УДК 37.013.42+376.42
ББК 4435 ГСНТИ 14.29.21 Код ВАК 13.00.03
Л. М. Сафонова L. M. Safonova
Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕ СКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ВЫРАЖЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕИНТЕРНАТНОГО ТИПА
SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION OF TEENAGERS WITH THE EXPRESSED INTELLECTUAL INFRINGEMENTS IN ESTABLISHMENTS OF SOCIAL SERVICE OF NON-STATIONARY TYPE
Аннотация. Описывается предлагаемая автором технология социально-педагогической реабилитации подростков с выфаженныыми интеллектуальными нарушениями на базе учреждения социальной защиты неинтернатного типа, а также приводятся результаты ее апробации посредством изучения динамики формирования ряда показателей жизненной компетентности (операционного, коммуникативного регулятивного).
Ключевые слова: подростки с выраженными интеллектуальными нарушениями, учреждение социального обслуживания неинтернатного типа, технология социально-педагогической реабилитации.
Сведения об авторе: Людмила Михайловна Сафонова.
Место работы: директор муниципального бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям „Первомайский11», г. Красноярск.
Контактная информация: 660025, Красноярск, Вавилова, 35.
E-mail: pervomay@krasmail.ru.
Abstract. The description of technology of social-pedagogical rehabilitation of teenagers with the expressed intellectual infringements on the basis of establishment of social protection of non-stationary type is given by the author. Results of its approbation by means of studying dynamics of formation of some indicators of vital competence (operational, communicative regulatory) are presented.
Key words: teenagers with the expressed degree of infringement of intelligence, establishment of social service of non-stationary type, technology of social-pedagogical rehabilitation.
About the author: Safonova
Liudmila Mikhailovna.
Place of employment: Director of Municipal Establishment «Centre of Social Assistance to Families and Children «Pervomaisky», Krasnoyarsk.
Изменения, произошедшие в последние десятилетия в гуманитарной сфере жизни России, проявились в усилении внимания к
проблемам воспитания, обучения и социальной адаптации детей и подростков с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, в переос-
© Сафонова Л. М., 2011
мыслении парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы, нового понимания прав ребенка.
Новая ситуация, возникшая вследствие изменения отношения общества к лицам с нарушениями умственного развития и сопровождающаяся открытиями в практике реабилитационной деятельности и средствах теоретического обоснования, делает актуальными дальнейшие поиски в данном направлении.
Проведенный нами анализ практик социально-педагогической работы показал, что система реабилитации подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в нашей стране на сегодняшний день еще находится в стадии становления, несмотря на имеющиеся достижения.
Существующие программные и методические материалы для обучения и воспитания данной категории детей и подростков рассчитаны либо на учреждения специального (коррекционного) образования [1-5], либо на негосударственные (общественные) учреждения [7-8]. Поэтому крайне актуальной проблемой является разработка программного обеспечения процесса социально-педагогической реабилитации на базе государственных учреждений социального обслуживания неинтернатного типа.
Это и побудило нас к разработке технологии социально-педагогической реабилитации подрост-
ков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях учреждения социального обслуживания неинтернатного типа. Данная работа осуществлялась под научным руководством Л. П. Уфимце -вой, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.
Под технологией социальнопедагогической реабилитации мы, вслед за Р. В. Овчаровой [7], понимаем целенаправленную, специально организованную последовательность деятельности, которая определяет цель и задачи (основное назначение технологии), ориентирована на определенный объект работы, имеет четкую концептуальную основу и методологическое обоснование, условия реализации, и представляет обязательную цепочку определенных действий ------
этапов.
Технология социально-педагогической реабилитации подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями должна, на наш взгляд, способствовать их максимально возможной социализации, прогнозом успешности которой будет являться уровень сформиро-ванности «жизненной компетентности».
Под «жизненной компетентностью» подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями мы будем понимать сформирован-ность основных компонентов, обеспечивающих их максимально воз-
можную социальную адаптацию и готовность к адекватной самостоятельной деятельности и общению в жизненно значимых ситуациях:
- операционный компонент (сформированность моторики и связанных с ней навыков самообслуживания);
- коммуникативный компонент (сформированность речи и связанных с ней коммуникативных навыков);
- регулятивный компонент (сформированность навыков самоконтроля и саморегуляции поведения и деятельности).
Разработанная нами технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на базе учреждения социального обслуживания неинтернатного типа включает ряд структурных звеньев: принципы, методы, основные направления деятельности, функции, субъекты, условия и этапы реализации (см. рис. 1).
