Научная статья на тему 'Социально-педагогическая направленность учебной деятельности как условие оптимизации перехода младших школьников в подростковый возраст'

Социально-педагогическая направленность учебной деятельности как условие оптимизации перехода младших школьников в подростковый возраст Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1271
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крымова Альбина Девлетовна

Переход от младшего школьного возраста к подростковому, равно как и переход учащихся из начальной школы в среднюю, совпадают по времени и являются кризисными для школьников. Возникает необходимость в обеспечении безболезненного, плавного перехода на новую ступень обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая направленность учебной деятельности как условие оптимизации перехода младших школьников в подростковый возраст»

У детей, по мнению некоторых отечественных и зарубежных исследователей в этот период проявляются некоторые психологические особенности, свойственные дезадаптации, например такие, как: агрессивность, повышенный уровень тревожности, конфликтность, склонность к прогулам и другому девиантному поведению.

Возникает вопрос, как оптимизировать переходной этап младших школьников в подростковый возраст, как делать его менее болезненной и более продуктивной для детей в интеллектуальном и физическом отношении? Опыт ряда школ республики, наша многолетняя практика работы психологом в школах г. Махачкалы подтверждают, что присутствует тесная связь между уровнем психофизического развития ребенка и его успеваемостью на этапе перехода детей из начальной школы в среднюю. Именно в 5-х классах, то есть уже на начальном этапе перехода детей в подростковый возраст, мы сталкиваемся с проблемой недисциплинированности учащихся, со снижением их успеваемости и мотивации в обучении, прогулами уроков. Все это следует признать признаками того, что новые условия являются основным стрессообразующим фактором в жизни младшего подростка, ведущим к снижению успеваемости и нарушению дисциплины учащихся.

Возникает необходимость в моделировании некой средней ступени образования, целью которой будет обеспечение безболезненного, плавного перехода на новую ступень обучения. Возникает необходимость преобразования прежней модели образования, внеся в нее коррективы по более успешной организации учебной деятельности в переходный образовательный и возрастной период.

Для этого требуется системное изучение и анализ условий обучения и воспитания школьников на начальном этапе образования. Важно чтобы ни один ребенок не «выпадал из той системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения» [4, с. 118]. Как считают ученые «переломные моменты подросткового возраста: психофизиологический и все, что с ним связано, и социальный - конец детства, вступление в мир взрослых» [1, с. 332].

Переход в 5-й класс - это первый момент, только лишь начало адаптации, еще не имеет такого сильного влияния на организм школьника: пока еще основная масса класса не вступила в фазу гормональных и физиологических изменений организма: им все это еще предстоит пережить.

«Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых оказывается гораздо более сложным, чем представляется современным психологам и педагогам» [1, с. 332]. По мнению А. С. Арсеньева он связан с развитием в сознании подростка критического рефлектирующего мышления и это и есть определяющее новообразование данного периода, которое создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Ум подростка становится более рассудочным,« в его сознании появляются тенденции к максимализму, что заставляет подростка становиться в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладываются в рамки его рассудочной логики, а он готов отвергнуть все, что не соответствует этой логике, т. к. именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок» [1].

Здесь важную роль играет оптимально организованная учебно-воспи-тательная деятельность. Говоря о роли учебной деятельности в развитии личности, С. Л. Рубинштейн отмечал: «Человек учится и должен учиться, повышая свою квалификацию, совершенствуясь, и тогда, когда он включается в трудовую деятельность. Но в школьные годы учению принадлежит особая роль; к этому периоду во всей полноте применимо положение: ребенок развивается, обучаясь. В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек» [18, с. 93].

При становлении учебной деятельности у младших школьников формируются и развиваются центральные психологические новообразования данного возраста - основы теоретического сознания и мышления и основы, связанных с ним психологических способностей: рефлексии, анализа планирования [5, с. 208].

Однако современная традиционная система начального обучения, являясь по сути эмпирической, мало способствует формированию у школьников полноценной учебной деятельности. Эффективное усвоение учебной деятельности зависит от того, насколько приоритет отдается целостности, системности развертывания знаний, самостоятельности поиска способов решения задач. И большое значение здесь имеет умение учителя конструировать взаимодействие учащихся на уроке, умение быть «режиссером» урока, налаживающим гармоничное межличностное взаимоотношение учащихся в процессе совместной деятельности.

