Образование и наука. Том 19, № 6. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 6. 2017
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
УДК 37.022 Р01: 10.17853/1994-55639-2017-6-9-32
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ
Г. Ф. Трубина
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург (Россия).
Е-mail: [email protected]
Э. Ф. Зеер1, М. В. Мащенко2
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург (Россия).
Е-mail: [email protected]; 2maya_mach@)rambler.ru Аннотация. Введение. В настоящее время на ступени общего образования продолжает уделяться чрезмерное, исключительное внимание индивидуально-личностным достижениям учащихся, что весьма часто приводит к нарушению целостности в формировании личности и к ее социальной незрелости. В сфере образования необходимо смещение акцентов с личностно-ориентированного обучения на социально-ориентированный подход, при котором учитываются не только запросы конкретной личности учащегося, но и потребности общества, окружающего эту личность. Данный подход отвечает требованию непрерывного образования, которое предъявляется сегодня к человеку.
Цель статьи - представить концепцию социально-ориентированного образования, создающего условия для успешной социализации учащихся.
Методология и методы. Работа осуществлялась с опорой на педагогический аспект социализации; теорию профессионального самоопределения личности; теорию синтеза личностно-ориентированного и социально-ориентированного подходов. Для описания концепции социально-ориентированного образования, обладающего объемным, нелинейным, многомерным характером, применялся сферный подход. В качестве основных методов исследования были использованы анализ, синтез, систематизация и обобщение зарубежного и отечественного научного опыта, моделирование и пр.
Результаты и научная новизна. Систематизированы имеющиеся в отечественной и зарубежной педагогике идеи социально-ориентированного обучения и воспитания. Уточнены понятия социально-ориентированного подхода к образованию и социально-ориентированной личности как результата применения данного подхода. Обоснована актуальность использования нового подхода в образо-
вании и показаны его особенности как методологического и методического инструментария образовательной деятельности, в которой уравновешиваются интересы общества и личности как субъекта социума. Выделены и описаны основные принципы социально-ориентированного подхода; указаны условия его реализации на всех образовательных уровнях. Подчеркивается, что одним из основных и обязательных условий эффективного использования социально-ориентированного подхода к образованию является создание открытого саморазвивающегося социально-профессионального пространства, которое обеспечивает мотивацию учебной и трудовой деятельности, получения престижной, востребованной профессии, саморазвития и профессионального роста.
Практическая значимость. Предложено научно-методическое обеспечение процесса успешной социализации учащихся на всех уровнях школьного образования.
Ключевые слова.: образование, социализация учащихся, подход к образованию, социально-ориентированный подход к образованию, принципы образования, открытое саморазвивающееся социально-профессиональное пространство.
Благодарности. Авторы благодарят заведующего кафедрой педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета А. Ф. Амирова; проректора по научной работе Башкирского государственного педагогического университета Л. А. Амирову; заведующего кафедрой педагогики и психологии детства Е. В. Коротаеву и заведующего кафедрой межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного Уральского государственного педагогического университета А. П. Чудинова за ценные советы при планировании и проведении исследования.
Для цитирования: Трубина Г. Ф., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 6. С. 9-32. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2017-6-9-32.
SOCIALLY-ORIENTED APPROACH TO EDUCATION AS A CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PUPILS
G. F. Trubina
Ural State University of Economies, Ekaterinburg, (Russia).
E-mail: [email protected]
E. F. Zeer1, M. V. Mashchenko2
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg (Russia).
E-mail: '[email protected]; [email protected]
Abstract. Introduction. The modern schools continue to focus on the individual achievements of students, which has led to inconsistency in the formation of personality, its social immaturity. As a result, it has become necessary to make an orientation of education not only to the development of the specific personality of a learner but also to the needs of the society surrounding the person, i.e. shifting the focus from student-centered approach to education of socially-oriented person.
The aim of the publication is to present the concept of socially-oriented approach in education, which is a necessary condition for successful socialization of pupils.
Methodology and research methods. The research is carried out with a support on pedagogical aspect of socialization; theory of professional self-determination of a personality; theory of synthesis of personal-oriented and socially-oriented approaches. Domain approach is applied to the description of the concept of socially-oriented education that is considered to have extensional, nonlinear, and multidimensional character. Analysis, synthesis, systematization and generalization of foreign and domestic scientific experience, modeling are used as the main methods of the research.
Results and scientific novelty. The ideas of socially-oriented training and education which are available in domestic and foreign pedagogics are systematized. As a result of application of this approach, the concepts of socially-oriented approach to education and a socially-oriented personality are specified. The relevance of use of a new approach in education is proved; features of this approach are shown as methodological and methodical tools of educational activity wherein interests of society and a person as a subject of society are counterbalanced. The basic principles of socially-oriented approach are allocated and described; conditions of its realization at all educational levels are specified. As it is emphasized, one of the main and indispensable conditions of effective use of socially-oriented approach to education is creation of open spontaneous social and professional space which provides motivation of educational and work activities, getting a prestigious demanded profession, gaining self-development and professional growth.
Practical significance. Methodological support for successful socialization of students in the learning process at all levels of school education is provided.
Keywords: education, socialization of students, approach to education, socially-oriented approach to education, principles of education, open self-developing social-professional space.
