Исходя из этого, очевидно, что умение учителем грамотно ставить цель, Таким образом, рассмотренные существенные признаки познавательной
представлять ей совокупность задач позволит сформировать из частных актив- активности позволяют наиболее адекватно определить профессиональный пор-ностей учащихся совместную познавательную деятельность. трет современного учителя общеобразовательной школы.
Библиографический список
1. Крутецкий В.А. Психология. Москва: Просвещение, 1980.
2. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия, 1987.
3. Шонин М.Ю. Определение содержания психолого-педагогического понятия «познавательная активность» методом контент-анализа. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 61-2: 249 - 252.
4. Эсаулов А.Ф. О формировании профессиональных интересов старших школьников. Учёные записку ЛГУ. Серия: Философские науки. 1956; Вып. 9; № 214: 77 - 88.
References
1. Kruteckij V.A. Psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 1980.
2. Sovetskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor A.M. Prohorov. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1987.
3. Shonin M.Yu. Opredelenie soderzhaniya psihologo-pedagogicheskogo ponyatiya «poznavatel'naya aktivnosf» metodom kontent-analiza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 61-2: 249 - 252.
4. 'Esaulov A.F. O formirovanii professional'nyh interesov starshih shkol'nikov. Uchenye zapisku LGU. Seriya: Filosofskie nauki. 1956; Vyp. 9; № 214: 77 - 88.
Статья поступила в редакцию 30.03.19
УДК 379.8
Roitblat O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector of Tyumen Regional State Institute of Regional Education Development (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Margolin Zh.B, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN CONDITIONS OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS OF THE SOCIAL ENVIRONMENT. The article deals with issues related to understanding of the basics of socio-cultural activities, provides different points of view, the comparison of which allows seeing the picture in the scientific and pedagogical research on this issue. A large number of researchers start from the position presented in the dictionary of S. I. Ozhegov, where social and cultural activities are considered as "communion" and from here come all other developments. Teachers are trying to find an answer to the question of how to attach, by what means, how to use the opportunities of the environment, and hence the question is clear: "How are socio-cultural activities and the social environment interrelated?". Considering the question of social and cultural activity, the article touches upon the question of methods and technologies of organization of this activity. The article offers the authors' view on the consideration of the relationship between socio-cultural activities and the environment, based on the position of the researchers. Key words: social and cultural activity, social environment, educational environment, developing environment, environment components.
О.В. Ройтблат, д-р пед. наук, проф., ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.Н. Суртаева, д-р пед., наук, проф. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Ж.Б. Марголина, канд. пед., наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с понимание сути социально-культурной деятельности, приводятся различные точки зрения, сравнение которых, позволяет увидеть картину в научно-педагогических исследованиях по данному вопросу. Большое число исследователей отталкиваются от позиции, представленной в словаре С.И. Ожегова, где социально-культурная деятельность рассматривается как «приобщение» и отсюда исходят все остальные разработки. Педагоги пытаются осуществить поиск ответа на вопрос как приобщать, при помощи каких средств, как использовать возможности среды, а отсюда понятен вопрос: «Как взаимосвязаны социально-культурная деятельность и социальная среда?». Рассматривая вопрос социально-культурной деятельности, в статье затрагивается вопрос методов, способов и технологий организации этой деятельности. В статье предлагается авторский взгляд на рассмотрение вопроса взаимосвязи социально-культурной деятельности и среды с опорой на позиции исследователей.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социальная среда, воспитательная среда, развивающая среды, компоненты среды.
На современном этапе общественного развития стремительно разворачиваются инновационные процессы в социальном мире. Зарождение глобального рынка, приобретение национальными экономиками интернационального и транснационального характера, глобальное перераспределение труда, мгновенно осуществляемые коммуникации, вынужденная и свободная миграция (приводит к смешению культур (ассимиляция, инкультурация, интеграция...), все это не может не оказывать влияние на социокультурное пространство, социальную среду, социокультурную деятельность, как ее восприятие, так и организацию.
