Актуальные проблемы педагогики
Л.Е. Слуцкая
Социально-философские основания развития и трансформации современных музыкально-образовательных парадигм
Статья посвящена осмыслению процессов, происходящих в современной системе профессионального музыкального образования. Автор анализирует образ социокультурного пространства, сложившегося на современном этапе, концептульный аппарат системно-синергетического подхода к изучению и решению проблем профессионального музыкального образования, интегрирующую роль философии в осмыслении логики развития и трансформации педагогических парадигм в системе профессионального музыкального образования. Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, системносинергетический подход, музыкально-образовательная парадигма, феномен художественного творчества, философские основания понимания личности.
Современное профессиональное музыкальное образование, как и все человечество, стоит сегодня перед необходимостью осмысления тех социально-культурных механизмов, которые необходимы для самореализации и самоактуализации личности в современном пространстве культуры, для осуществления ею творчески продуктивной профессиональной деятельности в стремительно изменяющихся условиях новой информационной цивилизации. Негативные последствия переживаемого человечеством глобального кризиса обращают профессиональное музыкальное образование к значительному количеству проблем, от решения которых зависит не только качество обучения, но и сама возможность осуществления профессиональной музыкально-образовательной деятельности, сохранение социокультурного смысла этой деятельности, заключающегося в воплощении в ней гуманистического идеала личностной и коллективной идентичности, в преодолении антропологического кризиса, влияющего на сущностные характеристики человека как целостной, гармонично развитой личности.
По справедливому замечанию М.И. Билалова, сегодня мы сталкиваемся с цивилизационными метаморфозами познавательной культуры, которая интерпретируется как «системная совокупность исторически специфических средств и приемов, методов и форм, традиций и новаций,
идеалов и критериев, норм и предрассудков, а также других элементов индивидуального творчества индивидуального или коллективного субъекта, приобщения его к результатам познания, социальным и культурным ценностям»[2, с. 3]. В современном пространстве культуры, когда происходит фундаментальная переоценка ценностей, идеалов, критериев, система профессионального музыкального образования не может оставаться в стороне от этих процессов.
Чрезвычайно важно осознавать, что и художественно-эстетическое, и духовно-нравственное становление личности, происходящее в художественно-образовательной среде, непосредственным образом связано с уровнем познавательной культуры, определяющим скорость восхождения по ступеням познания и творческого самоопределения личности. Совершенно очевидно, что «характер современного общественного развития придает особую остроту проблеме самоопределения субъекта деятельности, изменяющего мир и свое “я” в мире активным действием, в котором многогранно раскрывается его человеческое содержание. В условиях интенсивно ведущихся в обществе преобразований с новой силой выявляется потребность человека (индивидуального субъекта, группы, субъекта-социума) в определении наиболее перспективной стратегии жизнедеятельности, опирающейся на реальные возможности преобразующего развития, ценностно-смысловая направленность которого определяется стремлением к реализации гуманистических принци-пов»[3, с. 3].
Сегодня остро ощущается необходимость в выявлении философских оснований развития музыкально-образовательных парадигм, их способности к трансформации в социокультурном пространстве третьего тысячелетия, к созданию музыкально-образовательных моделей, отвечающих запросам времени и способствующих становлению творческой личности будущего профессионального музыканта: исполнителя, педагога, исследователя, творца художественного пространства культуры.
В Концепции модернизации современной системы образования очень четко сформулированы требования, которые соответствуют потребностям развивающегося общества. Помимо высочайшего уровня знаний, умений и навыков, необходимого для каждого профессионала, обществу необходимы активные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, осуществлять свободный выбор из множества вариантов на основе прогноза возможных результатов, как положительных, так и отрицательных.
Рассматривая логику развития и трансформации современных музыкально-образовательных парадигм, необходимо учитывать то, что
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
«в русле гуманистической позиции субъектное развитие человека-деяте-ля обусловливается его подлинно социальной потребностью в духовном самосовершенствовании. В период перехода к новому историко-культурному состоянию целокупной системы «субъект» многие стороны ее функционирования усложняются, прежде всего, психологически изменяя структурную композицию внутреннего мира человека, где духовная компонента реально выполняет функцию связующего звена в ярусном разворачивании активного субъектного отношения. Духовно-творческое становление деятельного субъекта, личности объективно выступает в роли фундаментального фактора общественной практики на всех этапах развития системы “человек-мир”» [3, с. 3].
