цивилизации.
Современные представления о естественнонаучном образовании берут свое начало в педагогических взглядах М.В. Ломоносова, который активно выступал против боязни естественных наук, обращал особое внимание на большое практическое значение знаний о природе, боролся за введение естествознания в русскую школу.
На структуру естественнонаучного образования большое влияние оказали идеи Я.А. Коменского, который видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Большую ценность для становления методики формирования естественнонаучных представлений у детей имели разработанные Я.А. Коменским общедидактические принципы, не утратившие своей актуальности и в современное время: в обучении идти от общего к частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому; учитывать индивидуальные особенности учащихся, возбуждать интерес к знанию и охоту к учению, всякое последующее знание должно опираться на предыдущее, вытекать из последнего.
К.Д. Ушинский также ставил науки о природе на первое место в плане образовательного воздействия на ребенка, так как естественные науки «начинают занимать детский ум прежде всего... Трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке». И далее: «Естественные науки больше всего содействуют логическому развитию, ... дают многостороннее развитие всем духовным способностям» [3. C. 225-226].
Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, которая раскрыла роль наблюдения как наиболее доступного средства ознакомления маленьких детей с предметами и явлениями окружающего мира. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств [2].
Перечень подобных высказываний можно было бы продолжить. Но уже из него можно сделать вывод о том, что налицо исторический аспект обусловленности естественнонаучного образования.
Естественнонаучное образование предполагает передачу подрастающему поколению эмпирического опыта познания мира, формирование представлений о целостной картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие мира в соответствии с основными концепциями естествознания, понимание принципов преемственности в изучении природы. Дошкольный период играет в связи с этим особую роль, поскольку именно в детстве складывается начальное восприятие окружающего мира, формируются основы мировоззрения: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных объектах и явлениях окружающего мира.
Исследование, проведенное на базе ряда дошкольных образовательных учреждений, а также Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, показало, что ознакомление детей с астрономией, одной из удивительнейших и старейших наук, может выступать эффективным средством формирования естественнонаучных представлений, основ научного мировоззрения у детей дошкольного возраста. Красота и величие Космоса позволяют осознать детям свое место в окружающем мире, связать свое рождение и развитие с общим процессом развития материи во Вселенной. Формирование естественнонаучной картины мира у детей, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, креативности, любознательности, коммуникабельности, ответственности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствующую развитию их интеллекта, расширению их кругозора, формирует основу для создания новой образовательной среды, стимулирующей постоянный интерес к познанию окружающего мира [1].
Поскольку естественнонаучное образование дошкольников выступает как процесс, то его характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигнутые при этом результаты. Это и есть образующие систему естественнонаучного образования компоненты - целевой, содержательный, деятельностный и результативный.
Целевой компонент естественнонаучного образования включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности в учреждениях образования. Причем цель и задачи процесса формирования естественнонаучных знаний существенно зависят не только от специфики образовательных учреждений, от возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, их уровней обучения, но и от развития постоянного интереса детей к окружающему миру, мотивации и познавательной активности в данной образовательной сфере.
Целью естественнонаучного образования в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей в начальной форме через знакомство с окружающим миром мировоззрения, основ научного мышления для наиболее успешной социализации ребенка в процессе педагогического общения участников образовательного процесса. Данная цель декомпозируется в следующие задачи:
1. Развитие и сохранение постоянного интереса детей к познанию окружающего мира.
2. Последовательное, поэтапное формирование целостной общей культуры личности, системности и всесторонности знаний о предметах и явлениях природы и общественной жизни, взаимосвязях в природе и месте человека в них.
3. Обогащение нравственного опыта детей, воспитание бережного отношения к богатствам природы и общества, формирование навыков экологически грамотного поведения в природе и социальной среде.
4. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной образовательной среды и развивающего общения в процессе игровой познавательной деятельности.
5. Обеспечение преемственности образовательных процессов в дошкольном образовательном учреждении и начальном звене средней общеобразовательной школы, пропедевтическая подготовка детей к изучению школьных предметов естественного цикла (природоведение, физика, химия, биология, география, астрономия).
Содержательный компонент естественнонаучного образования отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Являясь средством воплощения в жизнь целей, содержание естественнонаучного образования отражает как текущие, так и перспективные потребности общества. Именно потребности в наибольшей степени направляют содержание естественнонаучного образования и включение его в учебные планы дошкольных образовательных учреждений.
В критериях оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, к развитию элементарных естественнонаучных представлений детей предъявляются следующие требования:
- педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями;
- обеспечивают условия для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями;
- рассказывают о земном шаре, атмосфере;
- знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле;
- знакомят с разными видами ландшафта;
- развивают представления детей о природных богатствах недр Земли;
- педагоги создают условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.
