Болдовская Татьяна Ерофеевна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Высшая математика» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ).
Основные направления научной деятельности Методика обучения математике Общее количество опубликованных работ: 32.е-таН: е-таН: teb73@mail.ru
УДК 37.032
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Е. А. Дебриян, Ю.С.Данилина
Аннотация. В статье отмечается огромная роль духовного потенциала иностранного языка, как учебного предмета, в процессе социально-культурного развития личности. Процесс изучения иностранного языка рассматривается в качестве целенаправленной деятельности, которая способна сформировать систему ценностных качеств личности, а также может способствовать включению личности в общество и ее социальное развитие.
Ключевые слова: социально-культурное развитие, иностранный язык, ценностные ориентации, национальная культура, социализация.
Введение
Интернационализация сфер общественной жизни и развитие международных связей становятся причиной возрастания роли иностранного языка в жизни человека. В условиях глобальной интеграции культур различных стран, растущей мобильности населения всего мира, расширения сферы занятости, развития туризма, личных контактов знание иностранного языка становится жизненной необходимостью, а это ставит перед теорией обучения иностранным языкам новые проблемы, отвечающие современным потребностям общества и позволяет заключить, что одним из эффективных средств решения задачи формирования у студентов ценностей, способствующих их активной интеграции в складывающееся
образовательное пространство, является использование потенциала изучаемого студентами иностранного языка [13] .
Как известно, процесс обучения иностранному языку предполагает овладение суммой лингвистических и социокультурных знаний, поэтому мы рассматриваем его как взаимодействие двух культур и речь здесь идет не столько о процессе обучения, направленном на передачу или приобретение культурных и страноведческих знаний, сколько о воспитательном процессе, который может видоизменить систему культурно-социальных ценностей личности.[10]
Проблемы социализации личности. Иностранный язык, на наш взгляд, играет особую роль в списке предметов общекультурного блока, изучаемых студентами в качестве базового блока во
всех высших учебных заведениях, поскольку именно язык является выразителем самобытности культуры. По мнению Т. В. Колодяжной, с помощью иностранного языка можно познать то, что познать адекватно и своевременно на родном языке не всегда удается, поскольку иностранный язык является хранителем другой культуры, оказывает неоценимую услугу родному языку и национальной культуре, рельефно усиливая культурную идентификацию личности, раскрывая ей свой и другой мир. Можно сказать, что иностранный язык «делает человека дважды человеком». Неслучайно в отечественной педагогике стало разрабатываться понятие «вторичная языковая личность» (Е. Ю. Богатская).[1] В то же время традиционно в научных исследованиях иностранный язык как учебный предмет рассматривается в качестве средства развития коммуникативной компетентности студентов, что, по нашему мнению, сужает его потенциальные социокультурные возможности [7.С.7].
Учебные программы по иностранному языку, к сожалению, носят абстрактный характер и направлены лишь на дальнейшее развитие сформированной в школе иноязычной коммуникативной компетентности и в них не уделяется достаточного внимания развитию эстетической и духовной культуры студентов. Именно поэтому, как утверждает к примеру Е. И. Пассов, необходима «переориентация образования со знания центрического на культуросообразное, которое сделает человека не только образованным (компетентным), но и культурным, духовным, научит не мыслям, а
мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями и их применение, а на креативность».
Анализ научной литературы,
педагогического опыта, а также изучение реального состояния проблемы позволило нам выделить ряд противоречий:
- между открытостью современного общества и системы образования, которые предполагают открытость западному человекознанию специалиста-выпускника университета, владеющего компьютерной техникой, иностранными языками, знакомого с культурой разных стран и недостаточной готовностью университетского образования к обновлению путей и условий, повышающих эффективность получаемых студентами знаний;
- между имеющимся педагогическим потенциалом в культуре стран изучаемого иностранного языка и недостаточным использованием его в формировании потенциала личности студента;
- между потребностью в использовании современных технологий формирования ценностных ориентации личности средствами приобщения студентов к достижениям мировой культуры и неразработанностью условий внедрения этих технологий в образовательный процесс ВУЗов России. [13]
Поскольку формирование ценностных ориентаций личности и ее социального самочувствия являются базовой частью процесса ее социализации в современном обществе, нам необходимо кратко рассмотреть основные концепции этого процесса.
