Кроме того, такая связь между вузом и предприятием в виде практики позволит работодателям остановить свой выбор на нужном для себя специалисте, а вузу - обеспечить реальным рабочим местом по своему направлению выпускника-бакалавра.
Таким образом, при детальном рассмотрении и самостоятельная учебная деятельность будущих бакалавров, и прохождение практики способствуют формированию профессиональной компетентности, обеспечивают развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, развивают методические основы самостоятельного решения профессиональных задач.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (ред. от 20.04.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41028). [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». -(дата обращения: 12.11.2016).
2. Галеева, Ж.Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля [Текст] / Ж.Ш.Галеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 231-233.
3. Корякина, O.E. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессионально значимых качеств будущих техников-строителей [Электронный ресурс] / О.Е.Корякина// Вестник ЧГПУ. 2015. №3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannye-zadaniya-kak-sredstvo-foririirovariiya-professionalno-znachiiriyh-kachestv-buduschih-tehnikov-stroiteley, свободный. - (Дата обращения: 07.11.2016)
4. Академический или прикладной бакалавриат: что выбрать? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/novosti/priyem/265659/, свободный. - (Дата обращения: 07.11.2016)
УДК 305
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СОПУТСТВУЮЩИЕ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Симонян Е.Э, Мордовский Э.А, Меньшикова Л.И., 2016 Северный государственный медицинский университет, студентка 5 курса лечебного факультета,
Архангельск
Северный государственный медицинский университет , кандидат медицинских наук, доцент
кафедры обгцественного здоровья и здравоохранения, Архангельск Северный государственный медгщинский университет , доктор медгщинских наук, профессор,
Архангельск
Аннотация: исследованы социально-гигиенические проблемы и факторы риска, сопутствующие ранней беременности у подростков в Российской федерации, как неотъемлемые составляющие глобальной проблемы репродуктивного здоровья нации. На рубеже ХХ-ХХ1 веков состояние здоровья подростков и молодежи России остается одной из наиболее актуальных социально-гигиенических проблем. Состояние здоровья подростков обусловлено сложным взаимодействием биологических детерминант с социокультурными особенностями: развитием института семьи и состоянием общества в целом. Эксперты ВОЗ определяют следующие группы глобальных проблем современной молодежи: употребление табака, вредное употребление алкоголя, психическое здоровье, насилие и травмы, ранняя беременность и роды [1].
Ключевые слова: социально-гигиеническая проблема, ювенильный возраст, беременность, репродуктивное здоровье.
Основная часть:
Ежегодно около 16 миллионов девушек в возрасте 15-19 лет и около 1 миллиона девочек до 15 лет рожают, в основном в странах с низким и средним уровнем дохода.
С 1990 года происходит заметное, хотя и неравномерное, сокращение показателей рождаемости среди девушек-подростков, однако около 11% всех рождений в мире по-прежнему приходятся на девушек в возрасте 15-19 лет. Подавляющее большинство этих рождений (95%) имеют место в странах с низким и средним уровнем дохода. Согласно сборнику "Мировая статистика здравоохранения, 2014 г.", средний мировой показатель рождаемости среди 15-19-летних составляет 49 на 1000 девушек [2].
Подростковая беременность является важной не только общемедицинской, но и социальной проблемой как в нашей стране, так и в странах дальнего и ближнего зарубежья [3]. Как показывают современные исследования последних лет, частота беременности у несовершеннолетних в таких странах, как Аргентина и Бразилия, составляет 16,8-17,5%, Шотландия 7,0-12,5% , Румыния, Болгария, Россия - 7,0- 9,8% , США - 7,0-9,8% , Австралия, Новая Зеландия, Канада - 4,0-6,9% , Япония, Германия, Франция - 4,0%, Нидерланды - 1,2% . Ранняя беременность в 50-60% случаев является незапланированной и не желанной, и потому чаще завершается искусственным прерыванием [6,10]. При этом психотравмирующие факторы, обусловленные нежелательной беременностью, приводят к тяжелым внутренним переживаниям, которые в дальнейшей жизни сопровождаются серьезными нравственными проблемами и личными трагедиями, первичным бесплодием, что ухудшает здоровье будущих матерей.