На практике реализация этого обязательного содержания дошкольного образования обеспечивается разными программами по дошкольному воспитанию: «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Развитие», «Детство» и др. Следует отметить, что во всех проанализированных нами программах по дошкольному воспитанию не выделен раздел по естественнонаучному образованию дошкольников, а формирование естественнонаучных представлений у детей осуществляется преимущественно в процессе их экологического воспитания.
Содержание и методика экологического воспитания дошкольников представлены в ряде авторских программ: «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой, «Мы - земляне» Н.Н. Вересова, «Семицветик» В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой и др.
На наш взгляд, наиболее полно развитие экологической культуры детей дошкольного возраста представлено в программе С.Н.Николаевой «Юный эколог», согласно которой экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей «осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации основной цели естественнонаучного образования дошкольников - формирования основ научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нем. Поэтому возникла
необходимость в разработке программы факультативного курса «Астрономия для малышей» по естественнонаучному образованию дошкольников.
Курс «Астрономия для малышей» ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Он вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли.
Деятельностный компонент естественнонаучного образования включает в себя взаимодействие педагогов и обучаемых, их сотрудничество, организацию и управление педагогическим процессом естественнонаучного образования, без которых не может быть достигнут конечный результат.
Основополагающим условием осуществления естественнонаучного образования дошкольников является выбор рациональных методов и приемов воспитания и обучения. Главными методами формирования естественнонаучных представлений у дошкольников являются практические, наглядные, игровые, словесные методы, а именно: чтение и обсуждение детских книг по астрономии, рассматривание учебных картин, иллюстраций и фотографий небесных тел, рисование, моделирование, конструирование, дидактические игры с астрономическим содержанием, экспериментирование. Большое внимание отводится проведению экскурсий, которые не только дают яркие впечатления, но и развивают наблюдательность ребенка. Однако наблюдения дают положительный эффект только при активности ребенка, когда он сам исследует объект или явление, а педагог направляет его исследовательскую деятельность.
Результативный компонент процесса естественнонаучного образования дошкольников отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленными целями и задачами. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка включает сбор информации, регистрацию полученных данных, их интерпретацию. При этом чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой. Известно много методов сбора информации: индивидуальные и фронтальные опросы, продукты деятельности ребенка, мнение родителей и др., но особенно значимым является наблюдение за поведением ребенка. При этом педагог не должен спешить с выводами и оценками - он должен помнить, что каждый ребенок проявляет себя по-разному, имеет право на свой собственный путь развития.
Таким образом, естественнонаучное образование на этапе дошкольного воспитания и обучения играет важную роль, так как именно в этом возрасте у детей закладываются основы мировоззрения, что позволяет детям осознать свою неразрывную связь со Вселенной и подводит к пониманию того, что они живут на уникальной планете, природу которой необходимо сохранить на многие века и тысячелетия. Любознательность детей, их высокий познавательный интерес к широкому кругу явлений социальной действительности, их повышенная эмоциональность могут и должны стать положительным фоном для их естественнонаучного образования.
Чтобы реализовать эти возможности, специалисты дошкольного профиля должны быть широко и глубоко образованными людьми, владеть знаниями в области формирования современной естественнонаучной картины мира, обладать умениями адаптировать к детям достаточно сложную научную информацию. Такие умения и качества, по крайней мере их базис, закладывается на этапах среднего и высшего профессионального образования, однако развитие необходимых умений по организации естественнонаучного образования детей подкрепляется непосредственно в процессе практической работы с детьми. А
это означает, что на новом этапе непрерывного образования специалисту необходима систематизация, углубление, осмысление опыта работы по формированию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. Система повышения квалификации играет в связи с этим особую роль, поскольку позволяет компенсировать возможные недостатки вузовского образования, адаптировать педагога к изменяющейся в области образования ситуации.
Литература
1. Донина О.И. Концептуальные основы аэрокосмического образования в массовых образовательных учреждениях / Ульяновский гос. ун-т. Ульяновск, 1999. 64 с.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002. 336 с.
3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. Педагогические статьи 1857-1861 гг. М.; Л.: АПН РСФСР, 1948. 655 с.
4. Хамидуллина Л.А. Послевузовская подготовка специалистов дошкольного профиля к естественнонаучному образованию детей: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. 245 с.
ХАМИДУЛЛИНА ЛИЛИЯ АХМЕТОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).
КНАМЮиШИА LILIYA AKHMETOVNA - candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogic Chair, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.
КИРИЛЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KIRILLOVA OLGA VASILYEVNA - doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogic and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.