Acknowledgements: The authors express their sincere gratitude to the following people for their valuable advice when planning and conducting the present research: A. F. Amirov, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Bashkir State Medical University; L. A. Amirova, Vice-Rector for Scientific Work, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla; E. V. Korotaeva, Head of Department of Pedagogy and Children Psychology, Ural State Pedagogical University; A. P. Chudinov, Head of Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University.
For citation: Trubina G. F., Zeer E. F., Mashchenko M. V. Socially-oriented approach to education as a condition of successful socialization of pupils. The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19, № 6. P. 9-32. DOI: 10.17853/19945639-2017-6-9-32.
Введение
В настоящее время образование претерпевает очередные изменения, связанные с информатизацией общества, процессами глобализации, международной политикой государства и существующим экономическим положением в стране. Это проявляется в трансформации целей, содержания, требований к результатам обучения и воспитания, появлении новых подходов к этим процессам. В государственных документах, определяющих ведущие направления развития российского образования1, подчеркивается необходимость социального развития личности учащегося.
Однако, несмотря на активную социальную политику государства в образовательной области, педагогические исследования и практика последних лет указывают на растущие среди подростков агрессию и равнодушие (которое называют болезнью XXI века), отсутствие гражданской позиции и патриотизма у нового поколения. Средства массовой информации насаждают в сознании подрастающего поколения идеи эгоцентризма и эталоны «общества потребления». А в школах акцентируется внимание на индивидуально-личностных достижениях учащихся, что приводит к нарушению целостности в формировании личности школьника, к ее социальной незрелости, разбалансированию между ее индивидуальной и общественной составляющими.
По мнению И. А. Липского, до сих пор не определены границы применимости личностно-ориентированного подхода, широкомасштабное, исключительное, безальтернативное использование которого приводит к формированию людей социально-опасного типа. Значительная часть современной молодежи, очевидно прошедшая «школу» индивидуально-ориентированного воспитания, обладает, как правило, чрезмерными материальными потреб-
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы^://минобрна-уки.рф/документы/3409 (дата обращения 15.12.2016); Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 г.) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/413.php (дата обращения 15.12.2016); Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ docs/18268/ (дата обращения 15.12.2016).
ностями; необоснованно завышенной самооценкой, неумеренными амбициозностью и притязаниями при низком уровне культурного развития и компетентности, неспособности принимать решения в ситуациях профессионального и морального выбора; неготовности к коллективной работе и стремлении уйти от ответственности; а также социальной индифферентности и отрицательном отношении к общественной работе [1].
Образование, конечно, должно ориентироваться на развитие индивидуальности учащегося, однако при этом не должны игнорироваться интересы общества, окружающего этого индивида. Сегодня уже очевидна давно назревшая необходимость смещения акцентов в образовании с личностно-ориентированного подхода на социально-ориентированный.
Поясним, что под подходом применительно к сфере образования мы понимаем совокупность концептуальных положений, отражающих решение педагогической проблемы на основе конкретных принципов, при помощи определенных средств, способов, технологий, соответствующего содержания и методов педагогической деятельности. Так, социально-ориентированный подход к образованию - это совокупность концептуальных положений и общих принципов, являющихся методологической установкой социализации личности и учитывающих ценностно-смысловые аспекты учебно-познавательной деятельности. Полагаем, что сущность социально-ориентированного подхода состоит в организации образовательного процесса с учетом интересов, желаний, возможностей самоопределения, ценностных установок и ориентаций учащегося в интересах успешной социализации личности. В данном виде социально-ориентированный подход к образованию мог бы, на наш взгляд, внести существенные коррективы в решение проблемы воспитания у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации в целом.
Обзор литературы
Современный период развития педагогики как науки характеризуется ростом интереса к изучению социальных потребностей в области образования. Такие важнейшие документы, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы», «Концепция развития образования до 2020 года», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др. определяют стратегию развития российского образования, предусматривающую его переОбразование и наука. Том 19, № 6. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 6. 2017
ход на новое содержание, учитывающую социокультурные реалии и возможности социализации личности учащегося в процессе обучения.
В этой связи методологически важной представляется идея гармоничного сочетания социально-ориентированного и личностно-ориентированного образования. Академик В. И. Загвязинский предлагает новое понятие для обозначения данного подхода - социально-личностно ориентированное образование [2]. В его рамках актуализируется субъектное начало учащегося, что позволяет нацеливать образовательный процесс на активизацию его (учащегося) личностного и социального потенциала одновременно.
В развитых зарубежных странах в последние годы наблюдается тенденция укрепления связей между социумом, производством и личностью: образование все больше ориентируется на социальные потребности, на развитие личности в социальном, профессиональном планах в зависимости от потребностей общества и запросов рынка труда, что позволяет говорить о реализации основ социально-ориентированного подхода [3]. Как отмечают зарубежные аналитики, в последние десятилетия в западноевропейской и американской системах образования постепенно начинают превалировать принципы социальной ответственности. Помимо развития различных форм социального партнерства, частой практикой становится разработка «межпредметных компонентов», призванных интегрировать личностное, социальное и нравственное образование. В средней школе повсеместно внедряется так называемая «граждановедческая» подготовка учащихся на основе обязательной образовательной программы ПСХЕ17 [4, с. 69], призванная заложить фундамент становления гражданской личности, сформировать и повысить гражданскую ответственность школьников за результаты своих действий. Зарубежная образовательная практика с ярко выраженным социальным уклоном предусматривает в качестве неотъемлемого компонента обучения и воспитания профессиональную ориентацию (направленность на формирование профессиональных компетенций).
