Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность по превенции преодоления рецидивной преступности и криминальной субкультуры осужденных'

Социально-педагогическая деятельность по превенции преодоления рецидивной преступности и криминальной субкультуры осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СУБКУЛЬТУРА ОСУЖДЕННЫХ / ИСПРАВЛЕНИЕ / OFFENDER'S REFORMATION / HABITUAL CRIME / RE-SOCIALIZATION / SUBCULTURE OF SENTENCED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуцев Олег Владимирович

В данной статье анализируется состояние рецидивной преступности в исправительных учреждениях УИС, а также основные направления и формы социально-педагогической работы с различными категориями осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гуцев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogic activity by prevention of overcoming habitual crime and sentenced peoples criminal subculture

Habitual crime stance at penitentiary establishments and also main fields and forms of social-pedagogic work with different categories of the sentenced are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность по превенции преодоления рецидивной преступности и криминальной субкультуры осужденных»

шую культуру народа, представителями которого они являются.

Формирование у учащихся культуры межнационального общения происходит активнее при использовании на уроках национальной музыки, песен, которые способны оказать огромное положительное влияние на нравственно-эмоциональную сферу учащихся. Оригинальные песни, особенно фольклорные, содержат в себе много культурных реалий. Песенные тексты отражают особенности образа жизни и быта народа, а также специфические черты его характера и менталитета. Люди других национальностей испытывают такие же чувства - любят, страдают, переживают, радуются и т.д. Песенное и танцевальное народное творчество - драгоценное национальное достоинство, отражающее историю народа и переходящее из поколения в поколение, является и по сей день важным источником формирования культуры межнационального общения.

Итак, в гимназии создаются условия для формирования культуры межнационального общения.

Библиографический список

1. Абдулатипов Р.Г. Социалистическая культура межнационального общения // Научный коммунизм. - 1989. - № 5.

2. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР - М.: Мысль, 2006. - 254 с.

3. Гасанов З. Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 24-30.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 688 с.

5. Серова И.И. Культура межнационального общения. - Минск: Изд-во «Университетское», 2006. -159 с.

6. Суставов В. Культура межнационального общения // Коммунист вооруженных сил. - 1988. -№ 10. - С. 9-16.

7. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика. - 2001. -№ 12. - С. 18-20.

УДК 373

Гуцев Олег Владимирович

Управление ФСИН России, Московская область

likashin@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕВЕНЦИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ

В данной статье анализируется состояние рецидивной преступности в исправительных учреждениях УИС, а также основные направления и формы социально-педагогической работы с различными категориями осужденных. Ключевые слова: рецидивная преступность, ресоциализация, субкультура осужденных, исправление.

недавнего времени криминальная обстановка в стране характеризовалась ус. тойчивым ростом количества зарегистрированных преступных посягательств. Так, в 2005 году в России зарегистрировано 3554738 преступлений (что на 22,8% больше, чем в 2004 году) [1], в 2006 - 3855373 (увеличение на 8,5% по сравнению с 2005 годом) [2]. Однако начиная с 2007 года наметились положительные тенденции к снижению количества преступлений в местах лишения свободы. Так, в 2007 году было зарегистрировано 3582541 преступление (что на 7,1% ниже показателей 2006 года) [3], в 2008 - 3209862 (по сравнению с 2007 годом сокращение преступлений произошло на 10,4%) [4], в 2009 - 2994820 (на 6,7% меньше, чем в 2008 году) [5], в 2010 - 2628799 (сократилось на 12,2% по отношению к 2009 году) [6]. По состоянию на 01.10.2011 года зарегистрировано лишь 1850100 преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следовательно, можно предположить, что по итогам текущего года общее количество преступлений сократится по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Положительная динамика снижения ежегодно регистрируемых преступлений как в целом по стране, так и в учреждениях УИС, обусловлена позитивными изменениями в социально-экономической сфере и уголовно-судебной политике Российской Федерации.

