Литературы
1. Гидденс Э. Социология / Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл; пер. с англ. - 2-е изд., выполн. по 4-му англ. изд., полн. перераб. и доп. - М.: URSS, 2005. - 629 с.
2. Красильников Ю. Д., Моздокова Ю. С., Мацукевич О. Ю. Социально-культурные технологии в процессе гериатрической реабилитации // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 1. - С. 95-108.
3. Осухова Н. Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь // Человек в трудной жизненной ситуации: мат-лы I и II науч.-практ. конф. 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. / под ред. Е. А. Петровой. - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - С. 55-58.
4. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост.: Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2003. - Вып. 4. - 192 с.
5. Хозина Ж. В. Сущность и понятие эйджизма как социокультурного феномена // Старшее поколение в пространстве и времени российской культуры: Дайджест исследований МГУКИ по проблемам социально-культурной деятельности пожилых людей. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 58-67.
6. Ярошенко Н. Н. Ценностное содержание образования в сфере культуры и искусств: контекст межкультурного взаимодействия // Вестник МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2011. - № 5. - С. 27-34.
УДК 37
Е. В. Милькова, И. В. Борзенкова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ИНТЕРАКТИВНОМ РЕЖИМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Представлены понятие и сущность социально-педагогической адаптации, некоторые особенности ее в условиях интерактивного режима учреждения дополнительного образования, интерактивные методы в социально-педагогической адаптации старшеклассников.
Ключевые слова: адаптация, социально-педагогическая адаптация старшеклассников, интерактивный режим, интерактивные методы.
E. V. Milkova, I. V. Borzenkova
SOCIAL AND EDUCATIONAL ADAPTATION IN INTERACTIVE MODE OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN
The article presents the concept and nature of social and pedagogical adaptation, some features of it in interactive mode at institutions of additional education, interactive methods in the social and pedagogical adaptation of high school students
Keywords: adaptation, social and pedagogical adaptation of high school students, online, interactive methods.
В современном обществе образователь- воспитанием, но также пытаются обеспечить
ные учреждения стремятся в подготовке и создать условия, которые позволяют фор-
старшеклассников к самоопределению в жиз- мировать самостоятельную, адаптированную
ни и профессии, выполняя не только свои личность, готовую к выполнению различных
основные функции, связанные с обучением и социальных ролей и функций в обществе.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью всего процесса образования старшеклассников. Учреждения дополнительного образования предоставляют каждому старшекласснику, опираясь на его способности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя, цивилизованно представить и отстоять свою точку зрения, приспособиться к условиям различных ситуаций. Приспособление индивида к меняющимся условиям среды есть адаптация.
Выделяют следующие виды адаптации: социальная как приобщение к обществу, коллективу (М. А. Галогузова, Р. В. Овчарова, Е. И. Казакова, Л. В. Мардахаев и др.); биологическая как приспособление организма к меняющимся условиям среды (П. К. Анохин, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.); психологическая - это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями, мотивами и интересами (Б. Г. Ананьев, В. В. Антипов, З. Ф. Зеер, В. В. Константинов и др.); педагогическая (В. М. Дугинец, В. Л. Бозаджев, В. В. Лагерев, Р. Х. Махмуто-ва, Л. А. Носова, М. Ф. Фатхуллин и др.).
Социальная адаптация детей - процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения - родителей, педагогов, сверстников, а также других людей, всего социума (Г. М. Коджаспирова).
Исходя из анализа научно-практической литературы, социально-педагогическая адаптация детей в учреждениях дополнительного образования - процесс активного приспособления ребенка к значимой деятельности, формирования социальных ценностей, усвоение норм и правил среды, исполнения социальных ролей и самореализации в ходе освоения дополнительных образовательных
программ и получения дополнительных образовательных услуг (определение. - Е. М.).
Ведущим видом деятельности старшего подростка является общение. Интерес для старшеклассников представляет интенсивное общение через активные формы и способы, поэтому актуальным для проведения занятий и организации взаимодействия детей в УДО является интерактивный (диалоговый) режим.
При интерактивном режиме информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от воспитанника к педагогу. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от педагога, другой - от воспитанника (по В. В. Гузееву). Следует добавить о мощных информационных потоках, исходящих от воспитанника к воспитаннику, которые представляют собой часто не просто диа-дное, а поли-общение, что усложняет организацию коммуникативных связей между его субъектами, но позволяет получить богатый опыт взаимодействия между ними (примеч. автора. - Е. М.).
При этом исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового и юношеского возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства. Здесь уместно сказать об интерактивных методах, которые учат критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Определить интерактивные методы можно так. Быть интерактивным («Inter» -
это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие старшеклассников не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения и воспитания. Место педагога при использовании интерактивных методов в различных интерактивных формах работы сводится к направлению деятельности старшеклассников на достижение поставленных целей.
На современном этапе развития педагогики существует множество классификаций интерактивных методов, но на данный момент нет, ни одной достаточно полной классификации методов и представляются они авторами по-разному, например, табл. 1.
Таблица 1
Классификация интерактивных методов
Окончание таблицы 1
Ф. И. О. авторов Классификации интерактивных методов
Панина Т. С. и Вавилова Л. Н. дискуссионные, игровые и тренинговые
Курышева Е. В. на основании сред взаимодействия (в среде «ученик-ученик-учитель» -игровые и неигровые методы)
Интерактивный режим образовательного учреждения дополнительного образования детей, реализуемый через интерактивные методы, призван активизировать:
• индивидуальные умственные процессы старшеклассников;
• возбуждение внутреннего диалога старшеклассника;
• понимание информации, являющейся предметом обмена;
• индивидуализацию педагогического взаимодействия;
• вывод обучающегося на позицию субъекта обучения;
• достижение двухсторонней связи педагога и обучающегося.
