УДК 37.018 ББК 74.9 Т 81
Ф.А. Тугуз
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета; E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
МОЛОДОЙ СЕМЬИ
( Рецензирована )
Аннотация. В последнее время всё больше социологов, педагогов, психологов отмечают кризисные явления в институте семьи: рост разводов, рождение детей одинокими матерями, брошенные дети и др. Появилось значительное количество семей, нуждающихся в защите, помощи и поддержке. Среди них особое место занимает молодая семья, которая, с одной стороны, является наиболее перспективной в вопросах решения демографических и социально-экономических проблем страны, а с другой стороны, наиболее уязвима и нестабильна.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, молодая семья, педагогическая поддержка, социальный педагог.
F.A. Tuguz
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, the Maykop State University of Technology; E-mail: [email protected]
SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE YOUNG FAMILY
Abstract. Recently there are more and more sociologists, teachers, and psychologists who draw attention to the crisis phenomena at institute of a family: growth of divorces, the birth of children by lonely mothers, the thrown children, etc. There is a significant amount of the families that need protection, the help and support. Among them a specific place is held by a young family which, on the one hand, is the most promising in the solution of demographic, social and economic problems of the country, and, on the other hand, is most vulnerable and unstable.
Keywords: social and pedagogical support, young family, pedagogical support, social teacher.
В последние десятилетия в России наблюдается усиление интереса к изучению проблемы молодой семьи. Она исследуется семейными психологами, психотерапевтами, наркологами, невропатологами, социальными работниками и социальными педагогами.
Как отмечают исследователи (Ю.Е. Алешина, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер), в социально-
неблагоприятных семьях появляются неблагополучные люди, имеющие низкую самооценку, что приводит к душевным болезням, алкоголизму, наркомании, нищете, совершению ими преступлений. Для искоренения подобных социальных проблем необходимо, по мнению исследователей, приложить усилия для признания семьи местом получения человеком истинного
гуманистического воспитания, что позволит обеспечить всем людям безопасное окружение и человечное взаимодействие. Именно семья может и должна стать местом для становления и развития истинных людей [1-4].
Психолого-педагогический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме показал, что, несмотря на многоплановость научных интересов исследователей (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская), можно выделить свойственные современным семьям общие черты, связанные с падением рождаемости, усложнением межличностных отношений, ростом бракоразводных явлений, обуславливающие другие новые социальные проблемы (неполные семьи, семьи с некровными родителями, внебрачные рождения).
В современном обществе злободневные социальные проблемы семьи связаны со снижением материального дохода, ухудшением физического и психического состояний здоровья всех ее членов, увеличением количества одиноких мужчин и женщин в пожилом возрасте.
В истории развития педагогики и психологии начало экспериментального исследования проблем семьи связано со второй половиной XX столетия. За этот период времени было защищено большое количество диссертаций, изданы монографии, сборники научных трудов, характеризующих состояние современной семьи, в числе которых труды Е.П. Арнаутовой, А.Я. Варги, О.П. Клыпа, Т.А. Марковой, В.Я. Титаренко, Я.А. Ярцимович.
Наряду с этим только лишь в небольшой части диссертационных исследований изучались проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов к выполнению различных видов деятельности, в том числе оказание социально-педагогической помощи разным типам семей. Состояние различных типов семей, их благополучие
в современных условиях достаточно широко представлено в кандидатской диссертации Е.Б. Балындиной «Подготовка социального педагога семейного типа в педагогическом вузе» (1996), докторской диссертации В.Н. Гурова «Теория и методика социальной работы школы с семьей» (1997), докторской диссертации Т.В. Лодкиной «Система деятельности семейного социального педагога» (1996).
В рамках нашего исследования особый интерес представляет работа A.B. Левченко «Предпринимательская деятельность как средство социально -педагогической поддержки молодой семьи» (2001). Как показывает исследователь, именно молодой семье приходится сталкиваться с различными трудными ситуациями, объективно нарушающими жизнедеятельность семьи в целом или его членов, а также субъективно воспринимаемыми в качестве сложных в связи с трудностями их самостоятельного преодоления [5].
По мнению многих исследователей, порождение в современных семьях трудных ситуаций могут быть связаны, с одной стороны, с неблагоприятными воздействиями социальных процессов, а с другой -результатами действий различных стрессов [3; 5; 6].
Группу факторов, обуславливающих трудные ситуации со стороны неблагоприятных воздействий социальных процессов, исследователи связывают с социальными проблемами - глобальными (войной, терроризмом, экологическими и техногенными катастрофами и др.); макросоциальными (экономическим кризисом, миграцией, национальными и этническими противоречиями); микросоциальными (конфликтными отношениями в образовательных и производственных учреждениях, армии, правовых институтах и т.п.).