Профориентационная работа и помощь учащимся в профессиональном самоопределении сегодня являются одной из важнейших составляющих социально-ориентированного образования в развитых странах. Основными инвариантными принципами такого образования выступают практико-ориентированное обучение (компетентностный подход); коррекция методов и содержания профессиональной подготовки в процессе взаимодействия с работодателями; ранняя профессиональная социализация на ступенях школьного или послешкольного образования [5].
Предпринятое нами исследование было обусловлено тем, что, несмотря на пристальное внимание ученых к социально-ориентированному
подходу в современном образовании, его идеи в отечественной педагогике до сих пор остаются не систематизированными. Наша работа осуществлялась с опорой на педагогический аспект социализации (труды Б. М. Бим-Бада, А. Р. Демченко, И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. А. Сласте-нина и др.); теорию профессионального самоопределения личности (публикации Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова); теорию синтеза личностно-ориенти-рованного и социально-ориентированного подходов (научные изыскания В. И. Загвязинского, Г. Р. Игтисамовой, И. М. Курдюмовой).
Материалы
Современное образование чаще всего рассматривается в двух аспектах: как результат развития и саморазвития личности, связанный с овладением ею социально значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру [6, с. 42-68]. Кроме того, в современных исследованиях образование представлено как некий социальный институт, организация которого наиболее эффективно, с точки зрения Е. В. Корота-евой, описывается на основе сферного подхода [7, с. 63]. Сфера образования охватывает взаимосвязи не только непосредственных участников образовательного процесса, но и различных государственных и межгосударственных институтов. Объемный, нелинейный характер образования как многомерного социального института отражают четыре основных сферы:
- мегасфера (от гр. megas - большой, крупной формы), формирующаяся в результате взаимодействий государственных образовательных систем в мировом образовательном пространстве;
- макросфера (от гр. macros - большой, крупный), отражающая взаимодействия в образовании как социальном, государственном институте;
- мезосфера (от гр. mesos - средний, промежуточный), характеризующая взаимосвязи определенной системы образования на уровне области, региона;
- микросфера (от гр. micros - малый), определяемая контактами участников образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, организации.
На каждом уровне сфера образования характеризуется своими специфическими особенностями, целями, задачами, содержанием и формами.
Сферный подход к организации образования и управлению им дает возможность получить представление о его состоянии и строить прогнозы его развития на всех уровнях - локальном, муниципальном, региональном, в масштабах государства и на уровне международных контактов.
Результаты исследования
Генеральная цель социально-ориентированного подхода в образовании - успешная социализация личности, способствующая самоопределению учащегося, его социальному, профессиональному и духовному становлению. Социально-ориентированный подход может реализовываться на всех ступенях школьного образования с учетом особенностей психофи-зизиологического развития детей и их ведущей деятельности, свойственной очередному периоду возрастного развития. Подход предусматривает вариативность этой деятельности и возможность ее смены в соответствии с потребностью учащегося и изменениями, происходящими в обществе.
Базой рассматриваемого подхода являются субъект-субъектные отношения, которые выстраиваются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения между педагогами и учащимися при осуществлении совместной деятельности. Эти отношения носят характер сотрудничества, при котором
• происходит субъективация личности учащегося через делегирование ему отдельных полномочий учителя;
• признаются права ребенка и его родителей по отношению к школе и обучению;
• происходит развитие элементов детского самоуправления в учебном и внеучебном процессах;
• повышается взаимное доверие между учащимися и педагогами благодаря уважиению друг к другу, бережному отношению к достоинству и чести учащегося;
• формируются социальные компетенции школьников.
Важнейший компонент социально-ориентированного образования -
предпрофессиональная социализация учащихся, которая обеспечивается за счет предоставления доступной и полной информации о мире профессий, ориентации на наиболее востребованные из них, оказании помощи учащемуся в становлении его как будущего субъекта профессионального сообщества, способного планировать, принимать ответственные решения и рефлексировать по поводу своих поступков и действий, уметь устанавливать контакты и саморазвиваться. В соответствии с попытками прогнозирования собственного социально-профессионального будущего будет выстраиваться индивидуальная образовательная траектория обучающегося [8, с. 16-26].
Социально-ориентированный подход органично сопрягается с диктуемыми временем потребностью и необходимостью обучения в течение
всей жизни, так как формирует готовность к постоянной деятельности, желание быть успешным за счет постоянного самосовершенствования.
Социально-ориентированный подход должен работать, с одной стороны, на всех уровнях образовательного пространства: локальном (микроуровень), муниципальном и региональном (мезоуровень), государственном (макроуровень) и международном (мегауровень); с другой - на всех ступенях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, полного общего, среднего полного общего, профессионального, высшего). Для каждого уровня определяются свои цели, задачи, содержание, формы и технологии. В табл. 1 показана возможность применения социально-ориентированного подхода в период школьного обучения.
