СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
А.С. Котлярова, аспирант Д.В. Кущев, аспирант
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты (Россия, г. Шахты)
DOI:10.24412/2500-1000-2025-1-2-87-91
Аннотация. Развитие информационных технологий в условиях глобализации вызывает трансформацию социальных отношений в обществе, которые, в свою очередь, воздействуют на индивидуальное и массовое сознание. Формирование картины мира современной личности происходит в условиях тотальной информатизации, которая вызвана общими тенденциями мирового сообщества к интеграции. Цифровая виртуальная среда - это новое измерение существования человека, в котором информация является основой всего, что его окружает. Социальная виртуализация человека формирует новый тип поколения <&» с новыми социальными характеристиками.
Ключевые слова: глобализация, информационное общество, виртуализация личности, поколение <Л».
Динамику развития современного общества можно очертить как неустанное движение с ускорением в направлении изучения неизвестного. Информация превратилась в гигантскую субстанцию, которая состоит из огромной совокупности информационных сетей, формирующих «ноосферное поле» Земли (В.И. Вернадский, П.-Т. де Шарден). В первой четверти XXI в. возникает научная необходимость исследования социальной виртуализации личности, которая функционирует в рамках информационного общества.
Человек в условиях современного информационного общества вынужден постоянно реагировать на множество информационных раздражителей. Стратегии личностного мировосприятия служат человеку стабилизаторами взаимодействия с информационной средой.
Скорость передачи информации и расширение границ информационного поля, с которым взаимодействует рядовой субъект социальных отношений, усиливают интеграционные связи между людьми, а потому исчезают ментальные и этнокультурные различия членов информационного пространства, что выступает непосредственной характеристикой глобализационных процессов.
Одним из первых считается определение глобализации, данное американским экономи-
стом Т. Левиттом, который рассматривал глобализацию в экономическом контексте [1]. Из известных нам современных теоретиков глобализации, которые поднимали вопросы социокультурной стороны этого процесса и его влияния на повседневность, можно выделить Роберта Робертсона, раскрывающего сложную, амбивалентную природу глобализации; Энтони Гидденса, объясняющего появление глобализации как следствие прогрессивной «дистанционности» в обществе в контексте «ускользающего» мира; Дэвида Харви, освещающего сущность глобализации в контексте крайне высокого уровня «компрессии пространства - времени»; Малькольма Уотерса, акцентирующего внимание на социокультурном векторе глобализации; Зигмунда Баумана, определяющего основные, всеобщие проблемы повседневности в период «текучей» современности, которая, по мнению теоретика, стала таковой из-за фактора глобализации.
Развитие информационных технологий в условиях глобализации вызывает трансформацию социальных отношений в обществе, которые, в свою очередь, воздействуя на индивидуальное и массовое сознание, порождают исторически новую форму общественного сознания и становятся, по мнению
М. Маклюэна, «новыми природными ресурсами» [2].
Как отмечает ряд российских ученых, «Интернет и новейшие компьютерные технологии создают новый образ социального пространства и новые формы информационных общественных отношений, способствуя появлению парадокса - виртуальной реальности. В ХХ в. виртуальная реальность проявила себя всему человечеству с особой силой и в новом качестве: компьютерной и интернет-реальности, в глобальном виртуальном пространстве» [3, с. 132]. Интернет в современной социальной философии рассматривается как новая виртуальная реальность, некоторая социальная среда. М. Кастельс отмечает, что интернет изначально задумывался как средство глобальной коммуникации, однако сегодня он является стволовым хребтом всех современных обществ: «интернет - это информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи» [4, с. 5].
Цифровая сеть виртуализирует социальные процессы, которые присущи современному обществу. Как отмечает Н.А. Носов в работе «Виртуальная психология» (2000), почти все типичные способы межгруппового взаимодействия, формы индивидуальной и коллективной социальной активности существуют в виртуальной плоскости. «В виртуальной реальности образы внутреннего мира ничем не отличаются от образов внешнего. В условиях отсутствия специальных меток, указывающих к какому миру - внешнему или внутреннему принадлежит образ, человеку достаточно легко ошибиться, где произошло событие - в мире, созданном им, или во внешнем мире» [5, с. 62].
