биологических проблем экологии, элементы врачебного и инженерного мышления, экономических знаний. хорошую ориентацию в правовых вопросах, теории и структуре управления социалистическим хозяйством, в вопросах стандартизации, делопроизводства и многое другое.
Широкий круг вопросов подлежит оценке при анализе условий функционирования санитарного врача. К ним относятся состояние материально-технической базы учреждения, социально-психоло-гический климат, информационное обеспечение, постановка делопроизводства, работа с кадрами, организационная струк1-ура управления, наличие четко разграниченных функций, применяемые критерии оценки качества принимаемых решений и результатов деятельности. Некоторые отдельные из этих факторов, существенно влияющих на качество работы врача, можно оценить в соответствии с нормативными положениями и рекомендациями, для оценки других критерии или отсутствуют, или весьма относительны.
Характерным показателем эффективности работы врача на объекте является динамика достижения необходимых, желательных и возможных целей. Ее можно выявить моделированием санитарного состояния объекта через определенные периоды времени. Отражают активность санитарно-эпидемиологической службы и такие показатели,
как процент включения в планы санитарно-оздо-ровительных мероприятий предписаний, процент и сроки их выполнения, состояние внутриобъект-ного оперативного контроля, качество выпускаемой продукции и др. Дает возможность оценить авторитет врача на объекте и анкетный опрос. Даже такой приближенный анализ позволит принять достаточно эффективное решение по улучшению работы пер-"* вичного звена. Насущной проблемой совершенствования санитарно-эпидемиологической службы остается создание и внедрение в повседневную практику научно обоснованных методов и критериев оценки ее деятельности. Применение методологии системного подхода открывает новые возможности ее для решения, так как определяет основные направления и элементы деятельности, подлежащие оценке.
Литература. Белицкая Е. Я. — Гиг. и сан., 1971,
№ I, с. 61—64. Борисенко Н. Ф. — Там же, 1980, № 11, с. 54 —56. Малиновская Е. В. Использование системного анализа
в экономике. М., 1974. Петров Б. Д. — Гиг. и сан., 1970, № 5, ё. 9—15. Петров Б. Д. Врач, больные и здоровые. М., 1972. Ретнев В. М. — Гиг. и сан., 1975, № 4, с. 53—54. Ретнев В^М. — Там же, 1978, № 10, с. 43—45. Шевченко М. А., Борисенко Н. Ф. — Там же, 1979, № 6, с. 34—37.
Шевченко М. А.,' Борисенко Н. Ф. — Там же. № 7, с. 45— ' 49.
Поступила a0.0b.8l
УДК 613.7:613.86
Н. В. Рябова, А. П. Боярский
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТАМИ
Свердловский медицинский институт
Для изучения количества и структуры свободного времени использован метод анкетирования. С помощью анонимной анкеты опрошено 1436 студентов, I, III, V и VI курсов трех факультетов медицинского института. Полученный материал обработан статистически с применением ЭВМ. .
В определении свободного времени, данном К. Марксом1, подчеркивается, что свободное время — не столько время, свободное от чего-то, сколько время, предназначенное для развития умственных и физических способностей, а также для удовлетворения социальных потребностей. Рассматривая социально-гигиенические аспекты свободного времени по аналогии с данным ранее определением свободного времени школьников (А. П. Боярский), под свободным временем студентов следует понимать часть внеучебного времени, используемую ими по собственному выбору при регулирующем влиянии общества для возвышенной деятельности и досуга, способствующих всестороннему гармони-
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч! т. 23, с. 274.
ческому развитию студентов, укреплению их здоровья.
По продолжительности свободного времени контингент студентов неоднороден. При среднем свободном времени, равном 2,4±0,03 ч у 19,7% опрошенных, продолжительность его оказалась менее 1 ч, у 19,3% — 1—2 ч, у 41,3 % — 2—4 ч и у 20,9% — более 4 ч. Средняя продолжительность свободного времени студентов медицинского института меньше, чем у трудящихся СССР (3—5 ч), рабочих промышленных предприятий Среднего Урала (2,5—3 ч), студентов педагогического института (3 ч 45 мин), на что указывают Г. П. Орлов, К. В. Шульга и соавт.
В основу большинства классификаций структуры свободного времени положено марксистское понимание, усматривающее наличие в нем «как времени досуга, так и времени осуществления более возвышенной деятельности»2. Элементами возвышенной деятельности является научное творчество,
'Там ж е, т. 46, ч. 11, с. 221.
общественная деятельность, участие в художественной самодеятельности и др. Среди ответивших на анкету 34 % занимаются в студенческих научных кружках, в среднем отдавая этой работе 1,74— 0,01 ч в неделю. Общественные поручения имеют 97% опрошенных, па их выполнение затрачивается 1,42±0,01 ч в неделю. По 5—6% студентов занимаются в кружках художественной самодеятельности, художественным творчеством (живописью, лепкой, чеканкой).
