12.2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ТРАНСГУМАНИЗМА
Хмелевская Светлана Анатольевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Место работы: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
xmelevsk@mail.ru
Яблокова Наталия Игоревна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»
filosofya@mail.ru
Аннотация: в статье раскрываются социально-философские идеи трансгуманизма, которые основываются на формировании образа нового человека - постчеловека. Особое внимание авторов уделено технокоммунизму, который содержит общее представление трансгуманистов о будущем социальном устройстве. Трансгуманизм рассмотрен в статье как вариант технократической утопии.
Ключевые слова: трансгуманизм, улучшение человека, наука, техника, научно-технический прогресс, технокоммунизм.
SOCIO-PHILOSOPHICAL IDEAS OF TRANSHUMANISM
Khmelevskaya Svetlana A., doctor of philosophical sciences, professor, professor of department of philosophy Place of employment: Moscow State University named after M.V. Lomonosov
xmelevsk@mail.ru
Yablokova Natalia I., doctor of philosophical sciences, professor, professor of chair of philosophy Place of employment: FSBEI HE MSTU «STANKIN»
filosofya@mail.ru
Abstract: in the article reveals the social-philosophical ideas of transhumanism, which are based on the formation of the image of a new man - a postman. Special attention of the authors given to technocommunism, which contains a general idea of transhumanists about the future social order. Transhumanism is considered in the article as a variant of technocratic utopia.
Keywords: transhumanism, human enhancement, science, technology, scientific and technological progress, technocommunism.
О трансгуманизме написано достаточно много. Вместе с тем есть целый ряд вопросов, которые поднимает трансгуманизм, и которые нуждаются именно в философском осмыслении. В частности, речь идет о социально-философской проблематике, своеобразно раскрываемой трансгуманизмом.
Само появление трансгуманизма как духовного феномена не случайно. Причем некоторые авторы ведут его историю (называя его ранний этап прото-трансгуманизмом) еще с древнейших времен, что, по их мнению, выражалось в идеях о совершенствовании телесной и духовной природы человека в йоге, в выработке «радужного тела» в тибетском буддизме и пр.[9, с.235], хотя современный трансгуманизм появился в 1980-1990 гг., когда сформировался кружок трансгуманистов и была разработана более или менее четкая идейная платформа1. Активность трансгуманистов весьма высока, что позволило им сформировать международное движение, базирующееся на определенной философии, которая стала мировоззрением весьма значительного числа людей в современном мире.
Существует ряд причин, которые привели к созданию трансгуманизма. Если акцентировать внимание на его исходные духовные предпосылки, то они во многом связаны с давними мечтами о совершенствовании человека, о реализации возможности управления собственной телесностью. Но раньше, до появления трансгуманизма, речь шла о телесности, которая дана
1 Термин «трансгуманизм» появился в 1957 году, а принципы этого направления философской мысли были заложены в 1960-1070-е годы в работах Ферейдуна М. Эсфендиари, Роберта Эттингера и др.
человеку изначально, в ее природном варианте, и о ее совершенствовании, развитии и не более того. Причем телесное и духовное нередко рассматривались как единое целое. Например, в античной Греции термин «пайдейя» означал гармоничное сочетание телесного и духовного начал в человеке, реализацию его физических и духовных сил. Отмечая особенности воспитания стражей в идеальном государстве, Платон писал, что в таком воспитании должно быть сочетание муси-ческого (для воспитания души) и гимнастического (для тела). «Безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости, и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным» [5, с.139].
Еще одна мечта, которая также имела место с древних времен, - сделать человека бессмертным, устранив его болезни, старость. Такого рода идеи находили отражение и в философии, в частности, в русском космизме (например, в «философии общего дела» Н.Ф.Федорова). Отсюда, по-своему понимаемый трансгуманизмом гуманистический аспект их философии.
