ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
Н.А. Скобелина
УДК 141 + 301
Социально-философские основания институционализации общественных движений
В статье рассматриваются социальные, онтологические и гносеологические основания институционализации общественных движений . Автором учитываются микроуровень, макроуровень и мезоуровень развития движений . Обозначаются «индивидуальный», «коллективный», «общественный» аспекты процесса институционализации движений.
Ключевые слова: институционализация, движение, гносеологические и онтологические основания, социальный аспект
Индивидуализация жизни, распространение единых ценностей, социальные структурные усложнения, формирование новых социальных институтов придают постиндустриальным обществам схожие черты . Интенсификация процесса институционализации различных форм гражданской активности сопряжена с множеством политических, социальных, экономических и иного рода конфликтов, с понижением уровня личной и национальной безопасности, с порождением проблем глобального характера, разрушением личностной идентичности . Современные институциональные изменения открывают новые возможности для реформирования общественных движений . На рубеже ХХ—ХХ1 веков в России произошли кардинальные изменения, трансформировалась институциональная среда, появились новые политические институты, модифицировались старые — политические партии, общественные организации К актуальным формам общественного участия относятся движения, которые обладают динамичной структурой и слабо выраженными властными отношениями внутри организационной иерархии, что соответствует современной ситуации в быстро меняющемся социуме. В течение последних двадцати лет менялась деятельность движений, появились виртуальные, сетевые движения, флешмобы . Они выступают как выразители интересов социальных групп общества, привлекают внимание к актуальным воп-
© Скобелина Н .А ., 2016
росам . Институционализация общественных движений определяется эволюцией человека и общества и преобразованием действий индивидов в устойчивые смысловые и структурные практики . Этот процесс позволяет обеспечить взаимодействие между движениями, государственной властью и обществом
Теоретической базой исследования социально-философских оснований процесса институционализации движений являются идеи, содержащиеся в трудах зарубежных и отечественных ученых в области социальной философии, социологии, политологии, социальной психологии . Как известно, процесс институционализации социальных субъектов и общества в целом интересовал ученых во все эпохи . Понятия «институции», «институт» употреблялись еще во времена Платона и Аристотеля, а вопросы, связанные со становлением государства и иных структур, рассматривались Н . Макиавелли, Т. Гоббсом, Д . Локком и другими мыслителями . В настоящее время исследователи все чаще обращаются к институциональной составляющей, изучают возникновение и функционирование субъектов, способы конструирования реальности участниками движений, процесс формирования уникальных событий в постоянно усложняющемся мире [5, с . 104] . В данном аспекте большое значение имеют работы П . Бергера, Б . Бенгтсона, Дж. Бес-та, Т. Лукмана, М . Спектора и других представителей философской и социологической мысли, акцентирующих внимание на деятельности индивидов и их роли в структурировании реальности, изучении условий и причин возникновения актуальных проблем, зависимых от социального контекста В рамках теоретической социологии и социальной антропологии заостряется внимание на самой природе социального, на представлении об отношении человека и общества, на месте индивида в социальной структуре, на ролях и функциях социальных субъектов [2, с . 95] .