Творцы нового художественного пространства культуры должны быть способны к сотрудничеству, творческому диалогу, тем более что музыка изначально несет в себе коммуникативную функцию, объединяя сердца миллионов людей. Но чтобы успешно осуществлять эту коммуникативную функцию, профессиональному музыканту необходима мобильность, острое ощущение динамики преобразований, происходящих в мире, позитивное отношение к самой идее творчески-преобразовательной деятельности, конструктивность в соединении с развитым чувством личной ответственности за будущее культуры, с высокими художественно-эстетическими и духовно-нравственными идеалами.
Новая музыкально-образовательная парадигма должна определить для себя тот содержательный модус, в котором была бы отражена вся динамика преобразований, происходящих в общественной жизни. А для этого необходимо выявление философских оснований логики трансформации музыкально-образовательных парадигм в художественном пространстве культуры. Профессиональному музыкальному образованию необходимо раскрыть будущим деятелям культуры действие объективных законов музыкального бытия, а также объективных законов бытия человека в мире, что позволяет говорить о возникшей потребности в разработке и реализации инновационных подходов, которые позволят сбалансировать отношения художника и общества.
Для этого необходимо добиться организации нового образовательного пространства, основанного на развертывании процессов творческого самоопределения личности, осознании ею художественно-эстетической и духовно-нравственной составляющих будущей профессиональной деятельности, тех антропо-социо-культурных оснований, которые определяют вектор самоопределения и всесторонней самореализации музыканта. Именно приоритет всесторонней самореализации музыканта определяет опережающий по степени инновационности и динамики
преобразовательного движения характер трансформаций современной музыкально-образовательной парадигмы, поскольку в ней формируется личность художника нового поколения, готовность к профессиональной деятельности которого определяется комплексом личностных и профессионально-значимых качеств.
Несомненно, эффективное решение проблем профессионального музыкального образования на современном этапе невозможно без учета философских оснований, т.е. без проведения социально-философского анализа сущности музыкально-образовательной деятельности, без теоретического осмысления того преобразовательного потенциала, который содержится в антропологии, аксиологии, в фундаментальных характеристиках теории познания, без постижения сущности музыки как вида искусства, важнейшей функцией которого является со-единение, со-участие, формирование уникальных коммуникационных каналов, благодаря которым рождается пространство «соучастного бытия».
Обращаясь к проблеме максимальной самореализации личности в избранной ею сфере профессиональной деятельности, очень важно осмысление того, что будущий профессиональный музыкант вкладывает в понятие «самореализация», в понятие «успеха», к которому стремится каждый человек. «Дело в том, что существование человека в современном “беспокойном” мире, особенно в обстановке современного глобального кризиса, выключает его из понимания того, что он сам представляет собой, каково его место и назначение в этом мире как целом. Теряется то, что можно было бы назвать смыслом жизни, и человек оказывается связанным с сиюминутными целями, с влечениями, которые им самим до конца не осознаны, с погоней за “успехом”. Это приводит, как теперь это принято говорить, к “дегуманизации”, то есть к расчеловечеванию человека, к ощущению бессмысленности жизни, что влечет за собой глубокое разочарование, депрессии, рост психических заболеваний и преступности. Выражаясь философским языком, человек оказывается отчужденным от Мира, и от своей собственной человеческой сущности» [1, с. 6].
Такие тенденции наблюдаются и при анализе социокультурных, характерологических и профессиональных параметров современной учащейся молодежи. Так, по мнению профессуры Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, сегодня учащиеся по ряду существенных признаков (атрибутивных качеств и свойств) заметно отличаются от своих предшественников. Нельзя не заметить, что на смену прежней ментальности пришли индивидуализм, прагматизм, которые ранее резко порицались как в обществе, так и в соответствующих рефе-
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
рентных группах (среди той же студенческой молодежи). Сегодня много говорится о дефиците духовности в молодежной среде, о том, что юноши и девушки в силу различных обстоятельств (в том числе и необходимости зарабатывать) меньше читают, реже соприкасаются с другими видами искусства, что сужает их художественные горизонты и, естественно, отражается на профессиональных аспектах их деятельности.
