№ 6 - 2013 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки
УДК 613-057.875:371.7
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Г. УЛАН-УДЭ
Т. Ч. Модонова
ГАУЗ «Студенческая поликлиника» (г. Улан-Удэ, Россия)
Образ жизни студенческой молодежи приобретает особое значение. От успешности формирования и закрепления в сознании студентов навыков здорового образа жизни зависит состояния их здоровья, качество приобретения высшего и среднего образования, раскрытие потенциала личности.
Ключевые слова: студент, здоровье, качество, доступность, организация медицинской помощи, здоровый образ жизни.
Модонова Туяна Чойнхоровна — главный врач ГАУЗ «Студенческая поликлиника», г. Улан-Удэ, рабочий телефон: 8 (3012) 41-09-26, е-mail: [email protected]
Актуальность темы. Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни и ценностям, установкам, степени гармонизации внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и сохранение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Цель исследования: социально-гигиеническая оценка образа жизни студентов технического вуза г. Улан-Удэ.
Методика исследования предусматривала опрос студентов Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) по специально разработанной автором анкете «По изучению отношения студентов к здоровому образу жизни, выявлению факторов риска, их влиянию на здоровье учащейся молодежи».
Анкета состоит из 47-ми вопросов, сгруппированных в 9 блоков. Анкетирование проводилось анонимно, методом случайной выборки. В анкетировании принимали участие студенты с 1-го по 5-й курсы. Это позволило проследить тенденции изменения мнений студентов за время обучения в вузе. В социологическом исследовании приняло участие 550 студентов.
Объем наблюдения определялся в соответствии с методикой, предложенной
А. М. Мерковым и Л. Е. Поляковым. В социологическом опросе участвовало 550 студентов, их распределение по полу и возрасту следующее: муж. — 48 %, жен. — 52 %; 17-18 лет — 26,8 %; 19-20 лет — 30,5 %; 21-22 года — 24,6 %; 23 года и старше — 18,1 %.
Анкета предназначена для разработки мониторинга здоровья студентов. Кроме этого, она способствует созданию доверительной формы получения информации о соматическом здоровье, выявлению неблагоприятных факторов, формирующих состояние здоровья, базы сведений о негативном психоэмоциональном состоянии студентов, выявлению мотиваций молодых людей, направленных на укрепление и поддержание социального, соматического, в том числе репродуктивного, здоровья.
Результаты и их обсуждение. Изучение распределения студентов технического вуза г. Улан-Удэ по социальному происхождению показало, что дети из семей служащих составили 58,0 %, из семей рабочих — 40,0 %, предпринимателей — 2,0 %. Из общего числа опрошенных 47,0 % являлись жителями г. Улан-Удэ, 53,0 % учащихся приехали из сельской местности.
Исследование показало, что большинство студентов оценивают свое здоровье как хорошее (51,9 %), 40,1 % — как удовлетворительное и только 8,0 % опрошенных — как плохое. Самооценка здоровья отражает субъективную характеристику человека, его удовлетворенность условиями жизни.
Многими исследователями установлено влияние на здоровье детей материального достатка семьи, жилищных условий, условий обучения и воспитания. Студенты ВСГУТУ в 32,6 % случаях проживали с родителями в благоустроенной квартире; в 12,5 % — с родителями в частной доме; в 29,9 % — в общежитии; в 16,7 % — снимали жилье; другое — в 8,3 % случаев. Удовлетворенность жилищными условиями отмечали 35,0 % респондентов; скорее да, чем нет — 10 %; скорее нет, чем да — 12,7 % и нет — 42,3 % опрошенных.
В качестве основного источника доходов 49,0 % опрошенных называли средства родителей, причем для каждого третьего они являлись единственными. Среди опрошенных 7,0 % указали, что живут на стипендию, а 41,1 % студентов отметили, что работали для получения дополнительного источника доходов. Семейный бюджет считали удовлетворительным 74,0 % респондентов; 3,5 % студентов отметили, что денег хватает только на продукты питания; у 6,4 % опрошенных денег хватало на еду и одежду и 16,1 % отмечали, что живут хорошо.
Исследование выявило ряд существенных нарушений в режиме дня студентов. На ночной сон до 8-ми часов указали 37,5 % опрошенных; на то, что спят до 7-ми часов — 40,6 % студентов; длительность сна до 6-ти и менее часов указали 21,9 % респондентов. Таким образом, нарушение режима сна проявлялось в сокращении его продолжительности у большинства студентов (62,5 %).
Режим питания студентов свидетельствует о сокращении числа приемов пищи в течение дня, увеличении перерывов между приемами пищи, частое отсутствие утреннего завтрака, позднее время обеда и ужина. Так, среди опрошенных в 48,3 % случаев студенты питались до 2-х раз в день; 3,1 % респондентов указали на однократный прием пищи; на то, что имели 3-разовое питание, ответили 32,6 % учащихся и только 22,2 % студентов имели кратность приема пищи более 3-х раз в день. Уровень удовлетворенности питанием среди студентов невысокий и составляет 36,7 %, а 50,6 % респондентов указали, что не доедали. Были довольны питанием только студенты, проживающие вместе с родителями (87,0 %).
Одним из основных элементов здорового образа жизни является физическая активность. Занятия по физическому воспитанию во ВСГУТУ проводятся с 1-го по 3-й курсы 2 раза в неделю. Большинство студентов (61,0 %) не считают физкультуру основой здорового образа жизни.
