УДК 371.8; 373.6
М. П. Нечаев, Т. Г. Тырина
Социально-образовательный проект «Подмосковные ориентиры на карте профессий»
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития профориентационной среды в современной образовательной организации. Представлен опыт работы ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) над социально-образовательным проектом «Подмосковные ориентиры на карте профессий». Рассмотрена модель профориентационной работы АСОУ в интегрированной системе «муниципалитет — учитель — ученик — родитель».
I Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, профориентационная среда, профессиональная ориентация школьников, социально-образовательный проект.
M. P. Nechaev, T. G. Tyrina
The socio-educational project «Podmoskovye's orienting points on the profession map»
Abstract
The article is devoted to the problem of career guidance environment development in a modern educational organization. The article presents the experience of the Academy of public administration (ASOU) in implementing the socio-educational project «Podmoskovye's orienting points on the profession map», as well as the ASOU career guidance model in the «municipality — teacher — student — parent» in-tegrated system.
I Keywords: career guidance; career counseling; career guidance environment; career guidance at schools; socio-educa-tional project.
Государственный совет по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 23 декабря 2015 года уделил значительное внимание проблеме профориентации обучающихся, поскольку от решения этой проблемы зависит реализация экономических реформ в стране и ее социально-экономическое развитие [3]. Не нужно доказывать, что если профессия школьником выбрана правильно, в соответствии с его интересами и склонностями, то и его дальнейшее обучение в вузе проходит успешно.
На современном этапе актуальность профо-риентационной работы в общеобразовательных организациях подчеркивается в таких важных нормативных государственных документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [1, ст. 66.3] и «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (разделы П.7, Ш.14) [2].
Экстраполируя результаты многочисленных социологических исследований академика РАО С. Н. Чистяковой и данные опросов, проведённых сотрудниками ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) среди выпускников школ Московской области и первокурсников
АСОУ [7], можно констатировать: доминирующие мотивы выбора профессии и вуза свидетельствуют о низкой профессиональной мотивации обучающихся, потому что желание получить интересующую профессию занимает лишь пятую позицию, а качественное образование — предпоследнюю позицию рейтинга [6].
Таким образом мы приходим к выводу о том, что при выборе профессии и вуза у обучающихся преобладают утилитарно-практические мотивы, которые считаются слабо действенными, поскольку материально или статусно-позиционно мотивированный студент рассматривает обучение в вузе не как цель, а как средство, благодаря которому он получит диплом. В этом случае именно диплом является главной целью для обучающегося. Как правило, после окончания вуза такие выпускники к работе по специальности не приступают.
Этот вывод инициировал в АСОУ разработку и реализацию социально-образовательного проекта «Подмосковные ориентиры на карте профессий» и модели профориентационнойработы в интегрированной системе «<муниципалитет — учитель — ученик — родитель» (рис. 1).
Инновационной особенностью модели профо-риентационной работы в интегрированной систе-
Рис. 1. Модель профориентационной работы в интегрированной системе «муниципалитет — учитель — ученик — родитель»
ме «муниципалитет — учитель — ученик — родитель» является организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений в интеграции высшего и общего уровней образования.
Рассмотрим технологию и содержание деятельности по реализации модели профориентаци-онной работы на примере инновационной формы профориентации обучающихся «День АСОУ в муниципальном районе».
На начальном этапе ректорат высшего образования и дополнительного профессионального образования АСОУ осуществляет организационное взаимодействие на уровне муниципального района (комитет образования и муниципальная методическая служба). Выясняется потребность муниципального территориального образования, согласовываются регламент и дата проведения выездного дня АСОУ в муниципальном районе.
Мероприятие «День АСОУ в муниципальном районе» проводится для обучающихся 9-10-х классов общеобразовательных организаций и заместителей директоров по воспитательной работе.
Преподаватели кафедр высшего образования и студенты АСОУ информируют школьников о вузе, правилах поступления и будущей студенческой жизни. Затем ученикам подмосковных школ предлагается принять участие в мастер-классах по «погружению» в профессию по следующим направлениям:
• государственное и муниципальное управление;
• экономика и менеджмент;
• педагогика и психология;
• туризм и гостиничное дело.
Суть мастер-классов заключается в организации игрового профориентационного пространства. Это серии деловых, имитационных профори-ентационных игр, предоставляющих возможность «вхождения» в профессию, «проигрывания» различных профессиональных ролей.
