УДК 316.473
Борис Львович БЕЛЯКОВ,
профессор кафедры военной акмеологии и кибернетики Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Москва), доктор философских наук, профессор
arbit70@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИИ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
SOCIAL AND PHILOSOPHICAL VIEW ON THE PROBLEM OF MODERN CIVILIZATION
Статья посвящена социально-философскому осмыслению угроз современному миру, цивилизации, культуре. Автор обосновывает идею об опасном возрастании насилия в современном мире, о том, что основным условием существования и развития современной цивилизации закономерно остается мир, обеспечиваемый активной творческой созидательной силой и сотрудничеством, но никоим образом не насилием и вооруженным противоборством.
The article is devoted to social and philosophical understanding of threats to modern world, civilization and culture. The author considers a number of threats to the humanity as species. The author substantiates the idea of terribly increasing violence in modern society and as well as the idea of peace as the main condition of existence and development of modern civilization that is provided by an active, creative force and cooperation, but not by means of violence and armed r?sistance.
Ключевые слова: факторы угрозы обществу, современная цивилизация, сохранение человечества.
Keywords: factors threatening society, modern civilization, preservation of the humanity.
МИР (цивилизация), окружающий современного человека, глобален, противоречив, парадоксален, изменчив и во многом непредсказуем в своем многообразии. Условно разделенный на внешний (естественный, социальный, биологический... ) и внутренний (прежде всего духовный, а точнее - душевный), он не является константой и проявляется в сознании каждого из нас индивидуально (субъективно).
Отмечая особенности СЕГО ДНЯ, важно видеть и выделить ряд тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней (традиционной) культуре, но и всему человечеству как виду...
Как мне представляется, к таким процессам относятся:
во-первых, как ни прискорбно, перенаселение Земли, вынуждающее каждого из нас "защищаться" от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них в сущности "не человеческим" способом, и, сверх того, непосредственно возбуждающее агрессивность вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве;
во-вторых, опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему творе-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -
ния. Природа уже мстит человечеству глобальным потеплением, "озоновыми дырами", "кислотными дождями", землетрясениями и цунами, недостатком естественных источников энергии, продовольствия, питьевой воды;
в-третьих, бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное, все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем истинным ценностями, не оставляющий времени для подлинной человеческой деятельности-размышления. Человек, погружаясь в виртуальный мир, становится носителем "киберсознания", одновременно превращаясь в "заложника" созданного им "автомата". Способность ДУМАТЬ и достигать фундаментально нового представляется уделом избранных;
в-четвертых, исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие науки, техники и, прежде всего, фармакологии порождают возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым исчезает способность человека переживать ту радость, которая дается лишь ценой тяжких усилий преодоления препятствий. Приливы страданий и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в зыбь невыносимой скуки;
в-пятых, возрастающая индокринируе-мость ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Увеличение числа людей, принадлежащих одной и той же культурной группе (нетрадиционной ориентации, поп-культуре, псевдокультуре...) вместе с модернизацией технических средств воздействия на общественное мнение приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Сверх того, внушающее действие доктрины возрастает с массой твердо убежденных в ней последователей, быть может, даже в геометрической прогрессии. Уже сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от воздействия современных средств массовой информации, рассматривается как патологический субъект ("отстой", "тормоз"...). Эффекты, уничтожаю-
щие индивидуальность, приветствуются всеми, кто не только хочет, но и реально манипулирует большими массами людей. Зондирование общественного мнения, рекламная техника и искусно направляемая мода помогают "технологам современного сознания" держать большие массы людей в своей власти [1, с. 139-141];
в-шестых, генетическое вырождение традиционного права и правопонимания. В современной цивилизации нет никаких факторов, кроме "естественного правового чувства" и некоторых правовых традиций, которые могли бы производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения, хотя с развитием общества такие нормы все более необходимы. Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, делающие из значительной части людей общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически, являются продуктом "всемирного потребления" и следствием реализации идей "естественного права" и пресловутой демократии [2, с. 414-426];
в-седьмых, резкое возрастание и распространение в обществе негативных зависимостей, пагубно влияющих на генофонд нации, подрывающих его социальное, моральное и физическое здоровье. Особую опасность представляет наркомания, не снижающийся спрос на наркотические средства и психотропные вещества, разрушающие самую ценную группу населения -молодежь [5, с. 8; 6].
А теперь можно и посмотреть существующие подходы к проблеме и теории "современной цивилизации".