Таблица 1
Социально-ориентированный подход в образовании
Table 1
Socially-oriented approach to education
Уровень образовательного пространства Ступень школьного образования
Начальное общее Основное общее Полное общее
1 2 3 4
Мегауровень Включение в образование социокультурного опыта других государств, обеспечение возможности международного общения всех субъектов образовательного процесса Регулирование на государственном уровне выбора образовательных траекторий, в том числе и в других странах (академический обмен Регулирование на государственном уровне выбора образовательных траекторий в соответствие с тенденциями развития мирового рынка труда и предложением в сфере образования в разных странах
Макроуровень Регулирование государством доступности образования для всех слоев населения, в том числе за счет расширения выбора образовательных траекторий Согласование перечня направлений подготовки в сфере предпрофильн ого образования с потребностями рынка труда Согласование перечня направлений подготовки обучающихся в сфере профильного и пред-профессионального образования с потребностями рынка труда
Мезоуровень Активное участие работодателей Активное участие работодателей в от- Активное участие работодателей
1 2 3 4
в профинформиро-вании учащихся боре содержания практической деятельности учащихся на занятиях в практической подготовке к реальной профессиональной деятельности учащихся на уровне получения образования
Микроуровень Преобладание де-ятельностного подхода к обучению с соответствующим контекстом профессиональной деятельности Развитие сетевых образовательных центров для оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении Развитие сетевых образовательных центров с целью оказания помощи учащимся в пред-профессиональной социализации в соответствие с прогнозами и запросами общества, рынка труда; а также помощь в адекватном выборе образовательной траектории получения будущей профессии
Выделим основные аспекты социально-ориентированного подхода к образованию.
1. Деятельностный характер подхода преобразует ценностно-смысловую сферу личности.
2. Подход основан на взаимообусловленных внутренних и внешних -социальных, личностных, педагогических - контактах всех участников образовательного процесса. Социальная сторона взаимодействия определяет основной результат деятельности системы образования, личностная является механизмом его осуществления, а педагогическая создает те условия, в рамках которых становится возможным само взаимодействие.
3. Образование осуществляется не только в интересах учащегося, исходя из его личностных смыслов, установок, способностей, жизненных принципов, идеалов, но и в интересах общественного развития. В контексте социально-ориентированного подхода учащийся становится субъектом деятельности, в результате которой происходят его саморазвитие, самоопределение и самореализация с учетом векторов развития общества и государства.
4. Содержание социально-ориентированного образования способствует формированию потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений
личности и последующему ее профессиональному становлению. Школьные базовые учебные предметы выступают при таком обучении средством получения необходимого социального опыта и каналом профориентационной работы наравне с дополнительными учебными дисциплинами по выбору, факультативами и элективными курсами. Задача педагогического коллектива -встроить процесс социализации и профориентационную работу как в вариативную, так и в инвариантную части образовательной программы.
5. Результат социально-ориентированного обучения и воспитания - социально-ориентированный субъект, обладающий совокупностью социальных общекультурных, ценностно-мировоззренческих, творческо-познавательных, предпрофессиональных и информационно-коммуникативных компетенций, которые позволяют включаться в социальные отношения, выстраивать успешные поведенческие стратегии и практики. Именно такой субъект, со сложившимся иммунитетом против потребительского отношения к окружающему миру, агрессии, эгоцентризма, востребован в условиях постоянных экономических, технологических, информационных и пр. трансформаций. Формирование и развитие социально-ориентированных граждан отвечает вызовам современного социума и гарантирует его дальнейшее устойчивое развитие при ускорении процессов интеграции и глобализации.
6. Создание открытого саморазвивающегося социально-профессионального пространства обеспечивает мотивацию к учебной и трудовой деятельности, получение престижной, востребованной профессии; дает первичный профессиональный опыт.
Под открытым саморазвивающимся социально-профессиональным пространством мы понимаем специальным образом организованную среду, аккумулирующую условия и возможности для развития и реализации человеком своего потенциала в определенной профессиональной деятельности и получения ценного жизненного опыта. Данное пространство позволяет добиться комплекса целей (табл. 2).
Таблица 2
Цели использования социально-профессионального пространства
Table 2
Purposes of social and professional space implementation
Вид цели Содержание
Аксиологические Формирование представления о популярности и престиже профессии, ее социальной значимости, социальном статусе и предоставляющихся социальных гарантиях
Социально-функцио- Мотивация к выбору социально-значимых и востребованных на рынке труда профессий, презентация их содержа-
Вид цели Содержание
нальные ния, возможных результатов и последних достижений в отрасли
Акмеологи-ческие Создание условий для саморазвития, привитие любви к профессии, мотивация к постоянному профессиональному росту и выбору оптимальной образовательной траектории, создание ситуации профессионального успеха
Личностно-ориентированные Согласование личных интересов, возможностей и требований к профессии. Учет имеющегося социального статуса и возможности будущего жизнеобеспечения через реализацию себя в профессии. Приобретение определенного трудового опыта в профессии, принятие мотивированного решения о выборе профессии и возможностей ее получения
Профессиональное становление происходит в течение всей жизни человека, оно может начинаться уже в дошкольный период, но наибольшей интенсивности достигает во время предпрофессиональной социализации, когда человек сильнее всего озабочен правильным выбором будущей профессии. Схематично структура открытого социально-профессионального пространства изображена на рисунке.
В открытое саморазвивающееся социально-профессиональное пространство, кроме образовательных учреждений всех уровней, входят предприятия, заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров, и ресурсные центры как базовые площадки профориентации и профессиональной пробы, с одной стороны, и бизнес-инкубаторы - с другой. Посредством сетевого взаимодействия и социального партнерства всех этих институтов на основе результатов общественной экспертизы, которая служит механизмом дальнейшего саморазвития данной системы, осуществляется со-управление социально-профессиональным пространством. Открытость социально-профессионального пространства выражается в возможностях его распространения на различные уровни: региональный (мезоуровень), в масштабах определенного государства (макроуровень), международный с охватом нескольких (десятков, сотен) стран (мегауровень) [9].