Для того чтобы оценить сформированность социально значимых умений и навыков нами с учетом опыта отечественных ученых (Л. Б. Баряевой, Н. П. Вайзма-на, А. Р. Малера, А. А. Хилько, Л. М. Шипициной и др.) был разработан специальный диагностический комплекс. Он включает в себя следующие блоки по основным компонентам жизненной компетентности, определенной нами выше.
1. Операционный компонент: сформированность мелкой и крупной моторики; социально-бытовых навыков (санитарно-гигиенических, самообслуживания; приготовления пищи и сервировки стола; навыков пользования инфраструктурой).
2. Коммуникативный компонент: речевое развитие (импрес-сивная и экспрессивная речь; состояние произносительной стороны, лексико-грамматического строя; состояние связной речи; наличие и характер чтения и письма); сфор-мированность коммуникативных навыков (владение стереотипами общения, отношение к взрослым, отношение к сверстникам).
3. Регулятивный компонент: сформированность простейших навыков саморегуляции и самоконтроля.
Применяемая нами оценочная шкала (2 балла - навык сформирован полностью, 1 балл - частично сформирован, 0 баллов - отсутствует) позволяет по сумме набранных баллов, во-первых, определить актуальный уровень сфор-мированности (достаточный, средний, низкий) каждого из изучаемых навыков и объективировать имеющиеся проблемы у каждого подростка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Во-вторых, помогает отслеживать динамику данных показателей в процессе реабилитационной работы и вносить необходимые коррективы.
словесные^
наглядные^-
практические^-
индивидуальная групповая
реализация потенциальных психомоторных возможностей и формирование навыков самообслуживания реализация потенциальных речевых возможностей и формирование навы-4 ков общения
реализация потенциальных возможностей саморегуляции и самоконтроля
Принципы
Методы
Формы работы
— Направления
Функции
Субъекты
объективизация имеющихся проблем социальной адаптации подростка ' разработка программного обеспечения социально-педагогической реа-^ билитации подростка создание развивающей среды, сти мулирующей активность подростка
сформированность операционного компонента, сформированность коммуникативного компонента-^ сформированность регулятивного компонента.
Условия
•комплексность индивидуально ориентированный подход доступность и практическая направленность ступенчатость реабилитационных мероприятий •обучающая воспитательная •развивающая —►социализирующая
специалисты центра: зав. отделением, социальный педагог, логопед, педагог-психолог, инструктор ЛФК, врач-психиатр -подросток '—►родители
.—►аналитический
Этапы технологии —►деятельностный
Интегрированный критерий: «жизненная компетентность»
УРОВНИ Низкий Средний Достаточный
РЕЗУЛЬТАТ Переход на более высокий уровень жизненной компетентности подростка с выраженными нарушениями умственного развития
Рис. 1. Структура технологии социально-педагогической реабилитации подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа
Для постоянного контроля достижений в ходе исследования заполнялась индивидуальная диаг-
ностическая карта на каждого подростка в течение трех и более лет. Полученные диагностические дан-
ные на каждого подростка дополнялись наблюдениями специалистов за особенностями его поведения и деятельности в процессе обследования, а также изучением медицинского и социального анамнеза.
На основании комплексной оценки всей собранной о подростке информации нами были определены следующие качественные характеристики различных уровней сформированности жизненной компетентности.
Низкий уровень — характеризуется отсутствием умений и навыков самообслуживания; неспособностью к продуктивной деятельности даже при помощи взрослого; невозможностью элементарного самоконтроля и саморегуляции. Подросток не в состоянии осознать свои возможности, не уверен в своих силах, не владеет вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта. То есть оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на низком уровне.
Средний уровень — сформированы элементарные навыки и умения самообслуживания. Подросток способен к продуктивной деятельности, к организации общения со сверстником, педагогом под руководством взрослого. Частично овладевает вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта. В редких случаях бывает увлечен, заинтересован в своей деятельности. Оценить свое поведение и быть самокритичным подросток не может.
То есть оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на недостаточном уровне.
Достаточный уровень — сфор-мированность практически всех изучаемых умений и навыков. Подростку интересна доступная ему деятельность; он проявляет в ней достаточную самостоятельность,
трудолюбие, способен к простейшему самоконтролю и саморегуляции. Подросток пытается оценить свое поведение с помощью взрослых. То есть оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на достаточном уровне.