Беременность у подростков - одна из главных социальных проблем в сегодняшнем обществе. Современные подростки проявляют сексуальную активность в более раннем возрасте, чем подростки предыдущего поколения. Ряд исследователей связывают увеличение числа беременностей среди подростков с "сексуальной либерализацией" отношений в обществе. Средний возраст начала половой жизни в настоящее время составляет 16 лет. В сексуальные отношения до 15 лет вступают 20-25% несовершеннолетних девочек [5].
Доказано, что к возникновению ювенильной беременности приводят плохие взаимоотношения матери и дочери, материальные трудности в семье, развод родителей, ранняя беременность у родственников и друзей, а также употребление наркотических средств и алкоголя, низкий образовательный уровень подростков, недостаточное внимание к сексуальному образованию в школе и семье. Помимо достижения физической и психологической зрелости, период полового созревания подразумевает еще один аспект - социальную зрелость. При этом если анатомо-физиологической зрелости девушки подростки достигают в основном к 17-18 годам, то полная социальная зрелость наступает не ранее 18 летнего возраста и даже позже. Подростки, как правило, не имеют должной степени социально-экономической независимости от родителей, необходимой для самоличного принятия серьезных решений по поводу своей личной жизни и самостоятельного существования [3].
Таблица 1. Последствия беременности и родов в несовершеннолетнем возрасте.
Социально-экономические • пролонгированная зависимость от
родителей
• незавершенность образования
• повторение ранних деторождений на
протяжении поколений нескольких
поколений
Осложнения беременности .влияющие на • гестоз
здоровье матери и плода • анемия
• угроза невынашивания
беременности
• хроническая фетоплацентарная
недостаточность
• несвоевременное излитие
околоплодных вод
• аномалия родовой деятельности
• гнойно-инфекционные послеродовые
заболевания
• низкая масса тела новорожденного
Можно выделить ряд неблагоприятных социальных последствий беременности и родов в несовершеннолетнем возрасте - это пролонгированная зависимость от родителей, ввиду отсутствия экономической и социальной стабильности, незавершенность образования и профессиональной подготовки, вероятность повторных родов в юном возрасте, повышенный риск остаться одинокой в дальнейшей жизни, а также повторение ранних деторождений на протяжении поколений нескольких поколений.
Наряду с социальными проблемами, юные матери часто сталкиваются часто с проблемами здоровья. Общеизвестно, что организм женщины не готов физически и психологически вынашивать ребенка в таком возрасте. Беременность и роды в подростковом возрасте протекают со значительным количеством осложнений (от 46,8 до 84,6%) в сравнении с женщинами более старшего возраста. Так, большинство исследователей в своих работах указывают, что при ювенильной беременности гестоз встречается в 12 - 76,5% наблюдений, анемия - в 4 - 78%, угроза невынашивания беременности - в 4,7 - 49%, хроническая фетоплацентарная недостаточность - в 11 - 76%. Отмечено, что у несовершеннолетних женщин к особенностям течения родов относятся: преждевременное их начало (7,4 -28,3%), стремительное и быстрое течение (14,7 - 25,6%), несвоевременное излитие околоплодных вод (14,7 - 45,3%) . Часто аномалия родовой деятельности (6,5 - 37,2%), патологическая кровопотеря, аномалии костного таз (5,7 - 10,8%), родовой травматизм (4 - 25,5%), а также гнойно-инфекционные послеродовые заболевания (20 - 71,7%) [8]. Осложненное течение беременности и родов у подростков является фактором высокого перинатального риска. Так, исследователи в нашей стране и также других странах доказали, что дети несовершеннолетних родильниц имеют меньшую массу тела, чем младенцы взрослых женщин [4]. Во всем мире осложнения во время беременности и родов являются второй причиной смерти девушек в возрасте 15-19 лет. Дети матерей-подростков подвергаются значительно более высокому риску смерти, чем дети, родившиеся у женщин в возрасте 20-24 лет [2].