Бурное развитие науки, в частности, биологии (генетики, биоинженерии, биоинформатики и пр.), медицины (например, регенеративной медицины и пр.), так называемой технонауки, создавшей принципиально новые технологии, позволило трансгуманистам сделать вывод, что наступило время для практической реализации идей, связанных с кардинальным преобразованием человеческой телесности. Один из вдохновителей трансгуманизма Макс Мор определяет суть трансгуманизма так: «Согласно моему раннему определению (More 1990), этот термин относится к фило-
Хмелевская С. А., Яблокова Н. И.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ТРАНСГУМАНИЗМА
софии жизни (ее экстропианских перспектив), которая стремится к продолжению и ускорению эволюции разумной жизни за пределами существующей в настоящее время ее человеческой формы и человеческих ограничений с помощью науки и техники, руководствуясь жизненно важными принципами и ценностями» [14, с.1]. Но далее он формулирует более широкое определение трансгуманизма, давая ему дефиницию как интеллектуального и культурного движения, которое подтверждает возможность и желательность фундаментального улучшения состояния человека с помощью науки, в частности, путем разработки и применения технологий для устранения старения и значительного повышения интеллектуальных, физических и психологических способностей человека.[14, с.1].
В настоящее время трансгуманизм - это не только философия, мировоззрение, но и движение, которому удалось создать Всемирную ассоциацию, найти сторонников во многих странах мира (например, в России основано Российское трансгуманистическое движение [7]), начать формирование трансгуманистических партий.
Вместе с тем философские основания трансгуманизма - не бесспорны. С одной стороны, целый ряд философов, ученых поддерживают идеи трансгуманизма. Причем в данном случае возникает деликатный вопрос: ученые, которые проводят исследования в области борьбы со старением (например, в МГУ имени М.В. Ломоносова - это исследования, проводимые В.П. Скулачевым и др. учеными), их тоже можно отнести к трансгуманистам?
С другой стороны, имеет место резко негативная оценка этого направления со стороны ряда философов, общественных деятелей, представителей Русской Православной Церкви. Так, выступая на ХХ Всемирном Русском Народном соборе в ноябре 2016 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл связал трансгуманизм с проявлением расчеловечивания мира [2], а уже в речи на Торжественной церемонии в Кремле в феврале 2019 года он назвал трансгуманизм новой формой антихристианства [1].
Патриарх Кирилл дал оценку трансгуманизму как проявлению сциентизма. Действительно, трансгуманизм - это сциентизм, утверждающий, что с помощью науки можно решить все проблемы человеческого, да и социального существования. Критика сциентизма достаточно широко представлена в философской литературе. Более того, как проявление именно антисциентизма можно рассматривать появление целого ряда философских направлений (например, философии экзистенциализма).
Однако трансгуманизм развивается, а, значит, имеет определенную объективную основу, которая позволяет ему это делать. Речь идет о новых технологиях, которые способны существенно повлиять на телесность человека (например, ЫБЮ-технологии) [10]. «Природа человека, таким образом, оказывается полигоном для самых разнообразных манипуляций и модификаций» [13, с.521]. В применяемых технологиях, например, в медицине грань между лечением (восстановлением) организма и его улучшением весьма подвижна [11]. Поэтому критика трансгуманизма из-за того, что его сторонники поддерживают идею улучшения организма, представляется малоубедительной (вопрос в том, о каком улучшении здесь говорится?). Прогресс науки не остановить, а это значит, что будут все новые и новые методы лечения заболеваний, борьбы со ста-
рением, технологии не только восстанавливающие, но и улучшающие телесность человека. Однако в таком улучшении должен быть виден предел, который преступить нельзя, так как за ним - потеря сути человеческого в человеке.