В настоящее время ярко проявилось противоречие между возрастающей ролью и значимостью деятельности дополнительного образования по социально-педагогической адаптации старшеклассников учреждения дополнительного образования и недостаточной разработанностью и практической проверкой использования интерактивного режима взаимоотношений субъектов адаптационного процесса в условиях дополнительного образования. На основании этого педагогический коллектив МОУДОД «Дворец творчества детей и учащейся молодежи» г. Ленинск-Кузнецкого сформулировал проблему и на-
Ф. И. О. авторов Классификации интерактивных методов
Голант Е. Я. по уровню активности учащихся
Анисимов О. С. по степени мыслительной активности (традиционные, новые и новейшие: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, методы организации обмена деятельностями, методы организации мыследеятель-ности, методы организации смыслотворчества)
Голубкова О. А. и Прилепо А. Ю. дискуссионные методы, игровые методы, психологическая группа интерактивных методов
учный аппарат, которые легли в основу трехгодичной программы исследования на базе экспериментальной площадки «Социальнопедагогическая адаптация старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей».
Проблема: Каковы методы социальнопедагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей?
Цель: определение методов социальнопедагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Задачи:
1. Изучение и анализ сущности, структуры, содержания и проблем социальнопедагогической адаптации старшеклассников в образовательном учреждении дополнительного образования детей на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Определение методов социальнопедагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме учреждения дополнительного образования с учетом возрастных особенностей старшеклассников;
3. Знакомство с опытом выявления и применения методов социальной адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей;
4. Разработка и экспериментальная проверка эффективных методов социальнопедагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты исследования
• Изучение и использование условий повышения уровня социально-педагогической адаптации старшеклассников УДО;
• Овладение методами социально-педагогической адаптации старшеклассников
УДО;
• Изучение и внедрение интерактивного режима образовательного учреждения дополнительного образования детей;
• Собственно разработка и экспериментальная проверка эффективных методов социально-педагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей;
• Анализ результатов эксперимента в работе круглого стола, семинаров, конференций различного уровня по проблеме социально-педагогической адаптации старшеклассников ОУДОД, в публикациях в профессиональных журналах.
Критерии оценки эффективности отслеживаемых результатов
На всех этапах исследовательской работы будет осуществляться мониторинг, основными направлениями которого являются следующие:
- интегративное - обеспечивает комплексную характеристику условий социальнопедагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей;
- учебное - способствует овладению методами социально-педагогической адаптации старшеклассников УДО; знакомству и реализации интерактивного режима образовательного учреждения дополнительного образования детей;
- экспериментальное - обеспечивает поиск и разработку диагностических материалов и их апробацию в констатирующем эксперименте; на основе анализа результатов которого апробирование эффективных методов социально-педагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме
образовательного учреждения дополнительного образования детей;
- экспертное - характеризует особенности экспертизы программно- методического материала, способов, форм, средств, используемых в экспериментальной работе;
- информационно-методическое - позволяет оперативно освещать ход реализации задач эксперимента; разрабатывать памятки, рекомендации, указания.
Для реализации предполагаемого исследования в настоящее время разработана поэтапная работа, которая будет конкретизироваться в ежегодных планах на год.
1 этап - аналитико-проектировоч-ный - изучение, анализ и обобщение теоретических основ по проблеме исследования. Разработка проекта программы эксперимента. Разработка и апробация нормативно-правовой, организационно-методической базы.
Подбор диагностических материалов, организация и проведение исследования. Корректирование программы эксперимента на основе анализа результатов исследования.
Погружение в массив теоретического материала для изучения основ социальнопедагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей и знакомства с передовым педагогическим опытом по обозначенной проблеме в других ОУ ДОД.
2 этап - практический - организация и проведение промежуточного исследования с помощью того же диагностического инструментария на базе экспериментальной площадки.
На основе анализа результатов проведенного исследования в творческих объединениях детей определить индивидуальные темы исследования каждого педагога дополнительного образования и определить траекторию проведения ими мини-эксперимента.
Интерпретацию и обобщение результатов исследования отразить в докладах на конференциях, круглых столах, в публикациях различного уровня.
Разработка и реализация формирующего эксперимента по выявлению и апробации эффективных методов социальнопедагогической адаптации старшеклассников в интерактивном режиме образовательного учреждения дополнительного образования детей.
3 этап - обобщающий, внедренческий - завершение формирующего эксперимента, анализ, обобщение опыта работы.
Проведение последнего исследования с помощью уже проверенного диагностического инструментария в творческих объединениях ОУ ДОД. Подведение итогов эксперимента. Формулирование практических рекомендаций для оптимизации педагогического процесса. Использование результатов педагогического исследования в профессиональной сфере. Распространение опыта.
Итак, методы социально-педагогической адаптации старшеклассников образовательного учреждения дополнительного образования детей в современных условиях требуют корректирования, поскольку совокупность их должна помочь старшекласснику в жизни выбрать для себя значимую деятельность с определенными ценностями, правилами и нормами, определить в ней свою позицию с выполнением социальных ролей, что потребует от него простраивания коммуникативных, перцептивных и интерактивных связей с социальным окружением, но и даст возможность самореализоваться, проверить свои силы в самостоятельной деятельности и поступках. В большей мере этому способствует педагогический процесс образовательного учреждения дополнительного образования детей, реализуемый в интерактивном режиме.