Научная статья на тему 'Социально-ориентированная деятельность в системе факторов конкурентоспособности предпринимательской структуры'

Социально-ориентированная деятельность в системе факторов конкурентоспособности предпринимательской структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ / INVESTMENTS / COMPETITIVE ABILITY OF BUSINESS ORGANIZATION / COMPETITIVE ADVANTAGE / ENTERPRISE / BUSINESS ACTIVITY / MARKET / MANAGEMENT STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Ирина Витальевна

Чтобы обеспечить конкурентоспособность на современном рынке, предпринимательская структура вынуждена использовать стратегии, обеспечивающие ей конкурентные преимущества. В условиях рыночной экономики обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития предприятия и позволяет достичь и удержать прочное положение предприятия на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially oriented activity in the system of factors of business organization competitive ability

In order to provide competitiveness in the modern market, the enterprise structure is forced to use the strategies that provide it with competitive advantages. In the conditions of market economy provision of competitive advantages constitutes the basis of enterprise development and allows to reach and to keep strong position of the enterprise in the market.

Текст научной работы на тему «Социально-ориентированная деятельность в системе факторов конкурентоспособности предпринимательской структуры»

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ И.В. Иванова

Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: [email protected]

Чтобы обеспечить конкурентоспособность на современном рынке, предпринимательская структура вынуждена использовать стратегии, обеспечивающие ей конкурентные преимущества. В условиях рыночной экономики обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития предприятия и позволяет достичь и удержать прочное положение предприятия на рынке.

Ключевые слова: инвестиции, конкурентоспособность предпринимательской структуры,

конкурентное преимущество, предприятие, предпринимательская деятельность, рынок, управленческий персонал.

Socially oriented activity in the system of factors of business organization competitive ability.

I.V. Ivanova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia, 683003)

In order to provide competitiveness in the modern market, the enterprise structure is forced to use the strategies that provide it with competitive advantages. In the conditions of market economy provision of competitive advantages constitutes the basis of enterprise development and allows to reach and to keep strong position of the enterprise in the market.

Key words: investments, competitive ability of business organization, competitive advantage, enterprise, business activity, market, management staff.

Показатель уровня конкурентоспособности, выступающий в качестве объекта исследования, является результативным показателем, так как его можно рассматривать как результат действия одной или нескольких причин. Показатели, определяющие поведение результативного признака и определяющие конкурентные преимущества предприятия, называются факторами.

Для того чтобы оценить уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры, необходимо оценить каждый фактор, обеспечивающий ее конкурентные преимущества.

Факторы в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы предприятие не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством предприятия, а точнее сказать, менеджмент предприятия имеет все необходимые условия для контроля этих факторов.

Достижение внутренних конкурентных преимуществ предприятия осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Возможности формирования конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов. Факторы, подразделяемые на внешние и внутренние, влияют на наличие, вид и количество конкурентных преимуществ конкретной предпринимательской структуры. Значения каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Далее перечислены факторы конкурентных преимуществ предпринимательской структуры.

Внешние:

- уровень конкурентоспособности страны;

- уровень конкурентоспособности отрасли;

- уровень конкурентоспособности региона;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах;

- правовое регулирование функционирования экономики страны, региона и т. д. ;

- национальная система стандартизации и сертификации;

- государственная поддержка развития человека;

- государственная поддержка науки и инновационной деятельности;

- качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии ;

- уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества ;

- налоговые ставки в стране и регионах;

- процентные ставки в стране и регионах;

- наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

- система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;

- климатические условия и географическое положение страны или региона;

- уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.

Внутренние:

Структуры ые:

- производственная структура предприятия;

- миссия предприятия;

- организационная структура предприятия;

- специализация и концентрация производства;

- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

- учет и регулирование производственных процессов;

- персонал;

- информационная и нормативно-методическая база управления;

- сила конкуренции на входе и выходе предприятия.

Ресурсные:

- поставщики;

- доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;

- учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов предприятия;

- функционально-стоимостной анализ выпускаемой продукции;

- оптимизация эффективности использования ресурсов.

Технические:

- патентованный товар;

- патентованная технология;

- оборудование;

- качество изготовления товара.

Управленческие:

- менеджеры;

- анализ выполнения законов предприятия;

- организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок»;

- функционирование системы конкурентоспособности предприятия;

- проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем.

Рыночные:

- доступ к рынку ресурсов, необходимых предприятию;

- доступ к рынку новых технологий;

- лидирующее положение на рынке товаров;

- эксклюзивность товара предприятия;

- эксклюзивность рекламы товаров предприятия;

- эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания;

- прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

Эффективность функционирования предприятия:

- показатели доходности;

- интенсивность использования капитала;

- финансовая устойчивость функционирования предприятия;

- доля экспорта наукоемких товаров.

Социально-ориентированная деятельность:

- производство социально-значимых товаров и услуг;

- социальное финансирование;

- благотворительность и спонсорство;

- денежные гранты;

- социальные инвестиции;

- социально-значимый маркетинг;

- делегирование сотрудников предприятия;

- корпоративное спонсорство;

- корпоративные фонды;

- спонсорство.

При рассмотрении факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества предприятия, немаловажным является анализ отношений предприятия с трудовым коллективом, местным сообществом и властями.