Измерение интегрированного критерия «жизненная компетентность» позволяет, с одной стороны, оценить результативность реабилитационной работы в целом, а с другой — спрогнозировать успешность социальной адаптации подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями после окончания цикла реабилитационных занятий.
После осуществления комплексной диагностики уровня сфор-мированности «жизненной компетентности» ее результаты заслушиваются на психолого-педагоги-ческом консилиуме учреждения. Анализируя всю собранную информацию о подростке и семье, команда специалистов учреждения (врач-психиатр, педагог-психолог, логопед, социальный педагог, инструктор ЛФК) выявляет проблемное поле в развитии социально значимых навыков подростка и определяет первоочередные задачи кор-
рекционно-реабилитационной работы.
Экспериментальное исследование по апробации предложенной технологии социально-педагогической реабилитации проводилось нами на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский» города Красноярска. В исследовании принял участие 71 подросток с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, из них:
- 50 подростков регулярно посещали реабилитационные занятия (экспериментальная группа);
- 21 подросток — воспитыва-
лись дома родителями, не посещали образовательные и социальные учреждения (контрольная группа).
На рис. 2 представлены результаты проведенного нами экспериментального исследования.
Как свидетельствуют результаты, количество подростков с выраженным интеллектуальным недоразвитием, имеющих достаточный уровень жизненной компетентности, за время эксперимента увеличилось на 38 % и составило 46 %. И наоборот, число подростков, имеющих низкий уровень жизненной компетентности, за время эксперимента уменьшилось на 40 % и составило 12 %.
Рис. 2. Распределение по уровням жизненной компетентности (достаточному, среднему, низкому) подростков сравниваемых групп до и после реабилитационной работы
Необходимо констатировать, что за 3-летний период наблюдения в контрольной группе не было выявлено достоверной динамики в росте интегрированного показателя «жизненная компетентность». Здесь по-прежнему доминировали подростки с низким уровнем жизненной компетентности (62 %). Подростков с достаточным уровнем компетентности выявлено не было.
Катамнестическое наблюдение за подростками, посещавшими реабилитационные занятия в муниципальном бюджетном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский», показало, что те из них, которые достигли достаточного уровня жизненной компетентности, относительно успешно социализировались (рис. 3).
Достаточный Средний уровень Низкий уровень
уровень (23 чел.) (21 чел.) (6 чел.)
Профессиональные лицеи г. Красноярска (экспериментальные группы)
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский»
Рис. 3. Катамнестические сведения о подростках, прошедших курс реабилитации и выявивших различный уровень сформированности жизненной компетентности (высокий, средний, низкий)
Например, 52 % таких подростков продолжили обучение в экспериментальных группах профессиональных лицеев по специальностям «вязальщица», «мастер по ремонту обуви», «садовник»; 26 % стали посещать центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов для обеспечения дневной занятости; 9 % продолжили занятия в лечебных
мастерских при взрослом психоневрологическом интернате; 13 %, несмотря на то, что находятся дома, активно помогают родителям в ведении домашнего хозяйства.
Подростки же, по тем или иным причинам не сумевшие за время 3-летнего цикла реабилитационных занятий достичь достаточного уровня жизненной компетентности, в большинстве своем
продолжили дальнейшее посещение учреждения социального обслуживания неинтернатного типа.
Таким образом, полученные экспериментальные данные подтвердили результативность предложенной нами технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости на базе учреждения социального обслуживания неинтернатного типа. Она проявилась в повышении уровня их «жизненной компетентности» (операционного, коммуникативного, регулятивного компонентов), что, в свою очередь, обеспечило им относительную успешность социальной адаптации и интеграции в общество.
Литература
1. Бгажнокова, И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью / И. М. Бгажнокова // Дефектология. — М., 1994. — № 1.
2. Маллер, А. Р Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер. — М., 2000.
3. Маллер, А. Р Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями / А. Р. Маллер // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. — Псков, 2000.
4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред И. М. Бгажноковой. — М. : ВЛАДОС, 2007.
5. Обучение детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития : программы / С. В. Андреева
[и др.] ; под ред. А. М. Царева. — Псков : Изд-во АНО «Центр социального проектирования „Возрождение11», 2004.
6. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчаро-ва. — М., 2005.
7. Хилько, А. А. Домашнее обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей : (индивидуальный план улучшения качества жизни молодых людей с нарушениями развития) / А. А. Хилько. — СПб, 2001.
8. Шипицина, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе /Л. М. Ши-пицина. — СПб. ; М., 2002.