В условиях противоречивого развития современной методологии в теории социально-культурной деятельности обострилась проблема рассмотрения сущности понятия «социально-культурная деятельность». Социально-культурная деятельность понимается как процесс «приобщения», целесообразная деятельность, культурная деятельность, общественная практика, исторически обусловленный социально-востребованный процесс преобразования культуры, деятельность по выявлению и сохранению, совокупность педагогических технологий, профессиональная деятельность, как область научно-педагогической практики и теории, специфическая область знания, целостное педагогическое явление и т. д. Данное понятие рассматривается с различных научных направлений -
социологии, педагогики, юриспруденции, философии. Терминология, рассматривающая различные стороны социально-культурной деятельности отражена и в нормативно - правовых актах. Так, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» приводят понятия, которые раскрывают культурную составляющую жизни страны. Используемые термины официально закрепляются в законодательных документах и ориентируют на рассмотрение различных сторон культурной составляющей жизни страны. К таким понятиям отнесены культурные ценности, культурная деятельность, культурные блага, творческая деятельность, творческий работник, достоинство культур народов и национальных групп, культурное достояние народов Российской Федерации, культурное наследие народов Российской Федерации, культурные аспекты программы развития, государственной культурной политики [1]. Приведём несколько позиций, в которых авторы рассматривают содержание социально-культурной деятельности. М.А. Ариарский определяет данное понятие как обусловленную нравственными и интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры. Социально-культурную деятельность автор рассматривает как социальный феномен, как деятельность, которая находится в зависимости от внутренних потребностей человека. При этом де-
ятельность автор рассматривает как занятия, труд, как научная деятельность, как педагогическая деятельность, которые, он рассматривает через призму трех компонентов (создание, освоение, сохранение) [2]. Именно эти компоненты и должны лежать в основе культуротворческой деятельности педагога с обучающимися. Сначала познакомить с объектами культуры, затем, создать условия для освоения «присвоения» и в последующем привитие культуры сохранения (сбережения). А.В. Соколов также выделяет три составляющих социально-культурной деятельности «это культурная деятельность социальных объектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей)» [цит по 3, с. 31]. Рассматривая содержание понятия «социально-культурная деятельность» А.В. Соколов выделяет такие компоненты как - субъект деятельности (обозначается социальная принадлежность); как методы, средства, технологии (опять-таки опосредованно, через семы создание, сохранение и как специфика деятельности (её творческая и развивающая направленность)). А.Д. Жарков рассматривая различные понятия, затрагивающие те или иные стороны социально- культурной деятельности, которые формируют представления о ее развитой терминологической системе, наделяет различными признаками, например упорядоченности, междисциплинарности, мультидисциплинарности, подчиненности и др. Автор отмечает « ценность является понятием, эксплицирующим развитие социально-культурной деятельности. Именно она представляет собой основополагающий принцип, объясняющий социальное бытие человека в его экзистенциальном проявлении» [цит. по 4, с. 101]. Подчёркивая принадлежность к профессиональной деятельности А.Д. Жарков рассматривает природу: « является формой человеческой активности с позитивной энергией созидательной направленности на обновление; - по содержанию представляет собой действия всех ее субъектов; имеет мотив и заданную цель; реализуется посредством специфических форм, средств, методов; процесс действия требует творчества; результата носит преобразующий обновленный характер». [4, с. 13]. В.В. Туев отмечает, что социально-культурная деятельность, это процесс приобщения человека к культуре, который управляется обществом и его социальными институтами [5]. Автор делает акцент на термин «приобщение». Обратившись к словарю Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. [6, с. 586] читаем, что приобщение: «Включиться в какую-либо деятельность, стать участником чего-нибудь». Туев В.А. в своей позиции отмечает, что приобщить, значить сделать человека соучастником, включить его в культуру. Рассматривая суть этого толкования, Н.Н. Ярошенко указывает на то, что в таком понимании социально-культурная деятельность становится безразмерно и чрезмерно широким, теряя при этом свою специфику [7, с. 46]. При таком толковании и принятии его к педагогическому процессу возникают вопросы: «Какими способами и средствами, технологиями, формами происходит это приобщение? Как происходит управление обществом и социальными институтами процессом приобщения к культуре?».