Все эти факторы необходимо учитывать при разработке музыкальнообразовательных моделей нового поколения. Для нынешнего этапа развития системы профессионального образования характерен поиск новых философских оснований как его содержания, так и способов организации образовательной среды. Исследования многих ученых позволяют говорить о многообразии подходов к созданию новых образовательных моделей. Очень важно, что сегодня центральное место в этих моделях отводится становящейся личности. Очевидно, что философские основания понимания личности, как и философские основания природы художественного творчества, становятся неотъемлемыми компонентами в проблемном поле трансформации профессионального музыкального образования.
Неслучайно «художественное творчество находилось с древнейших времен в поле зрения философской мысли, из недр которой в ХУШ в. выделилась специальная дисциплина, названная А. Баумгартеном эстетикой и интерпретированная Гегелем как “философия искусства”. В Х1Х-ХХ вв., по мере самоопределения таких отраслей знания, как психология, социология, педагогика, семиотика, выяснялось, что каждая из них не только испытывает определенный интерес к искусству, но нередко претендует на исключительную возможность познания его глубинных закономерностей» [4, с. 63]. Но, как справедливо замечает М.С. Каган, постижение природы художественного творчества возможно только при комплексном изучении его, основанном на системном подходе. Обеспечение условий для активного функционирования музыкально-образовательной среды требует постоянного пристального внимания к изучению природы художественного творчества, к таинству творения, феномену вдохновения, к поиску факторов, способствующих формированию потребности и способности к осуществлению творческой деятельности.
Продуктивной представляется возможность интеграции различных методологических подходов в исследовании проблемы художественного творчества в развитии и трансформации музыкально-образовательных парадигм на современном этапе. Особое значение приобретает системный анализ понятия «художественно-образовательная парадигма»,
его интерпретации в истории мировой философской мысли, взаимосвязи с философско-антропологической и философско-аксиологической составляющими, выявления специфики его трансформации в условиях современного информационного пространства. Изучение процесса развития и трансформации музыкально-образовательных парадигм определяет широкое проблемное поле исследования, включающее в себя изучение и анализ специфических особенностей трансформации профессионального музыкального образования как социального и культурного феномена, обоснование основных методологических подходов к исследованию процессов развития и трансформации музыкально-образовательных парадигм в истории мировой культуры, выявление специфики становления и трансформации педагогических парадигм в традиции российского музыкального образования, обоснование социально-философских оснований трансформации педагогических парадигм в современной системе профессионального музыкального образования России.
Для того, чтобы повысить эффективность современного профессионального музыкального образования, необходимо, чтобы процесс трансформации музыкально-образовательных парадигм приобрел прочный фундамент, базирующийся на четко сформулированных концепциях, теоретико-методологических основах, идеях, принципах, научно-обоснованных моделях, концентрирующих в себе интеграцию имеющихся научных подходов, дополняющих и конкретизирующих друг друга. «Строительство» такого фундамента - задача сложная, решение которой требует всестороннего анализа того, насколько прочными и животворными оказались традиции, сложившиеся в современной системе профессионального музыкального образования, насколько сохранилась в них способность давать импульсы к его дальнейшему развитию и обогащению.
Необходимо проанализировать и обобщить художественно-эстетические и психолого-педагогические подходы, как сложившиеся, так и только формирующиеся в современной системе профессионального музыкального образования. Это позволит преодолеть переживаемые системой профессионального музыкального образования сложности, связанные с последствиями глобального цивилизационного кризиса, сохранить традиционные духовные приоритеты, морально-этические и общекультурные ценности, являющиеся национальной гордостью России.
Библиографический список
1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
2. Билалов М. Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры. М., 2008.
3. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М.; Воронеж, 2003.
4. Каган М.С. Избранные труды. Т. 1. СПб., 2006.
5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Мн., 2003.