Необходимо отметить, что проблема социализации и социального развития в отечественной педагогике начала активно разрабатываться лишь в последние десятилетия XX в. и ее научная школа представлена такими учеными, как Л. П. Буева, Б. 3. Вульфов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.
Социализация осуществляется достаточно широким набором средств, которые являются специфическими для определенного общества или социального слоя. К ним можно отнести: стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;
последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности через общение, игру, познание, предметно-практическую и духовно-практическую, семейную, профессиональную, общественную, религиозную деятельность; окружающие
продукты материальной культуры; элементы духовной культуры и пр [12.С.38].
Как правило, выделяют несколько механизмов социализации личности: традиционный; институциональный;
стилизованный; рефлексивный. Результатом же социализации является социализированность, понимаемая как сформированность черт и качеств, требуемых обществом и задаваемых статусом.
В своей работе по социализации человека А. В. Мудрик выделяет характеристики личности, которые обеспечивают успешную социализацию:
- способность к изменению своих ценностных ориентаций;
- ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей;
- умение находить баланс между своими ценностями и требованием роли при избирательном отношении к социальным ролям [6.С.35].
Интересную трактовку рассматриваемого понятия дает Д. И. Фельдштейн. Он рассматривает социализацию как движение, процесс, «содержание которого определяется, с одной стороны, прикосновением, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств, с другой -отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я», раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы»[16.С.78].
Как известно, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [2]. Поэтому, в процессе изучения иностранного языка создается особая этнокультурная среда, в которой человек получает возможность не только наблюдать, но и активно применять традиционные формы поведения [14]. Здесь мы сталкиваемся с понятием «инкультурация» и необходимо отметить, что хотя понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию, но, как утверждает А. И. Кравченко, их лучше не смешивать, потому, что социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе, а
инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, а поскольку культура в разных странах более специфична, чем социальная структура, то к ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть[8].
По нашему мнению, «социализация личности»: это - процесс социально-культурного развития личности, происходящий в процессе деятельности и общения, а также процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей.
Рассмотрение вопроса социализации предполагает развитие личности, которая понимается как становящийся активный социальный субъект. Социальное развитие представляется процессом раскрытия внутренних свойств и качеств личности в условиях взаимосвязи с социумом, реализацией имеющегося и обретение нового социального потенциала. Эффектом социального развития в данном случае выступает мотивационно-потребностная
сфера, включающая ценностные ориентации и интересы личности [6.С. 44].
Духовный потенциал иностранного языка, его педагогические функции в культурной идентификации студентов.
Огромную роль в процессе социально-культурного развития личности может сыграть духовный потенциал иностранного языка, как учебного предмета, который реализуется в функциях преподавания: одухотворения, наполняющего процесс познания студентами способов межкультурной коммуникации «живыми» смыслами иноязычной культуры; эстетизации, осуществляющего соответствие между внешним оформлением межкультурной коммуникации студентов и внутренней гармонией, присущей «языкам» общения; гармонизации, направленной на разрешение противоречия между семантическим состоянием сознания (родной язык) и смысловым оформлением речи (иностранный язык) и в функции художественного проникновения в иноязычную культуру, позволяющей раскрывать замысел авторов произведений и потенциальные креативные способности студентов [7].
Социализация личности представлена нами как социально-культурная проблема, результат социально-культурного развития, который понимается нами как процесс социализации личности, проявляющийся в инкультурации в социальную среду, осознанном владении нормами и ценностями культуры (А. Г. Асмолов, Е. П. Белинская, Е.
В. Калужских, А. И. Кравченко, Ю. П. Платонов, В. И. Солодухин, Т. К. Солодухина, Т. Г. Стефаненко, М. Херсковиц и др.).
В нашем исследовании ценности - это нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, языки и диалекты, фольклор, то есть те ценности, к которым приобщается человек в процессе изучения иностранного языка и способствуют социальному развитию его личности. Говоря словами Н. 3. Чавчавадзе «ценностное понятие нации нас интересует не само по себе, а как ключ к пониманию механизмов объективации ценностей»[17.С.142].