Другую группу трудных ситуаций, являющихся следствием
действий различных стрессов, исследователи классифицируют по причинному признаку и связывают с трудностями:
1) возникающими вследствие перехода с одной стадии жизненного цикла на другую (связаны с заключением брака и приспособлением к совместной жизни, налаживанием отношений с родственниками, появлением детей и их воспитанием);
2) вызванными необходимостью разрешения одновременно нескольких проблем на отдельной стадии жизненного цикла (связаны с параллельным ведением домашнего хозяйства, завершением обучения и получением образования, освоением профессии и решением жилищных проблем);
3) появляющимися по причине наличия неблагоприятных вариантов жизненного цикла (связаны с отсутствием какого-либо члена семьи, наличием больного члена семьи, патологизирующим семейную наследственность).
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил установить характеристики современной семьи, оказывающие влияние на ее стабильность (функция, структура, динамика) [1-3; 7].
1. Функция семьи. К важнейшим функциям молодой семьи относят:
- сексуально-эротическую функцию, заключающуюся в удовлетворении сексуально-эротических потребностей;
- хозяйственно-бытовую функцию, способствующую удовлетворению материальных потребностей каждого члена семьи в жилье и пище, сохранению здоровья, восстановлению психофизических сил, затраченных при выполнении разных видов деятельности;
- функцию духовного общения, удовлетворяющую потребности в семейном проведении досуга, культурном обогащении и развитии каждого члена семьи;
- эмоциональную функцию, выступающую основой для психического здоровья, личностно-эмоциональной стабилизации и удовлетворяющую потребность обоих супругов во взаимной симпатии, уважении друг друга, психологической защищенности;
- воспитательную функцию, удовлетворяющую потребность супругов в отцовстве и материнстве;
- функцию первичного социального контроля, обеспечивающую выполнение социальных норм всеми членами семьи.
Молодая семья при реализации своих функций, с одной стороны, имеет возможность для удовлетворения важнейших естественных, биологических потребностей человека (связанных с самосохранением и продолжением рода). С другой стороны, появляется возможность для достижения членами семьи определенных целей, связанных с общением, личностным и духовным ростом.
Среди наиболее значимых особенностей реализации семейных функций исследователи отмечают их комплексный характер, основанный на взаимодействии родственников [5; 8]. Удовлетворение семьей отдельно взятой потребности может реализовываться и без ее участия. Вместе с тем удовлетворение отдельных потребностей членов семьи может оптимально осуществляться только комплексно. В некоторых случаях целесообразно их распределение между различными людьми, даже социальными институтами. В этом контексте интерес представляет подход Э.Г. Эйдемиллера, выделившего два типа семей: нормально функционирующую и дисфункциональную [2-3]. С его точки зрения, в основе функциональных нарушений семьи могут лежать различные факторы, связанные с дисгармонией интимных отношений, психологической несовместимостью супругов, наличием низкой культуры общения и неблагоприятных условий жизни.
2. Структура семьи и ее нарушения. Структура семьи определяется составом ее членов и совокупностью их отношений.
Особый интерес представляет для нас позиция А.Б. Холмогоровой, представляющей структуру семьи в виде топографии - квазипространственного среза семейной жизни, характерными особенностями которого выступают понятия связи и иерархии.
Связь определяется в виде психологического расстояния между членами семьи. При очень близком (симбиозе) психологическом расстоянии или, напротив, очень далеком (разобщенности) наблюдается семейная дисфункция [7-8].
Иерархия характеризуется отношениями доминантности, при которой имеет место наличие подчинения в семье.
В современных семьях, как показывает анализ экспериментальных данных различных исследователей, наблюдается явление двоевластия, при котором лидерство проявляется у обоих супругов в разных сферах деятельности [1; 7; 9]. Причем именно борьба за власть становится решающей для возникновения ссоры в семье. Такие ссоры, по исследованиям Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняк (1999), возникают в двух семьях из трех разводящихся.
Нарушения в структуре семьи приводят к возникновению затруднений или препятствий в выполнении ее функций, следствием которых становится появление разных расстройств и осложнений. К примеру, проживание молодой семьи в одной комнате с родственниками неизбежно приводит к затруднению реализации сексуально -эротической функции.
При чрезмерно доминирующем положении одного из членов семьи и слишком зависимом состоянии других (при семейном перекосе) удовлетворение интересов лидера происходит за счет ущерба остальных, что, в свою очередь, становится причиной семейной дисфункции.
3. Динамика семьи (жизненный цикл). Под динамикой семьи понимается изменение структуры и функций в соответствии с этапами ее жизнедеятельности.
