Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность как сфера реализации профессиональноуправленческой направленности менеджеров'

Социально-культурная деятельность как сфера реализации профессиональноуправленческой направленности менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / VOCATIONAL AND MANAGERIAL ORIENTATION / МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MANAGEMENT AND SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижикова Елена Владимировна

В статье предлагается описание процесса формирования и развития профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES SUCH AS THE SCOPE OF VOCATIONAL AND MANAGERIAL ORIENTATION MANAGERS

In the article it is proposed that a description of the process of formation and development vocational and managerial orientation managers socio-cultural activities at the University of arts and culture.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность как сфера реализации профессиональноуправленческой направленности менеджеров»

ских ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3. С. 98—104.

4. Жданова Е. И. Управление и экономика шоу-бизнеса. Москва : финансы и статистика, 2003. 173 с.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : [учебник для студентов вузов культуры и искусств]. Москва : МГУКИ, 2004. С. 143—281.

6. Концепция федеральной целевой программы «Культура России» (2012—2018 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: fcpkultura.ru

7. Новикова Г. И. Технологии арт-менеджмента : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2004. С. 45—54.

8. Новикова Г. И. Менеджмент творческо-производственной деятельности : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2013. С. 18—30.

СоЦИААЬНО-КУАЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

УДК [351.858:379.8]-027.21 Е. В. Чижикова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье предлагается описание процесса формирования и развития профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, профессионально-управленческая направленность, менеджмент социально-культурной деятельности.

E. V. Chizhikova

Moscow State University of Culture and Arts

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES SUCH AS THE SCOPE OF VOCATIONAL AND MANAGERIAL ORIENTATION MANAGERS

In the article it is proposed that a description of the process of formation and development vocational and managerial orientation managers socio-cultural activities at the University of arts and culture.

Keywords: socio-cultural activities, vocational and managerial orientation, management and socio-cultural activities.

Процесс формирования и развития профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности осуществляется непрерывно в течение всего жизненного цикла профессиональной деятельности. Профессиональная направленность вне зависимости от характера профессии не имеет окончательных преде-

лов в своей завершённости. Специфичность условий труда и сферы деятельности менеджеров социально-культурной деятельности формирует особый психологический склад личности представителей этой профессии, взгляды и представления которых во многом развиваются благодаря приобретаемому опыту, восприятию, ожиданиям, прогнозам и

SS

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ S (SS) сентябрь-октябрь 2013 SS-93

перспективе.

Профессиональная направленность связывает человека не только с профессией, но и с целым миром. В структуре этого процесса важную роль играют смыслы и значения, конкретные ситуации и в целом приобретаемый опыт. Профессиональная направленность как субъективное состояние личности может быть изменена в соответствии с возникшими потребностями, задачами специалиста, его целями, ценностными представлениями под влиянием профессиональной деятельности.

Отправной точкой реализации профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности является профессионально-управленческий процесс в социально-культурной сфере, где специалист может реализовать себя как личность, проявляя свои профессиональные качества как доказательство своей профессионально направленной состоятельности.

Кроме того, в реальном профессиональном процессе растёт профессиональная устойчивость менеджера социально-культурной деятельности, что обеспечивает сокращение текучести, повышение статуса и престижа специалиста. Реализация профессионально-управленческой направленности, таким образом, обусловлена и её развитием, которые подкрепляются такими факторами ожидания реализации в профессии, как:

• повышение профессионального статуса и социально-правовой защищённости;

• обеспеченность гарантиями реализации полученной квалификации;

• создание оптимальных условий труда;

• возможность улучшения жилищно-бытовых условий;

• достойная оплата труда.

Профессиональная деятельность менеджеров социально-культурной деятельности является, таким образом, важнейшим фактором реализации и развития их профессионально-управленческой направленности, а социально-культурная деятельность выступает субъектом реализации

профессиональной направленности этого специалиста.

