Л.Н. Гнутова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного общества. Глобализация с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей.
Россия представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, по экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, по духовному складу и национальному характеру. Последняя группа обстоятельств особенно важна, поскольку именно национальная культура воплощает в себе интересы, цели и реальные возможности народа и личности. Именно культура как система субъектных смыслов и ценностных ориентаций и одновременно как духовный потенциал предопределяет вектор и границы «поведения» субъектов (в том числе и отдельных этносов) в обществе.
Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе. В условиях социально-экономических и политических реформ, начиная с 90-х гг., складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции.
Вместе с тем принцип открытости общества, непродуманная политика средств массовой информации усиливают воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры. Неподготовленность детей и молодежи к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их этнической идентификации и культурного самоопределения.
Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой - создавать условия для познания других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам, конфессиям, расам.
В нашем понимании толерантность (терпимость) - определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуру, нормы поведения и т.д. [6]. Основная ее суть - терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.
Роль и значение толерантности в обществе вытекает из ее сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, моральным, религиозным взглядам, культурным явлениям, к людям разных национальностей и т.д. в значительной степени определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.
Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру. Исходя из этого, степень толерантности социума рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев социального, политического, культурного, духовно-нравственного развития общества.
Толерантность, однако, является лишь первой ступенью поликультурности. От состояния, когда мы лишь терпим проявления чужой культуры, нужно перейти к их пониманию, затем -к уважению.
Общеизвестно, что культура - национальна, а категории типа «мировая культура» или «общечеловеческие ценности», строго говоря, представляют собой определенные научные абстракции. Ценности всегда трактовались по-разному: прекрасное и безобразное, доброе и злое, счастье и несчастье понимались различно в разные времена и в представлении разных людей. Подход к трактовке ценностей всегда был различен у философов Запада и Востока, и в целом, можно сказать, философы разных эпох осуществляли различные подходы к трактовке ценностей, хотя общие закономерности развития аксиологических идей имеют определенное сходство.
Культура национальна, и поэтому организация общего духовного пространства в любом полиэтническом государстве неизбежно должна представлять собой специальную языковую и культурную проблему. Иными словами, любое полиэтническое сообщество, чтобы избежать участи Вавилонской башни, должно найти для себя «общий язык» и научиться говорить на нем.
Общедоступность, общепонятность языка невербальных форм художественной культуры (музыка, живопись, танец) вовсе не означают и не предполагают автоматическую «читаемость», конвертируемость, исчерпывающую общепонятность транслируемых ими смыслов. Для действительного, немеханического соединения отдельных национальных культур требуется некий «общий язык», обеспечивающий переводимость и конвертируемость их смыслов, их содержания.
Полиэтничность, многоязычие, поликультурность и полиментальность населения России должны задавать российской образовательной системе как социокультурному институту, обслуживающему конкретный социум и обеспечивающему его общественную целостность, особый комплекс практических и научно-теоретических педагогических проблем, одной из которых является определение места и роли родного языка как языка обучения или как учебного предмета, как культуры или как локального средства общения, его соотношения на разных ступенях обучения с общегосударственным (русским) языком - как средством межнационального общения, как языком культуры.
Отсюда - проблема соотношения и взаимодействия родной и русской (в конечном счете -и мировой) культур в общем содержании образования. А это, прежде всего, задача сопряжения различных картин (трактовок) мира, аккумулирующих содержание социально-исторического опыта отдельных этносов. Это задача сопряжения их ценностных и этических систем, определяющих смысложизненные ориентации и «правила поведения» общества в целом, этнических общностей и личности в отношениях с ними. Это, наконец, и задача соединения, взаимодополнения их культурных потенциалов в интересах обеспечения общего духовного пространства, выступающего, в свою очередь, как предельное социальное и культурное пространство, предоставляемое данным обществом личности для максимально полной самореализации.
Понятие «поликультурное образование» возникло не сразу. Первой была формулировка «полирассовое образование» («multiracial education»). Оно возникло в середине 60-х гг. в Европе и способствовало интеграции представителей разных рас в обществе, которое уже стало считаться многоэтническим и способным оказать определяющее воздействие на каждого, кто в него входит.
«Полиэтническое образование» («multi-ethnic education») сменило полирасовое в 70-е гг. Оно констатировало этническую природу культурного разнообразия и настойчиво следовало идеям культурного плюрализма. Эту тенденцию и подытожило «поликультурное образование», возникшее в начале 80-х гг. Оно отразило не только потребность во взаимной терпимости, но и все позитивные направления развития различных культур, традиций и вариантов образа жизни [5].