В период становления подростку как личности, необходим авторитет в лице взрослого, которому он мог бы доверять. Таким авторитетом при правильно организованном учебно-воспитательном процессе мог бы быть классный руководитель. В принципе, им может быть любой учитель-предметник, но так как обязанностью классного руководителя является контроль, как учебного процесса, так и воспитательного, то он чаще видится с учениками, проводит с ними больше внеурочного времени, поэтому при педагогически правильно поставленной работе у него больше шансов стать авторитетом.

Роль взрослого, в данном случае учителя, в жизни подростка имеет огромное значение, т. к. в этот период происходит смена основных механизмов обучения подростка: на первый план выступают социально- психологические мотивы, связанные с самоутверждением, самоуважением, самоп-

ринятием себя как личности и в то же время как члена учебного коллектива. Задача учителя, классного руководителя в этот период «не просто схематически вколотить в умы детей известный объем учебного материала», а влияние на детей своей личностью. Эта его функция столь же важна, как и собственно учебная деятельность» [22, с. 231].

«Организация здорового, сплоченного, целеустремленного коллектива и правильных взаимоотношений в нем, включение каждого подростка в жизнь такого коллектива - важнейший путь формирования полноценной личности в подростковом возрасте» [21, с. 127]. Не столько учебная деятельность как таковая выступает здесь фактором развития личности подростка, сколько отношение взрослых к его учебной деятельности, к его успеваемости, дисциплине и прилежанию. По мнению И. И. Ильясова, «деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию и в качестве ее предмета может рассматриваться опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвоения элементов социального опыта».

Однако, не менее важным является также и активная позиция самого учащегося, проявляющаяся не только в желании показать свою взрослость, но и в адекватной оценке своих возможностей. Переоценка возросших возможностей в поиске независимости и самостоятельности приводит подростка к многочисленным конфликтам с взрослыми.

Одним из сильных проявлений внутренней активности является мотивация. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление его найти свое место в обществе, отсюда и вытекает ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе, проявление общественной активности. В постоянном поиске своего «Я», в поставленном им эксперименте «Что я могу», часто подросток идет сознательно или несознательно на конфликт и обострение отношений с другими людьми. Его негативизм, упрямство и обостренное чувство справедливости не что иное, как желание познать себя через познание окружающего мира.

Не всегда наличие мотивов бывает достаточным условием для успешной учебной деятельности, если у ученика отсутствует умение ставить цели на отдельных этапах работы, то у него не формируется целеполагающее поведение. Сознательная постановка целей связывается с «развитием производительности поведения, с принятием решения, появлением намерений, что уменьшает импульсивность, непосредственность, ситуативность поведения ребенка. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придает личности определенную нравственную устойчивость» [13, с. 192].

Поступая в школу, ребенок включается в новый для него вид деятельности и какой для него будет эта деятельность в дальнейшем: привлекательной или не очень, будет зависеть от успешности адаптации его еще в начальной

школе. Последнее, в свою очередь, будет способствовать или не способствовать к проявлению интереса к учебной деятельности при переходе в старшую школу, так как начальная школа является фундаментом для становления учебной деятельности в старшей школе.

Большая роль в привитии интереса и любви к школе принадлежит мудрости значимых взрослых, которые призваны помочь ребенку в реализации его потребностей. Уже в начальной школе необходимо помочь учащемуся сформировать активно положительную внутреннюю позицию, т. к. именно она «обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через внутреннюю позицию и преломляются в каждый момент воздействия, идущие от окружающей среды... » [2]. Новая внутренняя позиция «складывается и оформляется в определенную структуру на протяжении младшего школьного возраста, т. е. в процессе и по мере реального пребывания в социальной позиции школьника» [15]. И эта же внутренняя позиция в дальнейшем будет способствовать адаптации младшего подростка, его быстрому и правильному вхождению в условия новой действительности.

Таким образом, учебная деятельность, являясь ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, способствует развитию у них главного психического новообразования этого периода: теоретического сознания и мышления, нацеленного на раскрытие закономерностей развития предметов. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности и ее субъекта. Как раз в этот период у детей формируется желание и умение учиться»[5, с. 10].

