Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ПОДМОСКОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА КАРТЕ ПРОФЕССИЙ"'

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ПОДМОСКОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА КАРТЕ ПРОФЕССИЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / CAREER GUIDANCE / CAREER COUNSELING / CAREER GUIDANCE ENVIRONMENT / CAREER GUIDANCE AT SCHOOLS / SOCIO-EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Тырина Татьяна Геннадьевна

Статья посвящена проблеме развития профориентационной среды в современной образовательной организации. Представлен опыт работы ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) над социально-образовательным проектом «Подмосковные ориентиры на карте профессий». Рассмотрена модель профориентационной работы АСОУ в интегрированной системе «муниципалитет - учитель - ученик - родитель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-EDUCATIONAL PROJECT "PODMOSKOVYE’S ORIENTING POINTS ON THE PROFESSION MAP"

The article is devoted to the problem of career guidance environment development in a modern educational organization. The article presents the experience of the Academy of public administration (ASOU) in implementing the socio-educational project «Podmoskovye’s orienting points on the profession map», as well as the ASOU career guidance model in the «municipality - teacher - student - parent» in-tegrated system.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ПОДМОСКОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА КАРТЕ ПРОФЕССИЙ"»

УДК 371.8; 373.6

М. П. Нечаев, Т. Г. Тырина

Социально-образовательный проект «Подмосковные ориентиры на карте профессий»

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития профориентационной среды в современной образовательной организации. Представлен опыт работы ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) над социально-образовательным проектом «Подмосковные ориентиры на карте профессий». Рассмотрена модель профориентационной работы АСОУ в интегрированной системе «муниципалитет — учитель — ученик — родитель».

I Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, профориентационная среда, профессиональная ориентация школьников, социально-образовательный проект.

M. P. Nechaev, T. G. Tyrina

The socio-educational project «Podmoskovye's orienting points on the profession map»

Abstract

The article is devoted to the problem of career guidance environment development in a modern educational organization. The article presents the experience of the Academy of public administration (ASOU) in implementing the socio-educational project «Podmoskovye's orienting points on the profession map», as well as the ASOU career guidance model in the «municipality — teacher — student — parent» in-tegrated system.

I Keywords: career guidance; career counseling; career guidance environment; career guidance at schools; socio-educa-tional project.

Государственный совет по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 23 декабря 2015 года уделил значительное внимание проблеме профориентации обучающихся, поскольку от решения этой проблемы зависит реализация экономических реформ в стране и ее социально-экономическое развитие [3]. Не нужно доказывать, что если профессия школьником выбрана правильно, в соответствии с его интересами и склонностями, то и его дальнейшее обучение в вузе проходит успешно.

На современном этапе актуальность профо-риентационной работы в общеобразовательных организациях подчеркивается в таких важных нормативных государственных документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [1, ст. 66.3] и «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (разделы П.7, Ш.14) [2].

Экстраполируя результаты многочисленных социологических исследований академика РАО С. Н. Чистяковой и данные опросов, проведённых сотрудниками ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) среди выпускников школ Московской области и первокурсников

АСОУ [7], можно констатировать: доминирующие мотивы выбора профессии и вуза свидетельствуют о низкой профессиональной мотивации обучающихся, потому что желание получить интересующую профессию занимает лишь пятую позицию, а качественное образование — предпоследнюю позицию рейтинга [6].

Таким образом мы приходим к выводу о том, что при выборе профессии и вуза у обучающихся преобладают утилитарно-практические мотивы, которые считаются слабо действенными, поскольку материально или статусно-позиционно мотивированный студент рассматривает обучение в вузе не как цель, а как средство, благодаря которому он получит диплом. В этом случае именно диплом является главной целью для обучающегося. Как правило, после окончания вуза такие выпускники к работе по специальности не приступают.

Этот вывод инициировал в АСОУ разработку и реализацию социально-образовательного проекта «Подмосковные ориентиры на карте профессий» и модели профориентационнойработы в интегрированной системе «<муниципалитет — учитель — ученик — родитель» (рис. 1).

Инновационной особенностью модели профо-риентационной работы в интегрированной систе-

Рис. 1. Модель профориентационной работы в интегрированной системе «муниципалитет — учитель — ученик — родитель»

ме «муниципалитет — учитель — ученик — родитель» является организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений в интеграции высшего и общего уровней образования.

Рассмотрим технологию и содержание деятельности по реализации модели профориентаци-онной работы на примере инновационной формы профориентации обучающихся «День АСОУ в муниципальном районе».

На начальном этапе ректорат высшего образования и дополнительного профессионального образования АСОУ осуществляет организационное взаимодействие на уровне муниципального района (комитет образования и муниципальная методическая служба). Выясняется потребность муниципального территориального образования, согласовываются регламент и дата проведения выездного дня АСОУ в муниципальном районе.