Согласно одному из устоявшихся на Западе представлений под современной цивилизацией понимается исторически развитое, совершенное во всех отношениях общество: высокоразумное и возвышенно духовное, высококультурное и экономически процветающее, гуманное и справедливое ко всем своим народам и гражданам, живущим в сияющем, наполненном счастьем и свободой мирном общежитии (типа "Общеевро-афро-америко-азийский Дом" или "Новая Атлантида") и в дружном твор-
ческом единении успешно решающим восхитительные планетарно-космические созидательные задачи. О цивилизации такого уровня мечталось веками, от Платона до Кампанеллы, от Ф. Бэкона до В. Вернадского. Отвечает ли подобный подход современным реалиям? Ответ напрашивается однозначный: НЕТ!!!
Мудрецы-философы были наиболее усердными в формировании идеала цивилизации, научных представлений о цивилизованном обществе и путях его достижения и самоотверженно вели человечество к этому величайшему по своей значимости для преображения жизни человечества Идеалу. На этом трудном историческом пути одни цивилизационные теории последовательно сменялись другими: концепция "идеального государства" - концепцией "Града Божьего", концепция "коммунизма" - концепциями "глобализации" и "ноосфер-ного развития планетарного человечества". Но такова судьба, акцентируя по-рерихов-ски, Великих Идеалов - они остаются вечно путеводительными, трудно реализуемыми и нередко недостижимыми в своей идеальности.
Вглядываясь в реалии современности, видится, что современная цивилизация, величаемая глобализирующимся постиндустриальным "мировым сообществом", наш планетарный "человейник" (А. Зиновьев) еще весьма далек от совершенства и опасно раздираем такими противоречиями, которые в своем глубинном измерении как объективный источник развития не только не детерминируют такового, но вполне могут навсегда прекратить развитие и существование человечества, ввергнув его в апокалипсис мировой войны XXI века.
Речь идет, прежде всего, о чудовищно опасном возрастании насилия в современном мире, о превращении его современной цивилизацией, как это ни парадоксально, в прагматично и активно применяемое средство "разрешения" неизбежных противоречий цивилизационного процесса.
Обывателю, простому человеку, далекому от философских дискуссий, просто кажется, что мир сошел с ума, ибо в нем
происходит далеко не мифический, а вполне настоящий шабаш реальных демонических сил зла, готовящих торжество всесокрушающего насилия над всем аксеологи-ческим для человечества, достигнутым на пути цивилизационного развития. Как будто в "предвремена" Великого Хаоса, в сегодняшнем, раздираемом противоречиями бытии человечества кроваво смешались (или безумно смешиваются?!) активно возобновляемые и инновационного характера горячие и холодные, террористические и информационные, финансово-экономические и геофизические, локальные и региональные, сетевые и орбитальные войны, закономерно трансформирующиеся в новейшую, глобальную войну XXI века.
Мыслители и политики с беспокойством и ответственно задумываются о надвигающейся угрозе новой мировой войны человечества. На весах Разума сегодня взвешивается: кого же больше в мире - людей доброй или злой воли, гуманистов или "гуманоидов", эволюционировавших в "зверо-человечество" (А. Зиновьев), кого больше в политике - "ястребов" или "голубей", милитаристов или пацифистов, на что настроено современное человечество - на мир или на войну? К чему может привести принятая США якобы оборонительная доктрина "молниеносного глобального удара" по России как стратегическая парадигма применения ими своих могущественных вооруженных сил для утверждения своего мирового господства? К чему может привести начатый и активно продолжающийся пересмотр (передел) межгосударственных границ, сложившихся по окончании второй мировой войны, сопровождающийся уничтожением исторической памяти народов о пережитой войне и цене победы в ней? К чему могут привести возрастающий радикальный национализм и возрождение фашизма, передовой отряд которого - армия неофашистов - ставит своей целью создание четвертого рейха в Европе? К чему могут привести мощные гражданские противостояния народов - кровопролитные гражданские войны? Какие следствия может иметь разрастающийся в современном
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -
мире быстрыми темпами и в гигантских масштабах рынок новейших массово смертоносных вооружений и блоковая консолидация различных реваншистских и экспансионистских сил?...
Ныне почти на всех континентах нашей планеты кроваво и жестоко проявляют себя насилие, созданный спрос на злобу, на ненависть, на агрессию, уровень которых активно, целенаправленно подогревается и поддерживается. Костер ненависти должен гореть. Межэтнические отношения нередко характеризуются тревожно акцентируемыми понятиями - "братоубийственная война", "шовинизм", "геноцид", а межличностные отношения - понятиями "инаковерующий", "инакомыслящий". Повергает в ужас возрожденный и принятый на вооружение, к действию, в частности исламскими фундаменталистами-джихади-стами, средневековый садизм - подлинные головорезы назидательно демонстрируют цивилизованному человечеству массовую резню и другие кровавые злодеяния.