На уровне индивидуального сознания, события и поступки, которые происходили за кулисами экрана монитора компьютера, могут функционировать как реальные поступки, совершенные в физической плоскости. Рядовые члены современного информационного общества нередко становятся жертвами «виртуального насилия», «виртуальной депрессии», «виртуального изнасилования», «виртуальной игровой, наркотической, сексуальной зависимости». В виртуальной среде можно дружить,
объединяться, осуществлять социокультурную самоидентификацию, жениться, заводить детей и умирать. Нередким явлением оказался феномен «виртуального самоубийства и виртуальной смерти» как способа расторжения связи с цифровой информационной средой, а также виртуального перерождения - восстановление активности в цифровой социальной сети.
С появлением разветвленных информационных сетей, возникает новый вид сообщества, который объединяется в виртуальном медиапространстве. Несмотря на территориальную удаленность, люди объединяются, используя современные цифровые интерактивные технологии, которые позволяют не только общаться в сети, но и выполнять совместные коллективные действия. Современные социальные сети позволяют сконструировать цифровую модель реальной личности. Цифровой аналог реального «Я» может быть лишен негативных черт, физических и психологических недостатков, которые делают, по мнению человека, его социально менее удачным, по сравнению с другими. В социальной сети личность сама создает себя, и, хотя это возможно и в объективной реальности, в виртуальном пространстве стать «смелым», «добрым», «умным» можно гораздо быстрее, чем в реальной жизни.
Стремительный научно-технический прогресс приводит к появлению общественного явления пересечения цивилизаций или типов общественной организации: колониальной, индустриальной и информационной. Различные эпохи, как совокупность ценностно-идеологических и культурных ориентиров человечества, пересеклись в пределах одного временно-пространственного континуума.
Авторы теории поколений Н. Хау и У Штраус приходят к выводу, что на отрезке одного века встретились представители разных поколений, которые имеют значительные социально-психологические различия [6]. Первое поколение ХХ в. «традиционалисты» (1925-1945) - люди, являющиеся типичными представителями индустриального общества, производителями материальных благ, капиталистами (вкладчиками капитала в природные ресурсы).
«Бэби-бумеры» (1946-1960) - послевоенное поколение, привыкшее много работать, учить-
ся, верившее в глобализацию и возможность образования сверхдержавы общемирового масштаба. Поколения «Х» (1961-1980) были типичными бунтарями и нигилистами, что было спровоцировано длительной консервацией общественных отношений. Они выражали сопротивление ограничениям расового, гендерного, социально- экономического характера. Отличительными представителями этого поколения были субкультуры хиппи и панков.
«Миллениалы» или поколение «Y» (19811994) являются типичными представителями эпохи переходного индустриализма. Это люди, которые считают, что лучше всего вкладывать капитал в знания и образование, много путешествуют, много читают. Это первое поколение, которое понимает силу и цену информации. Эпоха миллениалов обязана своим появлением великим IT гигантам Adobe, Microsoft, Apple, Macintosh. Это поколение формирует основы культуры информационного общества: открытость информации, доступность, возможность диалога с автором, глобализация информационной среды.
Поколение «Z» (с 1995) или как их называют исследователи «digital natives», «Internet generation» или «screenster» является транскультурной генерацией людей, которые одновременно функционируют в пределах реального и цифрового мира. Они давно ощутили преимущества виртуального мира, поэтому устоявшиеся ценности предыдущих поколений для них чужды: они не являются типичными капиталистами (в обычном понимании) - не вкладывают деньги в недвижимость, производство, драгоценности. Они имеют в кругу общения гораздо больше виртуальных лиц чем реальных. Открытие и познание мира происходит преимущественно в цифровой сети путем потребления медиаконтента. Виртуальный и реальный мир для них крайне не дифференцирован, поэтому они нередко экстраполируют нереальные закономерности одного из них на физические реалии другого.
Рассмотрим некоторые характеристики социальной виртуализации поколения «Z» в информационном пространстве.
Во-первых, это мотивация на «сегодня». Представители поколения «Z» не готовы всю жизнь работать на одном месте, они легко меняют работу, место жизни (регион, страну),
контактную среду. Для них не болезненно потерять друзей, отношения с близкими. Социальные сети позволяют постоянно находиться на связи и в контексте происходящего рядом. Они не живут завтрашним днем и не вкладывают в свою старость, поэтому выгоду от сделанного они стремятся получить уже сегодня.
Во-вторых, для них более характерна краткое внимание и кратковременная память. Это поколение живет по законам ленты новостей социальных сетей. Типичный представитель этой генерации ежедневно потребляет информации больше, чем житель средневекового города за всю жизнь. Это приводит к тому, что актуальными знания остаются лишь на короткий период, а их личностная значимость быстро снижается. Представители поколения «Z» быстро воспринимают, перерабатывают и потребляют информацию, поэтому стремятся, чтобы все технологии, знания, факты были простыми и доступными. Они не читают так называемых «лонгридов» (long read) и предпочитают краткие обобщения сути информационного сообщения.