Первая работа по проблеме развития семьи была опубликована в 1950-х годах Е. Дювалем, который рассмотрел развитие семьи, разделив жизненные циклы на восемь стадий [4; 9]:
1) объединение в супружескую пару молодых людей с эмоциональным притяжением друг к другу, но без детей (задачей становится формирование брачных отношений, удовлетворяющих обоих супругов, и урегулирование вопросов, касающихся желания стать родителями и вхождения в родственный круг);
2) появление детей в семье и наличие их в возрасте до 2,5 лет (задачей стадии становится адаптация к ситуации появления детей, заботы об их правильном развитии и совместная организация семейной жизни);
3) наличие в семье детей-дошкольников в возрасте от 2,5 до 6 лет (задачи стадии связаны с адаптацией к основным потребностям детей с учетом их склонностей и преодолением усталости, трудностей отсутствия личного пространства для дальнейшего содействия их развитию;
4) наличие в семье младших школьников в возрасте от 6 до 13 лет (задачи стадии связаны с присоединением детей к достижению успешной учебы);
5) наличие в семье подростков от 13 до 20 лет (задачи стадии охватывают период установления равновесия между свободой и ответственностью, а также возникновения интересов у супругов, не имеющих отношения к родительским обязанностям, включая построение карьеры);
6) уход молодых супругов из семьи (задачи стадии охватывают ритуализацию освобождения молодой пары от родительской
опеки при сохранении духа семейной поддержки);
7) достижение среднего возраста родителей, прошедших период от «пустого гнезда» до ухода на пенсию (задачи стадии связаны с перестройкой супружеских отношений, поддержанием родственных связей между старшими и младшими поколениями);
8) достижение старения членов семьи, начиная с ухода на пенсию и до смерти обоих супругов (задачи стадии связаны с адаптацией к старости, уходу на пенсию и решением проблем тяжелых утрат и одинокой жизни с сохранением семейных связей) [4; 6; 9].
Зарубежные исследователи подчеркивают переживаемые семьей закономерные кризисы развития при прохождении от одной стадии к другой [1; 2; 5; 7]. В исследовании Г.В. Бурхам (1991) стрессы, связанные с кризисами развития, относительно ситуативных, определяются в виде «нормативных». Именно в подобных точках наблюдается сбои в удовлетворении новых потребностей членов семьи по сравнению с прежними семейными способами достижения целей.
В рамках нашего исследования интерес представляют переходные периоды в контексте становления молодой семьи. Они связаны с принятием на себя супружеских обязательств, освоением супружеской парой родительских ролей и появлением нового члена семьи.
В исследовании Э. Картера и М. Макголдрика выделяются кризисные стадии жизненного цикла семьи [2; 9]. Особо значимыми, на наш взгляд, являются первые три стадии:
Первая стадия ранней взрослости при отсутствии привязанностей. Основными задачами стадии становится выбор профессии и поиск супруга. Решение этих задач связано с процессом постепенного отделения молодых людей от семьи родителей через достижение
эмоциональной зрелости и развития самоидентичности.
При затянувшейся зависимости и чрезмерной привязанности к родителям молодой человек вынужден исходить при выборе профессии и супруга из родительских ожиданий. При этом решения зачастую могут быть приняты случайно или из противоречий. Усугубить ситуацию могут родители при их чрезмерной привязанности к своим детям, приводящую к затруднению их отделения.
Встречаются жизненные случаи проявления возможного протеста или эмоциональной боли при уходе молодого человека на момент заботы родителей проблемами болезни или смерти своих собственных родителей.
Вторая стадия приобретения новых родственников после бракосочетания. После вступления в брак молодоженов присоединяют к двум разным и сложным родительским системам, обуславливающим расширение родства. Супружеская пара вынуждена не просто приспособиться друг к другу, но и осознать необходимые для сохранения родительские традиции и создать свои новые обычаи. Важен сам пересмотр отношений с родителями, членами семьи (братья, сестры) и родственниками. Среди наиболее сложных аспектов взаимного приспособления можно выделить необходимость налаживания связи с семьей супруга. При разрыве отношений с семьями родителей проявляется чрезмерная восприимчивость друг к другу, потеря напряжения в родной семье. При наблюдении излишней привязанности одного или обоих супругов к родительской семье происходит усложнение их взаимоотношений из-за доминирования мнения родителей над собственной позицией, влекущее вероятность прямого вмешивания в жизнь молодой семьи.
Третья стадия создания семьи с маленькими детьми. В семейную жизнь молодой пары вносится
напряжение при появлении детей и новых родственников. С одной стороны, при рождении ребенка может наблюдаться некоторое охлаждение между супругами, с другой стороны, при выраженной эмоциональной близости ребенка с матерью может ослабеть взаимосвязь с отцом. Основной задачей на данной стадии при воспитании ребенка становится взаимная поддержка и стабилизация отношений в молодой семье с координированием противоречивых потребностей всех ее членов [2; 9].