Несколько определений социально-культурной деятельности предлагают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников: «1.социально-культурная деятельность в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. 2. Исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. 3 деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей» [8, с. 49]. Авторы говорят о восприятии деятельности, как существенной, значимой, не остающейся незаметной. Деятельности, которая носит преобразующий характер и связанной со способами и средствами, какими организуется эта деятельность. Также авторы рассматривают в ряду терминологий раскрывающих суть социально-культурной деятельности само понятие «культура». Культура трактуется как совокупность обычаев, ценностей, идей, традиций, норм, правил поведения, которые обязательны для данного конкретного общества и выступают показателем он того в какой среде, созданной человеком происходит «преобразование», в том числе преобразование в системе «объект взаимодействия - личности - социальные группы». Т.Г Киселева и Ю.Д. Красильников также подчеркивают специфику социально-культурной деятельности через термины «выявление», «формирование», «сохранение», «распространение», «освоение». И уже само преобразование смыслов социально-культурной деятельности можно отнести к инновационным явлениям, обуславливающим понимание изменений социальной среды. Социальная среда претерпевает существенные изменения вследствие повсеместного вхождения информационно-коммуникативных технологий, создавших условия для сетевого взаимодействия и позволившие в образовательное пространство впустить механизм обучения «без учителя», «head to head », принятие как нормы дистанционных форм обучения, усложнивших вопросы взаимодействия между участниками взаимодействия.
Сложная архитектоника взаимопереходов и взаимоотношений, характер взаимодействия в различных моделях « среда - ребёнок - родитель - взрослый - педагог - общество» побуждают к поиску ответов на вопрос влияния сре-
ды, социально-культурной деятельности на развитие личности. Еще с начала ХХ века возник и продолжается спор двух точек зрения. Согласно одной точки зрения в процессе воспитания, социализации доминирует наследственность, а согласно другой, точки зрения, доминирует среда. Подтверждение этому мы находим в высказываниях Дж. Дьюи: «Вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идеей: идеей о том, что образование - это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях, и идеи о том, что образование - это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками» [9, с. 38]. На современном этапе вопросы среды рассматривались с различных позиций и хорошо представлены в научных исследованиях. Виды сред, которые представлены в различных научных изданиях, также разнообразны. Так Б.М. Бим-Бад рассуждает о воспитывающей и обучающей педагогических средах. По-особому раскрывает развивающую среду М. Монтессори А.А. Макареня рассматривает теоретико-методологические аспекты культуротворческой среды, которую трактует как: «Под культуротворческой средой мы понимаем совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие» [10, с. 208]. Автор выдвигает идеи принципа созидающей роли культуротворческой среды в образовании, принципа разработки культурологических программ и условий их функционирования, к которым относит - валеологическую достаточность, преемственность, системообразующую функцию культуротворческой среды, педагогического интегратизма [10, с. 208 - 209]. Т.П. Калиновская выделяет реабилитационную среду, где рассматривает место игр развивающего, обучающего характера, как компонентов среды. В.А. Ясвин и С.Д. Дерябо детально исследуют образовательную среду, Н.В. Ходякова делает акцент на личностно развивающую образовательную среду. Наряду с этим сегодня речь идет и об инклюзивном образовании [11], где также обозначаются специфические элементы этой среды. В.В. Давыдов, В.П. Зин-ченко, М.П Ярошевский и др. определяют социальную среду как окружающее человека в его социальной жизни, различных аспектах жизнедеятельности. Практически совпадающие позиции высказывает А.А. Макареня о социальной среде, добавляя культуротворческую составляющую « Социокультурной средой мы называем часть социально-экономического и культурнообразовательного пространства региона, с помощью которых может осуществляться социализация и инкультурация личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования (научная картина мира, подготовка к будущей жизнедеятельности; использование дидактических возможностей учебных предметов и образовательных областей для содействия учащимся в выявлении способностей, склонностей, возможностей)» [10, с. 226 - 227]. Именно социальная среда, социально-культурная среда непосредственно связаны с социально-культурной деятельностью человека (в образовании в создании такой среды в качестве проектировщика, конструктора выступают педагогики, руководители образовательных организаций и педагоги, организующие деятельность учащихся), которая влияет, меняет эту среду, а среда в свою очередь открывает ракурс для исследования проблем нахождения человека в условиях этих изменений. Социально-культурная деятельность в образовательных организациях может проявляться в выполнении совместных проектов, заданий, исследований, поисков культурного наследия и носителей этого культурного наследия. В качестве такого вида деятельности можно назвать создание именных кабинетов, вместо предметных в образовательной организации. Так, вместо кабинета химии, можно организовать кабинет Д.