Коммуникации и общество
Екатерина КАРПЕНКО
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СЕМИОСОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы эффективности государственного управления с точки зрения семиосоциопсихологиче-ской концепции социальной коммуникации, а также разработанные в рамках этой концепции социально-диагностические и социально-проектные технологии, способствующие созданию диалогического коммуникативного пространства между органами власти, обществом и населением.
Issues of efficiency of state management from the point of view of semiosociopsychologic concept of social communication are considered in the article, as well as social-diagnostic and social-project technologies, developed in the frameworks of this concept which are promoting formation of dialogic communicative space between authorities, society and population.
Ключевые слова:
семиосоциопсихологическая концепция, социальная коммуникация, диалогическая коммуникация, государственное управление, эффективность государственного управления; semiosociopsychologic concept, social communication, dialogic communication, governance, efficiency of state management.
КАРПЕНКО Екатерина Викторовна — к.соц.н., доцент Брянского филиала РАНХиГС ekakarpenko@ yandex.ru
Эффективность любой деятельности связывается с достиже -нием желаемых результатов с наименьшими издержками. В трансформационный период развития общества повышение эффективности государственного управления непосредственно связывается с его реформированием, оптимизацией деятельности всей управленческой структуры. Именно поэтому провозглашен -ной целью административной реформы было формирование такой системы государственного управления, которая станет близкой к потребностям и запросам людей, подконтрольной народу, про -зрачной, построенной на научных принципах эффективного управ -ления.
Закономерности и законы, принципы государственного управ -ления как сущностные, необходимые формы взаимосвязи между субъектом и объектом государственного управления, между управ -ленческой системой и социальной средой, между процессами и явлениями в управлении, а также между государством в целом, его органами и населением придают государственно -управленческой деятельности характер научно обоснованного процесса.
Сегодня никого не нужно убеждать в том, что управление следует трактовать и как информационный процесс, поскольку информа -ция «встроена» в каждый элемент деятельности органов публичной власти. Следовательно, функция коммуникации (динамического процесса любого обмена) пронизывает горизонтальные, вертикаль -ные, координационные и функциональные связи, и именно в этом проявляется закономерность коммуникативности. Переоценить важность ее проявления, адекватного понимания и учета в дея тельности органов публичной власти очень трудно, ведь принятие управленческих решений на основе объективной информации с применением новейших информационных технологий также явля ется залогом повышения эффективности.
характер управленческих проблем (ситуаций), организационные условия, в которых принимаются решения и, соответственно, осу ществляются управленческие действия, а также личные характери стики (опыт и профессионализм, поощрения и заинтересованность
в конечных результатах деятельности)
— вот далеко не полный перечень состав -ляющих, в соблюдении которых прояв ляется закономерность эффективности управленческих решений и действий.
Но особое значение, на наш взгляд, имеет осознание важности и непреходя щей значимости диалогической комму никации не только для процессов социа лизации, но и для процесса управления. По мнению Т. М. Дридзе, для повышения качества принимаемых решений необхо димо делать их адресными и обязательно включать механизм реализации. Одним из важных условий этого является наличие четкого представления об их возможных результатах, а это невозможно без про ведения предварительных социально -диагностических исследований1. При этом подчеркивается необходимость со здания системы социальной диагностики принимаемых управленческих решений, а это возможно в случае интеграции теории в практику выработки социально значи мых решений.
Использование возможностей социаль ной диагностики и социального проекти рования позволяет искать способы уста новления диалога между сторонами, нахо дить и устранять причины его отсутствия. Целостное изучение коммуникативных процессов и нахождение эффективного решения задач социального управления возможно в рамках семиосоциопсихо логической концепции социальной ком муникации, основателем которой стала Т.М. Дридзе. Процессы общения рассма -триваются здесь как «мотивированная и обусловленная текстовая деятельность, осуществляемая людьми в контексте про блемных жизненных ситуаций, лежащих у истоков любых социально значимых процессов»2.
При выборе указанного научного под хода для решения задач социального управления оказались значимыми сле
1 Дридзе Т.М. Межотраслевое взаимодействие в социальном управлении: фрагмент телевизионно -го интервью 1997 г. (к 20 -летию создания межотраслевого научного коллектива под руководством Т.М. Дридзе). Материалы VI Дридзевских чтений.