В условиях перехода в новый возрастной период изменяется также содержание и форма взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми, может измениться место ребенка внутри этих взаимоотношений, самооценка и, как следствие, другие факторы, влияющие на успешность его адаптации в новых условиях, в данном случае, в условиях перехода из младшего школьного возраста в подростковую.

Как показывают многочисленные исследования, именно в этот период меняется отношение к учебной деятельности. По-прежнему, занимая большое место в жизни подростков, учебная деятельность в существующих ее формах, уже не может удовлетворить их возросшие личные притязания, самосознание и жажду активной общественной жизни. Увеличивается критичность ребенка ко всему, в том числе растет требовательность к учителям.

Большой помехой в этот период, как явствует из практики, становятся однообразие уроков, авторитарность учителя, монотонность изложения учебного материала, отсутствие рефлексии и многое другое, что становится благодатной почвой для отчуждения и потери интереса к школе. Начиная тяготиться школьными обязанностями, у детей появляется желание

сократить длину урока, пропустить занятия, увеличить каникулы и т. д. [2; 12; 14].

В собственном представлении младший подросток воспринимает себя как полноправного члена взрослого общества и со стороны взрослых ждет обращения, если не как с равным, то, по крайней мере, уважительного. Особенно это чувство обострено у мальчиков, которые (возможно это как-то связано с дагестанским менталитетом) яростно сопротивляются мелочному контролю и подчинению, указаниям взрослых, идущим вразрез их желаниям и интересам. Авторитарность по отношению к девочкам, особенно выраженная в семьях со строгим традиционно дагестанским воспитанием, проявляется у последних повышенной тревожностью, сильно заниженной самооценкой и, как следствие, невротическими реакциями.

К сожалению, очень часто, взрослые и в школе, и в семье занимают удобную для себя двойственную позицию: то подросток-ребенок, который должен беспрекословно подчиняться авторитету старшего, то он - вполне взрослый, который должен рассуждать и поступать соответственно. Такие неустойчивые отношения чаще всего и отталкивают подростков от взрослых, которые, не видя логики и последовательности в их действиях, становятся в оппозицию.

В отношениях с ровесниками у подростков доминирует желание занять значимую авторитетную позицию в классе. И это одно из новообразований этого периода, нашедшее место в экспериментальном исследовании мотивов учебной деятельности (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, 1951) — стремлениезавоеватьопределенноеположениевнутришкольного коллектива.

Д. Б. Эльконин считал, что при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту должен произойти переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, по приобретению серьезных и глубоких знаний. Эта же мысль находит подтверждение в работе А. П. Краковского, но при условии, что учебная деятельность подростка будет способствовать улучшению его положения в коллективе [10].

Таким образом, мы приходим к умозаключению, что учебная деятельность младших подростков должна удовлетворять потребности детей данного возраста - быть субъектом коллективной учебной деятельности, т. е. потребности в собственном целеполагании и оценке осуществляемой деятельности [8]. Мысль о том, что учебная деятельность в подростковом возрасте должна строиться как деятельность коллективная, но сочетающая по необходимости индивидуальные и групповые формы, подтверждают многие исследователи [6; 8; 11; 16; 19; 20].

Существуют многочисленные исследования, направленные на возможность и способы изменения учебной деятельности младших подростков. Но

перестройка одной лишь учебной деятельности не может решить возникающие на данном этапе развития ребенка личностные проблемы.

Жизненное пространство подростка не должно ограничиваться только лишь учебной деятельностью, активность и энергию подростков необходимо направлять, конечно, с учетом их психологических и физических возможностей, в разнообразный мир творчества, спорта и другой социально важной общественной деятельности.

Подростковый период является наиболее благоприятным для реализации воспитательного потенциала учебной деятельности, для раскрытия перед детьми ее социального смысла через актуализацию ее широких социальных мотивов. Ориентация взрослых только на учебу подростков обедняет развитие детей. «Традиционно сложившиеся формы учебной деятельности не только не способствуют проявлению личностных качеств, но и ограничивают возможности для разностороннего проявления способностей, стимулируя главным образом, проявления вербального интеллекта.

