УДК 37
Кучина Юлия Сергеевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья посвящена рассмотрению вопросов методики оказания социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. Автор представляет результаты исследования некоторых проблем социально-педагогического свойства у студентов с ослабленным здоровьем. Обосновывается вывод о большей выраженности адаптационных сложностей у этой группы студентов по сравнению с основной группой здоровья. В статье описаны основные структурные элементы программы социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности, предложены конкретные методические приемы, которые позволяют использовать физическую культуру как средство оздоровления социальной жизни обучающихся.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, студенты с ослабленным здоровьем, социально-педагогическая помощь, методика преподавания физической культуры.
В последние десятилетия в ряде исследований отмечается ухудшение общего уровня здоровья студентов [1; 4; 5]. Среди первокурсников встречается все больше студентов зачисленных в специальную группу для занятий физической культурой по медицинским показаниям ввиду того, что им необходим специальный режим физических нагрузок, связанный с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья.
Исходя из понимания здоровья как био-, психо-, социального благополучия личности, а не только отсутствия болезни, решать эту проблему необходимо не только медицинскими, но и педагогическими средствами, влияя на модели взаимоотношений человека с собственным организмом и социальной средой.
Методика решения этой задачи в практическом аспекте включает несколько этапов:
- первый связан с определением связи ослабленного здоровья и социально-педагогических проблем, связанных с адаптацией студентов в новых условиях обучения в университете;
- второй этап связан с поиском индивидуальных путей социально-педагогической помощи, которая основывается на активном обучении, изменении моделей поведения в отношении собственного здоровья;
- на третьем этапе осуществляется оценка действенности вмешательства, определяется эффективность педагогических методов и средств, использованных в работе.
В нашем исследовании, проведенном в 2017 году, были подтверждены общие выводы исследования 2005-2008 годов о том, что состояние здоровья молодежи во многом связано с проблемами социально-педагогического свойства. Рассмотрим результаты опроса 352 студентов основной группы здоровья и 341 студента, входящих в состав специальной группы (табл. 1, 2).
Сравнивая ответы студентов специальной (СГ) и основной (ОГ) групп обнаруживаем:
- студенты с ослабленным здоровьем в 1,3 раза чаще отмечают, что по отношению к ним родители проявляли больше опеки, чем в отношении сверстников, с семьями которых они были знакомы;
- студенты с ослабленным здоровьем менее контактны, сложнее приспосабливаются к новому социальному окружению, чаще испытывают трудности при формировании тесных эмоциональных связей;
- у студентов с ослабленным здоровьем более трудно проходит социально-бытовая адаптация;
- студенты специальной группы больше нуждаются в индивидуальной поддержке в адаптационный период;
- студенты с ослабленным здоровьем чаще имеют затруднения в учебе, хотя в целом, по сравнению с результатами опроса 2005 года, проблемы с учебой менее выражены в обеих группах обучающихся;
- затруднения в учебе и проблемы в здоровье связаны в большей мере в группе обучающихся с ослабленным здоровьем. В этой группе также наблюдается выраженное беспокойство за свое здоровье;
- признание значимости физкультурно-оздоровительной деятельности для здорового социального функционирования возросло очень значительно в обеих группах по сравнению с данными, полученными в 2005 году. В целом, современные студенты гораздо более ориентированы на активный образ жизни. В группе студентов с ослабленным здоровьем такая ориентация также присутствует, но выражена в меньшей степени, чем в основной группе.
Итак, адаптационные проблемы у студентов с ослабленным здоровьем более выражены по сравнению со студентами основной группы. Они заключаются в наличии коммуникативных трудностей, проблем, связанных с социально-бытовой адаптацией, новыми задачами в сфере учебной деятельности. Часто эта ситуация определяется или
© Кучина Ю.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
83
Таблица 1
Результаты опроса студентов 1 курса специальной и основной групп в отношении наличия у них социально-педагогических проблем
Считаете ли Вы, что по отношению к Вам родители проявляли больше опеки, чем родители по отношению к Вашим сверстникам?
Да, в большинстве случаев Да, иногда Очень редко Никогда
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 78 22,9 159 46,6 86 25,2 18,0 5,3
ОГ 59 16,8 138 38,8 145 40,7 14 3,9
До поступления в вуз Вы были контактным человеком (имели много друзей, знакомых, различные сферы общения)?
Да, очень контактным Скорее да, чем нет Нет, я малоконтактный человек
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 82 24,0 138 40,5 121 35,5
ОГ 124 34,8 143 40,2 89 25,0
При поступлении в вуз Вы легко нашли контакт с новым окружением?