Важно раскрыть и негативные социальные последствия при реализации идеалов трансгуманизма. С одной стороны, такие социальные последствия связаны с формированием постчеловека. «Это уже не просто его «улучшение», а создание человека с заранее заданными свойствами» [13, с.522]. Ст.Фуллер вообще в связи с этим говорит о «Человечестве 2.0» как о человеческом состоянии, которое больше не принимает «нормальное человеческое тело» как данное [15]. Но что это будет за поколение людей, останутся ли люди с изначально данной природной телесностью, на каких основах будут выстраиваться общественные отношения? По сути, эти вопросы остаются за рамками трансгуманизма.
Представляет интерес и концепция «общество бессмертных», выдвинутая трансгуманистами. «Общество, состоящее из бессмертных, вынуждено беспокоиться не только о том, что произойдет завтра, но и том, что произойдет через миллиарды лет, поскольку от бессмертия как целого, будет зависеть индивидуальное бессмертие каждого» [3]. Данная концепция выглядит утопической, так как прежде чем обсуждать ее, необходимо ответить на главный вопрос, возможно ли такое бессмертие в принципе, учитывая известные фундаментальные законы природы? До тех пор пока не будет получен ответ на этот вопрос, эта концепция в лучшем случае выглядит гипотетической, а в худшем - утопической.
С другой стороны, уже сейчас достижения науки и техники, новейшие технологии создают ранее неизвестные условия существования самого общества, в связи чем некоторые исследователи констатируют наступление «четвертой промышленной революции», которая строится на технологиях, объединяющих ди-гитальный мир с физическим (при этом сами умные машины объединены в сеть и могут самостоятельно не только обучаться, но и принимать решения [12]).
Социально-философские идеи отчетливо проявляются в такой разновидности трансгуманизма как коммунистический трансгуманизм (технокоммунизм). В данной концепции предполагается реализация в общественной жизни нескольких условий:
- «все используемые людьми искусственные материальные объекты (вещи, сооружения, пища и т.д.) создаются полностью автоматизированной технической средой, в которой живут люди, без физического участия человека (без «труда») на основании информации (программ-образов вещей)» [4];
- данная информация принадлежит всем и не может быть объектом купли-продажи, каждый имеет право на свободный доступ к ней;
- сделать человека лучше в морально-этическом плане возможно только тогда, когда будет кардинально изменена материальная среда (с помощью нее могут быть созданы максимально комфортные условия для людей), а это можно реализовать, применив технический подход к решению проблемы; «люди просто физически не могут позволить себе относиться к другому человеку не как к конкуренту, а как к товарищу и другу, до тех пор, пока они находятся в условиях ограниченных ресурсов, т.е. пока они вынуждены играть в игру с нулевой суммой» [4].
Технокоммунизм «подпитывается» техническими до-
стижениями, которые связаны, например, с Интернетом вещей (при этом, как пишет Ст.Фуллер, «мы становимся запроектированными или распределенными через вещи, которые лишены человеческой телесности» [15]), созданием технологии 3D принтера и пр. Но насколько эти и новые технологии, которые создадут целиком автоматизированную окружающую среду, в дальнейшем способны привести к социальному равенству, решить проблему социальной справедливости, т.е. решить социальные проблемы? Трудно однозначно ответить на эти вопросы. Можно привести десятки примеров, когда жизнь в достатке не делала человека счастливым, а также примеры из истории, когда внедрение машин в производство приводило к массовым сокращениям работников и к бунту против машин.
Кроме того, концепция технокоммунизма базируется на одном существенном допущении - «необходимо чтобы общество располагало неограниченными сырьевыми и энергетическими ресурсами» [4]. Как известно, современные экономические теории исходят из постулирования ограниченности таких ресурсов, а в ряде случаев и из их невосполнимости. Данная проблема, по мнению представителей коммунистического трансгуманизма, решается путем преодоления межпланетного барьера роста.
Представленную концепцию можно было бы назвать технократической утопией. По сути, она базируется на довольно схожем определении коммунизма, которое было сформулировано на XXII съезде КПСС, а именно: это - «бесклассовый общественный строй», «с полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники», «все источники общественного богатства польются полным потоком» [6, с.366]. В технокоммунизме все социальные проблемы можно решить лишь с помощью технического прогресса. В приведенном определении этот путь - не единственный.