Развитие рыночных отношений в социально-культурной деятельности во многом изменило миссию, цели и задачи её функционирования, обновило методы и принципы управления. Динамичные процессы разделения труда, проявляющиеся в обновлении социальных функций, ролей и статусов современных специалистов, углубили их специализацию в самых разных направлениях социально-культурной деятельности: управленческой, интеллектуальной, художественной, культурно-творческой, до-суговой, коммуникативной и т.д. Тенденция углубления специализированности различных направлений деятельности сегодня объективно стала важным фактором общего социально-культурного прогресса.

В социально-культурной деятельности в процессе разделения труда ключевое значение имеет культура, образование, культура досуга, социальная педагогика и т.д. другими словами, это те направления деятельности, которые ближе всего стоят к человеку, его духовному, нравственному, художественному развитию, его социальному здоровью и социальной защите.

Культура — это порождение коллективной жизнедеятельности людей, а её практическими творцами и исполнителями выступают отдельные личности. Традиционно каждый индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: как «продукт» культуры, введённый в её нормы и ценности, обученный технологиям деятельности, этике взаимоотношений с другими людьми в процессе своей инкуль-турации и социализации, осуществляемых в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, в процессе контактов с социальным окружением.

Инкультурация — процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существенных привычек, норм и паттернов поведения [11]. В Оксфордской иллюстрированной энциклопедии социализация трактуется как сложный процесс усвоения индивидом

системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе [5, с. 270].

В социально-культурной деятельности ин-культурация и социализация представляют собой двуединый процесс — приобщения индивида к культуре, усвоения и активного воспроизводства социального опыта (культурных, социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции и т.д.). Здесь индивид выступает как «потребитель» культуры, поскольку использует нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной и профессиональной практике; но одновременно — и как «производитель» культуры, потому что творчески порождает новые культурные формы, а также — как «транслятор» культуры, так как воспроизводит культурные образцы в своих практических действиях и суждениях.

Разумеется, что теоретическая ценность и практическая значимость каждой науки, главным образом, определяются уровнем разработанности концепций, в которых раскрываются предмет, цели, задачи, закономерности, функциональность и жизненность практических выходов. В противном случае, познающее мышление и вобранное в него содержание оказываются рассогласованными, неупорядоченными, лишёнными обязательности. Рассматривая понятие «концепция» как систему объяснения, распространяющуюся на ещё не решённые задачи в пределах определённого предметного поля, научную концепцию социально-культурной деятельности мы представляем как внутренне организованную, сознательно упорядоченную, построенную в систему область знания. Имея определённое, но небезграничное предметное поле внешних и внутренних фактов и опыта, концепция социально-культурной деятельности в процессе своей концептуализации регистрирует, фиксирует, упорядоченно описывает и классифицирует все, что встречается в этом поле фактов и опыта. Более того, она потенциально самокритично оценивает саму себя (рефлексия) и

благодаря этому предрасположена к диалогу с концепциями других наук, не претендуя на полную монополию.

В совместных научных трудах Т. Г. Киселёвой и Ю. Д. Красильникова социально-культурная деятельность характеризуется как определённая система идей и представлений, отражающая цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяющая пути, методы и средства их реализации в условиях развернувшихся в стране процессов реформирования социально-экономической и общественной жизни [4].

Следовательно, в структуре социально-культурной деятельности органично представлены наука, образование и практика. Предметное поле этой новой науки имеет насыщенную предысторию, связанную с культурно-просветительной работой, и новые тенденции, направленные на научные, образовательные и практические виды деятельности: культурно-досуговая деятельность, социальная педагогика, социология культуры, прикладная культурология и др.

Само понятие «социально-культурная деятельность», в силу широкого спектра проблем, в него входящих, не имеет однозначного толкования, но каждое из существующих понятий обогащает новыми гранями и аспектами этот многоаспектный феномен, подобно многозначному толкованию понятия «культура».