Параллельно с этим профессорско-преподавательский состав дополнительного профессионального образования АСОУ проводит научно-практический семинар «Система профориентационной работы в современной общеобразовательной организации» для заместителей руководителей общеобразовательных организаций.
На семинаре рассматриваются следующие вопросы:
• история профориентационной работы в нашей стране;
• государственные документы, актуализирующие профориентационную работу в общеобразовательных организациях;
• проблемы профориентации обучающихся в современной школе и возможные пути их решения;
• возможности кафедр высшего и дополнительного профессионального образования АСОУ по оказанию помощи учебным заведениям Подмосковья в организации системы профориентационной работы.
Далее проводится интерактивный педагогический совет «Профориентационная деятельность в современной образовательной организации» в форме организационно-деятельностной игры «Прогноз». Эту игру мы также рекомендуем провести с родителями обучающихся на родительских собраниях и со старшеклассниками на тематических классных часах по профориентации, а ее итоги обсудить на педагогическом совете.
География мероприятий в рамках «Дня АСОУ в муниципальном районе» представлена на рисунке 2.
Важную роль в развитии профориентационной среды региона играют кафедры дополнительного профессионального образования АСОУ. Например, кафедра воспитательных систем, откликаясь на приоритетные направления образовательной политики и запросы педагогических работников, осуществляет опережающее обучение слушателей посредством разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК). Программы нацелены на повышение профессиональной компетентности и готовности специалистов к управлению развитием воспитательных систем, духовно-нравственному воспитанию детей, успешному социальному лифтингу подростков и молодежи [4]. Можно отметить следующие ДПП ПК:
• «Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО»;
• «Воспитательные технологии успешной социализации обучающихся»;
• «Интерактивные технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО»;
• «Воспитательная деятельность в системе среднего профессионального образования»;
• «Проектирование социальных ресурсов в реализации ФГОС ОО»;
• «Воспитательные технологии успешного социального лифтинга обучающихся»;
• «Система работы образовательной организации по профильному и профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО» и др.
Рис. 2. География мероприятий в рамках «Дня АСОУ в муниципальном районе»
На участие в этих программах приглашаются слушатели семинара и педагоги муниципального района после проведения мероприятия «День АСОУ в муниципальном районе».
Старший научный сотрудник Центра практической психологии образования (ЦППО) АСОУ Г. В. Резапкина организует семинары для педагогов Подмосковья с целью сопровождения приоритетного проекта Московской области «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом», где подробно рассказывает о психодиагностических методиках, разработанных в ходе научно-исследовательской работы ЦППО.
Также мы осознаём тот факт, что сегодня со стороны родительской общественности наблюдается вузоцентризм и профессиоцентризм, т. е. ориентация родителей на обязательное поступление ребенка после окончания школы в вуз (юридические, экономические, управленческие, журналистские факультеты) на обучение профессиям, многие из которых сегодня в России не востребованы [6]. Для просвещения родителей обучающихся в этом вопросе мы проводим общешкольные родительские собрания в режиме вебинаров.
На вебинарах родители информируются о системе высшего образования Московской области
и возможностях АСОУ как регионального многофункционального вуза. Даются рекомендации по выбору профессии ребенком, соответствующей его потребностям и возможностям. Родителей также убеждают в необходимости скорректировать намерения детей при рассогласовании их желаний и интересов.
Для организации конструктивного диалога с семьей в АСОУ на очном Дне открытых дверей проводится круглый стол для родителей, на котором совместно с профессорско-преподавательским составом кафедр высшего образования, представителями от работодателей и квалифицированными психологами обсуждаются такие вопросы:
• Какие новые профессии появятся завтра?
• Что такое жизненный успех?
• Кто отвечает за выбор профессии?
• Какие ошибки бывают при выборе профессии?
• Что помогает профессиональному самоопределению?
• Как жизненные ценности человека определяют профессию?
В рамках круглого стола каждый родитель разрабатывает стратегию выбора профессии, исходя из трех факторов:
Научным откликом кафедр воспитательных систем, методики преподавания иностранных язы-
ХОЧУ
МОГУ
НАДО
Помочь подростку оценить его способности и интересы.
Выяснить, какие профессии ему нравятся.
Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день.
Помочь определить способности.
Рассказать, как можно их применить.
Ознакомить ребенка с требованиями, предъявляемыми выбранной профессией.