Да, очень легко В большинстве случаев легко В большинстве случаев контакты строились трудно
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 126 37,0 146 42,8 69 20,2
ОГ 177 49,7 126 35,4 53 14,9
Сложно ли Вам было приспособиться к новым условиям быта?
Да, очень сложно Да, в некоторых случаях Нет, я быстро привык
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 111 32,6 159 46,6 71 20,8
ОГ 69 19,4 116 32,6 171 48,0
Чувствуете ли Вы необходимость в индивидуальной поддержке в учебной и внеучебной деятельности (чтобы кто-нибудь помог в нужный момент, подсказал что и как нужно делать)?
Да, часто Да, иногда Нет, никогда
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 85 24,9 159 46,6 97 28,4
ОГ 84 23,6 112 31,5 160 44,9
Испытываете ли Вы затруднения в учебе?
Да, довольно часто Да, но редко Нет, почти никогда
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 59 17,3 114 33,4 168 49,3
ОГ 49 13,8 95 26,7 212 59,6
отягощается физическим самочувствием студента, неспособностью справиться с нагрузкой, усталостью и снижением работоспособностью, неумением мобилизовать физические ресурсы организма и, с другой стороны, обеспечить себе полноценный отдых. Поэтому преодоление названных социально-педагогических проблем во многом определяется способностью личности управлять ресурсами собственного организма. Существенными потенциалами для этого обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная в рамках учебного плана.
Разделение модуля «Физическая культура» на дисциплину «Физическая культура и спорт» и элективные курсы по физической культуре, а также появление лекционных и семинарских занятий позволяют обеспечить приобретение студентами необходимых знаний, осмыслить их в интерак-
тивных формах работы, развить умения саморегуляции физического состояния и приобрести опыт использования физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе для решения социальных проблем.
Принципиальные изменения в преподавании дисциплин модуля «Физическая культура» обеспечиваются внедрением множества мелких методических приемов и средств, подчиненных одной общей идее: установить связь состояния здоровья студента и успешности его социального функционирования и научить обучающихся эффективным методам воздействия на свое состояние, новым здоровым моделям поведения.
Нами были подобраны конкретные формы работы, позволяющие решать поставленные задачи, среди которых: беседы, мобилизующие и релаксационные упражнения, практикумы по самодиагно-
84
Вестник КГУ 2017
Таблица 2
Результаты опроса студентов 1 курса специальной и основной групп в отношении состояния их здоровья
Если Вы испытываете затруднения в учебе, то связываете ли Вы это с проблемами со здоровьем?
Да, постоянно, так как я часто устаю больше сверстников, плохо себя чувствую Да, иногда это из-за моего здоровья Нет, причины затруднений не в этом
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 34 19,7 98 56,6 41 23,7
ОГ 3 2,1 45 31,3 96 66,7
Беспокоит ли Вас состояние Вашего здоровья?
Да, серьезно беспокоит Да, иногда я задумываюсь об этом, но как о далекой перспективе Нет, не беспокоит
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 145 42,5 102 29,9 94 27,6
ОГ 67 18,8 126 35,4 163 45,8
Считаете ли Вы, что физкультурно-оздоровительная деятельность сможет повлиять на состояние Вашего здоровья?
Да, я уверен в этом и намерен заниматься физкультурой даже вне вуза Да, но на это нет времени и сил Нет, я думаю это не повлияет
Чел. % Чел. % Чел. %
СГ 96 28,2 123 36,1 122 35,8
ОГ 156 43,8 156 43,8 44 12,4
стике, спортивные и подвижные игры, элементы поведенческих тренингов.
Предложенная нами и реализуемая с 2005 года программа социально-педагогической помощи студентам с ослабленным здоровьем включает:
- информационный блок, состоящий примерно из 30 тем, каждая из которых реализуется на 5-7 учебных занятиях (10-14 академических часов);
- методический блок, который связывается с обучением студентов конкретным умениям физической саморегуляции;
- практический блок, призванный формировать опыт двигательной активности, коммуникации, взаимодействия, сотрудничества;
- блок самоорганизации, связан с развитием опыта самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Программа включает в себя следующие темы: организм человека; функциональные системы организма; возможности влияния на организм человека средствами физических нагрузок; здоровый образ жизни, его компоненты и другие.
И завершает занятие рефлексивный блок, который предполагал обсуждение занятия по схеме: эмоциональное состояние участников, причины эмоционального состояния, степень полезности занятия, степень сложности, что получилось, что не удалось, почему, конфликтные моменты, как полученный сегодня опыт можно использовать в повседневной жизни и так далее.