Вместе с тем определенную обеспокоенность вызывает состояние рецидивной преступности. В ближайшие годы она может негативно сказаться на общем состоянии национальной безопасности нашего государства.

Сохраняющейся уровень рецидивной преступности в стране во многом обусловлен отсутствием системы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также недостатками в организации работы социальных педагогов по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания в местах лишения свободы.

Рецидивная преступность относится к наиболее опасным видам противоправной деятельности, препятствующей восстановлению социальных связей осуждённых, способствующая формированию устойчивых криминальных групп и связей. Основная

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Гуцев О.В., 2012

масса рецидивных преступлений совершается осуждёнными, чьи социально-нравственные установки носят ярко выраженный антисоциальный характер, а также теми, чья низкая адаптивная способность не позволяет им приспособиться к условиям жизни после освобождения. Среди данной категории осужденных высок уровень психических заболеваний, наркотической и алкогольной зависимости. При этом вероятность повторного совершения преступления возрастает с каждым новым отбыванием наказания вследствие снижения уровня положительных мотиваций, формирования устойчивой нигилистической позиции по отношению к окружающему миру, воздействия криминальной среды и подмены общечеловеческих этических ценностей элементами уголовной субкультуры.

Таким образом, происходит практически необратимая ассимиляция человека к условиям существования в криминальной среде, позволяющая обеспечить относительно удовлетворительное существование в местах лишения свободы, но, одновременно, исключающее возврат к нормальной жизни.

Показательно, что по состоянию на 01.12.2011 в исправительных колониях содержалось 653783 осужденных, из них более половины - рецидивисты: 29,4% осуждены второй раз, 31,7% - третий раз и более. Для сравнения: в 2009 году рецидивистов в исправительных учреждениях содержалось 49% (дважды судимы были 28,3%, три раза и более -21,6%; в 2010 году количество осужденных неоднократно содержалось - 59% (дважды судимых - 30,2%, три раза и более - 29,5% соответственно) [5, 6].

Такое изменение состава осужденных негативно сказывается на пенитенциарной преступности.

Учитывая происходящие изменения в структуре качественного состава осужденных, пенитенциарная педагогика требует поиска и апробации новых форм работы с лицами, чьи жизненные и нравственные установки носят криминальный характер.

При характеристике данной категории осуждённых, учёными-криминологами принято выделять три типа, требующих различного подхода как при подготовке их к ресоциализации, так и в период социальной адаптации:

1. Прогрессирующие рецидивисты - это лидеры преступных группировок, организаторы и вдохновители преступлений и правонарушений, чья общественная опасность возрастает с каждым совершённым преступлением.

2. Не прогрессирующие рецидивисты - это лица, как правило, совершающие преступления имущественного характера, чья степень общественной опасности остаётся примерно на том же уровне, что и раньше.

3. Деградирующие рецидивисты - это бродяги, злостные нарушители паспортного режима, лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов, частично или

полностью утратившие социальные связи в семье, быту и трудовом коллективе.

У осуждённых, отбывающих наказания в исправительных учреждениях и вновь совершающих преступления в виде особо опасного рецидива, превалируют определённые черты характера, определяющие поведение данных лиц. К ним относятся - агрессивность, жестокость, неспособность к сопереживанию, наличие правовых и моральных установок, сформированных окружающей преступной средой и, как следствие, искажённых ею. Накопление и усугубление дефектов духовного мира осуждённых ведёт к формированию устойчивых мотивов их антиобщественного поведения и, одновременно с этим, способствует повышению неформального статуса осуждённого.

Среди организационно профилактических мер по предупреждению преступности надо выделить и меры по нейтрализации и искоренению криминальных традиций и обычаев, законов неформальных объединений. Необходимо создать специальную программу по переориентации осужденных, в которой должны принимать участие социологи, психологи, специалисты по субкультуре. Следует исключать возможные контакты профессиональных преступников с несовершеннолетними преступниками и другими осужденными «не зараженными блатным образом жизни».

