1. Овладение практическими умениями и навыками выполнения исследовательских работ.
2. Овладение методикой выполнения исследовательской работы.
3. Участие в работе научных конференций различного уровня и статуса.
4. Представление результатов научных исследований на всевозможные конкурсы, выставки.
5. Оформление результатов научных работ в виде презентаций для публичного представления.
Личностный компонент исследуемой компетентности включает необходимые личностные качества для выполнения исследовательской деятельности таких, как ответственность, целеустремленность, гибкость мышления, хорошая оперативная память, напряженная умственная активность, работоспособность, решительность, настойчивость в достижении целей и т.д.
Выводы. Результаты реализованного исследования, прежде всего, имеют прикладное значение и раскрывают потенциал научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов атомной отрасли. Выявленная структура научно-исследовательской компетентности открывает новые реальные возможности покомпонентного формирования исследуемой компетентности, при этом личностный компонент является доминирующим, а, именно, личностные качества научно-исследовательской направленности в целом и определяют успех в процессе выполнения наукоемких научных исследований в атомной отрасли.
Литература:
1. Батраченко Е.А. Особенности организации исследовательской работы студентов в системе высшего образования / Е.А. Батраченко, О.Ю. Бражник, Н.В. Дорохина, Л.Е. Павлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17, № 5(2). - С. 443-446.
2. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи. - М.: Наука, 1973. - 124 с.
3. Бурилкина С.А. Методологические подходы к проблеме ценностно-смысловой детерминации научного социального познания / С.А. Бурилкина, Е.В. Олейник, Н.Г. Супрун // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. -№ 6-2. - С. 241-244.
4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 21-26.
5. Долгов А.В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 191 с.
6. Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста: монография / Г.М. Ильмушкин. - Москва-Димитровград.: Изд-во ДИТУД УлГТУ, 2005. - 354 с.
7. Ильмушкин Г.М. Математическая подготовка будущих специалистов атомной отрасли как важнейший фактор профессионального становления / Г.М. Ильмушкин. - Москва: РАЕ "Фундаментальные исследования". - №11 (5). - 2012. -C. 1103-1106.
8. Ильмушкин Г.М. Научно-исследовательская деятельность студентов технического вуза как фактор становления конкурентоспособного специалиста атомной отрасли / Г.М. Ильмушкин, Миншин М.М. // «Известия Самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - Том 21, № 66. - 2019. -С. 30-36.
9. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / С.Н. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - № 10. - Т.2. - С. 173-175.
10. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы. - 1986. - №3. - С. 10-14.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Некрасова Ирина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема становление личности современного профессионала посредством организации качественного социально-педагогического пространства высшего образования. Указывается влияние внеучебной деятельности на формирование специфических качеств будущего специалиста. Обосновывается значение социокультурных условий в вузе. Разрабатывается возможность представить модель выпускника, включающая научно-обоснованные характеристики личности специалиста. Анализируется молодежная среда вуза с учетом основных их потребностей и изменяющейся социально-педагогической информации.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, социально-педагогическое пространство вуза, специалист-профессионал, воспитательная деятельность, модель выпускника.
Annotation. The article deals with the actual topic of the formation of the personality of a modern professional through the organization of a high-quality social and pedagogical space of higher education. The influence of extracurricular activities on the formation of specific qualities of a future specialist is indicated. The importance of socio-cultural conditions in the university is substantiated. An opportunity is being developed to present a model of a graduate. Including scientifically based characteristics of the personality of a specialist. The youth environment of the university is analyzed, taking into account their basic needs and changing socio-pedagogical information.
Keywords: professional education, social and pedagogical space of the university, professional specialist, educational activities, graduate model.
Введение. Современные исследования научного и содержательного характера социально-воспитательной функции в системе высшего образования обеспечивают актуальность по сей день. Несомненно, такая значимость зависит от качественного воспитательного процесса студенческой молодежи вуза и формированием профессиональных компетенций в системе образования. Применение этапов эффективного осуществления воспитательной деятельности в вузе охватывает многочисленные концепции, принципы и подходы к проектированию и организации социально-педагогического пространства.