В-третьих, девальвация ценностей. Глобализация жизненного контекста приводит к изменению традиционных ценностей. Ежедневные новости, популярная телевизионная культура, пресса, литература делают такие явления как смерть, война, насилие обычными элементами жизни. Психологическая несостоятельность традиционного реагирования на них повлекла за собой появление таких психологических черт как апатия, цинизм, меркантильность.
С девальвацией ценностей тесно связана четвертая характеристика - низкая религиозность. Представители цифровой эпохи отличаются от своих предшественников высоким уровнем религиозного и обычного нигилизма. Они в большей степени полагаются на собственные силы, помощь виртуального мира чем на Бога. Как результат, крайне редко посещают церковь, не исповедуют религиозных культов, а по большинству фактов объективной реальности видят научные закономерности, а не Божий замысел или его волю.
В-пятых, нивелирование социальных границ. В рамках поколения «миллениалов» и поколения «Z» резко снизился уровень социальной дистанции. Социальные сети разрешили людям, имеющим разный социальный
статус и уровень социального обеспечения, взаимодействовать между собой на равных условиях. В виртуальной среде на первый план выступает содержание информации, которое может объединять или разъединять людей. Их возмущает беспрецедентная дискриминация и унижение своих прав, свобод и других представителей мирового сообщества.
В-шестых, желание «быть в тренде». Представители современного информационного общества имеют достаточно высокий уровень чувствительности к мысли окружения, которое с помощью виртуальных социальных сетей, имеет колоссальные размеры. Это заставляет молодых людей постоянно ориентироваться и изучать тренды общественности для того, чтобы понять, как правильно думать, одеваться, относиться, действовать в том или ином случае. Современные представители информационного общества привыкают к тому, что публичная часть их жизни является доминирующей по сравнению с частной. Сле-
довательно, любое действие совершается с точки зрения того, как оно будет оценено окружающей средой.
Таким образом, информационное общество не является явлением сугубо материального характера. Ошибочно считать его совокупностью только телекоммуникационных средств, серверов, Шете^ресурсов. Уникальность современного периода общественного развития заключается в совместном сосуществовании представителей разных поколений, которые не являются преемниками друг друга или сторонами культурной конфронтации. Носители культуры индустриального и информационного общества живут и функционируют рядом, однако имеют существенные социальные различия: для одних мир существенен в предметах материальной культуры, физических объектах, предметных отношениях с другими субъектами, а для других концепция мира включает духовные достояния, знания, факты, которые связывают этот мир с ними.
Библиографический список
1. Романов М.И. Глобализация как феномен мирового развития / М.И. Романов // Международный научно-исследовательский журнал (МНИЖ). - 2018. - № 7 (73) - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2018.73.7.025.
2. Мадисон А. Маршалл Маклюэн и информационные войны. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcluhan.ru/articles/marshall-maklyuen-i-informacionnye-vojny/.
3. Руденко А.М. Философия безопасности человека в пространстве виртуальной реальности / А.М. Руденко, К.В. Воденко, В.В. Котлярова, Ю.А. Шестаков // Гуманитарий Юга России. - 2016.
- № 1. - С. 131-141.
4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс; [пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова]. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с. - (Серия «Академический бестселлер»).
5. Носов Н.А. Виртуальная психология. - Москва: «Аграф», 2000. - 432 с.
6. Strauss William Generations The history of America's future, 1584 to 2069 / William Strauss a. Neil Howe. — New York: Quill, cop. 1991. - 538 р.
- @UM0C0$CKue nayKU -
SOCIO-PHILOSOPHICAL CHARACTERISTICS OF HUMAN SOCIAL VIRTUALIZATION
IN THE INFORMATION SOCIETY SPACE
A.S. Kotlyarova, Postgraduate Student D.V. Kushchev, Postgraduate Student
Institute of Service Sector and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University in
Shakhty
(Russia, Shahty)
Abstract. The development of information technologies in the context of globalization causes a transformation of social relations in society, which, in turn, affect individual and mass consciousness. The formation of the worldview of a modern personality takes place in the context of total informatization, which is caused by the general trends of the world community towards integration. The digital virtual environment is a new dimension of human existence, in which information is the basis of everything that surrounds him. Human social virtualization forms a new type of generation "Z" with new social characteristics.
Keywords: globalization, information society, virtualization of personality, generation "Z".