Значимым моментом в истории развития науки о семье стало зарождение представлений о ней как о системе и появление в семейной психологии понятий «семейной системы», «семейной подсистемы», «информации», «обратной связи» (Johnson D.) [9].
Выполнение семьей как системы своих функций происходит на основе определенных механизмов. К их числу исследователи относят структуру семейных ролей, семейную подсистему; внешнюю и внутреннюю границу между ними; семейные правила; стандарты взаимодействий; семейные мифы; семейные истории; семейные стабилизаторы [4; 6; 9].
Все вышеизложенное позволяет подчеркнуть сложность, многоуров-невость и дифференцированность помощи молодым семьям и необходимость специальной подготовленности к такому виду деятельности будущих социальных педагогов.
В многочисленных исследованиях показываются затруднения выпускников вузов, специалистов - социальных педагогов в сложных современных условиях в оказании действенной социально-педагогической помощи различным типам семей и молодым семьям в том числе в силу отсутствия многоаспектного практического опыта по различным направлениям работы с ними, личного семейного опыта и практики взаимодействия
с образовательными учреждениями и общественностью.
Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к социально-педагогической поддержке молодой семьи является целенаправленным процессом, требующим организации их учебной деятельности, проектирования содержания образования на основе обновления теоретических знаний, развития у них творчески-личностного уровня осуществления практических видов деятельности в обозначенной сфере. В условиях действия стандартов нового поколения значимым результатом учебной деятельности студентов становится обогащение профессионального и социального опыта, усвоение способов профессиональной деятельности с целью профессионально-личностного их развития как субъектов данного процесса. Студент становится субъектом собственной деятельности при условии целостного осуществления всех ее этапов: самостоятельная постановка целей своей деятельности, мотивирующая к самосовершенствованию самого себя.
Предметом социально-
педагогической поддержки молодых супругов является процесс совместного определения социальным педагогом и молодыми супругами целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих молодой семье сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в общении, здоровом образе жизни, построении гармоничных супружеских отношений.
Социально-педагогическая поддержка понимается как деятельность социального педагога, направленная на оказание помощи супругам в решении их индивидуальных проблем. Они охватывают их физическое и психическое здоровье; эффективную деловую и межличностную коммуникацию; жизненное самоопределение
(экзистенциальный, граждан-
ский, профессиональный, семейный, индивидуально-творческий выбор).
Таким образом, педагогическая поддержка выступает особым направлением педагогической деятельности, последовательно развивающей принципы личност-но-ориентированного образования.
Она не только провозглашает участников образовательного процесса субъектами, но и стремится практически обеспечить субъект-субъектные, равноправные, доверительные отношения между его участниками, направленные на решение проблем, преодоление трудностей в разных сферах жизни, на индивидуальное саморазвитие.
Примечания:
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2000. 208 с.
2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.
3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2005. 336 с.
4. Duvall Е.М. Family Development. Chicago: Lippingcolt, 1957. 533 p.
5. Левченко A.B. Предпринимательская деятельность как средство социально-педагогической поддержки молодой семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 24 с.
6. Carter Е.А., Мс Goldrick М. The Family life cycle and family therapy. N.Y.: Garden Press, 1980.
7. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии: курс лекций. М.: Знание, 1993. С. 309-327.
8. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
9. Johnson C.F. Detriangulation and conflict management in parent-adolescent relationships: a model // Contemporary Family Therapy: An International Journal. 1993. Vol. 15, № 2. April. P. 185-195.
References:
1. Aleshina Yu.E. Individual and family psychological counseling. M.: Class, 2000. 208 pp
2. Eidemiller E.G., Yustitskis V. Psychology and Psychotherapy of the family. SPb.: Piter, 1999. 656 pp.
3. Eidemiller E.G., Dobryakov I.V., Nicholskaya I.M. Family diagnosis and family psychotherapy. SPb.: Rech, 2005. 336 pp.
4. Duvall E.M. Family Development. Chicago: Lippingcolt, 1957. 533 pp.
5. Levchenko A.V. Entrepreneurial activity as a means of social and educational support for young families: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2001. 24 pp.
6. Carter E.A., Mc Goldrick M. The Family life cycle and family therapy. N.Y.: Garden Press, 1980.
7. Antonov A.I. Family: functions, structures, theories of family changes // Fundamentals of Sociology: a course of lectures. M.: Znanie, 1993. P. 309-327.
8. Andreeva T.V. Family Psychology. SPb.: Rech, 2004. 244 pp.
9. Johnson C.F. Detriangulation and conflict management in parent-adolescent relationships: a model // Contemporary Family Therapy: An International Journal. 1993. Vol. 15, No. 2. April. P. 185-195.