В работе социальных педагогов существуют определенные трудности при организации педагогического процесса с лицами, занимающими высшую ступень в иерархии осужденных, это так называемые «воры в законе», лидеры, «авторитеты», имеющие влияние на основную массу осужденных. Профилактические беседы, вовлечение их в процесс работы самодеятельных организаций, как правило, не приносят должных результатов. Укоренившиеся в подсознании социальные противоречия между личностью и обществом, интересы которого представляет персонал исправительного учреждения, создают трудности в процессе воспитания.

Однако непосредственное участие социального педагога в решении жизненных проблем у осужденных данной категории укрепляет веру и создает представление осправедливом отношении администрации. Педагогический процесс в условиях отбывания наказания осужденными - это непрерывный процесс, который не ограничивается индивидуальными беседами психологов и начальников отрядов. Поощрения и налагаемые взыскания за нарушения внутреннего распорядка являются неотъемлемой частью педагогического процесса.

Опытные начальники отрядов и заместители начальников исправительных учреждений по воспитательной работе используют свое влияние на осужденных при отбытии ими наказания в условиях штрафных изоляторов, содержания осужденных

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

167

в отрядах со строгими условиями отбывания наказания, а также во время нахождения в помещениях камерного типа.

Длительная изоляция от основной массы осужденных, запрет на краткосрочные и длительные свидания, ограничение в пользовании дополнительным питанием, курения, просмотра телепередач - создают предпосылки к пересмотру своего поведения.

Способность убедить осужденного в справедливости наказания и мотивировать его к законопослушному поведению является важным элементом в педагогическом процессе. Умение педагогов сохранить связи осужденных с семьей порой имеет решающеезначение при выборе осужденным стратегии оставаться ли под влиянием отрицательно настроенной части осужденных, либо выполнять установленные требования администрации и стремиться к условно-досрочному освобождению, при этом одновременно овладевая профессиональными навыками на производстве и обучаясь в школе при исправительном учреждении.

Ежедневно находясь в контакте с осужденным, воспитатель должен ориентировать их на возможность некриминальной самореализации себя после освобождения, формирование целей трудоустройства, создания семьи, поддержание социально полезных связей с окружающими.

Ежегодно из исправительных учреждений возвращается в общество до 300 тыс. человек. Практически каждый освободившийся нуждается в квалифицированной помощи в решении социальных проблем. В свою очередь, отсутствие в государстве комплексной профилактической работы с освобожденными из мест лишения свободы превращает уголовно-исполнительную систему в автономную структуру, обеспечивающую временную изоляцию от общества.

Важнейшая задача пенитенциарной системы -исправление преступника. Ее решение во многом зависит от тех условий и той обстановки, в которых будет находиться осужденный в исправительном учреждении. При этом первостепенное значение приобретает обеспечение раздельного содержания лиц, возможно случайно оступившихся и впервые попавших в места лишения свободы, от лиц, осознанно совершающих преступные деяния и рецидивистов.

В настоящее время Федеральной службой исполнения наказаний осуществляется реформирование системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Речь идет о замене системы исправительно-трудовых лагерей, как источника постоянной регенерации криминальной субкультуры и сохранения питательной среды для рецидивной преступности, на современную европейскую модель системы исполнения уголовных наказаний.

Библиографический список

1. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2005 г.: Аналитический сборник. - М.: ФСИН России, 2005. - 305 с.

2. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2006 г.: Аналитический сборник. - М.: ФСИН России, 2006. - 305 с.

3. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2007 г.: Аналитический сборник. - М.: ФСИН России, 2007. - 305 с.

4. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2008 г.: Аналитический сборник. - М.: ФСИН России, 2008. - 305 с.

5. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2009 г.: Аналитический сборник. - М.: ФСИН России, 2009. - 305 с.

6. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2010 г.: Аналитический сборник. - М.: ФСИН России, 2010. - 305 с.

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.