Технологическая составляющая социально-ориентированного подхода к образованию представлена методами и приемами обучения, основанными
• на деятельностном характере обучения;
• обретении знаний и умений в контексте возможной профессиональной деятельности;
• диалогичности;
• преобладании групповых форм работы;
• поддержке субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
• предоставлении свободы выбора для принятия самостоятельных решений.
Открытое социально-профессиональное пространство Open social-professional space
На основе выделенных выше аспектов социально-ориентированного подхода мы сформировали комплекс педагогических принципов, которые должны лечь в его основу. Все педагогические принципы взаимосвязаны и не могут работать обособлено, только их совокупное применение обеспечивает правильную постановку образовательных задач, отбор содержания обучения, выбор его форм, методов и средств, наиболее целесообразных видов деятельности как педагогов, так и обучаемых. Преувеличение в обучении значимости одних принципов и недооценка роли других снижают его эффективность.
Все принципы мы разделили на организационно-методические, отражающие управленческую и техническую сферы образования, и содержательные, отвечающие за информационную и социальную сферы образования. Данные принципы должны соблюдаться на мега-, макро-, мезо-и микроуровне. Иерархия принципов социально-ориентированного образования показана в табл. 3.
Таблица 3
Принципы социально ориентированного образования
Table 3
Principles of socially-oriented education
Уровень образовательного пространства Содержательные принципы О рганизационно-методические принципы
Мегауровень Гуманизация Открытость, сетевое взаимодействие
Макроуровень Гражданственность Открытость, сетевое взаимодействие
Мезоуровень Гражданственность, регионализация, практическая направленность Субъектность, интеграцияи, сетевое взаимодействие, системность и непрерывность
Микроуровень Гражданственность, практическая направленность Субъектность, интеграция, со-трансформация, системность и непрерывность, зона ближайшего развития, успешность
Основополагающими для социально-ориентированного образования являются три взаимообусловленных принципа: субъектность, открытость и гражданственность.
Принцип гражданственности обеспечивает постоянное согласование содержания образования с актуальным социальным заказом и выражается в ориентации содержания обучения и воспитания на развитие субъектности личности, ее духовности и формирование социальной зрелости. Процесс обучения в рамках этого принципа ориентирован на удовлетворение социально-личностных и социальных потребностей, становление гражданского самосознания, обретение знаний о политическом и социально-экономическом устройстве своей страны, ее культуре, приоритетах национальной политики, формирование уважения к ее истории, чувства гордости и ответственности за ее судьбу. Благодаря принципу гражданственности содержание обучения приобретает социальную значимость,
отражая современные тенденции развития общества, текущие события и исторические особенности развития региона и той местности, где проживают обучаемые [10, с. 271].
Таким образом, содержание образования должно быть отобрано через призму социальной значимости и согласовано с личными интересами на основе актуального интерпретационного материала, отражающего текущие события, региональную и местную специфику, что, в свою очередь, будет одним из условий успешной социализации учащихся.
Принцип гражданственности тесно увязан с принципом открытости - участия и равноправного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, в том числе и в определении социального заказа и степени его актуальности. Различают методическую и педагогическую открытость образовательного процесса.
Методическая открытость - это открытость планирования, протекания и рефлексии образовательного процесса, открытость его организационных форм, подразумевающая возможности влияния учащегося на организацию образовательного процесса, что служит залогом его учебного успеха. Критериями методической открытости выступают:
• открытость содержания (соотношение его обязательной и вариативной составляющих);
• открытость когнитивной сферы (варианты организации процесса познания, место и роль творчества в этом процессе, демократическая свободная учебная атмосфера, позволяющая учащемуся выражать свою точку зрения, мнение, высказывать критические замечания);
• открытость социоэмоциональной сферы (уважительные и доверительные взаимоотношения учителя и учащегося, организация и стимулирование группового сотрудничества, учет социальных и эмоциональных потребностей обучающихся, обсуждение конфликтных ситуаций, медиация);
• открытость миру вне школы (включение в образовательный процесс агентов внешней среды, вовлечение в него родителей, экспертов, социальных партнеров, ближайшего окружения и т. д.).
Педагогическая открытость предполагает наличие у педагога желания и готовности постепенно и целенаправленно уменьшать свое доминирование в образовательном процессе. Школа должна стать открытым социальным институтом с открытым планированием образовательного процесса и его содержательного компонента. Индивидуальный социальный опыт учащегося, его видение картины мира становятся отправной точкой освоения содержания обучения. В современных условиях открытое образование рассматривается как образование, обеспечивающее свободный
доступ к информации для овладения определенными компетенциями в соответствии с различными возрастными периодами жизни человека. В процессе социализации принцип открытости, с одной стороны, способствует развитию самостоятельности учащихся и более быстрому их самоопределению, а с другой - расширяет возможности их выбора за счет активного включения в образовательный процесс школы различных агентов внешней среды.