Ассоциация менеджеров России определила виды деятельности, которые наиболее часто упоминаются российскими предпринимателями в качестве направлений деятельности по социальной ответственности (рис. 1).

Рис. 1. Направления социально-ориентированной деятельности предпринимательской структуры

Виды социально-ориентированной деятельности показаны на рис. 2.

Социально-ориентированная деятельность

Производство социально-значимых товаров и услуг Социально-значимый маркетинг

Социальное финансирование Спонсорство

Благотворительность Делегирование сотрудников предприятия

Денежные гранты Корпоративное спонсорство

Социальные инвестиции Корпоративные фонды

Рис. 2. Виды социально-ориентированной деятельности

Первое обстоятельство, которое нужно отметить, это то, что свойства товаров, особенности конкурентов и маркетинг предприятия как составляющие конкурентных преимуществ предприятия определяются и реализуются на практике в повседневной предпринимательской деятельности, а социально-ориентированная деятельность как конкурентное преимущество может проявляться только по решению администрации предприятий [1].

Поэтому, находясь в потенции, это конкурентное преимущество может себя так и не реализовать. Второе обстоятельство заключается в том, что любому предприятию, работающему на конкурентном рынке, приходится непрерывно приспосабливаться не только к изменениям спроса, но и к изменениям экономической конъюнктуры рынка, правилам работы на рынке, устанавливаемым государством.

Для приобретения конкурентных преимуществ предприятию как социально-экономической системе необходимо владеть конкурентоспособным персоналом, технологиями, оборудованием и т. д. Социально-ориентированная деятельность выступает таким конкурентным преимуществом и позволяет опосредованно сгладить негативные последствия рыночных изменений, особенно во взаимоотношениях предприятия с властями и местным сообществом.

Факторы конкурентного преимущества предпринимательской структуры на основе развития

социально-ориентированной деятельности, показанные выше, являются внутренними и почти целиком определяются руководством предприятия.

Для исследования влияния на результаты деятельности предприятия предлагаем систему индикаторов, применяемых для оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от критериев оценки по направлениям социально-ориентированной деятельности предприятия объединены в группы. Для каждой группы предлагаем систему показателей, приведенных в таблице, определяющую процесс задачи и направление развития социально-ориентированной деятельности.

Система показателей оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры на основе развития социально-ориентированной деятельности

Виды социально-ориентированной деятельности Показатели конкурентоспособности предпринимательской структуры

Производство социально-значимых товаров и услуг Доля объема чистой прибыли предприятия от социальноориентированной деятельности Доля выручки от реализации продукции социально-значимых товаров и услуг

Социальное финансирование Объем средств на проведение социальных мероприятий в год Объем средств на проведение социальных мероприятий по отношению к чистой прибыли

Благотворительность Объем средств на проведение социальных мероприятий в год

Денежные гранты Объем средств на проведение социальных мероприятий в год

Социальные инвестиции Объем средств на проведение социальных мероприятий в год

Социально-значимый маркетинг Количество новых открытых рабочих мест Количество сотрудников, участвующих в социальноориентированной деятельности

Делегирование сотрудников предприятия Количество сотрудников, участвующих в социальноориентированной деятельности

Корпоративное спонсорство Объем средств на проведение социальных мероприятий в год

Корпоративные фонды Объем средств на проведение социальных мероприятий в год

Спонсорство Объем средств на проведение социальных мероприятий в год

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательской структуры на основе развития социально-ориентированной деятельности, позволяют выявить проблемы, возникающие на территории присутствия предприятия. Предприятия должны расценивать эти проблемы не как сдерживающий фактор, а как существенную составляющую повышения конкурентоспособности. Эти проблемы являются как социальными, выявляющими острые потребности людей, населяющих эти территории, так и экономическими.

Без социально-ориентированной деятельности предпринимательских структур, работающих на этих территориях, социальные инвестиции представляются совершенно неэффективными в плане достижения стабильного благополучия. Формирование стабильной экономической базы, а с ней и новых рабочих мест, материального благополучия и более совершенной местной инфраструктуры оказывается зачастую острой потребностью для предприятий и местного сообщества.

Социальные программы всегда играли чрезвычайно большую роль в удовлетворении человеческих потребностей, но они должны поддерживать процесс формирования экономически жизнеспособных предприятий, а не подрывать его.

Социально-ориентированная деятельность предпринимательских структур позволяет развиваться и расти предприятиям, работающим в малом и среднем бизнесе, за счет частных инициатив, связанных с возможностью получение прибыли, а также основанных на личном экономическом интересе и наличия конкурентного преимущества, а вовсе не с помощью искусственных стимулов, благотворительности и государственных призывов и решений.

Конкурентное преимущество в виде социально-ориентированной деятельности может не только помочь выявить потребности местного сообщества в товарах и услугах, расширить свой ассортимент за счет социально-значимой продукции, обеспечить свое производство трудовыми резервами из числа жителей территории присутствия, повысить свой имидж перед местным сообществом и властями, но и позволит предприятиям успешно конкурировать в региональном и национальном масштабе. Предприятия, имеющие такое конкурентное преимущество, смогут обслуживать не только локальное сообщество, но экспортировать товары и услуги в окружающую экономику. Основной проблемой становится выявление видов социально-ориентированной

деятельности и использование их в виде конкурентных преимуществ.

Литература

1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 312 с.

2. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Под. ред. Т.Г. Философовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНПИТИ-ДАНА, 2009. - 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.