И. Менделеева, вместо кабинета начальной школы, кабинет П.П. Ершова, вместо кабинета литературы, кабинет А.С. Пушкина, вместо кабинета музыки, кабинет Д. Шостаковича с учетом региональной специфики и т. д. В этом случае легко вовлекать обучающихся в совместную деятельность по насыщению культурными составляющими таких кабинетов. Беря за основу понимание среды как «все окружающее» человека открывается широкий круг способов употребления и раскрытия ее содержательной составляющей и конечно рассмотрения вопросов ее роли в социально-культурной деятельности. На современном этапе при рассмотрении педагогической среды (а мы её относим к социально-культурной) трактуют как целенаправленно организуемая, управляемая интеграция воспитательных возможностей всех социальных институтов, при чем отмечается, что субъектом управления могут вступать региональные, муниципальные органы управления. В качестве цели такой среды обозначают создание окружающего пространства, которое положительно влияет на активность, сознательность, социальную ответственность личности. Поворя о культурной составляющей среды, пространства важное место занимает эмоциональная составляющая субъектов взаимодействия. Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что «именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса» [12, с. 144]. Нам близка позиция А.В. Запорожца утверждающего, что каждый день прожитой человеком должен быть эмоционально насыщенным и прожит полноценно. Отсюда и требования к социальной среде. Е.В. Коратаева [13] выделяет такие компоненты среды (эмоционально - поддерживающий компонент среды, эмоционально - настраивающий компонент среды, эмоционально - стабилизирующий компонент среды, эмоционально - активизирующий компонент среды, эмоционально - тренирующий компонент среды, эмоционально - тренирующий компонент среды), которые позволяют понять её взаи-
мосвязь с социально-культурной деятельностью. Говоря о деятельностной составляющей среды, мы еще добавляем такие компоненты как эмоционально-рефлексирующий компонент среды и эмоционально-проектирующий компонент среды. Для создания эмоциональной атмосферы важны разнообразные методы, приемы, технологии социально-культурной деятельности, которые подбираются с учётом возрастных особенностей людей, их индивидуально-личностного характера, стиля поведения, состояния здоровья, это касается особенно людей с особыми проблемами в здоровье (тут речь пойдет о реабилитационной среде). Для методов важны будут характеристики, которые могут воздействовать на эмоциональное развитие (расслабление, переживание, возбуждение, радость, огорчение, и т. д.) должны быть направлены на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия, общения, отношений в процессе социально-культурной деятельности. При этом, если речь идет о взаимодействии педагога и обучающегося тут отбор методов в процессе социально-культурной деятельности осуществляется в соответствии с задачами. Задачами могут быть определены - создание атмосферы эмоциональной безопасности, формирование положительного образа своего «Я», атмосферы совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления), развитие навыков реагировать на интонацию, мимику, жесты (педагогическая имиджелогия) и др. Говоря об атмосфере эмоциональной безопасности при отборе методов, приемов социально-культур-
Библиографический список
ной деятельности необходимо помнить о безопасности и защите, организации стабильности, повторяемости культурных событий. Эмоционально-активизирующая составляющая среды происходит через осуществления радости узнавания и радости при встречи с новым, необычным, позитивным. Говоря о методах социально-культурной деятельности в этом случае важны игры, тренинги (на снятие эмоционального напряжения, преодоление негативных эмоций, накопление эмоций, развитие эмпатии), посещение культурных мероприятий, экскурсий с последующей рефлексией и т. д. Это и есть социально-культурная деятельность по реализации возможностей социальной среды. Взаимодействие социально-культурной деятельности с социальной средой и их взаимное влияние происходит в процессе использования различных технологий «проживания действий», где возможно отработка умений регулировать свои поведенческие реакции, эмоциональный фон. В этом случае интересен прием ротации социальных ролей, который может быть использован в различных социальных средах (семья, школа, институты культуры, дворцы детского творчества и т. д.). Сложность проявляется в стремительных изменениях самой социокультурной среды (инновационных преобразованиях), культурного развития (появление новых направлений, течений, изменений инструментов досуга, которые за частую не знакомы для взрослого, что приводит к проблемам межпоколенного взаимодействия). Все это диктует условия изменения самой социально-культурной деятельности.
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Утв. ВСРФ 09.101992 № 3612-1; ред. от 28.11.2015.
2. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. Ленинград: ЛГИК, 1990.
3. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2007.
4. Жарков А.Д. Теория методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. Москва, 2012.
5. Туев В.В. СКД как понятие (включение в дискуссию). Ученые записки. Вып. 23. Москва: МГУКИ, 2001: 25 - 39. Available at: httpA//vinylaps.ru/tuev-v-v-socialno-kulturnaja-dejatel/
6. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка Москва: Язь, 1994.