Термин «социально-культурная деятельность» связан с понятием «культурная деятельность», которое сформулировано в федеральном законе РФ «Основы законодательства РФ о культуре» и трактуется как деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

Социально-культурную деятельность можно рассматривать в двух планах:

• в широком понимании — как способ бытия человека, как систему наследуемого опыта, как материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека;

• в узком понимании — как конкретную форму жизни людей, включающую сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное, архивное дело, национальные и местные традиции), художественное образование, творчество, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографию, ремесла, а также обеспечивающую форму (управление, экономику, информатику, подготовку и переподготовку специалистов) и формирование их профессиональной направленности как объектов и субъектов социокультурной деятельности.

Этимология понятия «социально-культурная деятельность» изначально предполагает деятельностный характер протекающих в этой сфере процессов, в которых развивается профессиональная направленность. Структурно эта деятельность, по оценкам учёных [4], протекает в трёх основных направлениях:

• экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчёт и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;

• гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;

• организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчётности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Общей особенностью объектов деятельности менеджера в социокультурной сфере,

по нашему мнению, является высокий уровень системности этих объектов. другими словами, объект деятельности менеджера — это целостная сложная открытая система, в которой преобразовательная и познавательная деятельность менеджера может и должна охватывать как всю систему (объект) в целом, так и её отдельные элементы (отдельные стороны объекта — коллективы, учреждения и организации). При этом профессионально направленная деятельность менеджера должна учитывать максимум системных связей объекта, как внутрисистемных, так и с другими объектами (системами). В этом, на наш взгляд, заключается одно из характерных свойств профессионально направленной деятельности менеджера в социально-культурной сфере.

Согласно основной идее теории систем, целостная социокультурная система состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями. Она представляет собой обобщённый, суммарный результат состояния многих социальных и культурных компонентов, таких как конечные элементы (активная и массовая культуротворческая деятельность людей); взаимосвязи элементов (социокультурные связи, межличностные отношения, культурные обмены, взаимодействия, общение и т.д.); функции элементов системы как целого (необходимость определённых культурно-нормативных действий для сохранения культуры); границы (расширение возможностей для включения людей в культурные процессы); подсистемы (численность коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений и клубов по интересам и других клубных формирований); окружение (создание условий для культурной деятельности, взаимодействия с соседними социокультурными системами) [9, с. 47].

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что именно специфика объекта деятельности определяет и содержание предметно-практической деятельности менеджера социально-культурной деятельности, и характер реализации его профессиональной

направленности.

Широкий профиль профессионально направленных устремлений менеджера социально-культурной деятельности реализуется на уровне усвоения видов деятельности, характерных для всего цикла взаимодействия его с объектом-системой. В этом случае психологи употребляют термин «тип ориентировки» [2]. Менеджер как специалист с высоким типом ориентировки в своей профессионально направленной деятельности не испытывает больших затруднений переноса (в случае необходимости) основных видов деятельности на другие предметные области, ранее ему малоизвестные.

Типичными становятся примеры, когда выпускники вузов культуры и искусств, подготовленные к деятельности в учреждениях культуры, после непродолжительной адаптации успешно трудятся в сфере туризма, кинопроизводства и проката, гастрольно-концертной деятельности, офисном менеджменте и т.д. Широкий спектр профессионально направленных интересов менеджера социально-культурной деятельности, между тем, не означает размытости его квалификации, способности и готовности решения достаточно узкого и конкретного типа задач без дополнительной адаптации.

Реализация профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности обеспечивается, на наш взгляд, оптимальным соотношением общих и конкретных типов решаемых профессиональных задач, уровнем устойчивости профессиональной направленности, сформированной вузом, в соответствии с поставленными заказчиком (государством, учреждениями и организациями) целями, а также характерными для вузов культуры и искусств традициями фундаментального профессионального образования.

Эффективная реализация профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности определяется таким общефилософским понятием, как «деятельность». Объектно-деятельностный подход в социально-культурной деятельности стано-

вится краеугольным камнем реализации профессионально направленной позиции менеджера, его способности реализовать себя «в целостной системе, являющейся объектом деятельности, определить цикл взаимодействия с ней, виды деятельности, характерные для разных этапов этого цикла, типы профессиональных задач для каждого этапа, место непосредственного предмета деятельности в общей структуре системы, а также социально-политический, экономический, экологический и т.д. аспекты деятельности специалиста, обеспечивающие функционирование данной и связанных с ней других систем» [7].

«Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, — отмечает Э. Г. Юдин, — содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры... Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности» [10, с. 267]. Опираясь на данное положение, можно определить, что социокультурная самоорганизация и социально-нормативная деятельность, как два параллельных, но взаимосвязанных процесса, предполагают определённую организацию деятельности, в большей или меньшей степени присутствующую в обоих процессах.

В определении понятия «организация» мнение учёных неоднозначно. Рассматривая «организацию» в совокупности с деятельностью учреждений культуры, что наполняет это понятие живыми смыслами, исследователи с разных позиций видят эту проблему. А. Д. Жарков считает, что организация деятельности учреждений культуры требует от специалистов умения распределить работу, определить персональные обязанности, права и ответственность, установить время выполнения работ, разработать систему контроля выполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе [3]. В. Е. Триодин пишет, что организация призвана обеспечить оптимальное состоя-

ние клуба как социально-педагогической системы, то есть согласованность, взаимодействие, соподчинение и координацию всех её структурных элементов [8, с. 94]. И. М. Болотников акцентирует внимание на характере организационно-управленческих решений в деятельности учреждений культуры [1].

Как видно, исследователи с различных позиций рассматривают сущность организации деятельности учреждений. Безусловно, в каждом положении имеется своё рациональное зерно, заслуживающее внимания. Однако практически все авторы стоят на позициях жёсткой модели организации деятельности учреждений культуры, в которой не остаётся места для социокультурной самоорганизации, ибо вся деятельность строится на социально-нормативной вертикальной схеме. Из всего многообразия толкований и определений термина «организация деятельности» хотелось бы выделить определение, которое дано А. И. Пригожиным, где «организация» представлена как система взаимосвязанных элементов — субъектов, объектов, упорядоченности и деятельности [6, с. 6—8]. Однако данное определение носит общий характер и не отражает сущности какого-либо конкретного процесса, тем более — деятельности учреждений культуры и форм её организации.

«Организация деятельности» учреждений культуры представляет собой процесс реализации целей с использованием таких средств и методов культурной политики, которые соответствуют принципам социокультурной самоорганизации и социально-нормативной идентификации личности. мы не случайно уделили достаточно большое внимание вопросу организации деятельности учреждений культуры, ибо считаем его важным в понимании их двойственной функции.

феномен двойственности деятельности учреждений культуры не является их «изобретением», он связан с полифоничностью самой социально-культурной деятельности, которая, с точки зрения исследователей, может рассматриваться как технология (способ человеческой деятельности) и в личностном аспекте человеческого бытия, в котором доминируют «сущностные силы человека», «творчество», «духовное богатство». Несмотря на внешнюю противоположность «технологического» и «личностного» подходов, нельзя не видеть в них диалектического единства. «Технологический» подход связан с «обработкой природы людьми» и проявляется в социально-нормативных функциях учреждений культуры, а «личностный» — «обработка людей людьми» — с функцией социокультурной самоорганизации личности.

Примечания

1. Болотников И. М. Научное управление культурно-просветительными учреждениями. Москва, 1976. 144 с.

2. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Докл. АПН РСФСР. 1958. № 2.

3. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва : МГУКИ, 2002.

4. Киселева Т. Г, Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 1995.

5. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия : в 9 т. : пер. с англ. Москва : ИНФРА-М, Весь Мир, 2000. [Т. 7] : Народы и культура.

6. Пригожин А. И. Организация системы и люди. Москва, 1983.

7. Татур Ю. Г, Михалева Т. Г, Печенюк Н. Г. Новые аспекты старых терминов // Вестник высшей школы. 1989. № 12.

8. Триодин В. Е. Педагогика клубной работы. Москва, 1984.

9. Чижиков В. М, Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент. Москва : МГУКИ. 2003.

10. Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. Москва, 1978.

11. Herskovitz M. J. Man and His Works: The Science of Cultural Anthropology. N.-Y., 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.