Обязательное условие открытости образования - соблюдение принципа субъектности, подразумевающего активную позицию всех субъектов образовательного процесса. Субъектность означает открытость и общественную направленность этого процесса, обеспечивающие равноправие всех его субъектов при обмене информацией и саморазвитии. Педагог должен максимально содействовать формированию способности учащегося осознавать себя в связях с другими людьми и окружающим миром, производить осмысленный выбор решений, обдумывать свои действия и поступки, предвидеть их последствия для других людей и для себя лично, своей дальнейшей судьбы [11, с. 198]. Умения отдавать себе отчет в происходящем и на основе этого планировать цели своих действий и поступков, предвидеть последствия того, что планируешь сделать, адекватная самооценка, саморегулирование, самоконтроль эмоционального состояния - необходимые составляющие социализации.
Кроме трех ведущих принципов, для эффективного процесса социализации важно следовать таким принципам, как гуманизация, интеграция, регионализация образования, сотрансформация, принципам зоны ближайшего развития, системности и непрерывности образования, сетевого взаимодействия, успешности и практической направленности.
Принцип гуманизации состоит в единстве общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный принцип способствует развитию системы ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции: человеколюбия, свободы и справедливости, достоинства личности, трудолюбия, равенства и братства, коллективизма, интернационализма и др. Гуманистическая направленность образования формирует определенные взгляды на мир, отношение к человеку, обществу, к духовным ценностям и деятельности, к собственному месту в мире. Результатом гуманизации образования должно стать толерантное отношение к культурному многообразию современного мира, смещение вектора целеполагания личности с эгоцентричных установок к более гуманным, социально значимым.
Принцип интеграции выражает взаимопроникновение на уровне содержания образования разных предметных областей; на методическом
уровне - различных форм и методов обучения и воспитания; на организационном уровне - объединение ресурсов различных образовательных учреждений с целью обеспечения единства культурно-образовательного пространства. По мнению В. С. Безруковой, интеграция определяется как высшая форма взаимосвязи. Она выражает единство всех составляющих системы образования, определяя ее содержание, характер текущих процессов и результаты.
Основная задача предметной интеграции - формирование восприятия окружающего мира как единого целого, осознание связи между приобретаемыми знаниями и реальными явлениями. Для этого необходимо создание целостной системы органически связанных между собой дисциплин, выстроенной по аналогии с устройством мира, который окружает ребенка.
Интеграция в целостное культурно-образовательное пространство различных институтов на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, выстраивание системы социального партнерства позволяют увеличить число агентов социализации учащихся и ускорить процесс формирования социально-ориентированной личности.
Регионализация образования заключается в органичном включении в его содержание регионального компонента, обучении и воспитании школьников с учетом культурных, социально-экономических, географических, демографических и др. особенностей и потребностей региона, в котором проживают эти учащиеся. Принцип регионализации содержания образования предполагает отказ от унифицированных учебных планов, программ, учебников в пользу систематического изучения возможностей и специфики региона, причем без введения дополнительных дисциплин. Регионализация образования трансформирует цели и ценности образования исходя из региональных интересов и обеспечивает предпро-фессиональную социализацию на «конкретном месте». Владение информацией о социально-экономическом состоянии региона помогает учащимся более рационально избирать стратегию своего личностного развития и, соответственно, более успешно встраиваться в дальнейшие социальные отношения, реализуя собственный личностный потенциал.
Суть принципа сотрансформации (преобразующего взаимодействия) состоит в том, что в ходе совместной деятельности изменяются как педагог, так и учащийся, который получает больше самостоятельности в процессе освоения знаний, развития коммуникативных навыков и приобретения социального опыта. Самостоятельное добывание знаний для дальнейшего их использования при выстраивании отношений с социумом, осознанное формирование по-
веденческих стратегий для позитивных коммуникаций с людьми из различных сообществ способствуют развитию таких качеств, как креативность, способность к социальным инновациям, толерантность, социальная мобильность, гражданственность, нацеленность на служение обществу, а не только на удовлетворение личных интересов.
Принцип зоны ближайшего развития означает, что при организации образовательного процесса следует учитывать ближайшие перспективы развития личности обучаемого: обучение и воспитание должны ориентироваться на те знания и умения, которыми в настоящий момент обладает школьник, а сложность нового материала и умений, подлежащих усвоению, должна несколько превышать имеющийся уровень его возможностей. Это позволяет показывать учащемуся общие тенденции и вероятные маршруты его дальнейшего развития. Учитель, заинтересованный в развитии своего ученика, должен «вложить» в сознание последнего определенные ценностные и волевые установки, которые в дальнейшем помогут учащемуся успешно справляться с трудными ситуациями в постоянно меняющихся социальных условиях и достигать личностной самореализации в обществе. Педагог в данном случае выступает в роли советника, тьютора, помощника учащегося. Правильно организованный процесс обучения и воспитания с учетом зоны ближайшего развития формирует у ученика в совместной работе с взрослым необходимые ценностно-мировоззренческие установки, которые в дальнейшем начинают развиваться школьником самостоятельно, определяя характеристики деятельности и способствуя успешной социализации.
Соблюдение принципа системности и непрерывности обусловлено требованиями к логичности, последовательности и преемственности в обучении (от частного к общему и наоборот): каждый последующий этап развития базируется на предшествующем и является его продолжением. Системность формирует целостное знание, определяет место каждого элемента в системе и позволяет отличать часть от целого, частное от общего. Непрерывность отражает направление и этапы развития знания с постоянным его углублением и расширением. Принцип системности и непрерывности обеспечивает человеку возможность самостоятельно обучаться на протяжении всей жизни, показывает необходимость пополнения знаний, их расширения и регулярного обновления. Этот принцип отражает одну из важнейших задач, которая стоит перед современным образованием, - создание благоприятных условий для непрерывного общего и профессионального развития человека.