Таким образом, процесс формирования полноценной гестационной доминанты, период эмбриогенеза и созревания плода, особенности течения беременности и родов определяются не только эндогенными (биологическая зрелость, состояние репродуктивного и соматического здоровья), но и экзогенными факторами, включая и социально-экономические. В связи с чем подростковая беременность, должна быть выделена в группу высокого риска по развитию материнской и перинатальной заболеваемости.
Заключение:
Таким образом, учитывая тенденцию к увеличению числа беременностей у несовершеннолетних пациенток, необходимы дальнейшие научные разработки комплексной системы медико-организационных мер (образовательные программы, мероприятия по снижению абортов, обеспечение современными методами планированию семьи и контрацепции), что требует внедрение новых подходов в условиях функционирования специализированных центров, направленных на улучшение состояния здоровья юных женщин для повышения качества оказываемой им медицинской помощи [9].
Список литературы:
1. Риски для здоровья молодых людей / Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения N 345 (август 2011). URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs345/ru (дата обращения: 23.10.2016).
2. Беременность среди подростков/Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения N 364 (сентябрь 2014). URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs364/ru/(flaTa обращения: 23.10.2016).
3. Брюхина Е.В., Мазная, Е.Ю., Рыбалова, Л.Ф. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода в подростковом возрасте // Тез. докл. IV Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии. М., 2000. 201 с.
4. Новикова, Е.В. Проблема прерывания беременности у подростков // Рецепт. 2008. N 3. С. 35 - 39.
5. Buschman, N. A., Foster, G., Vickers, P. Adolescent girls and their babies: achieving optimal birth weight. Gestational weight gain and preg nancy outcome in terms of gestation at delivery and infant birth weight: a comparison between adolescents under 16 and adult women / N.A. Buschman, G. Foster, P.Vickers // Child Care Health Dev. 2009.№ 27 (2). P. 163 - 234.
6. Можейко, Л.Ф. Ранние и отдаленные последствия искусственного прерывания беременности в период полового созревания//Мед. журн. 2010. № 1 (31). С. 11 - 14.
7. Журавлева И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социология здоровья и медицины. — 2008. —N7. — С. 133-142.
8. Кулигин, О.В., Васильева, Т.П., Кулигина, М.В., Чиненова, Э.Н. Социально-гигиенические особенности беременности и родов в юном возрасте // Сборник научных трудов «Новые технологии охраны здоровья семьи» / Иваново. 2006 г. С. 386 - 389.
9. Конкабаева А.Е., Кыстаубаева З.Т., Ахметова М.Ж. Проблемы нарушения репродуктивного здоровья у студенческой молодежи // Вестн. Карагандинского гос. ун-та. — 2012. — N 1(65). — С. 29-35.
УДК 159.944
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ: ГИПОДИНАМИЯ И ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Евдокимова А.А., 2016
Тверской государственный университет, студентка 3 курса кафедры психологии труда и
клинической психологии, г. Тверь
Аннотация: В статье рассматривается проблема гиподинамии у студентов. Анализируются социальные и психологические причины развития гиподинамии, возможные заболевания, возникающие вследствие её появления, рассматриваются симптомы гиподинамии, пути её преодоления. Приводятся статистические данные, отражающие последствия гиподинамии.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, гиподинамия, студенты
В повседневной жизни нам приходится заниматься множеством разнообразных дел: самоотверженно работать, старательно учиться, решать вопросы семейного и личного характера и т. д. Студенты большую часть времени проводят за учёбой, как в университете, так и дома, не находя свободных минут для активного отдыха. К сожалению, зачастую у молодого поколения возникает острая проблема гиподинамии организма.
Гиподинамия (гипокинезия) - это состояние пониженной активности организма, вызванное отсутствием физической нагрузки у человека. Гиподинамия не является заболеванием, но приводит к серьёзным нарушениям в организме. Данный термин олицетворяет собой малоподвижный образ жизни, который может привести: к уменьшению скорости обмена веществ (замедление метаболических процессов), к заболеваниям сердечно - сосудистой системы (снижение тонуса сосудов, ослабление работы сердечной мышцы), к заболеваниям опорно - двигательного аппарата