Непосредственное отношение к анализу институционализации движений, определению его сущностных характеристик имеют исследования П . Бергмана, Э. Гидденса, С . Елисеева, С. Кирдиной, Н . Лапина, Д . Норта, Т. Парсонса, С . Патрушева, О. Шкаратана и других ученых . В последние десятилетия появились работы по теоретической социологии, социальной философии, антропологии П . Бурдье, У Аутвейта, М . Арчер, П . Штомпки, И . Мостовой и других исследователей, которые отдают приоритет роли активной личности, идее социальной мобильности, возможности меняться, строить свои жизненные планы, учитывая при этом не только субъективные, но и объективные факторы институционализации различных форм активности индивидов . Философия институционализации направляет нас к определению связи между строго установленной государственной сферой и самоорганизующимися процессами в гражданском обществе. В связи с этим нам необходимо акцентировать внимание на вопросах, связанных с появлением и функционированием организованных практик, а также определением основания процесса институционализации движений
Свойственная только человеку особенность мыслить рационально является гносеологическим основанием процесса институционализации Способность человека умопостигать как единичное, особенное, так и универсальное предоставила ему возможность структурировать те отношения, которые он сам создает в окружающем мире
В то же время процесс институционализации (организации, структурирования) общественной жизни обусловлен онтологическими корнями . Это проявляется в открытости мира перед человеком для его узнавания, осмысления и участия в нем Основы бытия позволяют осознать природу институционализации такого сложного феномена, как общественные движения . Движения конституируются и развиваются через активную деятельность индивидов в рамках социальной организации [4, с . 65] . В философии базовой составляющей процесса становления общественной жизни является гносеологическое и онтологическое основание Способность человека к рациональности дает ему возможность принять участие в организации окружающего мира . Человек конструирует бытие, и более того, он имеет потребность в этом С социологической точки зрения, сущность потребности включения в общество проявляется в организации социокультурной структуры, создании определенных связей между индивидами, что способствует личностной идентичности С изменением социальной структуры трансформируется самосознание индивидов, его осмысление реальности, возникают новые смысловые варианты, общественные потребности, возможности реализовать себя в социуме путем создания различных институций, новых форм движений
С точки зрения философии, процесс институционализации движений включает в себя «индивидуальный», «коллективный», «общественный» аспекты . «Индивидуальное» проявляется в наличии универсальных представлений, которые помогают участнику движения сделать выбор в конкретной ситуации И воплощается в мыслях и действиях отдельного человека При этом участники движений ставят цель, употребив все усилия, достичь определенных результатов «Коллективное» определяется в качестве совокупности представлений индивидов, которые объединены едиными интересами, одной целью . Результат деятельности в данном случае распределяется на всех участников благодаря их общим стараниям и усилиям Это выводит движение на новый уровень развития Следует отметить, что индивидуальное и коллективное в своем единстве проявляется в организационной активности участников и их объединений Именно эти два аспекта являются превалирующими в самоорганизующихся процессах в обществе По мнению Э Дюркгейма, «индивидуальное» и «коллективное» находятся в «одинаковом отношении со своим соответствующим субстратом» [3, с . 209] . А то, что существует объективно, вне движения (законы, институты и др.), представляется нам как «социальное», включающее в себя исторически обусловленные общественным бытием социальные нормы, правила, цен-
ности . В концепции институционализации движений особая роль отводится развитию жизненной среды Окружающий социум предоставляет возможности индивидуальным и коллективным субъектам отстаивать свои интересы . В том же ключе важными для исследования движений являются идеи представителей социального конструктивизма, которые обращают внимание на единство субъективной и объективной реальности (П . Бергер, Т. Лукман, Д . Китсьюз, Д . Бест) [6, с . 73]. Участники движений в рамках определенной ценностной системы познают реальность, которая существует вне зависимости от субъективного состояния Включаясь в общество, в ходе своей деятельности они ее трансформируют Поэтому в процессе институционализации выделяется три уровня: макроуровень, отражающий роль движения в обществе, мезоуровень, где учитывается характер взаимодействия объединения с другими элементами гражданского общества, и микроуровень, определяющий значение движения в жизни каждого его участника Если отдать предпочтение одному из этих уровней, то нельзя претендовать на целостный анализ современных движений постиндустриального общества, поэтому они должны синтезироваться
В социологической литературе под «институционализацией» понимается интеграция нового вида социальной деятельности, процесс создания различных типов социальной деятельности в качестве институтов Становление движений и формируемых ими социальных субъектов определяется эволюцией, постоянным усложнением общества и процессом их инс-титуционализации, трансформацией ценностного универсума, изменением личности Субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах общества и таким образом проявляют себя Это обеспечивает социуму целостность В рамках созданных государством норм и правил, руководствуясь неформальными практиками, движения институционализируются . В связи с этим, формальный аспект институционализации заключается в том, что движения создают собственную организацию, и, вместе с тем, они включены в поле институционального взаимодействия экономических, политических и правовых институтов . Под «институциональным полем деятельности» автор понимает область взаимодействия объединений с органами власти и с элементами гражданского общества Активисты формируют организации в конкретной институциональной среде, где их деятельность ограничивается правилами и нормами Нельзя исключать и неформальные практики, созданные участниками движений: социальное партнерство на основе доверительных отношений активистов с представителями бизнеса и чиновниками, патронажные связи, семинары, конференции и др