Мероприятие «День АСОУ в муниципальном районе» проводится для обучающихся 9-10-х классов общеобразовательных организаций и заместителей директоров по воспитательной работе.

Преподаватели кафедр высшего образования и студенты АСОУ информируют школьников о вузе, правилах поступления и будущей студенческой жизни. Затем ученикам подмосковных школ предлагается принять участие в мастер-классах по «погружению» в профессию по следующим направлениям:

• государственное и муниципальное управление;

• экономика и менеджмент;

• педагогика и психология;

• туризм и гостиничное дело.

Суть мастер-классов заключается в организации игрового профориентационного пространства. Это серии деловых, имитационных профори-ентационных игр, предоставляющих возможность «вхождения» в профессию, «проигрывания» различных профессиональных ролей.

Параллельно с этим профессорско-преподавательский состав дополнительного профессионального образования АСОУ проводит научно-практический семинар «Система профориентационной работы в современной общеобразовательной организации» для заместителей руководителей общеобразовательных организаций.

На семинаре рассматриваются следующие вопросы:

• история профориентационной работы в нашей стране;

• государственные документы, актуализирующие профориентационную работу в общеобразовательных организациях;

• проблемы профориентации обучающихся в современной школе и возможные пути их решения;

• возможности кафедр высшего и дополнительного профессионального образования АСОУ по оказанию помощи учебным заведениям Подмосковья в организации системы профориентационной работы.

Далее проводится интерактивный педагогический совет «Профориентационная деятельность в современной образовательной организации» в форме организационно-деятельностной игры «Прогноз». Эту игру мы также рекомендуем провести с родителями обучающихся на родительских собраниях и со старшеклассниками на тематических классных часах по профориентации, а ее итоги обсудить на педагогическом совете.

География мероприятий в рамках «Дня АСОУ в муниципальном районе» представлена на рисунке 2.

Важную роль в развитии профориентационной среды региона играют кафедры дополнительного профессионального образования АСОУ. Например, кафедра воспитательных систем, откликаясь на приоритетные направления образовательной политики и запросы педагогических работников, осуществляет опережающее обучение слушателей посредством разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК). Программы нацелены на повышение профессиональной компетентности и готовности специалистов к управлению развитием воспитательных систем, духовно-нравственному воспитанию детей, успешному социальному лифтингу подростков и молодежи [4]. Можно отметить следующие ДПП ПК:

• «Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО»;

• «Воспитательные технологии успешной социализации обучающихся»;

• «Интерактивные технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО»;

• «Воспитательная деятельность в системе среднего профессионального образования»;

• «Проектирование социальных ресурсов в реализации ФГОС ОО»;

• «Воспитательные технологии успешного социального лифтинга обучающихся»;

• «Система работы образовательной организации по профильному и профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО» и др.

Рис. 2. География мероприятий в рамках «Дня АСОУ в муниципальном районе»

На участие в этих программах приглашаются слушатели семинара и педагоги муниципального района после проведения мероприятия «День АСОУ в муниципальном районе».

Старший научный сотрудник Центра практической психологии образования (ЦППО) АСОУ Г. В. Резапкина организует семинары для педагогов Подмосковья с целью сопровождения приоритетного проекта Московской области «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом», где подробно рассказывает о психодиагностических методиках, разработанных в ходе научно-исследовательской работы ЦППО.

Также мы осознаём тот факт, что сегодня со стороны родительской общественности наблюдается вузоцентризм и профессиоцентризм, т. е. ориентация родителей на обязательное поступление ребенка после окончания школы в вуз (юридические, экономические, управленческие, журналистские факультеты) на обучение профессиям, многие из которых сегодня в России не востребованы [6]. Для просвещения родителей обучающихся в этом вопросе мы проводим общешкольные родительские собрания в режиме вебинаров.

На вебинарах родители информируются о системе высшего образования Московской области

и возможностях АСОУ как регионального многофункционального вуза. Даются рекомендации по выбору профессии ребенком, соответствующей его потребностям и возможностям. Родителей также убеждают в необходимости скорректировать намерения детей при рассогласовании их желаний и интересов.

Для организации конструктивного диалога с семьей в АСОУ на очном Дне открытых дверей проводится круглый стол для родителей, на котором совместно с профессорско-преподавательским составом кафедр высшего образования, представителями от работодателей и квалифицированными психологами обсуждаются такие вопросы:

• Какие новые профессии появятся завтра?

• Что такое жизненный успех?

• Кто отвечает за выбор профессии?

• Какие ошибки бывают при выборе профессии?

• Что помогает профессиональному самоопределению?

• Как жизненные ценности человека определяют профессию?

В рамках круглого стола каждый родитель разрабатывает стратегию выбора профессии, исходя из трех факторов:

Научным откликом кафедр воспитательных систем, методики преподавания иностранных язы-

ХОЧУ

МОГУ

НАДО

Помочь подростку оценить его способности и интересы.