Анализируя нормативные документы социально-воспитательного процесса вуза, необходимо учитывать специфику и характеристику этого процесса; педагогические условия конкретной образовательной организации; требования Федерального образовательного стандарта.
Сегодня мы наблюдаем существенные преобразования социально-воспитательной работы в системе высшего образования. В работе вузов используются современные технологии и приемы профессионального воспитания, появляются новейшие тенденции, научные подходы, молодежные практико-ориентированные направления.
Высшее учебное заведение предполагает огромное количество социальных студенческих проектов различного характера, способствующих выявлению эффективных способов повышения социально-педагогической активности обучающихся [3]. Желание студентов вузов развиваться как профессиональной личности ставит перед образовательной организацией нестандартные вопросы.
Социокультурные условия и качественная организация системы воспитательной деятельности порождают эффективные взаимоотношения среди студентов, способы профессионального поведения, социально приемлемую мотивацию к обучению, самовоспитание и способность управлять собой.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать влияние социально-педагогического пространства вуза на формирование профессионально-воспитательных компетенций специалиста.
Изложение основного материала статьи. Социально-экономические условия и государственное влияние всегда обращают внимание на уровень воспитания будущего специалиста, тем самым диктуя профессиональные требования, педагогические тенденции учебных заведений и научные перспективы. Стремительно изменяющееся общественное развитие личности молодого специалиста характеризуется новыми инновационными процессами. Здесь особо важным фактором социальной адаптации и профессиональной активности студентов становится готовность к изменениям, мобильность индивидуального сознания, инициативность, принятия перемен как новой ценности. В этом случае проявляется возможность примерить на себя совершенно новую роль и место в социуме.
Инновационно-развивающееся общество рассматривает личность молодого специалиста как социально-зрелого, профессионально-воспитанного активного субъекта в самых различных областях деятельности [5]. Требуется создать такие социокультурные условия, при которых личность будущего профессионала способна к перспективному потенциально успешному жизненному развитию. В этом случае образовательным ориентиром будет служить профессиональное воспитание студента, осуществляющее профессиональную адаптацию к трудовой деятельности. Образовательная организация тем самым формирует воспитательное пространство подготовки выпускника и обеспечивает выполнение социально-педагогической функции становление личности.
Социально-педагогическая функция вуза приобретает новое функциональное назначение [7]:
- ценностные предпочтения, значимые в культурном, социально-педагогическом, личностно-профессиональном плане;
- развитая система отношений через гуманистический, диалоговый коллективисткий опыт обучающихся;
- наличие профессиональной культуры через предъявления нормативных, эталонных, идеальных образцов человеческих проявлений;
- критическое мышление обучающихся, обеспечивающее оценку поступков и поведения;
- рефлексивный опыт отношений студент к себе, другим людям.
Мы не можем отбросить традиционные функции профессионального образования, но преобразование педагогического знания в вузе необходимо.
Социально-педагогическая функция вуза - это преобразование воспитательной работы со студентами; формирование профессиональных важных качеств и универсальных компетенций молодого специалиста. Также функция обеспечивает конкурентоспособность выпускника на рынке труда, приспособляемость к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Следует отметить значительную роль концептуальной основы создания социально-воспитательного пространства, базирующегося на идеях целостного и личностно-ориентированного подходов. Одним из эффективных направлений организации такого пространства является профессионально-педагогическое проектирование и исследовательское инновационное моделирование [6, 8]. Такой подход позволяет выявить актуальные проблемы и трудности системы воспитания, а также обозначить пути преобразования и реализацию стратегии воспитательной деятельности в вузе.
Содержательно-деятельностную основу социально-педагогической функции вуза составляет комплексное обеспечение педагогической действительности. Одним из центральных компонентов такого обеспечения является работа с ценностно-смысловой сферой профессиональной деятельности специалистов. В структуру воспитательной работы обязательно входят педагогически значимые действия с предъявлением социокультурной информации воспитывающего характера.
Исследования социологической информации позволят нам смоделировать социально-педагогический и социокультурный облик современного молодого специалиста:
- студент-профессионал имеет практические ценности как в процессе профессиональной подготовки, так и в приобретение трудовых знаний и навыков;
- студент-профессионал склонен больше к самостоятельности и инициативности в приобретении профессиональных компетенций;
- студент-профессионал опирается на главные актуальные сферы: личностную (дружба, брак, любовь, семья) и профессиональную (деньги, карьера, успех, независимость);
- студент-профессионал обеспечен высоким уровнем профессионализма, познавательным интересом и мотивацией в работе;
- студент-профессионал обладает адекватной самооценкой, ориентирован на признание и уважение в коллективе и в семье.