Бесспорно, движения конституируются и развиваются через активную общественную деятельность индивидов в рамках ценностной системы, определенной социальной организации и создают собственные специфические для объединений формы Участник движения выполняет определен-
ную роль, наполненную ценностным содержанием, и отождествляет себя с формой действия, которая постепенно в результате многократных повторений типизируется и приобретает объективный смысл Типизированные роли — это типы деятелей . Исполнение роли участником движения является двусторонним процессом С одной стороны, выполняются определенные действия в рамках одного институционального порядка, характерного для движений как организованных практик, которым свойственны формальные связи и опосредованные отношения, и протестных объединений, характеризующихся неформальными связями и непосредственными отношениями Индивид действует как представитель данной социальной структуры . В этой ситуации роли «представляют институциональный порядок» С другой стороны, роли исполняются участниками в конкретной ситуации «Деятели воплощают роли и актуализируют драму, представляя ее на данной сцене» [1, с . 124]. Участники объединений актуализируют социальные проблемы, формулируют цель, задачи, разрабатывают проекты В то же время смысловой универсум как совокупность значений, обосновывающих деятельность участников, придает объективный смысл их действиям П Бергер и Т Лукман под смысловым универсумом понимают «матрицу всех социально объективированных и субъективно реальных значений» [1, с . 158]. Здесь интегрируются структурный и индивидуальный уровни . Роли участников движений являются способом их включения в окружающий мир Таким образом, коллективная деятельность участников реализуется посредством исполняемых ими ролей, которые представляют собой институциональный порядок, имеющий объективный смысл
Учитывая значимость индивидуального, коллективного и социального аспектов, а также ценностную составляющую, процесс институционали-зации следует рассматривать на микро-, мезо- и макроуровнях: на уровне личности (потребность участия в общественно-политической жизни, потребность в деятельности движения), общественного движения (образование организационного ядра, структурирование движения, взаимодействие с объединениями третьего сектора) и на уровне государства (законодательство, подтверждающее легальный характер деятельности движения; наличие механизма социального контроля, влияющего на деятельность участников) Значение социального контроля в процессе институционализации имеет двоякий смысл С одной стороны, это приводит к определенности в отношениях между участниками движений С другой стороны, поощрения направляются лишь отдельным субъектам . Это способствует иерархи-зации в секторе общественных движений В соответствии с установленной государством законодательной базой структурируется институциональная среда, тем самым упорядочиваются отношения в гражданском обществе Иными словами, деятельность участников либо сдерживается (вводятся определенные ограничения), либо приобретает открытый, активный характер
Таким образом, все вышесказанное позволяет нам определить социальные и философские основания институционализации движений: главной составляющей институционализации являются онтологические и гносеологические основания; общественное движение представляется в качестве субъекта социальной системы и проявляет себя как организованная форма коллективной деятельности индивидов; окружающий социум создает условия для возникновения и развития общественных движений; деятельность участников движений зависит как от институциональной, так и от ценностной составляющей . Современные флешмобы, виртуальные, сетевые, протестные движения появились в информационном обществе, где расширились информационные возможности для общественно-политической деятельности подобных субъектов . На протяжении всего своего жизненного цикла движение изменяется под действием институциональной среды, которая включает в себя определенные ценности, нормы, правила, принятые в данном обществе, неформальные ограничения, механизм социального контроля, осуществляемый государством и обеспечивающий деятельность индивидуальным и коллективным субъектам
Литература
1 . Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности . Трактат по
социологии знания . М . : Медиум, 1994. 323 с .
2 . Боровой Е. Существование человека в обществе «избыточного потребле-
ния» // Ценности и смыслы . 2015 . № 5 (39) . С . 94—105.
3 . Дюркгейм Э. Социология . Ее предмет, метод, предназначение . М . , 2006 .
352 с
4. Пашкина Т. Общественные организации как среда формирования идентичности // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы». Саратов: Саратовский источник, 2015 364 с
5 . Петров В. Институциональные трансформации в современной России: про-
екты и реальность, противоречия и конфликты // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов Сборник статей и материалов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры социологии Кубанского государственного университета / Под ред. В . Н . Петрова и др . Краснодар: Просвещение-Юг, 2010 . Т. 1 . 219 с .
6 . Терентьева И. «Кто говорит?» или коммуникативные основы конструиро-
вания социальной реальности // Вестник НГТУ им . Р. Е . Алексеева . Серия «Управление в социальных системах . Коммуникативные технологии». 2014. № 2 . С . 73—79.