В России идеи поликультурного образования обозначились особо остро в последнее время. Многие исследователи и педагоги обращались и обращаются к этой проблеме. Здесь необходимо отметить диалоговый подход В.С. Библера, основанный на идеях культурного плюрализма и диалога культур, цель которого заключается в формировании «общепланетарного сознания», позволяющего всем его участникам интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство, и который представлен в виде трех векторов:
- вертикальный диалог культур (диалог основных исторических типов европейской и мировой культур);
- горизонтальный диалог культур (диалог этнических, региональных, отдельных субкультур одного исторического пространства);
- вектор современной глобальной культуры [3].
Идеи поликультурности и поликультурного образования не являются продуктом только современной жизни. Они затрагивались и разрабатывались многими выдающимися умами человечества и в прошлом. Пониманию сущности, целей и функций поликультурного образования помогает программа «Панпедия», разработанная Коменским в XVI в.; идеи Рериха о «благодетельном 92
синтезе», под которым он понимал «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н.А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.
Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир.
Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти положения впоследствии были использованы С.Б. Библером, В. Оконем и другими.
Г.Д. Дмитриев, в своей книге «Многокультурное образование», отмечает, что многокультурное образование - это не какой-либо новый тип или вид обучения. Это определенные принципы, по которым необходимо организовать образовательные стандарты, а также учебно-воспитательный процесс [1]. Используя термин известного бразильского педагога Паолу Фрейс, автор называет поликультурное образование «освобождающим», так как оно избавляет от культурной неграмотности, от стереотипов и предубеждений, выступает против замалчивания «неудобных» вопросов. Цель многокультурного образования, по его мнению, - способствовать с помощью школы, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется толерантностью, культурным плюрализмом, свободой выбора человеком своих культурных идентичностей. Он особо подчеркивает, что демократия и культура не передаются по наследству, а опыт жизни в культурном многообразии приобретается людьми с годами.
Огромный разброс в толковании учеными понятия «культура» (существует несколько сотен различных определений) вызывает трудности в раскрытии понятия «поликультурное образование». В основном выделяют три компонента в общем понятии «культура»: материальный, художественный, духовный.
Международная конференция «Образование и культура», организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса). Такая трактовка нам представляется наиболее возможной для раскрытия сущности, целей, функций поликультурного образования.
Главной целью поликультурного образования, по мнению английских педагогов, является подготовка учащихся к профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, а также привитие им способностей ориентироваться в культурной среде разных этнических групп [5]. Такая трактовка совпадает с мнением российских педагогов, считающих целью поликультурного образования - формирование человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Отечественная педагогика выделяет в качестве основных целей поликультурного образования следующее:
- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;
- воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
- создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Определены и основополагающие принципы поликультурного образования, под которыми
понимают:
- принцип диалога и взаимодействия культур;
- контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;
- принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей [2].
Из цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования, которые можно сформулировать как:
- глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры.
- формирование представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов.
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.
- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межличностного общения [4].
Содержание поликультурного образования многоаспектно и отличается высокой степенью
междисциплинарности, которая позволяет рассматривать проблемы поликультурного образования в составе учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического циклов.
Важно, чтобы содержание поликультурного образования отвечало следующим критериям:
- отражение в учебном материале гуманистических идей.
- информация о самобытных уникальных чертах в культурах России и мира
- раскрытие в культурах российских народов общих элементов, традиций, позволяющих жить в мире и согласии.
- приобщение учащихся к мировой культуре, понимание взаимозависимости .стран и народов в современных условиях с учетом процесса глобализации [4].
Исходя из целей и задач, реализация поликультурного образования выдвигает необходимость разработки программы подготовки учителя как посредника между культурами различных народов, организатора межкультурной коммуникации. Очевидно, что важными компонентами педагогического образования в условиях многокультурного мира и полиэтнического российского общества должны стать:
- знание учителем задач, основных идей, понятий поликультурного образования;
- культурологические, этноисторические, этнопсихологические знания, позволяющие осознать многообразие современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, группы, социума, обеспечить понимание важности культурного плюрализма для личности и общества;
- умения выделять или вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы;
- умения организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.
Число работ, посвященных проблемам поликультурного образования постоянно растет. Важно накапливать и распространять передовой опыт реализации поликультурного образования, исследовать теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Воскресенская Н.М. Образованием многообразие культур // Педагогика. 2000. № 2. С. 105-107.
2. Ефремова Н.В. Школа поликультурного образования как модель реализации инновационной концепции подготовки учителей музыки // http:bspu.ab.ru/Jour-nal/pedagog/pedagog_7/a09.html.
3. Кревсун М.В. О готовности выпускников музыкально-педагогическогофакультета к во-кально-хоровой работе в поликультурном образовательном пространстве современной школы // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования: Сб. науч. тр. / Под ред. М.В. Кревсун. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005. С. 164-170.
4. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.
5. Озеров В.Ю., Орлова Е.В. Поликультурное образование» и проблемы передачи музыки.
6. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологическое исследование. 2003. № 3.С. 54-74.