В такой ситуации существенными для оценки личности учащихся качествами являются проявления ограниченного ряда способностей, находящие свое отражение в успеваемости. Успеваемость как основной критерий оценки личности не может удовлетворять подростков, стремящихся к социальному самовыражению» [7, с. 35]. Односторонняя искаженная оценка подростками личности друг друга, проецирующаяся через учебную деятельность и оценивание учителями, приводит к нарушению взаимоотношений между учащимися, необъективному восприятию учащимися себя и одноклассников. А это в свою очередь сказывается на морально-психологическом комфорте или дискомфорте учащегося в классе, что не может не отразиться и на их отношении к учению и к школе в целом.

В этом плане показательны данные, полученные Ю. Е. Алешиной и

А. С. Коноводовой в ходе сравнительного исследования характера взаимоотношений в классе с различным соотношением основных деятельностей. Исследование показало, что в классах с направленностью на общение, межличностные отношения в целом характеризуются более позитивным фоном, чем в классах с направленностью на учебу. При этом в классах с коммуникативной направленностью успеваемость не оказывает значительного влияния на статус, тогда как в классах с направленностью на учебу успеваемость является важной детерминантой статуса, а низкая успеваемость оказывается достаточной причиной для неприятия ученика» [3].

По мнению X. Й. Лийметса, личностная значимость учебной деятельности зависит не только от постановки обучения, но, прежде всего, от того, в какую личностную систему жизнедеятельности входит учение [11, с. 84]. Однако «проблема формирования привлекательности учебной деятельности и обеспечения ей надлежащего места в системе жизнедеятельности школьника не нашла еще достаточно приемлемого...решения» [11, с.7].

В подростковом возрасте основным видом деятельности остается учебная деятельность, но теперь все большее значение приобретает общение. Теперь младший подросток стремится вступить в широкий круг общественных отношений. Главным критерием оценки ребенком себя и другого в это время становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими. Именно на этом рубеже появляется своеобразный кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе младших школьников. «Подростковый возраст связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростка в общественном признании» [21, с. 245].

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Переход от младшего школьного возраста к подростковому, равно как и переход учащихся из начальной школы в среднюю, совпадают по времени и являются кризисными для школьников.

2. Учеба, теоретически оставаясь основным видом деятельности, не является ведущей по своей психологической значимости. Учебная деятельность в существующих ее формах, уже не может удовлетворить возросшие личные притязания, самосознание и жажду активной общественной жизни подростков. Необходимы новые смыслосозидающие и социально значимые формы учебной деятельности.

3. Большое значение для оптимизации перехода младших школьников в подростковый возраст приобретают содержание и форма взаимоотношений взрослых (воспитателей, учителей, родителей) с младшими подростками, уважение их личности, признание их социальной, интеллектуальной и духовной значимости.

4. Оптимизации перехода младших школьников в подростковый возраст требует разработки и применения на практике научно-обоснованной и методически подкрепленной долгосрочной программы, направленной на решение данной архиважной проблемы с учетом территориальных регионально-национальных особенностей каждой конкретной школы.

На основе проведенных исследований и, исходя из собственного многолетнего опыта, нами подготовлена и апробирована авторская программа, направленная на решение проблемы в современных условиях многонациональной махачкалинской городской школы.

Библиографический список

1. Арсеньев, А. С. Подросток глазами философа [Текст] /А. С. Арсеньев// Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия // Сост. и научн. ред. В. С.Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 624 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Вереникина, И. М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1988.-24 с.

4. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] /Л. С. Выготский //Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-123.

5. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 5-13.

6. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] /

B. В. Давыдов - М., 1996. - 208 с.

7. Иванова, Е. И. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Дис. ...канд. психол. наук. - Пермь, 2000. - 193 с.

8. Конникова, Т. Е. Проблемы воспитания подростка [Текст] / Т. Е. Конникова - М., 1972. - 32 с.

9. Кравцов, Г. Г. Психологические особенности учебной деятельности

подростков: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. - М., 1977. - 16 с.

10. Краковский, А. П. Трудный возраст. [Текст] / А. П. Краковский - М.,

1966.- 160 с.

П.Лийметс, X. Й. Как воспитывает процесс обучения. [Текст]

/ X. Й. Лийметс - М., 1982. - 96 с.

12. Маркова, А. К. Психология обучения подростка. [Текст] / А. К. Маркова -М.,1975. - 64 с.

13. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения. [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов - М., 1990. - 192 с.

14. Моргун, В. Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М, 1979.- 18 с.

15. Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции школьника при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст] / Т. А. Нежнова // Вестник МГУ. Психология. Сер. 14. - 1988. - № 1. - С. 50-61.

16. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л. И. Новикова -М, 1978,- 143 с.

17. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии [Текст] / А. В. Петровский // Вопросы психологии - 1984. - № 4. -

C. 15-29.

18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн -М., 1989.-Т.2.-321 с.

19. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий детей в процессе обучения. [Текст] / В. В. Рубцов - М., 1977.

20.Синицкая, В. А. Формирование коллективистических отношений школьников- подростков в процессе их учебной деятельности [Текст] /

B. А. Синицкая //Ребенок в системе коллективных отношений. - Л., 1972. -

C. 138-142.

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА В АМЕРИКАНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ...

21. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности — М.,2004. - 672 с.

22. Юнг, К. Г. Значение аналитической психологии для воспитания [Текст] / К. Г. Юнг //Конфликты детской души. - М., 1995. - С. 56-61.

УДК 138.0

Е. Л. Хазов

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА В АМЕРИКАНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В.

Создание единой транспортной системы в США фактически оформило появление общенационального рынка взамен параллельно существующих, относительно независимых друг от друга местных рынков. Также это обусловило переход к новым технологиям массового производства и распределения товаров и услуг, что в свою очередь предполагало радикальное укрупнение производства, его концентрацию. Одновременно появилась возможность снижать издержки не только за счет масштабов собственно производства, но и бизнеса, так как интегрированная, например, по вертикали «сырье - производство - продажа», фирма экономит на расходах, связанных с трансакциями.

Использование этих возможностей стало насущной необходимостью, поскольку в новых условиях радикально менялись условия конкуренции. В первой половине XIX в. отсутствие развитой транспортной сети ограничивало конкуренцию. Каждый предприниматель действовал на сравнительно ограниченном пространстве местного рынка, часто занимая на нем монопольное положение. В условиях же сложившегося единого национального рынка каждый предприниматель был вынужден вступить в конкуренцию в национальном масштабе. Одним из итогов ужесточившейся конкурентной борьбы была война цен. На протяжении всего последнего тридцатилетия XIX в. цены падали. Приспособление бизнеса к новым условиям шло разными способами. Один из них - создание дифференцированных рынков. В этом случае ставка делалась на производство какой-то особой продукции, пользующейся не массовым, но устойчивым спросом. Она, как правило, требовала высококачественного производства. Такая фирма работала с ограниченным числом покупателей, ориентирующихся на ее продукцию, а потому особо дорожила своей репутацией. Пробиться на этот рынок новой фирме было весьма трудно. Конкуренция уменьшалась, бизнес становился стабильным. Падение цен в таких отраслях было не столь значительным. Другой способ адаптации к новым условиям - переход к массовому производству товаров. Такое производство обеспечивало резкое снижение се-

бестоимости продукции и давало возможность предпринимателю получать прибыль, снижая цену. В этих отраслях колебания цен были, как правило, больше. Так, в производстве высших сортов писчей бумаги, имевших не массовый, но устойчивый спрос в 1883 - 1897 гг. цена упала на 20%, а в производстве дешевой газетной бумаги - на 67%.

Но во втором случае ощутимый выигрыш достигался лишь на этапе вытеснения конкурентов, неспособных перейти на новые технологии, а потому не выдерживающих ценовой конкуренции. Если же в отрасли оказывались несколько фирм, перешедших на новые технологии, ситуация радикально менялась. Поскольку эти фирмы располагали более широкими возможностями по манипулированию ценами, война цен приобретала, как правило, более интенсивный характер. Она вынуждала проводить дальнейшую рационализацию производства, обновлять оборудование, то есть увеличивать и без того значительный в таких отраслях основной капитал.