Исследовать рынок труда.
Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию.
Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии.
ков, сервиса и общей психологии и психологии развития на создание выверенных и обоснованных ориентиров реализации нашего проекта явилась совместная академическая научно-исследовательская работа по теме «<Проектирование и реализация системы профориентации в многопрофильном региональном вузе (на примере ГБОУ ВО МО "Академия социального управления")».
Актуальность проводимого академического исследования обусловлена практическим запросом, который сформирован в настоящее время в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в мире, и связан с появлением рынка труда, исчезновением одних профессий и появлением других, а также с переориентацией производств.
Таким образом, реализация модели профори-ентационной работы АСОУ способствует тому, чтобы современная общеобразовательная организация стала не только разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, но и гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды его обитания [5]. А тесный
союз высшего и общего уровней образования способствует формированию ориентации старшеклассника на непрерывное образование в течение жизни, обусловленное изменениями в мире профессий и в нем самом.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что профессиональная ориентация обучающихся должна стать органичной частью воспитательной работы образовательной организации, если она действительно заинтересована в успешности своих выпускников и в их дальней профессиональной карьере. Важно также отметить, что по критерию профессиональной успешности выпускников можно судить и об эффективности деятельности образовательной организации в целом.
Результаты реализации социально-образовательного проекта АСОУ «Подмосковные ориентиры на карте профессий» были представлены во Всероссийском выставочном центре на Московском международном образовательном салоне (ММСО-2017, ММСО-2018). Данное мероприятие вызвало большой интерес у участников салона, а также у представителей телевидения и прессы Московской области. Надеемся, что наш опыт внесет достойный вклад в развитие профориентацион-ной среды регионов России.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями от 13 июля 2015 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 31 де-
кабря 2015 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/
3. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51001
4. Нечаев, М. П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования / М. П. Нечаев // Наука и образование: новое время. — 2015. — № 2 (7). — С. 265-269.
5. Нечаев, М. П. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности: монография / М. П. Не-
чаев, С. Л. Фролова, С. М. Куницына. — М.: АСОУ,
2017. — 100 с.
6. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития /
B. В. Афанасьев [и др.] // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. —
C. 6-16.
7. Vladimir Afanasiev, Marina Vrazhnova, Mikhail Nechaev, Svetlana Frolova, Liudmila Shypovskaia. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia // Astra Sal-vensis — review of history and culture, year VI. —
2018. — No. 12. — Р. 193-209.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalniy za-kon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (s izmeneniyami ot 13 iyulya 2015 g.) [On education in the Russian Federation: Federal law of 29 December, 2012 № 273-FZ] [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Federalniy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart srednego obshchego obrazovaniya: utverzhden prika-zom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 (s izmeneniyami ot 31.12.2015) [Federal state educational standard of secondary general education: approved by the order of the Ministry of education and science 17 May, 2012 № 413 (with amendments of 31.12.2015)] [Electronic resource]. — URL: https:// base.garant.ru/70188902/
3. Zasedanie Gossoveta po voprosam sovershenstvovani-ya sistemy ob-shchego obrazovaniya [Meeting of the State Council on the issues of general education system development] [Electronic resource] — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/51001
4. Nechaev, M. P. Povysheniye kvalifikatsii zamestiteley direktorov shkol po vospitatelnoy rabote v sisteme do-
polnitelnogo professionalnogo obrazovaniya [Professional development of school deputy directors for education in the system of further professional education] / M. P. Nechaev // Science and education: new time. — 2015. — № 2 (7). — P. 265-269.
5. Nechaev, M.P. Problema razvitiya vospityvayushche-go potentsiala obrazovatelnoy sredy shkoly: ot istorii k sovremennosti: monografiya [Development of the character-building potential of school educational environment: history and present-day matters: monograph] / M. P. Nechaev, S. L. Frolova, S. M. Kunitsy-na. — M.: ASOU, 2017. — 100 p.
6. Career guidance system: issues, trends, implementation experience and development prospects / V. V. Afanasiev [et al.] // Innovative projects and programs in education. — 2019. — № 1. — P. 6-16.
7. Vladimir Afanasiev, Marina Vrazhnova, Mikhail Nechaev, Svetlana Frolova, Liudmila Shypovskaia. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia / / Astra Sal-vensis — review of history and culture, year VI. — 2018. — No. 12. — P. 193-209.