Под принципом сетевого взаимодействия подразумевается организация равноправного партнерства всех субъектов образовательного про-
цесса на различных уровнях с целью создания возможностей для получения качественного образования. Сетевое взаимодействие представляет собой определенную систему горизонтальных и вертикальных связей, которые призваны обеспечить доступность образования для всех категорий граждан, его вариативность, открытость образовательных организаций и информации об образовательном процессе, повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, быстрое распространение инновационных технологий и методик обучения. Реализация принципа дает возможность эффективно распределять ресурсы при решении общих задач сетевой деятельности, учитывать инициативы, идеи, предложения каждого конкретного участника, осуществлять непосредственное общение коллег и партнеров, обсуждать возможные пути совместной деятельности при реализации общей цели, использовать коллективный потенциал сети для нужд каждого конкретного участника. Сегодня принцип сетевого взаимодействия является одним из актуальных ресурсов образования, которое благодаря сетевой организации может более оперативно реагировать на те перемены, которые постоянно происходят в обществе.
Принцип успешности направлен на создание комфортной образовательной среды, способствующей достижению значимых для обучающегося результатов, сопровождающихся позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями. Проживая ситуацию успеха, учащийся укрепляет чувство собственного достоинства, осознает собственную компетентность и обретает желание продолжения подобного вида деятельности. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы приобретения знаний, меняются уровни самооценки, самоуважения. В рамках данного принципа выстраиваются успешные самодостаточные поведенческие практики учащегося, которые в дальнейшем могут стать ориентирами продуктивной предпрофессиональной социализации.
Создание ситуации успеха должно быть обязательным условием работы педагога и деятельности учащегося, так как благодаря таким ситуациям наиболее полно раскрываются и развиваются способности школьника, формируется его уверенность в своих силах, складывается позитивное мировоззрение, что в конечном счете способствует его социализации и нахождению своего места в жизни.
Основной идеей принципа практической направленности является приобретение обучающимися знаний и умений, востребованных в дальнейшей жизни и карьере. Реализация данного принципа заключается в максимальном сближении содержания обучения и воспитания с окружающей действительностью, внесении в него конкретных жизненных
примеров, а также в постановке и решении практико-ориентированных задач, позволяющих приобрести первичный опыт в конкретной профессиональной деятельности, сформировать компетенции, непосредственно связанные с этой деятельностью. Вопрос: «Зачем мы изучаем эти явления, и где это можно применить в реальной жизни?» - должен стать центральным при освоении любой дисциплины и любого материала. Принцип практической направленности актуализирует уже имеющиеся у учащихся знания, умения и опыт, на базе которых формируются новые социальные компетенции и достигаются личностно значимые результаты обучения.
Организация системы социально-ориентированного образования, опирающегося на совокупность обозначенных принципов, на наш взгляд, является залогом успешной социализации обучающихся.
Заключение
Необходимость внедрения социально-ориентированного подхода в практику современного образования на всех его уровнях и ступенях обусловлена тем, что он обеспечивает гармоничное сочетание и взаимосвязь содержания обучения и воспитания. При данном подходе могут использоваться различные методы, типы деятельности, формы воспитания, содержание обучения. Главное, чтобы в результате такой деятельности учащиеся приобретали позитивный социальный опыт, осваивали новые социально значимые роли, одобряемые обществом поведенческие практики и разнообразные продуктивные способы социального взаимодействия.
Обязательными условиями реализации социально-ориентированного подхода являются сохранение субъектности личности учащегося и сотрудничество педагога (и других взрослых участников образовательного процесса) и ученика как непосредственно на школьных занятиях, так и во внеурочное время. Становление субъектности личности, осознание, осмысление учащимся своего «Я» в рамках прогнозируемой ценностно-ориентированной смысловой деятельности в контексте будущего профессионального самоопределения - важнейшее методологическое и методическое положение обсуждаемого подхода. Совместная деятельность детей и взрослых (учителей, родителей, социальных партнеров), например, на благо образовательного учреждения, в виде волонтерства, благотворительной деятельности и т. п. способствует формированию ценностно-нравственных установок учащихся.
Социально-ориентированное образование, по сути, является трудовой социализацией подрастающего поколения, которую А. Ф. Амиров рассматривает как цель и смысл широко организованного образовательного
процесса по подготовке учащихся к жизни и трудовой деятельности: «Становление человека как вершины пирамиды органического мира всегда протекало во взаимосвязи двух видов деятельности - познавательной и трудовой. Причем труд был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества» [12].
Социально-ориентированный подход к обучению и воспитанию полноценного гражданина предполагает согласованность между индивидуальными возможностями и способностями учащегося, с одной стороны, и потребностями и запросами общества - с другой. Таким образом, данный подход выступает в качестве методологического и методического инструментария образовательной деятельности, в которой уравновешиваются интересы общества и личности как субъекта социума.
Список использованных источников
1. Липский И. А. Тенденции развития воспитания как области научного знания // Воспитание: современные парадигмы: монография/ под общ. ред. З. А. Багишаева и А. К. Быкова. Москва, 2006. С. 23-46.
2. Загвязинский В. И. «Гнездо вопросов»: фрагменты из готовящейся к печати книги «Теория обучения в вопросах и ответах» [Электрон. ресурс] / / Эйдос. 2006. 11 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/ 0511.htm (дата обращения: 17.12.2016)
3. Демченко А. Р., Морозова М. В. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профильного обучения за рубежом // Педагогика. 2013. № 8. С. 108-116.