С гигиенических позиций целесообразны активные виды деятельности, наилучшим образом обеспечивающие реституцию после учебной работы, физическое совершенствование, улучшение здоровья. Однако значительная часть студентов используют пассивные физически ненагруженные виды деятельности в свободное время. По данным анкетного опроса. 40,1% студентов занимаются физкультурой и спортом в среднем 2 ч в неделю, только 12,8% — более 3 ч.
Элементами досуга являются культурные мероприятия (посещение кино, театров, чтение художественной литературы), общение с товарищами. При этом немалая часть свободного времени студента расходуется на просмотр телепередач. Ежедневно 1 ч смотрят телепередачи 85,2% опрошенных. При анализе ответов студентов о других элементах досуга использована балльная оценка; 4 баллами оценивался элемент свободного времени, встречающийся каждый день, 3 баллами — имеющийся несколько раз в неделю, 2 баллами — имеющийся несколько раз в месяц, 1 баллом — имеющийся несколько раз в год. Наиболее часто студенты отдают свободное время чтению газет и журналов (3,18± ±0,03 балла), общению с друзьями и знакомыми (3,06±0,03 балла), чтению художественной литературы (2,85±0,02 балла). Не реже 1 раза в месяц они посещают кинотеатры (2,09±0,02 балла), несколько раз в год — театры и концерты (1,36± ±0,01 балла), студенческие вечера и дружеские компании (1,29±0,01 балла), совершают прогулки за городом (1,14±0,01 балла). Развлечения без существенной интеллектуальной нагрузки (домино, карты) — редкий элемент досуга студентов (0,56± ±0,04 балла). К сожалению, часть опрошенных в часы досуга употребляют алкоголь. Мало студентов занимаются физическими упражнениями: утреннюю гимнастику регулярно делают только 14,9% студентов, нерегулярно — 46,0%. На открытом воздухе, не считая времени на дорогу, студенты проводят в среднем 0,90±0,01 часа в день, что значительно ниже гигиенических норм.
Продолжительность свободного времени студентов зависит от пола, семейного положения, возраста, курса." Показатель связи Пирсона продолжительности свободного времени с полом 0,167, с семейным положением 0,188, с возрастом 0,242. Наибольшее влияние на длительность свободного времени оказывает специфика организации учебного процесса на разных курсах (показатель связи Пирсона 0,411). Объем свободного времени студентов
от I курса к VI увеличивается в среднем с 1,52± ±0,06 до 3,28±0,07 ч. Увеличение количества свободного времени на старших курсах можно связать с меньшей продолжительностью пребывания в институте и меньшей длительностью самоподготовки студентов. У женщин и семейных студентов меньше свободного времени. Структура свободного време-ми студентов зависит также от пола, семейного положения, возраста, курса и определяется в первую очередь различной общей длительностью свободного времени сравниваемых контннгентов.
В бюджете времени мужчин в отличие от женщин больший удельный вес имеют общественная работа, спорт (Р<0,05). Они больше времени проводят на открытом воздухе (Р<0,05), чаще совершают загородные прогулки (Р<0,05). Мужчины чаще отдают свое свободное время чтению газет и журналов (Р<0,05), авто-мотоспорту и фото-киноделу (Р<0,05), отдыху в компаниях, на студенческих вечерах (Я<0,05). В то же время они реже читают художественную литературу (Р<0,05) и бывают в театрах (Р<0,05). В воскресные дни при общей большей длительности свободного времени у них чаще отдых бывает менее разнообразен. В структуре каникулярного отдыха у мужчин чаще встречаются виды деятельности, связанные с повышенной двигательной активностью: турпоходы (Р<0,05), работа в деревне (Р<0,05), отдых на природе (Р< <0,05). Студентки больше занимаются чтением (Р<0,05), предпочитают турпоходам поездки по туристическим путевкам (Р<0,05).
У женатых и особенно у имеющих детей студентов большинство элементов свободного времени встречается менее часто, чем у несемейных студентов. Лишь продолжительность просмотра телепередач и частота занятий фото-киноделом у семейных студентов больше (Р<0,05), возможно, потому, что эти виды деятельности связаны с пребыванием в кругу семьи. Семейные студенты, как и следовало ожидать, чаще используют воскресный день и каникулы для домашних дел (Р<0,05), реже отдыхают По туристическим путевкам (Р<0,05) и ходят в турпоходы, меньше читают художественную литературу. Показатели связи Пирсона семейного положения" и элементов свободного времени 0,1—0,192.
С наибольшей частотой такие элементы свободного времени, как занятия научной работой, пребывание на открытом воздухе, прогулки за городом, общение с друзьями, отдых в компаниях, на студенческих вечерах, посещение кинотеатров, чтение художественной литературы встречаются в возрастной группе 20«—22 года. Уменьшение частоты этих элементов свободного времени у лиц старших возрастных групп связано с появлением семейных обязанностей, в более молодом возрасте — с большим объемом учебной работы. С возрастом увеличивается доля домашних занятий в воскресенье, каникулы (Р<0,05), снижается удельный вес активных форм отдыха. Показатель связи Пирсона возраста и элементов свободного времени колеблется от 0,081 до 0,231.