Выяснить, какие профессии ему нравятся.

Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день.

Помочь определить способности.

Рассказать, как можно их применить.

Ознакомить ребенка с требованиями, предъявляемыми выбранной профессией.

Исследовать рынок труда.

Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию.

Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии.

ков, сервиса и общей психологии и психологии развития на создание выверенных и обоснованных ориентиров реализации нашего проекта явилась совместная академическая научно-исследовательская работа по теме «<Проектирование и реализация системы профориентации в многопрофильном региональном вузе (на примере ГБОУ ВО МО "Академия социального управления")».

Актуальность проводимого академического исследования обусловлена практическим запросом, который сформирован в настоящее время в условиях глубоких экономических преобразований, происходящих в мире, и связан с появлением рынка труда, исчезновением одних профессий и появлением других, а также с переориентацией производств.

Таким образом, реализация модели профори-ентационной работы АСОУ способствует тому, чтобы современная общеобразовательная организация стала не только разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, но и гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды его обитания [5]. А тесный

союз высшего и общего уровней образования способствует формированию ориентации старшеклассника на непрерывное образование в течение жизни, обусловленное изменениями в мире профессий и в нем самом.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что профессиональная ориентация обучающихся должна стать органичной частью воспитательной работы образовательной организации, если она действительно заинтересована в успешности своих выпускников и в их дальней профессиональной карьере. Важно также отметить, что по критерию профессиональной успешности выпускников можно судить и об эффективности деятельности образовательной организации в целом.

Результаты реализации социально-образовательного проекта АСОУ «Подмосковные ориентиры на карте профессий» были представлены во Всероссийском выставочном центре на Московском международном образовательном салоне (ММСО-2017, ММСО-2018). Данное мероприятие вызвало большой интерес у участников салона, а также у представителей телевидения и прессы Московской области. Надеемся, что наш опыт внесет достойный вклад в развитие профориентацион-ной среды регионов России.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями от 13 июля 2015 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 31 де-

кабря 2015 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/

3. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51001

4. Нечаев, М. П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования / М. П. Нечаев // Наука и образование: новое время. — 2015. — № 2 (7). — С. 265-269.

5. Нечаев, М. П. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности: монография / М. П. Не-

чаев, С. Л. Фролова, С. М. Куницына. — М.: АСОУ,

2017. — 100 с.

6. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития /

B. В. Афанасьев [и др.] // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. —

C. 6-16.

7. Vladimir Afanasiev, Marina Vrazhnova, Mikhail Nechaev, Svetlana Frolova, Liudmila Shypovskaia. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia // Astra Sal-vensis — review of history and culture, year VI. —

2018. — No. 12. — Р. 193-209.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalniy za-kon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (s izmeneniyami ot 13 iyulya 2015 g.) [On education in the Russian Federation: Federal law of 29 December, 2012 № 273-FZ] [Electronic resource]. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Federalniy gosudarstvenniy obrazovatelniy standart srednego obshchego obrazovaniya: utverzhden prika-zom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 (s izmeneniyami ot 31.12.2015) [Federal state educational standard of secondary general education: approved by the order of the Ministry of education and science 17 May, 2012 № 413 (with amendments of 31.12.2015)] [Electronic resource]. — URL: https:// base.garant.ru/70188902/

3. Zasedanie Gossoveta po voprosam sovershenstvovani-ya sistemy ob-shchego obrazovaniya [Meeting of the State Council on the issues of general education system development] [Electronic resource] — URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/51001

4. Nechaev, M. P. Povysheniye kvalifikatsii zamestiteley direktorov shkol po vospitatelnoy rabote v sisteme do-

polnitelnogo professionalnogo obrazovaniya [Professional development of school deputy directors for education in the system of further professional education] / M. P. Nechaev // Science and education: new time. — 2015. — № 2 (7). — P. 265-269.

5. Nechaev, M.P. Problema razvitiya vospityvayushche-go potentsiala obrazovatelnoy sredy shkoly: ot istorii k sovremennosti: monografiya [Development of the character-building potential of school educational environment: history and present-day matters: monograph] / M. P. Nechaev, S. L. Frolova, S. M. Kunitsy-na. — M.: ASOU, 2017. — 100 p.

6. Career guidance system: issues, trends, implementation experience and development prospects / V. V. Afanasiev [et al.] // Innovative projects and programs in education. — 2019. — № 1. — P. 6-16.

7. Vladimir Afanasiev, Marina Vrazhnova, Mikhail Nechaev, Svetlana Frolova, Liudmila Shypovskaia. Directions of Increasing the Effectiveness of Career Guidance System for Students in Russia / / Astra Sal-vensis — review of history and culture, year VI. — 2018. — No. 12. — P. 193-209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.