Научная статья на тему 'Социально - нравственное развитие дошкольников посредством театрализации'

Социально - нравственное развитие дошкольников посредством театрализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / РЕБЕНОК / ФОРМИРОВАНИЕ / СЮЖЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова Т. В., Голосеева М. Э., Ишунькина И. И.

В статье рассматривается возможность решать многие образовательные задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания посредством театрализации. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально - нравственное развитие дошкольников посредством театрализации»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК37

Агапова Т.В.

воспитатель МДОУ д/с "Ландыш»" г. Балашова Голосеева М.Э. воспитатель МДОУ д/с "Ландыш»" г. Балашова Ишунькина И.И. воспитатель МДОУ д/с "Ландыш»" г. Балашова

«СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ»

Аннотация

В статье рассматривается возможность решать многие образовательные задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания посредством театрализации. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Ключевые слова

Театрализация, ребенок, формирование, сюжет.

Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. Именно в это время закладывается ее модель. В становлении личности главную роль играет речевое развитие. По мере взросления ребенка, в особенностях его речи, находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, эмоциональность (экспрессивность), способность к творчеству.

Одним из лучших средств, в исправлении эмоциональных и речевых нарушений детей является театрализованная деятельность. И здесь приходится планировать работу так, чтобы образовательная деятельность сопровождалась игровыми упражнениями, элементами психогимнастики, театрализованными этюдами, играми - драматизациями........

В нашем детском саду имеются разные виды театров: би - ба - бо, варежковый, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый. Театрализованные игры помогают детям справиться с волнением, снимают внутреннее напряжение, дают эмоциональное раскрепощение. В результате дети с желанием отвечают на вопросы, работают над проблемными ситуациями, общаются и развивают связную речь.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

- творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы). [2, с. 45].

Начальным этапом театрализованной деятельности является - знакомство с миром эмоций и чувств.

Ребенку на данном этапе трудно выразить свои эмоции от себя. Он выражает свой внутренний мир через

~ 82 ~

игру, представляя себя зайчиком, лисичкой, волком и другими персонажами, тем самым учится познавать социальную среду, окружающий его мир, мир общения. Это первый шаг в социально - личностное развитие ребенка посредством театрализованной деятельности. Не усвоив понимания эмоционального мира на животных, дети не смогут начать анализировать свой внутренний мир, свои эмоции. Этот этап обязателен и важен во всех возрастных категориях.

В практической деятельности предлагаем разделить коллектив на три группы:

первая группа - обыгрывает потешку «Петушок», используя персонаж куклу би - ба - бо;

вторая группа - хороводную игру «Каравай»;

третья группа - подвижную игру «Лиса».

Наиболее ярко ребенок может выражать свои эмоции, обыграть определенный персонаж на музыкальных занятиях. Здесь происходит взаимосвязь между воспитателем и музыкальным руководителем, направленное на социально - личностное развитие детей посредством театрализованной деятельности.

Вторым этапом мы рассматриваем обучение детей пониманию своих эмоций и чувств. На данном этапе ребенок начинает выражать свои чувства (сочувствие, сопереживание, содействие) в проигрывании жизненных ситуаций. Сюда можно отнести этюды на снятие агрессии, страхов, тревоги.

Практическая деятельность:

Предлагаем обыграть три этюда: «До встречи» (печаль), «Нежность» (радость), «Неожиданная встреча» (радость).

На этом этапе нужно отметить, что дети играют только роли детей, а роль взрослых играет воспитатель. Здесь используется минимум театрализованной атрибутики (кепка, платок, очки и т.д.) в зависимости от содержания этюда.

После проигрывания этюда в любом случае даем положительную оценку, хвалим ребенка, даже если ребенок просто вышел и постоял, желая ему достичь большего в дальнейшем. На данном этапе мы в своей группе используем метод обратной связи. Здесь детям дается массажный мячик, «волшебная шишка», «волшебная палочка» и т.д. Ребенок рассказывает, что ему удалось, или что показалось трудным, в зависимости от вопроса взрослого. И в этом случае, оцениваем деятельность детей только положительно, даже если не находим положительных моментов. Например, плохое поведение ребенка. Желаем ему в следующий раз справится с собой. Анализируя свою деятельность дети учатся сравнивать, оценивать, корректировать свое поведение, связно говорить.

На третьем этапе учим детей понимать чувства, эмоции другого человека и животных. Здесь дети проигрывают роли других и учатся понимать поступки и действия детей, взрослых. Дети обыгрывают персонажей от детей до взрослого, сначала на сказочных персонажах, а затем на людях.

Большой интерес вызывает у детей обыгрывание злых персонажей. Например, надев платок на голову в роли Бабы Яги, дети сразу испытывают чувство страха. Постепенно познавая характер Бабы Яги, вступают с ней в общение, приглашают ее в игру, дарят ей подарки. Дети уже могут отвечать на вопрос, как помочь Бабе Яге стать доброй, почему волк злой и другие. Это очень наглядно прослеживается в драматизациях на праздничных утренниках.

Практическая деятельность:

На этом этапе предлагаем изготовить персонажей для пальчикового театра, так как этот вид театра наиболее сложный и в то же время самый эффективный в развитии и коррекции речи. (Звучит музыка.)

Сочините каждый свою сказку.

А теперь дайте анализ работы данного этапа.

Анализ: на данном этапе дети уже оценивают поступки сказочных героев, а затем переносят их в реальные ситуации. [4, с. 37].

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества,

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА № 7-8 / 2019

который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. [1, с. 16].

Итак, понимая свой внутренний мир и эмоциональное состояние окружающих, посредством театрализации ребенок принимает социальные правила и нормы поведения. Дети становятся менее агрессивными, тревожными, взамен приобретая уверенность в себе, умение общаться, познают культуру поведения. Вся эта комплексная работа позволяет ребенку лучше познать окружающий мир, освоится в социуме, ведет к становлению творческой социально - нравственной личности ребенка. [3, с. 21].

Список использованной литературы:

1. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника// Дошкольное воспитание. - 2006. - №9.

2.Кряжева Н.Я. «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, «Академия Развития», 1997г.

3. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольника// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.

4.«Практика сказкотерапией» (сборник сказок, игр и терапевтических программ). Изд. «Речь» С. - П., 2007г.

© Агапова Т.В., Голосеева М.Э., Ишунькина И.И., 2019

УДК 378.147

Л. В. Боброва,

канд.техн.наук, доцент Н. А. Лучина канд.техн.наук, доцент Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург, РФ

ДИСТАНЦИОННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Аннотация

Применение программ удаленного доступа позволяет организовать проведение как виртуальных лабораторных работ, так и лабораторных работ, связанных с изучением и настройкой разнообразного программного обеспечения (MS Office, операционные системы и т.д.). В работе анализируется опыт проведения лабораторных работ в системе дистанционного обучения.

Ключевые слова

On-line обучение, режим удаленного доступа к компьютерам

Идея дистанционного образования состоит в том, что взаимодействие преподавателя и студента происходит в виртуальном пространстве: оба они находятся за своими компьютерами и общаются посредством Интернета. В отличие от заочного, дистанционное обучение дает возможность учиться, находясь на любом расстоянии от учебного заведения.

Какие преимущества предоставляют сегодня своим студентам дистанционное образование? Прежде всего, это возможность получить образование в любом месте, независимо от местонахождения студента. Большинство желающих получить второе высшее образование — это работающие люди, и дистанционное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.