Многие исследователи отмечает, что студенты испытывают недостаток свободного времени, и вместе с тем они не могут использовать его рационально. Студенты ВСГУТУ очень мало времени проводят на свежем воздухе — более половины из них (62,5 %) менее одного часа в день. Свободное время преимущественно проводят за компьютером — 42,0 %; подрабатывают — 41,1 %; встречаются с друзьями — 29,4 %; читают — 12,0 %; занимаются спортом — 11,7 % и имеют хобби — 5,8 % опрошенных студентов.
Выраженное негативное влияние на здоровье оказывает табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков. Распространенность вредных привычек в молодежной среде не только не уменьшается, но имеет устойчивую тенденцию к росту. По данным анкетирования, 61,2 % студентов ВСГУТУ курят. Доля курящих девушек составляет 20,4 %. Большинство студентов заявляют, что выкуривают не больше пачки в день (72,1 %), а 27,9 % курят много (т. е. более 1-й пачки), хотя большинство курящих (78,0 %) осведомлены о вреде курения. Курение выполняет у студентов коммуникационную функцию, является способом завязать отношения, поддержать разговор в компании.
Социологическое исследование показало, что каждый 5-й первокурсник (21,7 %) употребляет алкогольные напитки, а среди студентов старших курсов — уже каждый 2-й (50,0 %).
Отмечается высокий уровень употребления алкогольных напитков среди студентов, живущих в общежитиях. Так, употребляют алкоголь с различной частотой 67,5 % первокурсников и 93,0 % студентов старших курсов. Среди алкогольных напитков первое место занимает пиво, на употребление которого указали около половины студентов, затем следуют вина, слабоалкогольные коктейли (32,4 %),около 17,0 % опрошенных предпочитают крепкий алкоголь.
Данные, полученные при изучении опыта употребления наркотиков, показали, что их пробовали хотя бы один раз 20,5 % студентов. Основным поводом для употребления наркотиков послужило: компания — 54,5 %; желание испытать новые ощущения — 40,2 %; уйти от проблем — 5,3 %.
Одним из наиболее значимых показателей отношения к своему здоровью является медицинская активность. В проведенном исследовании 11,1 % студентов указали, что постоянно заботится о своем здоровье; 26,6 % — периодически, а в случае болезни прибегают к помощи врачей 60,0 % опрошенных. При заболевании или плохом самочувствии 38,6 % респондентов не обращаются к врачам, из них 37,5 % указали на сложности из-за пропусков занятий в вузе; занимаются самолечением — 25,0 %; лечатся по совету родных или друзей — 29,1 %; считают, что поводов для беспокойства нет — в 8,4 % случаев.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование показывает, что образ жизни студентов технического вуза г. Улан-Удэ нельзя назвать здоровым, он характеризуется неудовлетворительным материальным положением студентов; нарушениями в режиме труда, отдыха и питания; высокой распространенностью вредных привычек; низкой физической активностью; недостаточным пребыванием на свежем воздухе; низкой медицинской активностью студентов.
В связи с этим в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь студенческой молодежи, приоритетным направлением деятельности является усиленное развитие профилактической работы, формирование здорового образа жизни у молодежи, поскольку именно в этом возрастном интервале закладываются стереотипы поведения, формируется здоровый или нездоровый стили жизни.
Список литературы
1. Апанасенко Г. Л. Здоровый образ жизни / Г. Л. Апанасенко. — М. : Дело, 2001. — 260 с.
2. Бабенко А. И. Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения / А. И. Бабенко, Е. Д. Татаурова // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. — 2005. — № 6. — С. 6-8.
3. Дэбэева Т. Б. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи в семье (на материалах социальных исследований) / Т. Б. Дэбэева // Мир центральной Азии-2 : сб. науч. ст. — Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. — С. 415-423.
4. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н. А. Агаджанян [и др.] // Гигиена и санитария. — 2005. — № 3. — С. 48-52.
5. Мерков А. М. Санитарная статистика : пособие для врачей / А. М. Мерков, Л. Е. Поляков. — Л. : Медицина, 1974. — 384 с.
HYGIENIC ASSESTMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS OF ULAN-UDE
Modonova T. Ch.
SIHF «Student Clinic» (Ulan-Ude, Russia)
Lifestyle of students today is of particular importance. Their state of health, the quality of the acquisition of higher and secondary education, the disclosure of personal potential depend on how to successfully manage to form and consolidate students' skills in the minds of a healthy lifestyle.
Keywords: student, health, quality, accessibility, medical aid organization, healthy lifestyle.
About authors:
Modonova Tuyana Choynkhorovna — chief physician at SIHF «Student Clinic», office phone: 8 (3012) 41-09-26, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Apanasenko G. L. Healthy lifestyle / G. L. Apanasenko. — M.: Business, 2001. — 260 P.
2. Babenko A. I. Healthy lifestyle at younger generation / A. I. Babenko, E. D. Tataurova // Problems of soc. hygiene, health care and medicine history. — 2005. — № 6. — P. 6-8.
3. Debeeva T. B. Formation of healthy lifestyle of studying youth in a family (on the materials of social researches) / T. B. Debeeva // World of Central Asia-2: col. of scient. art.
— Ulan-Ude: Publishing house of BSC SB RAS, 2008. — P. 415-423.
4. Studying of lifestyle, state of health and progress of students at intensification
of educational process / H. A. Agadzhanyan [etc.] // Hygiene and sanitation. — 2005. — № 3.
— P. 48-52.
5. Merkov A. M. Sanitary statistics: guidance for doctors / A. M. Merkov, L. E. Polyakov. — L. : Medicine, 1974. — 384 P.