Модельное представление молодого современного специалиста носит динамический педагогически интегративный характер [1]. Зависящий от изменений социокультурных условий. Модель выпускника вуза предлагает качественное конкретное изучение личности студента с учетом ценностных и профессиональных ориентаций, значимых для будущей
профессионально-трудовой деятельности. Ориентируясь на моделирование личности выпускника, мы обосновываем характеристики личности специалиста в социально-профессиональных условиях воспитания. В этом случае социально-педагогическая функция вуза ориентирует студента как субъекта его жизнедеятельности и ставит перед образовательной организацией новые условия социально-конструктивного взаимодействия участников воспитательного процесса.
Профессионально-воспитательная среда предполагает включение студентов в практическую деятельность, смысл и содержание которой соответствует намеченным социально-педагогическим целям. Содержание социально-педагогической функции обеспечивает формирование разнообразного опыта совместной деятельности обучающихся; организацию рефлексивного поведения; переоценку негативного опыта.
Социально-воспитательная деятельность вуза в этом случае расширяет границы и впускает различные технологические этапы формирования личности современного специалиста. Педагогическая деятельность вуза на технологическом уровне предполагает:
- изучение имеющих свойств личности и изменений предмета воспитательной деятельности;
- обеспечение нормативов социально-воспитательной деятельности;
- применение системного похода к действиям педагогов;
- осуществление логики и последовательности действий;
- управление социально-педагогическим процессом;
- эффективная трансляция социально-воспитательного опыта.
Нельзя говорить о всей технологизации профессионально-воспитательного процесса вуза. Применять и учитывать следует только следующие технологии в системе воспитания:
- организационная технология, направленная на реализацию эффективной совместной деятельности;
- коммуникативная технология, направленная на грамотное построение продуктивного общения, развитие диалога;
- технология личностной трансформации, позволяющая актуализировать или сформировать у студента социально востребованные личностные проявления.
Технологическая сторона социально-воспитательного процесса является производной от системного применения педагогических методов профессиональной деятельности [2]. Технологический этап социально-педагогической функции высшего образования связан с определёнными профессиональными действиями, отвечающими логикой социально-воспитательного процесса. Важно, применительно к воспитанию правильнее упоминать о технологичности действий педагогов и методике социально-воспитательной деятельной деятельности.
Критериями успешности реализации социально-педагогической функции вуза в условиях профессионального воспитания являются:
- нормативно-объективная результативность профессиональной деятельности выпускника, представляет собой нормативный образ желательных практических результатов;
- нормативно-субъективная результативность профессиональной деятельности выпускника, определяется индивидуально-личностными представлениями о желательных практических результатах.
Анализируя научные подходы к пониманию результативности профессиональной деятельности молодого специалиста, можно обозначить организацию совместной деятельности обучающихся, при которой обеспечивается:
- положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности;
- обогащение личного опыта выпускников социально-педагогическим значимым содержанием;
- практическая продуктивность профессиональной деятельности;
- личностно-профессиональный рост, проявление личностных характеристик, динамика качественных поступков.
Выводы. Современные изменяющиеся условия в системе профессионального высшего образования обуславливают
принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодого специалиста. Профессиональное выполнение социально-педагогической функции вуза требует теоретически развитого мышления, поскольку стратегия развития воспитательного процесса как социального явления подчинены определённым закономерностям.
В этом смысле технология воспитания - это освоения в практике профессионального сообщества последовательность методов, разворачивающая социально-педагогический процесс во времени от момента выдвижения цели до получения и оценки результата.
Литература:
1. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - №3(78). -С. 130-142.
2. Бермус А.Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
3. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. - М.: Фолиант, 2018. - 256 с.
4. Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-3.
5. Рожков М.И., Макеева Т.В. Социальная педагогика. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 288 с.
6. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6. - С. 329.
7. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9, № 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4.
8. Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2019. - 320 с.