7. Ярошенко Н.Н. СКД в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия. Учёные записки. Москва: МГУКИ, 2001; Вып. 23: 39 - 47.
8. Киселева Т.Г Социально-культурная деятельность. Москва: Московский государственный университет культуры и искусств. 2004. Available at: http //www.bestreferat. ru/-183796.html
9. Дьюи Дж. Введение в философию. Москва, 1921.
10. Макареня А.А. Избранные труды. Т. 3. Тюмень: ТОГИРРО, 2000.
11. Information and Technological Support for Inclusive Education of People with Special Educational Needs. Информационно-технологическое сопровождение инклюзивного обучения лиц с особыми потребностями. International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). December 2019; Volume 9, Issue 13: 993-1001. Available at: http:// www.iaeme.com/ijciet/issues.asp?JType=UCIET&VType=9&IType=13
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-пресс, 1996.
13. Коротаева Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Москва: Юрайт, 2018. References
1. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture. Utv. VSRF 09.101992 № 3612-1; red. ot 28.11.2015.
2. Ariarskij M.A. Dosugovedenie v sisteme chelovekoznaniya. Leningrad: LGIK, 1990.
3. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2007.
4. Zharkov A.D. Teoriya metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva, 2012.
5. Tuev V.V. SKD kak ponyatie (vklyuchenie v diskussiyu). Uchenye zapiski. Vyp. 23. Moskva: MGUKI, 2001: 25 - 39. Available at: httpA//vinylaps.ru/tuev-v-v-socialno-kulturnaja-dejatel/
6. Ozhegov S.I., Shvedov N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka Moskva: Yaz', 1994.
7. Yaroshenko N.N. SKD v kontekste formirovaniya novyh kachestv social'nogo vzaimodejstviya. Uchenye zapiski. Moskva: MGUKI, 2001; Vyp. 23: 39 - 47.
8. Kiseleva T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv. 2004. Available at: http //www.bestreferat.ru/-183796.html
9. D'yui Dzh. Vvedenie v filosofiyu. Moskva, 1921.
10. Makarenya A.A. Izbrannye trudy. T. 3. Tyumen': TOGIRRO, 2000.
11. Information and Technological Support for Inclusive Education of People with Special Educational Needs. Informacionno-tehnologicheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obucheniya lic s osobymi potrebnostyami. International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). December 2019; Volume 9, Issue 13: 993-1001. Available at: http:// www.iaeme.com/yciet/issues.asp?JType=UCIET&VType=9&IType=13
12. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika-press, 1996.
13. Korotaeva E.V. Praktikum po resheniyu professional'nyh zadach v pedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva: Yurajt, 2018.
Статья поступила в редакцию 08.04.19
УДК 37.017
Tairova Z.Sh., senior teacher, Crimean Branch of Russian State University of Justice (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
CONNECTION OF ANTHROPONYMS OF MUSLIMS OF THE CRIMEA WITH GENDER EDUCATION. The article is dedicated to an analysis of the anthrop-onymy of Muslims of the Crimea (Crimean Tatars, Volga Tatars, Azerbaijanis, Uzbeks and Turks) in order to identify ethno-gender ideals of men and women and determine the role of the name in the gender education of an individual. The study is conducted on the basis of chronological and problem analysis of the register of personal names, which allows tracing the historical roots and dynamics of the development of ethnopedagogic views on gender education in Muslim ethnic groups of the Crimea. The study of the anthroponymy of the Crimean Muslims leads to the conclusion that the meaning of personal names is a valuable source of scientific information about the nature and social images of men and women in the culture of each nation. Through the names of the Crimean Muslims historical roots, evolution of culture and ethnopedagogics of ethnic groups can be traced. Anthroponymy is an integral part of the traditional gender culture of peoples. Multiple inclusions of names of different cultures and languages of Muslims of Crimea: Turkic, Arabic, Persian, Greek, Russian and other languages form a complex image of the male and female national ideal, in which a man is traditionally represented as a strong, brave, wise, hardworking, responsible head of the family and the head of society, having a kind and merciful character.
Key words: anthroponymy, ethnopedagogics, Muslims of Crimea, gender education, gender ideals.
З.Ш. Таирова, ст. преп. каф. иностранных языков, Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,
г. Симферополь, E-mail: [email protected]