Рефлексивный блок становится основой для переноса опыта, полученного в физкультурно-оздоровительной деятельности в повседневную жизнь. Рефлексия может строиться на специально подго-
товленном педагогом материале, так и как отклик на сложившуюся на занятии ситуацию.
Одним из новых методических элементов занятий по физической культуре стала экспресс-диагностика состояния студентов. С ней начинается каждое занятие. Основные приемы, которые использовались: «Линейка», «Неоконченное предложение», «Шкалы», «Барометр настроения».
Обязательными для организации физкультурно-оздоровительной деятельности студентов с ослабленным здоровьем являются также методы экспресс-диагностики функционального состояния их организма. Среди них мы используем: функциональную пробу, пробы Генча-Штанге, пробу Штанге, пробу Летунова, ортостатическую пробу, пробу Ромберга. Мы обучаем студентов, при каких обстоятельствах и для каких целей можно самостоятельно применять ту или иную пробу, как оценивать результаты пробы и как действовать, получив те или иные результаты.
Основной блок занятий - блок двигательной активности сопровождается элементами анализа и рефлексии, стимулируемой проблемными вопросами, которые ставит преподаватель, обращаясь к студенту или группе.
Для студентов с ослабленным здоровьем важно освоить на первом курсе обучения:
«- методику эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками (ходьба, бег);
- простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5
85
- методику составления и проведения индивидуальных программ физического самовоспитания и занятий с оздоровительной и восстановительной направленно стью;
- основы методики самомассажа;
- методику коррегирующей гимнастики для глаз;
- методику составления и проведения комплексов утренней гимнастики и физкультурных пауз в домашних условиях.
На втором курсе обучения студенты с ослабленным здоровьем изучают и приобретают опыт использования:
- методов оценки и коррекции осанки и телосложения;
- методов самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием организма (стандарты, индексы, функциональные пробы);
- методики индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;
- методов регулирования психоэмоционального состояния во время занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью;
- средств и методов мышечной релаксации» [2, с. 107-108].
Программа работы со студентами с ослабленным здоровьем предполагает организацию вне-учебной самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности. С этой целью студенты получают домашнее задание, которое чаще всего связано с отработкой полученного опыта в новых условиях.
Можно выделить несколько типов домашних заданий:
- первый тип - домашние занятия на основе самостоятельной двигательной активности обучающихся;
- второй тип - домашние занятия, направленные на формирование моделей здорового поведения, включая преодоление негативных стереотипов поведения, самоконтроль и саморегуляцию состояния организма.
Часто основой для домашнего задания становятся результаты рефлексии. Например, в ходе беседы обсуждаются основные правила рационального питания и привычки студентов в этой сфере. В итоге выявляется ряд негативных привычек в сфере организации питания. Группа получает задание попытаться изменить ситуацию. Эта попыт-
ка становится основой для обсуждения на следующем занятии.
Таким образом, в рамках традиционных организационных форм учебного модуля «Физическая культура» мы, используя нетипичное для этой дисциплины методическое оснащение, работаем над задачами разрешения социально-педагогических проблем у студентов с ослабленными возможностями здоровья.
Библиографический список
1. Воронин С.М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов // Теория и практика физического воспитания. - 2009. - № 7. - С. 59-64.
2. Кучина Ю.С. Социально-педагогическая помощь студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2009. - 178 с.
3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
4. Мануйленко Э.В. Индивидуальные программы по формированию у студентов здорового стиля жизни // Теория и практика физического воспитания. - 2009. - № 2. - С. 44-46.
5. Хорькова А.С. Особенности образа жизни студентов вуза и их отношение к физической культуре // Теория и практика физического воспитания. - 2009. - № 3. - С. 48.
References
1. Voronin S.M. Lichnostno-orientirovannaya fizicheskaya podgotovka studentov neprofil'nyh vuzov // Teoriya i praktika fizicheskogo vospitaniya. -2009. - № 7. - S. 59-64.
2. Kuchina YU.S. Social'no-pedagogicheskaya pomoshch' studentam s oslablennym zdorov'em v fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2009. - 178 s.
3. Lubysheva L.I. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta. - M.: Akademiya, 2001. - 240 s.
4. Manujlenko EH.V. Individual'nye programmy po formirovaniyu u studentov zdorovogo stilya zhizni // Teoriya i praktika fizicheskogo vospitaniya. -2009. - № 2. - S. 44-46.
5. Hor'kova A.S. Osobennosti obraza zhizni studentov vuza i ih otnoshenie k fizicheskoj kul'ture // Teoriya i praktika fizicheskogo vospitaniya. - 2009. -№ 3. - S. 48.
Вестник КГУ 2017
86