Ощутимый эффект в конкурентной борьбе давала вертикальная интеграция - стремление установить контроль над фирмами, поставляющими сырье, и фирмами, занимающимися реализацией продукции. Это давало существенную экономию на трансакциях, на расходах, сопровождающих движение продукции от фирмы к фирме. Экономия на трансакциях позволяла существенно снижать издержки производства, следовательно, фирма была готова идти дальше на снижение цены. Но вертикальная интеграция имеет эффект не во всех отраслях. Она имела существенное значение для черной металлургии. Объединение в одну фирму предприятий по добыче железной руды, каменного угля, выплавке чугуна, затем стали с последующим изготовлением из нее проката давало колоссальный выигрыш, о чем свидетельствовали успехи Эндрю Карнеги. Его фирма, первой сделавшая основной упор на создание производства с полным циклом, продавала рельсы по самой низкой цене, но при этом ее прибыли увеличились с 1878 по 1900 гг. с 400000 до 40000000 долларов. К концу XIX в. большинство крупных фирм были вертикально интегрированы. В то же время в отраслях, где расходы на сырье составляют незначительную долю в структуре издержек, эффективность вертикальной интеграции намного ниже. Но даже в случаях, где она эффективна, это лишь еще более усиливает войну цен. Вертикально интегрированной крупной фирме труднее остановить производство, чем мелкой интегрированной. Ее руководство всегда предпочтет снизить цену, а не останавливать производство. Но очевидно, что ценовая война не может идти бесконечно. На определенном этапе снижение цен создает реальную угрозу всем конкурентам. Как правило, к тому времени число конкурирующих фирм остается небольшим. В этом случае становятся возможными попытки договориться о приемлемой цене в масштабах отрасли.

Исторически первой формой такого рода попыток ограничить конкуренцию в США были пулы (от английского pool - соглашение). Пул действи-

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА В АМЕРИКАНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ...

тельно был соглашением между конкурентами, в котором устанавливались какие-то правила конкурентной борьбы. Первым известным науке пулом было соглашение между изготовителями канатов в 1861 г. В 70-80-е годы они стали уже весьма распространенным явлением в деловой практике. Известны пулы торговцев поваренной солью в Мичигане и производителей виски, пул по продаже стальных рельсов и пул по продаже гвоздей. В 1880 г. по инициативе Генри Хэйвмейера был создан пул производителей сахара. Они договорились не снижать цены, платить по 1 центу с фунта сахара в общий стабилизационный фонд и согласились безоговорочно прекращать производство сахара по распоряжению руководящего органа пула в случае угрозы падения цен. В 1887 г. появился пул по продаже стальных рельсов. Он установил общую цену в 28 долларов за тонну. В рамках соглашения устанавливался общий объем производства рельсов и квота каждой фирмы. Был создан комитет по контролю за выполнением пула из трех человек. Главным недостатком пулов было то, что они не имели юридической силы. Поэтому нарушитель соглашения не нес никакой ответственности. Пулы не были прочными. Пул по продаже рельсов распался в 1897 г.; в итоге цены упали до 15 долларов за тонну. Более того, в 1890 г. конгресс США принял закон Шермана, прямо запрещавший пулы.

Попыткой преодолеть недостатки пула по регулированию конкуренции стал греет (от английского trust - доверять). Его изобрел юрисконсульт нефтяной компании «Стандард ойл» Додд. Эта компания, основанная Джоном Рокфеллером в 1870 г., испробовала все способы конкурентной борьбы. Она применяла самые современные методы нефтепереработки, установила контроль над нефтепроводами, что давало ей преимущества перед другими компаниями, превратилась в самую крупную фирму отрасли. Однако война цен продолжалась. Тогда в 1882 г. Рокфеллеру удалось добиться соглашения, по которому все фирмы, дающие 90% нефтепереработки, практически объеде-нились. Все они преобразовывались в корпорации, потом осуществлялась оценка стоимости каждой корпорации и владельцам ее акций выдавались сертификаты на каждые 100 долларов капитала. Владельцы сертификатов подписывали соглашение о передаче своей собственности в управление 9 доверенным, так называемым «trustees». Эти доверенные избирались из числа владельцев сертификатов на три года. Сертификаты приравнивались к акции. Они могли быть объектом купли и продажи, котировались на бирже. Фактически традиционная форма доверительного управления была использована Рокфеллером для консолидации всей нефтяной промышленности и стабилизации цен на нефтепродукты. Эта форма регулирования конкуренции быстро завоевала популярность среди предпринимателей. В 1884 г. был создан трест хлопкового масла, в 1885 - трест льняного масла, в 1887 г. - свинцовый, сахарный и трест производителей виски. Почти сразу тресты встретили широкое общественное движение протеста. Их закон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.