Разразившуюся в Украине жестокую братоубийственную войну двух единокровных славянских народов, грозящую стать настоящей всеевропейской и даже мировой войной, мировому сообществу оказалось чрезвычайно сложно остановить дипломатическими средствами. Процесс примирения враждующих здесь сил, как свидетельствуют реалии, приобрел характер поистине "войны за мир". Аналогичным образом идут процессы установления мира в пылающих войной "горячих точках" Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки.
При сохранении этих отчетливо обнаруживающих себя деструктивных тенденций в современном развитии мирового сообщества могут оказаться отвергнутыми понятия "мир", "международное сотрудничество", "диалог культур", "гуманизм".
Нынешние реалии изменились существенно. Наглядные трагичные уроки продемонстрировала Турция (не без одобрения США) в 2015 году с российским бомбардировщиком СУ-24. Для военного профессионала вполне естественны и ответные меры с применением воздушно-косми-
ческих сил России в Сирии. Президент РФ и Главнокомандующий Вооруженными Силами России В.В. Путин в последних выступлениях последовательно подчеркивает: "Обстановка в мире, да и у наших границ, к сожалению, не отличается стабильностью. Нарастают противоречия между Россией и НАТО. Полыхает Украина. Исламское государство, события во Франции вновь обострили проблему международного терроризма. НАТО все чаще проводит учения вблизи рубежей, укрепляет силы быстрого реагирования в Прибалтике и Польше". При этом роль ООН и ОБСЕ как элементов системы международной безопасности фактически стремится к нулю. У Совета безопасности ООН уже никто не спрашивает разрешения на вторжение в ту или иную страну. А сами различия между состоянием войны и мира стираются. События на постсоветском пространстве и судьбы соотечественников за рубежом, прежде всего в Прибалтике и особенно на Украине, не могут быть для нас безразличными. Как внешне вполне благополучное государство вдруг превратилось в арену ожесточенного вооруженного противостояния?
Поэтому обеспечение стабильности в обществе и защита национальных интересов сегодня в числе важнейших задач государства. И армия, без сомнения, ключевой инструмент обеспечения мира и спокойствия на нашей земле. [3, с. 72-74]
Анализируя состояние развития современной цивилизации, футурологи строят различные прогнозы и сценарии будущего. Общая их тональность пессимистична: эпоха XXI века будет весьма конфликтной, вплоть до мировой войны. "XXI век будет еще более кровавым, чем его предшественник" (Х. Макрэй). Серия основных силовых конфликтов произойдет между 2030-2040 гг. Цивилизационный кризис-спад, ослабление и активное противостояние мировых лидеров, соперничество из-за "жизненных пространств" и невосполнимых ресурсов ужесточат и обострят межгосударственные отношения в мировом сообществе. Цивилизационные противоре-
чия будут самыми принципиальными. "Линии соприкосновения цивилизаций станут фронтами будущего" (С. Хантингтон).
Однако основным условием существования и развития современной цивилизации закономерно остается мир, органично дополняемый условиями-факторами активной творческой созидательной силы и сотрудничества, но никоим образом не насилия и
вооруженного противоборства. Мир нужен всем. И сегодня это пожелание воспринимается совсем не как банальное. Вновь становятся высоко актуальными социально-философские формулы XX века: "миру -мир", "построение ненасильственного мира", сообщая активная деятельность разумной части человечества по укреплению и защите мира. [4, с. 343-344]
Библиографический список
1. Беляков, Б. Л. Акмеолого-педагогичнские основы российской государственности : монография / Б.Л. Беляков, А.Д. Коннов, М.В. Краснов. - Серпухов: СВИ РВ, 2012.
2. Беляков, Б. Л. Управление обеспечением национальной безопасности / Б.Л. Беляков // Беляков, Б. Л. Философско-политологические и исторические аспекты военного управления : учебник. Книга 1: Философские и политологические аспекты военного управления / Б.Л. Беляков, А.О. Деркачев, Г.В. Ососков. - М.: ВА РВСН, 2015. -Глава 16.
3. Беляков, Б.Л. Философия, литература и государственная служба : монография / Б.Л. Беляков. - М.: Мос АП, 2013.
4. Вершилов, С. А. Военная безопасность государства (социально-философский анализ) : дис. ... докт. филос. наук / С.А. Вершилов. - М.: МГОПУ, 2015.
5. Невирко, Д. Д. Наркоситуация как социальное явление в контексте мониторинговых исследований : социологический аспект : монография / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинке-вич. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
6. Шинкевич, В.Е. Феномен зависимости как проблема социологического исследования / В.Е. Шинкевич // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 1. - С. 277-290.