Мы согласны с Т. В. Колодяжной и также считаем, что социально-культурное развитие студентов в процессе изучения иностранного языка предполагает развитие их духовно -эстетической культуры, гармонизацию их внутреннего мира, направленную на реализацию эстетически оформленной межличностной коммуникации в пространстве иноязычной культуры, культурную
самоидентификацию студентов на ценностно-смысловой личностной основе, а также достижение соответствия между содержанием и формой межкультурной коммуникации, развитие новых (иноязычных) паттернов сознания студентов посредством их семантической гармонизации, развитие творческих способностей посредством языкового погружения и ролевого «проживания» иноязычной культуры.
Человек является социально-культурным существом, в процессе жизни у которого формируется ценностное отношение к миру. По мнению Е. Г. Буянкиной, ядро ценностного отношения человека к миру - это картина того социума, в котором он живет. «Картина мира представляет собой способ овладения миром, с помощью которого люди осваивают весь спектр жизненных впечатлений, идущих от окружающей среды, и отражает целостную систему представлений о внешнем мире».[4.С.32] Автор поясняет, что являясь системой взглядов на окружающую человека действительность, картина мира состоит из определенных элементов и компонентов, которые по своему содержанию делятся на универсальные и специфические (характерные для определенной эпохи и определенного этноса).
Ценностное отношение этноса к своему бытию - один из универсальных компонентов этнической картины мира - выражается в традициях и обычаях. Они, как утверждает Е.Г. Буянкина, сохраняют социальную память и обеспечивают воспроизводство разных
жизненных ценностей, позволяют индивиду ориентироваться в мире. Так, в словаре «Культурология XX век» понятие традиции определяется как «социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. и присутствуют во всех социальных и культурных системах», [9.С.408] являясь необходимым условием их существования.
Роль национально-культурных
традиций самореализации личтости.
Говоря о важности изучения ценностей иноязычной культуры, необходимо отметить, что особую роль в гармонизации общества играет эстетическая культура в качестве духовной основы творческой самореализации личности. В связи с этим возникает потребность в том, чтобы в образовательные приоритеты были включены ценности духовно-эстетической культуры. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) подчеркивается необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации «формирования человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества»[7].
Стоит отметить, что понятие «традиция» рассматривается и как совокупность норм и образцов, регулирующих деятельность коллективного субъекта (М. Н. Кузнецова, Н. С. Сарсенбаев,), и отождествляется с понятиями «наследие», «преемственнсоть», «культура» (В. П. Левкевич, Б. Б. Пиотровский), и рассматривается как определенная форма общественных отношений (В. Д. Плахов, К. М. Сушков), также как связь различных этапов развития, сохраняя элементы целого, в процессе его изменения как системы (Э. А. Баллер, Н. С. Злобин, Ю. Н. Давыдова, А. Г. Спиркина), как способ передачи культурного опыта (В. Б. Власова, Ю. А. Левада, И. В. Суханов, Д. М. Угринович). Рассматривает национально-культурные традиции как сложную и многоаспектную целостность А. М. Герштейн. Он утверждал, что она неоднородна и представлена тремя элементами: светскими национальными традициями, питаемыми исторической традицией; религиозными традициями и традициями культуры, заимствованной извне [6.С.47-48].
Рассматривая вопрос о влиянии национально-культурных традиций на формирование ценностно-смысловой
ориентации личности, необходимо отметить, что термин «обычаи», как правило, употребляющийся вместе с термином «традиции», существенно от него отличается. Обычай как стереотипный способ поведения, воспроизводимый в определенной социальной группе и привычный для ее членов рассматривает И. В. Суханов. Как правило, обычаи распространяются и действуют в области семейно-бытовых и нравственных отношений, в тех общественных отношениях, где «имеются стереотипно повторяющиеся ситуации» [15.С.11]. Традиции же обычно существуют «в любом обществе и в любых областях общественной жизни»: политике, науке, религии, праве, искусстве, охватывая также и сферу производственной жизни людей. Традиции могут включать в себя множество различных обычаев. Традиции, как исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколение в поколение обычаи, ритуалы, взгляды и чувства людей, рассматривает М. А. Ариарский.
Что касается воспитательного воздействия обычаев и традиций на людей, то, по мнению И. В. Суханова, обычай формирует простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, а традиция -сложные - определенную направленность поведения, предоставляя человеку свободу выбора конкретного поступка. «На основе сложной привычки всегда имеется вероятность импровизации поведения. Обычаи как массовые простые привычки регулируют реализацию только тех общественных отношений, которые уже прочно утвердились в многократном повторении. Традиции ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариациях, появившихся неожиданно» [4.С.34].