4. Курдюмова И. М. Модернизация общего образования за рубежом: монография для работников образования и науки. Москва: РАО, 2006. 147 с.
5. Игтисамова Г. Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России / / Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 1. С. 120-125.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002. 528 с.
7. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика. Екатеринбург: СВ-96, 2011. 172 с.
8. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16-26.
9. Зеер Э. Ф. Методология профессионального развития личности: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2014. 194 с.
10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия, 2013. 576 с.
11. Пидкасистый П. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2014. 624 с.
12. Амиров А. Ф. Трехпарадигмальная основа системы профессиональной социализации студентов в высшей школе // Вестник. Научно-методический журнал. 2014. № 4 (20). С. 108-115.
References
1. Lipsky I. A. Tendencii razvitija vospitanija kak oblasti nauchnogo znani-ja. [Tendencies of development of education as a field of scientific knowledge]. Vospitanie: sovremennye paradigmy. [Education: Modern paradigm]. Ed. by Z. A. Bagishaev, A. K. Bykov. Moscow, 2006. P. 23-46. (In Russian)
2. Zagvyazinsky V. I. «Collection of issues»: Fragments of the forthcoming book «Theory of training in questions and answers». Internet-zhurnal <Jejdos»> = Online journal «Eidos»>. 11 May, 2006. Available at: http://www.eidos.ru/jour-nal/2006/0511.htm (Accessed 17 December, 2016). (In Russian)
3. Demchenko A. R., Morozov M. V. Formation of professional self-determination of students in the process of school education abroad. Pedagogika = Pedagogy. 2013. № 8. P. 108-116. (In Russian)
4. Kurdyumova I. M. Modernizacija obshhego obrazovanija za rubezhom. [Modernization of general education abroad]. Moscow: RAO, 2006. 147 p. (In Russian)
5. Igtisamova G. R. Some concepts and professional education model in the West and in Russia. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta = Bulletin of the Maikop State Technological University. 2012. № 1. P. 120-125. (In Russian)
6. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2002. 528 р. (In Russian)
7. Korotaeva E. V. Pedagogika vzaimodejstvij: teorija i praktika. [Education interactions: Theory and practice]. Ekaterinburg: Publishing House SV-96, 2011. 172 p. (In Russian)
8. Zeer E. F. Psychological features of professional forecasting future youth. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija = Actual Problems of Psychological Knowledge. 2015. № 3 (36). P. 16-26. (In Russian)
9. Zeer E. F. Metodologija professional'nogo razvitija lichnosti. [The methodology of the professional development of the personality]. Ekaterinburg: RGPPU, 2014. 194 p. (In Russian)
10. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika. [Pedagogy]. Ed. by V. A. Slastenin. Moscow: Publishing House Academija, 2013. 576 p. (In Russian)
11. Pidkasistyj P. I., Mizherikov V. A., Juzefavichus T. A. Pedagogika. [Pedagogy]. 2nd edition. Moscow: Publishing House Academija, 2014. 624 p. (In Russian)
12. Amirov A. F. [Three-paradigm system base in the students professional socialization]. Vestnik. Nauchno-metodicheskij zhurnal = Bulletin. Scientific-Methodological Journal. 2014. № 4 (20). P. 108-115. (In Russian)
Информация об авторах:
Трубина Галина Филипповна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора филиала Уральского государственного экономического университета, Нижний Тагил (Россия). E-mail: [email protected]
Зеер Эвальд Фридрихович - член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (Россия). E-mail: [email protected]
Мащенко Майя Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий Нижнетагильского социально-педагогического института (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, Нижний Тагил (Россия). Е-mail: [email protected]
Вклад соавторов:
Трубина Галина Филипповна - автор положений социально-ориентированного подхода в образовании; всех определений, приведенных в статье; основных положений представленного подхода.
Зеер Эвальд Фридрихович - автор идей профессионального развития личности в процессе образования и социализации. Эти идеи определили цель, особенности социально-ориентированного подхода к образованию, легли в основу открытого социально-профессионального пространства.
Мащенко Майя Владимировна принимала участие в описании уровней социально-ориентированного образования и разрабатывала структуру открытого саморазвивающегося социально-профессионального пространства.
Статья поступила в редакцию 15.01.2017; принята в печать 17.05.2017.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Galina F. Trubina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director of the Branch of the Ural State University of Economics, Niz-hny Tagil (Russia). E-mail: [email protected]
Ewald F. Zeer - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of Department of Educational Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg (Russia). E-mail: [email protected]
Maya V. Mashchenko - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Information Technologies, Nizhny Tagil Socio-Pedagogical Institute, Branch of the Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhni Tagil (Russia). E-mail: [email protected]
Contribution of the authors:
Galina F. Trubina - the author of socially-oriented approach to education; defined all the concepts given in the article; worked out main aspects of the presented approach.
Ewald F. Zeer - the author of the ideas of professional development of a personality in the process of education and socialization. His ideas determined the aim and characteristics of socially-oriented approach to education which formed the basis of an open socio-professional space.
Maya V. Mashchenko - described the levels of socially-oriented education; developed a structure of open self-developing social-professional space.
Received 15.01.2017; accepted for printing 17.05.2017.
The authors have read and approved the final manuscript.