- М. : ИС РАН, 2007, с. 20-25.
2 Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая и семио -социопсихологическая парадигмы для инте грации социогуманитарного научного знания в исследовательскую, социально диагностическую и социально -проектную практику // Мир психо -логии, 2000, № 2, с. 106.
дующие критерии. Во - первых, этот под -ход отвечает основным задачам социально ответственной деятельности органов управления любого уровня; во - вторых, семиосоциопсихология позволяет иссле довать социальную коммуникацию (како -вой, безусловно, является взаимодействие власти и общества), «с одной стороны, в качестве универсального социокультур -ного механизма, ориентированного на взаимодействие социальных субъектов, а с другой — как интенциональную и целе -обусловленную деятельность, осущест -вляемую людьми в контексте проблемных жизненных ситуаций, лежащих у истоков любых социально значимых процессов»3.
Коммуникативное взаимодействие трактуется здесь как процесс обмена тек стуально организованной смысловой информацией, а понятие «текст» опреде -ляется не как лингвистическая, а как ком муникативная единица, цементируемая общей концепцией, или замыслом. При этом важным условием коммуникатив ного взаимодействия является диалог
Т.М. Дридзе определяет диалог «как смысловой контакт, основанный на спо собности и стремлении субъектов к адек ватному истолкованию коммуникатив ных намерений партнеров по общению»4. Диалог связывается, в первую очередь, с взаимопониманием между общающимися сторонами, а эффективность общения — со степенью достижения искомого взаимо понимания. В противоположность другим формам и способам коммуникации диа -логическая коммуникация не допускает никаких форм воздействия или влияния, поскольку ориентирована исключительно на взаимопонимание.
Диалоговый режим позволяет прове -сти различие между подлинной комму -никацией, при которой достигается вза -имопонимание, и псевдокоммуникацией (попытка диалога, не увенчавшаяся успе -хом) и квазикоммуникацией (ситуация, в которой стороны изначально не ориен тированы на достижение взаимопонима -ния). Очевидно, что в государственном управлении социально значимой формой общения и взаимодействия может быть только подлинная коммуникация.
3 Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность, 1996, № 3, с. 145.
4 Там же, с. 57.
Рассматривая государственное управ -ление через призму семиосоциопсихо логиии, необходимо уточнить, что в этой концепции эффективность - это, прежде всего, мера соответствия социального последействия продуктов управления позитивной социокультурной динамике1, что отражает специфику социально ори ентированного подхода.
Социально ориентированное проекти рование в государственном управлении способствует реализации главных целей в этой сфере, а его реализация, несомненно, способствует повышению эффективности управления.
Социальная эффективность принимае мых решений, различных проектов (при менительно к социальным проблемам) оценивается в 3 измерениях:
— массовость распространения;
— устойчивость во времени;
— отсутствие угрозы социальной безо -пасности.
Кроме того, существуют другие 3 изме -рения, которые позволяют оценить значи -мость социальных проектов.
Применение критерия социальной зна чимости позволяет судить о том, в какой мере проект или орган, ответственный за принятие решения, внес вклад в решение социально значимых проблем. То есть, необходимо ответить на вопрос: «Как решили проблему?»
Социальная полезность определяется показателями, обусловленными тем, насколько предлагаемое решение проблемы улучшает положение людей, насколько повысилось (или повысится) качество их жизни. Мы должны получить ответ на вопрос: «Какая польза адресату?»
На социальную привлекательность про екта или управленческого решения указы вает то, насколько люди удовлетворены результатами; ответ на вопрос: «Довольны ли люди?» — непременно должен быть положительным.
Предлагаемые выше шкалы позволяют построить профиль любого проекта, име ющего социальную ориентацию. Оценка социальной эффективности обязательно должна учитывать все названные выше позиции и с точки зрения тех, кто уча ствует в реализации проекта или решения, и с точки зрения адресата, причем с уче -
1 Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия — к взаимодействию. — М. : ИС РАН, 1999.