В процессе изучения иностранного языка в условиях высшей школы рассматриваемая нами проблема приобретает особую актуальность, поскольку период обучения в ВУЗе является важнейшим этапом персонализации студентов, обретения ими уникального самобытия, реального авторства в творческой и образовательной деятельности. В то же время педагогическая система ВУЗа в основном реализует узко профессиональные задачи, которые лишь частично решают проблему личностного развития. В таких условиях будущий
специалист не способен, как правило, на гармоничную интеграцию не только в профессию, но и в общество в целом. Духовно-эстетическая культура, гармонизирующая внутренний мир личности, может стать культурным механизмом и педагогическим средством профессионального развития будущих специалистов посредством активизации креативных способностей студентов.[7.С.З]
В традициях очень ярко проявляются национально-своеобразные черты психического склада нации, который определяет национально-культурное своеобразие, а главной формой проявления психического склада нации является национальный характер [3].
Традиционная культура имеет огромное общественное значение. Пройдя долгий путь от глубокой древности до наших дней, она формировалась в соответствии с общественными отношениями и хозяйственной деятельностью определенного народа, многие праздники и обряды возникли из практической деятельности людей [11].
«Таким образом, - говорит Е. Г. Буянкина -традиции, обряды и праздники, многообразные, яркие, жизнерадостные, раскрывают богатство культуры народа, отражают его характер, способствуют формированию его самосознания, базирующегося на определенной системе жизненных и культурных ценностей».[4.С.37-38]
Задача современного человека - вобрать в себя все лучшее из традиций и менталитета как собственной, так и культуры изучаемого языка, чтобы не только сохранить национальную культуру, выраженную в национальных обычаях, традициях, обрядах, но и суметь передать потомкам воспитанные духом национальной культуры
общечеловеческие ценности. А эти ценностные ориентиры в свою очередь позволят привести в соответствие внешнее проявление поведения с его внутренним содержанием.
Национально-культурные традиции, как известно, имеют решающее значение для формирования ценностных ориентаций, поскольку являются воплощением ценностей культуры народа (М. А. Ариарский, В. Б. Власова, А. М. Герштейн, В. М. Каиров, М. Н. Кузнецова, Ю. А. Левада, В. П. Левкевич, Б. Б. Пиотровский, Н. С. Сарсенбаев, И. В. Суханова, Д. М. Угринович и др.).
Социальное развитие имеет, как мы выяснили, большое значение для взаимосвязи человека с социумом. Но, однако, формирование ценностей и социализация не происходят автоматически и являются частью
взаимодействующих систем: образования и культуры. Процесс изучения иностранного языка является процессом целенаправленной деятельности, формирующей не только национальное самосознание, но и систему качеств личности, взглядов и убеодений, самостоятельную и независимую
индивидуальность, а также способствующей включению личности в общество, ее социальное развитие. (А. В. Гапеева, С. Б. Брижатова, Е. Г. Буянкина, В. И. Солодухин, Т. К. Солодухина и др.).
Как утверждает В. П. Волошина, в качестве движущей силы социокультурного развития выступает взаимодействие обучения, воспитания и социокультурной среды. Поэтому, по нашему мнению, изучение иностранного языка и культуры является способом не просто передачи знаний, но и поиска путей и способов приспособления культуры к своим потребностям, чтобы быть в состоянии отвечать требованиям культуры [5.С.14].
Заключение. Актуальность представленной темы обусловлена также еще и потребностью общества в расширении воспитательной практики, поскольку трансформация всех сторон жизни особенно болезненно отразилась на духовной сфере существования человека, а духовный вакуум, возникший в России в постсоветском периоде, стал быстро заполняться массовой культурой, что привело к тому, что в начале XXI века во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, имеющих эклектическую систему ценностей. [7.С.З] Именно поэтому, по мнению Т. В. Колодяжной, социальные институты должны не только отслеживать состояние этой проблемы, но и преодолевать ее последствия на основе культурных традиций, духовных ценностей и организации социально-культурной
деятельности молодежи, а тема воспитания студентов в образовательном процессе ВУЗа становится актуальной общественной и образовательной потребностью.
Библиографический список
1. Азаров, Ю. Студент: возможности личностного роста / Ю. Азаров // Высшее образование в России. - 2002. - №1. - С.50 - 57.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2006 - 363 с.
3. Арутюнян, С. М. Нация и ее психический склад / С. М. Арутюнян. - Краснодар: Изд-во Краснодар, гос. пед. ун-та, 1966. - 271 с.
4. Буянкина, Е. Г. Социально-культурная деятельность национальных общественных объединений по формированию ценностных ориентаций молодежи: дисс....канд. пед. наук / Е.Г. Буянкина. - Барнаул, 2005. - 32 с.
5. Волошина, В. П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза
видов искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. П. Волошина. - Ростов-на-Дону, 2010. - с. 14.
6. Дебриян, Е. А. Социально-культурные условия организации работы с семьей в центрах национальной культуры: дис. канд. пед. наук. — Тамбов, 2012. - 227 с.
7. Колодяжная, Т. В. Педагогические условия развития духовно-эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. В. Колодяжная. - Ростов-на-Дону, 2005. - с. 7.
8. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко.— 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.— 496 с.
9. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; 000 "Апетейя",1998. - С.408.
10. Луткова, Е. В. Приемы и условия повышения эффективности формирования социокультурной компетенции студентов педвуза в процессе изучения иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. В. Луткова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2006. - №6. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-usloviya-povysheniya-effektivnosti-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-studentov-pedvuza-v-protsesse-izucheniya (дата обращения: 15.01.2014).
11. Маркарян, Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры / Э. С. Маркарян. -Ереван: Изд-во АН Арм ССР, 1973. - 146 с.
12. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - М., 2004. -38 с.
13. Симонова, Н. А. Формирование аксиологического потенциала личности студента в процессе изучения культуры (На материале иностранного языка): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 2004 - 211 с.
14. Солодухин, В. И. Организация и управление этнокультурными центрами: Учебное пособие для студентов по специальности «Народное художественное творчество». - Изд. 2-е, испр. и доп. / В. И. Солодухин, Т. К. Солодухина.- Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. - 88 с.
15. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. - М.: Политиздат, 1976. -11 с.
16. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Советская педагогика. - 1989. - № 5. - С. 78.
17. Чавчавадзе, Н. 3. Культура и ценности / Н. 3. Чавчавадзе. - Тбилиси: Мерани, 1984. -142 с.
SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF STUDENT'S PERSONALITY IN THE FOREIGN LANGUAGE STUDY PROCESS
E. A. Debrian, Y. S.Danilina
The article notes the huge role of the spiritual potential of a foreign language as an academic subject in the process of social-cultural development of the personality. The process of learning a foreign language is seen as a purposeful activity that is able to form a system of valuable personal characteristics
and can also facilitate the inclusion of the personality in the society and its social development.
Keywords: social-cultural development, foreign language, values, national culture, socialization.
Bibliographic list
1. Azarov Y. Student: Opportunities for personal growth // Higher Education in Russia. 2002 . - № 1. -P. 50 - 57.
2. Andreeva G. M. Social psychology / G. M. Andreeva. - M.: Aspect Press , 2006 - 363 p.
3. Arutyunyan S. M. Nation and its mental makeup / S.M. Arutyunyan. - Krasnodar: Krasnodar State. Ped. University Press, 1966 . - 271 p.
4. Buyankina E. G. Socio-cultural activities of national public associations on the formation of value orientations of youth : diss .... PhD / E. G. Buyankina . - Barnaul , 2005 . - p. 32.
5. Voloshina V. P. Social and cultural development of students in the learning process based on the synthesis of the arts : Syn. of diss. of PhD / V. P. Voloshina. - Rostov- on-Don, 2010 . - p. 14.
6. Debriyan E. A. Social-cultural conditions of the organization of work with families in the centers of national culture : dis . ... of PhD . - Tambov, 2012 . - 227 p.
7. Kolodyazhnaya T. V. Pedagogical conditions of development of spiritual and aesthetic culture of students in the process of learning a foreign language: Syn. of diss.of PhD / T. V. Kolodyazhnaya. - Rostov-on-Don, 2005 . - p . 7.
8. Kravchenko A.I. Cultural Studies : A manual for schools / A.I. Kravchenko. - 3rd ed. M: Academic Project , 2002 . - 496 p.
9. Cultural Studies . XX century . Encyclopedia . V.1. - St. Petersburg. : University Book ; Ltd. " Aleteia " , 1998 . - 408 p.
10. Lutkova E. V. Methods and conditions of increasing the efficiency of the formation of social-cultural competence of students of teacher training University in the process of learning a foreign language / / PGPU News , 2006 . Vol. 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-usloviya-povysheniya-effektivnosti-formirovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-studentov-pedvuza-v-protsesse-izucheniya (date of access: 15.01.2014).
11. Markarian E. S. On the genesis of human activity and culture / E. S. Markarian . - Yerevan: Academy of Sciences of Armenian SSR , 1973. - 146 p.
12. Mudryk A. V. Socialization of a personality / A. V. Mudryk . - Moscow, 2004 . - p. 38.
13. Simonova N. A. Formation of axiological student individual potential in the process of cultural study (On the basis of foreign language materials ): Diss . ... of PhD: 13.00.01 : Stavropol, 2004 - 211 p.
14. Solodukhin V. I. Organization and management of ethno-cultural centers : Textbook for students of " People's artistic creativity ." - Ed. 2nd , rev. and add. / V. I. Solodukhin , T. K. Solodukhina . -Ulan -Ude: Publishing and Printing Complex FSEI HPE W-SSACA, 2005 . - p.88 .
15. Sukhanov I. V. Customs, traditions and the succession of generations/ I. V. Sakharov. - M.: Politizdat, 1976 . - p.11.
16. Feldstein D. I. Psychological patterns of social formation of the child // Soviet pedagogy . - 1989. - № 5. - p. 78.
17. Chavchavadze N. С. Culture and Values / N. Z. С havchavadze . - Tbilisi: Merani , 1984 . - p. 142.
Дебриян Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Сибирской
государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ). Основное направление научных исследований - Теория, методика и организация социально-культурной
деятельности. Имеет 22 опубликованные работы. edebrian@mail.ru
Данилина Юлия Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Сибирской
государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ). Основное направление научных исследований - Научно-техническая терминология. Имеет 22 опубликованные работы. e-mail: danilinaomgau@rambler.ru
УДК 372.862
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Е. М. Дорожкин, А. П. Жигадло, С. Н. Копылов, О. В. Тарасюк
Аннотация. В статье рассмотрены этапы проектирования научно-методического обеспечения для специальности среднего профессионального образования «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на примере учебной дисциплины «Материаловедение». Сформулированы и обобщены виды учебной работы, направленные на формирование профессиональных компетенций. Представлены активные методы обучения, такие как кейс-задания, решение учебных задач, деловые игры и др. направленные на формирование профессиональных компетенций студентов через дисциплину «Материаловедение».
Ключевые слова: автомобильный транспорт, научно-методическое обеспечение, общепрофессиональная дисциплина, профессиональные компетенции, знания, умения, навыки, проектирование, виды и формы обучения, методы обучения.
Введение
В последнее десятилетие в социально-профессиональной сфере российского общества устойчиво возрастают роль и количество специалистов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта. Совершенно очевидно, что дальнейшее развитие автомобильного транспорта требует подготовки квалифицированных кадров, владеющих современными прогрессивными методами организации, планирования и технической эксплуатации автомобильного транспорта.
Однако результаты опроса работодателей показывают, что в настоящее время около 55 % автотранспортных предприятий нашей страны испытывают проблемы с кадровым обеспечением специалистами, имеющими среднее профессиональное образование (СПО) по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с квалификацией «техник», а также недостаточным уровнем квалификации специалистов, работающих на этих предприятиях. Сложившаяся кадровая ситуация значительно снижает результаты деятельности предприятий, имеющих на
балансе подвижной состав, отрицательно влияя тем самым на уровень безопасности автомобильного транспорта.
Перед учреждениями профессионального образования, осуществляющими подготовку специалистов в системе СПО для автотранспортных предприятий, поставлена цель перехода к подготовке специалистов нового поколения, способных создавать конкурентоспособную продукцию и оказывать услуги на основе моделирования, оптимизации и сокращения сроков выполнения производственных заданий.
Одним из путей достижения этой цели является проектирование научно-методического обеспечения общепрофессиональных
дисциплин подготовки специалистов среднего звена по ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.
Необходимость формирования
профессиональных компетенций техника автотранспортного предприятия в соответствии с государственным стандартом и запросами рынка труда ставит перед педагогической общественностью, работодателями и всеми заинтересованными в улучшении качества подготовки специалистов среднего звена ряд