Но решает ли все социальные проблемы, например, противоречия между трудом и капиталом технический прогресс? Представляется, что нет, так как эти противоречия находятся в сфере экономических, трудовых, социально-экономических отношений, на которые технический прогресс влияет неоднозначным образом (это и возможный рост безработицы, размывание профессионально-социальной структуры общества, основу которой составляет сегодняшний средний класс и пр.). Как отмечает Ст.Фуллер, новые технологии «способны создать совершенно новые глубокие классовые различия, возможно, не в духе старых индустриальных классов, но столь же глубокие» [15].
Возникают и не менее значимые вопросы о сохранении интимного личностного пространства, которое может исчезнуть в связи с появлением новых технологий, которые делают контроль над гражданами тотальным. И, наконец, принципиально важно, кому будет принадлежать информация, кто и как ей будет распоряжаться? Возможен ли открытый доступ к такой информации в условиях существующего миропорядка? Думается, что нет. В итоге, для того, чтобы идеи технокоммунизма воплотились в жизнь, необходимо кардинальное переустройство общественной жизни, причем во всемирном масштабе.
Возникает и еще один не менее значимый вопрос: может ли быть технокоммунизм идеологией даже не
национальных сообществ, а мирового сообщества в целом? Опять же, вряд ли. В настоящее время в концепции технокоммунизма нет четкости в формулировании целей общественного развития, а также реальных способов их достижения, не просчитаны риски, связанные с реализацией этой концепции на практике. Уже сейчас многие авторы говорят о том, что новые технологии рождают и новые формы социального неравенства, меняя его причины (например, неравенство из-за доступа к информации, новым методам лечения и пр.) [13, с.527].
Трансгуманизм поднимает глубинную метафизическую проблему: в нем отрицается смерть как метафизическое условие равенства всех людей. Трансгуманизм говорит о бессмертии: но опять же, о бессмертии избранных (и тогда это будет вопиющим проявлением неравенства, когда Человечество разделится на смертных и бессмертных) или всех (но, тем самым, не приведет ли это к обесцениванию самой жизни)?
Научно-технический прогресс не остановить, как не остановить и развитие науки, общества в целом. Одновременно, очевидно, что Человечество подошло к рубежу, за которым перед ним открывается принципиально новая модель развития. Но эта модель не должна подрывать существование самого человека как представителя биологического вида «Homo sapiense».
Технократический подход к человеку слишком упрощает понимание сути самого человека, а кибернетическое бессмертие, о котором говорят трансгуманисты, сводит сознание человека к информационной составляющей, что редуцирует данное сознание к потоку информации. Вместе с тем еще раз повторимся: трансгуманизм - это сциентизм сегодняшнего дня, который перекладывает на науку (на технонауку) решение всех социальных и личностных проблем, то есть заставляет ее заниматься тем, что ей не свойственно по своему концептуальному статусу.
Трансгуманизм не представляет собой единого течения: в нем есть радикальные его варианты, но есть и «мягкие». Отсюда и разновидности критики трансгуманизма (от радикальной - с позиций расчеловечивания, то есть утраты человеком собственной сущности, самоидентификации до умеренной - как одной из форм сциентизма).
Трансгуанизм может быть рассмотрен как один из полюсов в отношении к науке и технике, как есть и второй полюс такого отношения - запрещение развития научно-технического прогресса. В связи с этим перед государством и обществом возникает непростая проблема - найти оптимальное соотношение в развитии науки и техники, которое даст, с одной стороны, толчок данному развитию, но, с другой стороны, не приведет к негативным последствиям для человека и Человечества. Представляется важным использовать так называемое «гибкое регулирование» развития науки и техники, которое избегает прямого руководства (диктата) этим развитием, но при этом не допускает угроз существования Человечеству со стороны достигнутых научных результатов.