том специфики социокультурной среды и пространственно - временного континуума. Ответственные за принятие и реали -зацию социально значимых управленче -ских решений должны ясно представлять, что все происходящее в среде затрагивает человеческую жизнь, и человек, который теряет связь с жизненной средой, факти -чески лишается жизни. И поэтому речь идет даже не о самореализации людей, а об их выживании, ведь экология, экономика и культура — это не оторванные от людей вещи, не музеи, не пространство и не праздники, а это те жизненные ресурсы, которыми человек располагает2.
Социально ориентированное управ-ление, что, собственно, является проявле нием социально ответственных действий со стороны органов власти, в семиосоцио психологической концепции социальной коммуникации реализуется через диало гическую форму построения «обратной связи» с обществом, в т.ч. через так назы -ваемую интенциональную открытость материалов.
В рамках семиосоциопсихологии раз работан специальный инструментарий, позволяющий реализовать задачи соци ально ориентированного управления путем достижения взаимодействия на практике. Это технология, названная про -гнозным социальным проектированием, которая включает комплекс взаимосвя занных социально -диагностических и социально - проектных процедур.
Применительно к государственному управлению семиосоциопсихологическая концепция позволяет выявлять механизмы опосредования взаимодействия социаль ных субъектов текстовой деятельностью. Метод мотивационно - целевого (интен -ционального) анализа коммуникативных процессов позволяет любой целостный, завершенный коммуникативный акт представить в виде иерархически орга низованной структуры коммуникативно познавательных программ, ориентиро ванных на интенцию, и подчиненный ей3.
Во первых, с помощью данного метода выявляется мотивационно целевая доми
2 Дридзе Т.М. Межотраслевое взаимодействие в социальном управлении: фрагмент телевизионно -го интервью 1997 г. (к 20 -летию создания межотраслевого научного коллектива под руководством Т.М. Дридзе). Материалы VI Дридзевских чтений.
- М. : ИС РАН, 2007, с. 20-25.
3 Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. — М. : Дрофа, 2009.
нанта материалов, текстов, регулирующих сферу государственного управления, при чем такому анализу поддаются материалы, реализованные в любой знаковой системе, а также в комплексе знаковых систем.
Во вторых, можно выявлять особен ности преломления этих же материалов в сознании воспринимающего человека и на основе полученных данных дифферен цировать аудиторию (население) по про явленным навыкам понимания.
В третьих, на основе сопоставления первого и второго этапов анализа появля ется возможность выявить причины ком муникативных барьеров и коммуникатив ных сбоев, выражающихся в отсутствии смыслового контакта (взаимопонимания) между общающимися сторонами (напри мер, органами власти и населением), а также в социально негативных реакциях воспринимающей стороны, в т.ч. и кол -лективного адресата1.
Сопоставление полученных дан ных позволяет прослеживать социаль ное последействие, давать прогноз, а также проектировать позитивно функ ционирующую информационную среду. Последовательность таких процедур и представляет собой технологию социаль ной диагностики и прогнозного проекти -рования.
Использование технологии социаль
1 Дридзе Т.М. Социокультурная коммуника -ция: текст и диалог в семиосоциопсихологии // Социокультурное пространство диалога. — М., 1999, с. 153—160.
ного проектирования позволяет с высо кой степенью точности выявить особен ности взаимодействия власти и обще ства, которые могут свидетельствовать о характерных для регионального уровня государственного управления проблемах, связанных с утратой устойчивого диалога между отдельными социальными груп пами и органами государственной власти и управления субъекта. Речь идет, пре жде всего, об использовании диалогового механизма во взаимодействии власти и общества.
Таким образом, повышению эффек тивности государственного управления может способствовать разработка модели публичной сферы региона. Содержанием этой модели должна быть такая форма организации открытого дискурса, которая позволит совместить автономию социаль ного субъекта и возможность обществен ного согласия для дальнейшего позитив ного развития системы государственного управления в регионе. Смещение акцен -тов в коммуникации в сторону монопо лизации во владении информацией раз рушает символическую оформленность власти, которая позволяет ей выполнять функции посредника, не прибегая к оче видному насилию и не утрачивая эффек тивности.
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 11-06-00503 «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме».