УДК 378.147:786 ББК Щ315.42р
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.08
Титова Ольга Анатольевна,
аспирант, кафедра педагогики и методики профессионального образования; старший преподаватель, кафедра общего фортепиано, Белгородский государственный институт искусств и культуры; 308033, г. Белгород, ул. Королёва, 7, к. 103; e-mail: [email protected].
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-культурная деятельность; социально-культурные компетенции; профессиональные компетенции; социально-культурное пространства вуза; социальное окружение вуза; социально-культурная среда вуза.
АННОТАЦИЯ. Обосновывается значение использования социально-культурного пространства вуза как одного из факторов формирования социокультурных и профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений культуры и искусств; обосновывается вывод о том, что социально-культурная деятельность, олицетворяющая работу в социуме по поднятию уровня культуры населения России, в современных условиях является эффективным средством борьбы за выход из духовно-нравственного кризиса общества, из кризисного состояния образования и воспитания. Широкое использование социокультурного окружения и социокультурной среды вуза в образовательном процессе, показанное на основе анализа опыта работы кафедры фортепиано Белгородского государственного института искусств и культуры, подтверждает заявленную в названии статьи роль социокультурной среды и окружения как одного из факторов реализации требований ФГОС, обусловливающих повышение качества обучения студентов.
Titova Olga Anatolyevna,
Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Methods of Professional Education; Senior Lecturer, Department of General Piano, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russia.
SOCIO-CULTURAL SPACE OF THE UNIVERSITY AS A FACTOR OF FORMATION OF SOCIO-CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PROCESS OF TRAINING STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS TO PLAY THE PIANO
KEY WORDS: socio-cultural activities; socio-cultural competences; professional competences; socio-cultural space of the university; the social environment of the university; the socio-cultural environment of the university.
ABSTRACT. The article dwells on the importance of the use of the socio-cultural space of the university as one of the factors for the formation of socio-cultural and professional competences of students in higher educational institutions of culture and arts; it substantiates a conclusion that in modern conditions the socio-cultural activities, which embody the work in the society for raising the cultural level of the Russian population, are an effective tool in the fight for a way out of spiritual and moral crisis of society, of the crisis in its education. The widespread use of the socio-cultural environment of higher educational institutions in the educational process, illustrated on the basis of the analysis of the experience of the Department of Piano at В SI AC, confirms the above formulated theoretical proposition as one of the conditions for the realization of the Federal State Educational Standards requirements, determining the improvement of the quality of students' learning.
С
огласно «Федеральному государственному образовательному стандарту» высшего и среднего профессионального образования для сферы социально-культурной деятельности востребованы специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, владеющие общекультурными и профессиональными компетенциями, т. е. обладающие широким культурным кругозором, развитым творческим мышлением, высоким уровнем профессиональных знаний, владеющие инновационными технологиями социокультурной работы и обладающие такими личностными качествами, как коммуникабельность, общительность,
толерантность, эмпатииность, преданность и любовь к делу, которому предстоит служить. В области музыкальных и певческих исполнительских дисциплин этот специалист должен уметь исполнить грамотно, технически точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу; аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору; петь под собственный аккомпанемент; читать с листа и транспонировать; подбирать по слуху; составить словесный комментарий к исполняемым произведениям; владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-исполнительским репертуаром, необходимым ему
© Титова О. А., 2014
как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано для будущей социально-культурной деятельности [ю]. Эти высокие требования предъявляются к студентам немузыкальных и музыкальных специальностей сферы социально-культурной деятельности, и в частности к студентам, обучающимся по специальности «Искусство народного пения», приступившим к обучению в вузе или колледже без начальной музыкальной подготовки, где в учебные программы стандарта их профессиональной подготовки включен предмет «Фортепиано».
Музыка, изучаемая студентами посредством предмета «Фортепиано», являясь формой духовного освоения действительности через отражение многообразных жизненных явлений в звуковых образах, выполняет особую задачу художественного познания мира, занимая значительное место в системе музыкально-профессионального образования. Она способствует подготовке высококвалифицированных специалистов социально-культурной сферы, воспитанию разносторонней личности, обладающей не только разнообразными общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Повышение качества фортепианной музыкальной подготовки в условиях глубокого духовно-нравственного кризиса современной, в том числе студенческой, молодежи является важнейшей задачей высшего профессионального социокультурного образования.
Актуальность исследования и решения этой проблемы возрастает в 2014 г., названном В. В. Путиным в выступлении с посланием Федеральному собранию Годом культуры и образования. Это означает в первую очередь повышение качества обучения студентов в высших учебных социально-культурных учреждениях. Качество обучения зависит от сформированное™ компетентности будущих профессионалов социально-культурной деятельности. Поэтому стратегическим направлением совершенствования высшего профессионального образования является компетентностный подход, реализуемый на основе инновационной педагогической теории и технологии и способствующий формированию в процессе обучения востребованной во время постиндустриального этапа общественного развития Личности, Профессионала, Гражданина.
Компетентностный подход как система исследовательских процедур в образовательном процессе профессиональных учебных заведений служит критериальной базой для оценки повышения качества профессионального образования, позволяет раскрыть структуру компетентности и ком-
петенций студентов, выявить основные факторы, влияющие на управление воспитанием, обучением и развитием обучающихся - будущих профессионалов социально-культурной деятельности. Е. Н. Васильева под социокультурным образованием понимает систему знаний, практических умений и способов для деятельности, связанных с подготовкой специалистов сферы культуры и искусств как основных субъектов социально-культурных преобразований, выполняющих «историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества» [1, с. 2-6].
Реализация компетентностного подхода обусловливает возможность детерминации содержания социокультурного образования, формируемого от результата («стандарт на выходе»). Цель его - обеспечение качества образования, а приоритетная ориентация - на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самодетерминация, самоактуальность, социализация и развитие образования. «В качестве инструментальных средств достижения этих целей, - отмечает Э. Ф. Зеер, - выступают принципиально новые метаобразователь-ные конструкторы: компетентности, компетенции и метакачества» [4, с. 8-14].
Компетентности — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообра-зующих положений.
Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека на практике реализовать свою компетентность.
Э. Ф. Зеер отмечает, что анализа содержания двух смыслообразующих конструкторов компетентностного подхода (компетентность и компетенция) явно недостаточно для обновления содержания образования. Необходимо, по его мнению, обоснование еще одного конструктора - учебно-познавательных и социально-профессиональных качеств, т. е. экстрафункциональных качеств, определяющих продуктивность учебной, учебно-профессиональной и социально-профессиональной деятельности, или метакачеств: «Метакачества -это способности, качества, свойства личности, обусловливающие определенную продуктивность широкого кругозора учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека» [Там же].
Представляется необходимым отметить, что все конструкторы взаимосвязаны, взаимообусловлены и разделительные грани их весьма слабо ощутимы, особенно в сфере социокультурной деятельности.
Возьмем, к примеру, фортепианную подготовку специалистов «Искусство народного пения». Именно в обучении этой специальности вокально-голосовые данные, их развитие и совершенствование органически сочетаются с личностными качествами: коммуникабельностью, общительностью, толерантностью, эмпатией, доброжелательностью, любовью к музыкальному песенному искусству, уважением и любовью к зрителям и т. д.
Комплексное, интегральное формирование социально-культурных и профессиональных компетенций, ценностных отношений к фортепианной музыке, песенному искусству и исполнительству обусловливается, на наш взгляд:
• уровнем профессионально-педагогической компетентности преподавателей специальных дисциплин вуза;
• наличием музыкальных и вокальных способностей и степенью их развитости у обучающихся;
• индивидуально-личностным подходом на основе разработанных и реализуемых педагогом персональных проектов для каждого воспитанника по выявлению, развитию и совершенствованию музыкально-певческих данных;
• органическим единством репертуара обучения студента на фортепиано с его профессиональным певческим репертуаром;
• широким и многоплановым использованием социокультурного пространства вуза, включающего как социокультурное окружение, так и социокультурную среду учебного заведения, в процессе обучения будущих специалистов «искусства народного пения» игре на фортепиано.
В данной статье мы не будем подробно останавливаться на всех перечисленных факторах формирования социально-культурных и профессиональных компетенций, образуемых в процессе обучения игре на фортепиано будущих специалистов искусства народного пения в вузах культуры и искусств в условиях реализации ФГОС и нового закона об образовании, а более подробно остановимся на факторе широкого использования социокультурного пространства вуза для совершенствования формирования компетенций, так как «компетентность - это категория, характеризующая степень овладения отдельным человеком теми или иными компетенциями» [5, с. 69-74].
Итак, формируя социально-культурные и профессиональные компетенции, необходимо учитывать и социально-культурное пространство вуза. Социокультурное пространство вуза - интегральное понятие, включающее социокультурное окружение и социокультурную среду вуза. Безусловно,
эффективное использование социокультурного пространства вуза должно обусловливаться его социально-культурной средой. «Социально-культурная среда вуза -это такое непосредственно данное пространство, которое способно изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих при этом определении ценности, отношения, традиции, нормы, символы в различных сферах и формах жизнедеятельности вузовского коллектива. Компонентами социокультурной среды вуза выступают учебно-воспитательная, профессиональная, научно-исследовательская и досуговая деятельность, управление, процесс коммуникации, эстетическое пространство и материально-предметный мир образовательного учреждения» [6, с. 7-8]. Следовательно, формируя социально-культурные и профессиональные компетенции студентов в процессе обучения игре на фортепиано на факультетах социокультурной деятельности вузов культуры и искусств, необходимо обновить на основе деятельностного (компетентностно-го) подхода учебно-воспитательную работу, профессиональную, научно-исследовательскую и досуговую деятельность студента, его отношение к учебе, к себе, к окружающим людям, обществу: «Не изменив человека, не сформировав у него адекватные задачам модернизации системы ценностей, форм мышления и социального поведения, невозможно принципиально изменить ситуацию в стране», - отмечают А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков [2, с. 6]. Наиболее сильным средством воздействия на изменение убеждений, взглядов и аксиологических ценностей являются культура и искусство, а особенно искусство фортепианной игры. Предмет «Фортепиано», включенный в программу подготовки исполнителей народно-певческого искусства, нацелен на получение студентами модернизированного профессионального образования. Границы эстетического пространства студентов, получающих профессию исполнителя народного певческого искусства, значительно расширяются при изучении предмета «Фортепиано». Положительные результаты при изучении предмета «Фортепиано» достигаются тогда, когда звуки фортепиано в процессе исполнения становятся близки к звучащему певческому голосу. Достижение этого - процесс сложный и трудный. Ведь «игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации и высокой степени личностного развития в целом, и отлаженную работу психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, во-
ображения, и безупречную согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства» [3]. В социокультурной среде вуза, культивирующей высокие духовно-нравственные и музыкальные ценности, традиции и нормы, социально-культурные и профессиональные компетенции студентов формируются, как показал наш опыт, более эффективно и качественно. При первоначальном анкетировании по вопросу влияния социокультурного пространства вуза на результаты их обучения наши респонденты утверждали, что затрудняются ответить на этот вопрос. Началась активная работа педагогов по поиску форм, методов, средств широкого использования в первую очередь социально-культурной среды вуза, а затем и его социального пространства в образовательном процессе обучения игре на фортепиано как факторов повышения эффективности обучения.
Прошло два года. Мы провели с этими же студентами к концу обучения игре на фортепиано такое же анкетирование. Приводим анализ ответов на вопросы анкеты.
Первый вопрос: «Как Вы сегодня оцениваете влияние социально-культурной среды нашего вуза на формирование ваших социально-культурных и профессиональных компетенций как будущих специалистов сферы культуры и искусств?» «Социально-культурная среда института благоприятно и плодотворно способствует формированию социально-культурных и профессиональных компетенций в процессе подготовки к будущей деятельности в сфере культуры и искусств», - так считают 78% опрошенных студентов. «Безусловно, она положительно влияет на процесс подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности, являясь одним из факторов модернизации образовательного процесса в вузе», - этот вариант ответа выбрали 16% студентов, принявших участие в анкетировании. Затруднились ответить на вопрос 6% обучающихся. Интерпретация ответов наших студентов на этот вопрос подтверждает правильность выбранного нами направления учебно-воспитательной профессиональной (социокультурной) научно-исследовательской и досуговой деятельности, ориентированной на максимальное использование социокультурного пространства вуза, на процесс повышения качества обучения студентов. Это направление нашло непосредственное выражение в инновационном подходе к содержанию образовательного процесса, к утверждению
субъект-субъектных отношений между преподавателями кафедры общего фортепиано и обучающимися, осуществлялось на основе педагогической поддержки и педагогического сопровождения, использования интерактивных форм, методов, приемов и средств обучения, ориентации обучения, обусловленной разработкой и чтением спецкурса «Народная музыка и фортепианная музыка композиторов Белгородчины». Всё это происходило в органическом единстве аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной социально-культурной работы в форме конкурсов исполнения любимых фортепианных произведений и произведений песенного искусства, в лекциях-концертах на темы жизни и деятельности великих русских композиторов и исполнителей, концертных выступлений в вузе, колледже, музыкальных и общеобразовательных школах. Широкое использование вузовского образовательного пространства и социокультурной среды вуза обусловило одно из направлений возможной реализации ком-петентностного подхода в музыкальном образовательном процессе. Этим и были обусловлены результаты итогов анкетирования по первому вопросу.
Второй вопрос анкеты был сформулирован так: «Какие из форм занятий по фортепианному и песенному искусству, на Ваш взгляд, эффективнее влияют на формирование знаний, умений, навыков, способов профессиональной деятельности и ценностных ориентаций»? 38% студентов ответили: внутривузовские конкурсы исполнения фортепианных репертуарных произведений и песен различных жанров; 52% респондентов выбрали разработку сценариев концертов, музыкальных вечеров и выступлений с ними перед публикой; 7% ответили, что их смущает сценическое пространство. Они уже готовы подбирать материал, играть и петь для себя и близких знакомых, но психологически не готовы выступать перед большими аудиториями; 3% затруднились ответить.
Анализ ответов на этот вопрос для нас был уже в определенной мере предрешен: с началом реализации ФГОС, с использованием компетентностного подхода к музыкальному обучению, инновационных методик обучения игре на фортепиано и песенного искусства за два года нашей работы значительно вырос интерес студентов к более глубокому освоению знаний, умений, навыков, интерес к овладению способами социально-культурной деятельности, повысились требования к себе, выросла мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию.
Третий вопрос анкеты был такого содержания: «Что, на Ваш взгляд, надо дополнить, исправить, усовершенствовать в
социокультурном пространстве вуза»? «С социально-культурным пространством вуза всё относительно благополучно. Рядом дворец "Космос", кинотеатр "Русич", Ледовый дворец, много музыкальных и общеобразовательных школ. Однако социокультурная среда вуза, хотя и благополучная, но с точки зрения уровня социально-культурной деятельности ещё многое можно в ней творчески усовершенствовать, повышая качество обучения, ускоряя и обогащая формирование социально-культурных и профессиональных компетенций студентов. Это может быть и организация клуба "Музыкальных и песенных талантов", и дискуссионного клуба "О современном песенном искусстве", "Клуба любителей классической музыки" и т. п. Одной из важнейших задач модернизации музыкального образования является задача развития способностей и творчества будущих специалистов сферы культуры и искусств. Самым главным в музыкальном образовании, как и в образовании в целом, является необходимость усиления нравственного и этического влияния на студентов социальной среды вуза». Таковы были пожелания наших воспитанников в открытых ответах на приведенный выше вопрос анкеты.
Нам, преподавателям фортепиано, из ответов студентов на вопросы анкеты стало ясно, что два года назад мы выбрали правильное направление совершенствования музыкального образовательного процесса: широкое использование социально-культурного пространства вуза в обучении студентов, изучавших искусство народного пения в процессе обучения игре на фортепиано, расширило их возможности формирования социально-культурных компетенций. Однако нельзя останавливаться на достигнутом. Глазами своих студентов мы увидели и пробелы в своей работе: надо усилить творческую активность музыкантов - преподавателей вузов в 2014 г., объявленном Годом культуры. А это означает необходимость непрерывного совершенствования профессионально-педагогической компетентности адекватно требованиям социального заказа общества к системе социокультурного образования. Процесс модернизации высшего образования идет слишком медленными темпами. Это обусловлено целым рядом причин. Одну из них отмечает М. Е. Пахомкина: «Процесс обучения студентов в высших учебных заведениях по-прежнему пока во многом ориентирован на вооружение студентов знаниями. Нравственное же содержание часто забывается. Зачастую у студентов формируется нравственная глухота, равнодушие ко всему, теряется способность сопричастности как к изучаемым на занятиях явлениям, так и в жиз-
ни» [8]. Статья 12 Закона «Об образовании в Российской Федерации» гласит: профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности [7].
«Социокультурная деятельность, соответственно, может быть определена как ин-тегративная, многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы: ее целью является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие ее способностей, совершенствование любительского творчества в рамках свободного времени» [9].
Необходимо отметить и то, что российское высшее социокультурное образование воспринимается в условиях реализации и модернизации ФГОС как особое социокультурное явление, на долю которого, по мнению Е. Н. Васильевой, выпадают две роли: «первая - традиционная, связанная с подготовкой специалистов, и вторая - челове-коведческая, которая не менее важна, чем первая, особенно в связи с усилением противоречивости национального сознания, роста разрушительных тенденций, отрицающих самобытность и смысл отечественных искусств и культуры, и с резким расслоением общества» [1].
В данной статье мы ставили перед собой цель раскрыть роль и значение социокультурного пространства вуза, включающего социальное окружение и его социокультурную среду, в формировании социально-культурных и профессиональных компетенций в условиях реализации ком-петентностного подхода в образовании. Этот вид профессиональной подготовки способен эффективно решить задачу возрастания роли культуры и искусства в духовно-нравственном обновлении общества. Опираясь на свой небольшой опыт, мы сделали попытку раскрыть некоторые направления решения данной проблемы и спрогнозировать многовариативность грядущих поисков новых форм, методов и средств благотворного использования фактора влияния социокультурного пространства на решение задач повышения качества подготовки специалистов музыкального направления в вузах культуры и искусств, учитывая силу воздействия фортепианной музы-
ки на развитие личности, раскрытие ее спо- будущих специалистов социально-куль-
собностей и талантов, социальной и про- турной деятельности,
фессионально-деятельностной активности ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Е. Н. Инновационная парадигма российского социокультурного образования : автореф. дис.... д-ра социол. наук. Тюмень, 2007.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России // Педагогика. 2011. № 1.
3. Долгошеева С. А. Фортепианная техника - техника художественного выражения // Технология модульного обучения как одно из средств развития технических навыков у учащихся в классе специального фортепиано. URL: http: // festival.lseptember.ru/articles/501324/.
4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2003. № 10. С. 8-14.
5. Змеёв С. Г. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI века // Педагогика. 2012. № 3 (5). С. 69-74.
6. Недосекина М. А. Развитие индивидуальности студента под влиянием социокультурной среды вуза : автореф. дис.... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004.
7. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. М.: Эксмо, 2013 (Законы и кодексы).
8. Пахомкина М. Е. Таганрогский государственный радиотехнический институт // Высшее образование. 2006. № 1.
9. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Е. Н. Григорьевой. Першина ; Тамбов, 2004.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего и среднего профессионального образования. М.: Просвещение, 2011.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц., проф. по каф. 0. П. Маторина.