Существенное влияние на структуру свободного времени студентов оказывают процесс формирования студенческого коллектива, образовательный уровень, различия в организации учебного процесса на разных курсах. Вопреки тенденциям, обусловленным возрастом и изменением семейного положения, студенты старших курсов чаще общаются друг с другом, чаще выезжают за город, читают художественную литературу, газеты, журналы, посещают кинотеатры (Р<0,05). Увеличивается продолжительность просмотр'а телепередач (Р<0,05). Вместе с тем к старшим курсам процент занимающихся спортом и время, отдаваемое спорту, уменьшаются (Р<0,05). От курса к курсу уменьшаются общественная активность студентов и продолжительность выполнения общественных поручений. На старших курсах в каникулярном отдыхе сокращается доля активных форм отдыха. Показатель связи Пирсона курса и элементов свободного времен^ 0,158—0,344. Таким образом, структура свободного времени студентов медицинского института в социально-педагогическом отношении в основном прогрессивна. Однако часть студентов отдают досуг преимущественно пассивным формам потребления культурных ценностей, бездеятельному отдыху и времяпровождению, нередко связанному с употреблением алгоколя. Настораживает тенденция к уменьшению общественной активности у студентов старших курсов.
Исходя из того что свободное время — фактор •духовного и профессионального роста, проанализирована связь продолжительности и структуры свободного времени студентов с успеваемостью: чем выше средний балл, тем мень(не продолжительность свободного времени (Р<0,05). Это объясняется тем, что у хорошо успевающих студентов выше суммарная занятость аудиторной и внеаудиторной учебной работой. Вместе с тем структура свободного времени у хорошо и отлично успевающих студентов более рациональна в социально-педагогическом отношении. Студенты, имеющие высокие показатели успеваемости, больше времени отдают научной деятельности (Р<0,05) и общественной работе (Р<0,05). В структуре их досуга преобладает деятельность познавательного, развивающего характера. Отлично и хорошо успевающие студенты читают больше художественной литературы (Р< <0.05) как в учебные дни, так и во время каникул. В Воскресные дни и каникулы удельный вес неорганизованного времяпровождения у них меньше. Выявлена обратная зависимость успеваемости студентов от частоты употребления алкоголя. Среди хорошо успевающих студентов -выше процент занимающихся утренней гимнастикой (Р<0,05). Вместе с тем возможностей для реституции у отлично и хорошо успевающих студентов меньше ввиду меньшей общей длительности свободного времени, в том числе меньшей продолжительности пребывания на открытом воздухе как в учебные дни, так и в период отдыха.
По данным анкетного опроса, здоровье и само-
чувствие студентов зависели от продолжительности, и структуры их свободного времени. Для оценки частоты жалоб на нарушение самочувствия использована балльная система оценок: 3 балла — наличие жалоб несколько раз в неделю, 2 балла — несколько раз в месяц, 1 балл — очень редко, 0 — отсутствие жалоб. Жалобы на сильную усталость, вялость, упадок сил существенно зависели от количества свободного времени. Меньше всего жалоб предъявляли студенты, имеющие от 3 до 4 ч свободного времени в день. При продолжительности свободного времени, близкой к средней по институту, «средний» студент несколько раз в месяц предъявлял жалобы на сильную усталость, вялость, сонливость. Чем меньше продолжительность свободного времени, тем больше студентов отмечают нарушения состояния здоровья (Р<0,05), тем больше отнесенных к специальной (Р<0,05) и подготовительной группам для физического воспитания. Установлена аналогичная статистически значимая связь частоты жалоб на плохое самочувствие и нарушений состояния здоровья с продолжительностью пребывания на свежем воздухе.
Выводы. 1. Продолжительность свободного времени студентов медицинского института меньше средней длительности свободного,' времени трудящихся СССР и рабочих промышленных предприятий Урала.
2. В структуре свободного времени студентов высокий удельный вес имеет отдых с небольшой мышечной нагрузкой, ограничена продолжительность пребывания на .свежем воздухе. У значительной части студентов нерационально в гигиеническом отношении организован воскресный и каникулярный отдых, характеризующийся малым объемом двигательной активности.
3. Продолжительность и структура свободного времени студентов зависят от их возраста, пола, семейного положения и организации учебного процесса на разных курсах. Старшекурсники имеют больше свободного времени.
4. У студентов, имеющих высокую успеваемость, количество свободного времени ниже средних показателей, однако структура свободного времени у них более рациональна в педагогическом и гигиеническом отношениях.
5. Существенным резервом повышения профессионального и духовного роста, улучшения здоровья студентов является оптимизация свободного времени путем совершенствования структуры, материальной базы и • организационных форм его проведения. В работе по гигиеническому воспитанию студентов необходимо уделять больше внимания вопросам педагогической и гигиенической значимости свободного времени. р
Литература. Боярский А. П. — Педиатрия, 1976,
№ 2, с. 28—31. Орлов Г. П. Свободнее время как социологическая категория. Свердловск, 1973. Шцльга К■ В., Шуляковский В. И., Писаренко В. И.
Бюджет времени студента. Минск, 1973. .
Поступила 10.06.81