Трансгуманизм утверждает о совершенствовании людей. Но нужно ли человеку именно такое совершенствование, о котором мечтают трансгуманисты? «Культура и телесность неразрывно связаны друг с другом, и если это единство разрушить, то человечество столкнется с множеством бед» [8, с.203]. Непонятно, что будет выступать конечной целью (хотя, ко-
Хмелевская С. А., Яблокова Н. И.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ТРАНСГУМАНИЗМА
нечной цели, надо полагать, здесь нет, единственным, что может определять эти планы и проекты по совершенствованию человека, является, наверное, человеческая фантазия [13]) такого совершенствования (как отмечает Ст.Фуллер, «мы будем жить в мире в будущем, где каждый примет инвалидность как нормальное состояние, потому что вы всегда будете чувствовать свою неполноценность, и всегда будете беспокоиться о следующем улучшении» [15, с.2])? Четких ответов на эти фундаментальные вопросы трансгуманизм не дает, а имеющиеся ответы трансгуманистов (например, конечная цель совершенствования человека неизвестна, эта цель - счастье человека и Человечества, распространение разума во Вселенной, создание сверхсущества и пр.) порождают массу новых вопросов, среди которых и такой, является ли трансгуманизм, действительно, выражением гуманизма или постгуманизма?
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92%.
Список литературы:
1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора и интронизации его Святейшества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //pravoslavie.ru/119061.html. - (Дата обращения 01.02.2019).
2. Доклад на ХХ Всемирном Русском народном соборе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.pravoslavie.ru/98276.html. - (Дата обращения 01.02.2019).
3. Лазаревич А. Общество бессмертных //Электронная энциклопедия. Путь к будущему [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //technocosm.narod.ru/k2f/society_of _immortals.htm. - (Дата обращения 01.02.2019).
4. Лазаревич А. Технокоммунизм //Электронная энциклопедия. Путь к будущему [Электронный ресурс]. Режим доступа: //technocosm.narod.ru/k2f/index.htm. - (Дата обращения 01.02.2019).
5. Платон. Государство (перевод А.Н.Егунова) //Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3 /Общая редакция А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи; автор вступительной статьи и статей в примечаниях А.Ф.Лосев; примечание А.А.Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - С.79-420.
6. Программа Коммунистической партии Советского Союза //Материалы XXII съезда КПСС. - М.: Госполитиздат, 1962. - 464 с.
7. Российское трансгуманистическое движение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //transhumanism-russia.ru. - (Дата обращения 01.02.20l9).
8. Степин В.С. Трансгуманизм и проблема социальных рисков //Вопросы философии. - 2015. - №8. - С.203-204.
9. Турчин А., Батин М. Футурология. XXI век. Бессмертие или глобальная катастрофа? /А.В.Турчин, М.А.Батин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 288 с.
10. Хмелевская С.А. Человек как био-социо-техническое существо: влияние новых технологий на природу человека //Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека, 14-17 февраля 2018, Коломна /Под общей редакцией Р.В.Ершовой. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. - С.407-412.
11. Хмелевская С.А., Черниогло Е.С. Понятие «техническое» в ракурсе современных достижений регенеративной медицины //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. -2015. - №3. - С.116-121.
12. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Перевод: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» /К.Шваб. - М.: «Эксмо», 2016. - 137 с.
13. Юдин Б.Г. Сотворение трансчеловека //Вестник Российской Академии Наук. - 2007. - Том 77. - №6. - С.520-527.
14. More М. The Transhumanist Reader: Classical and Contemporary Essays on the Science, Technology and Philosophy of the Human Future, First Edition /Edited by Max More and Natasha Vita-More. - John Wiley & Sons Limited (UK), 2013. - 480 p.
15. Fuller St. Humanity 2.0: what it means to be human past, present and future /Steve Fuller. - Palgrave Macmillan. Macmillan Publishers Limited (UK), 2011. - 274 p.